Тревожность у детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование тревожности у детей и подростков в условиях образовательного процесса.
Гипотеза – выявление факторов тревожности у детей и подростков поможет учителю найти подходы к ребенку и созданию эмоционального благополучия детей. Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие тревожности у детей и подростков и проанализировать проблемы и причины ее возникновения;
3. Дать рекомендации и советы по проведению профилактической и психокоррекционной работе по преодолению тревожности у детей и подростков;
4. Исследовать особенности проявления тревожности у детей и подростков с помощью методики диагностики Филлипса.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I Теоретический анализ понятия тревожности у детей и подростков…5
Проблема школьной тревожности в психологии …………………..5
Факторы и особенности проявления тревожности…………………10
Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности………………………………15
Выводы по Главе I ………………………………………………………………18
Глава II Эмпирическое исследование особенностей проявления тревожности у детей и подростков…………………………………………………………...20
2.1 Организация и методы исследования……………………………….20
2.2 Анализ результатов тестирования…………………………………..23
Выводы по Главе II ……………………………………………………………25
Заключение ……………………………………………………………………..26
Список использованной литературы..…………………………………………28
Приложение 1………………..............................................................................29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 66.64 Кб (Скачать)

Для решения поставленной цели в работе ставятся следующая  задача:

1. Изучить уровень проявления  тревожности в подростковом возрасте;

2.2 Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться учащимся, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить "Да" или "Нет".

Инструкция: "Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о  том, как Вы себя чувствуете в образовательном учреждении. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ "+", если Вы согласны с ним, или "-", если не согласны".

Обработка и интерпретация результатов: При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос учащийся ответил "Да", в то время как в ключе этому вопросу соответствует "-", то есть ответ "нет". Ответы, не совпадающие с ключом – это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений  по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной  тревожности подростка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

2. Число совпадений по  каждому из 8 факторов тревожности,  выделяемых в тексте. Уровень  тревожности определяется так  же, как в первом случае. Анализируется  общее внутреннее эмоциональное  состояние подростка, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством. (Приложение 1)

Результаты:

1) Число несовпадений  знаков ("+" - да, "-" - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%).

Для каждого респондента:

2) Представление этих  данных в виде индивидуальных  диаграмм.

3) Число несовпадений  по каждому измерению для всей группы; абсолютное значение - < 50 %; > 50 % и 75%.

4) Представление этих  данных в виде диаграммы.

5) Количество учащихся, имеющих  несовпадения по определенному  фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).

6) Представление сравнительных  результатов при повторных замерах.

7) Полная информация о  каждом учащемся (по результатам  теста).

При исследовании тревожности  у детей подросткового возраста используются проективные методики, тесты, наблюдения.

Для изучения уровня проявления тревожности был использован  метод диагностики Филлипса.

Цель: получить информацию для  предварительного психологического анализа.

Оборудование: бланк с  вопросами.

В тестировании принимали  участие 20 подростков: 15 девушек и 5 парней.

Исследование было спланировано и проведено в 1 этап.

  1. Определить уровень тревожности у подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ полученных результатов

 

Результаты нашего исследования среди подростков в количестве 5 парней и 15 девушек отражены в Приложении 1.

Как мы видим, по результатам  исследования тревожности в школе  с помощью теста Филлипса, высокий процент по шкале "Общая тревожность в школе" имеют 10 подростков [см. Приложение 1, высокий уровень], т.е. 50% испытуемых.

Несколько повышена общая  тревожность в у 20% испытуемых (4 человека) [см. Приложение 1, повышенный уровень]. Такие показатели свидетельствуют  о том, что эти подростки склонны переживать тревожность разной степени интенсивности: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками.

Нормальный уровень тревожности  в образовательном учреждении (см. Рис. 1, шкала 1, нормальный уровень) имеют лишь 6 подростков, что составляет 30% испытуемых. Колледж и его требования, трудности не являются для этих ребят травмирующими, что создает условия для нормального функционирования, развития подростка в процессе обучения, установления дружеских контактов и взаимоотношений.

Достаточно высокий процент  испытуемых, 50% (10 человек), не переживают социального стресса. Это говорит  о том, что их отношения с социумом можно охарактеризовать как удовлетворительные, не травмирующие, позитивно окрашенные.

Однако, процент подростков, переживающих социальный стресс на высоком уровне – 35% (7 человек), на повышенном уровне – 15% (3 человека). Такие данные указывают на то, что эмоциональное состояние этих подростков, на фоне которого развиваются их социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным. Таким образом, создаются предпосылки для возникновения и развития беспокойства, тревоги, тревожности как следствия социального стресса.

У 40% испытуемых (8 человек) присутствует страх самовыражения. Этот факт свидетельствует  о том, что большинство подростков переживают негативные эмоции в ситуации предъявления себя другим, самораскрытия. На наш взгляд, это объясняется с одной стороны тем, что эти подростки склонны чрезмерно критично оценивать себя, но в то же время, считают себя "центром вселенной". Такие противоречия в самовосприятии не позволяют им адекватно оценить себя и уж тем более, осуждать окружающих.

Несколько повышен уровень  страха самовыражения у 25% испытуемых, что составляет 5 подростков. Основываясь на этом факте, мы можем предположить, что в данном случае страх самовыражения присутствует лишь в определенных ситуациях или с определенными людьми. Возможно также, что этот страх выражен не ярко, и не доминирует над другими эмоциями.

35% (7 человек) подростков испытуемой группы не имеют психологических и эмоциональных трудностей в само-предъявлении и самораскрытии. Эти подростки легко находят контакт с окружающими, быстро заводят новые знакомства, их отношения глубже и эмоционально насыщеннее, по сравнению с теми, кто испытывает тревожность в этой области.

 

 

 

 

Выводы по Главе II

 

Анализируя результаты, а также на основе индивидуальных бесед, можно сделать выводы, что высокий уровень тревожности вызван:

1. Плохой подготовкой  к урокам;

2.Боязнью выразить свои  возможности, так как подростки считают, что они будут оценены ниже, чем их сверстники, которые показывают высокий уровень знаний и творчества;

3. Заниженной самооценкой;

4. Предъявлением со стороны  учителя высоких требований;

5. Домашними неприятностями;

6. Высокими требованиями  родителей;

7. Недостаточным вниманием  и поддержкой родителей;

8. Не замечание учителем  и родителями успехов подростка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изменения, происходящие в нашей стране – это реальность, обусловленная общественными потребностями. Эти изменения не могли не обострить и естественно юношеского нигилизма. Безвыходность и ее результат – потребительско-эгоистическое отношение к жизни взрослых порождает апатию у молодых людей, безразличие к себе и другим. Особенно значительны изменения, происходящие в сфере общения. Так как в подростковом возрасте общение выдвигается на первое место, оно играет важную роль в формировании личности. Отсутствие навыков общения заставляет подростка быть угрюмым, недовольным собой. Такие подростки заметно отстают в учебе, нередко конфликтуют со взрослыми и со сверстниками.

Формирование моральных норм поведения, активной жизненной позиции возможно при положительных взаимоотношениях в коллективе сверстников; негативные отношения отрицательно влияют на общее развитие подростка, дисциплинированность. Следствием неправильных взаимоотношений могут быть искаженные взаимоотношения в среде взрослых, приводящие к дальнейшему развитию отрицательных черт личности. Не успешность в общении со сверстниками, родителями, педагогами часто приводит к мучительным переживаниям подростка. Именно сферой межличностных отношений обусловлено возрастание тревожности у подростков. Тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Чтобы этого не случилось, перед нами встает принципиально новая задача – готовить юных граждан к общению. От общения все в большей мере зависит успешность профессиональной деятельности, активности в общественной жизни, наконец, личное счастье каждого. Нужно помнить, что отношения со взрослыми у детей и подростков носят сложный и на первый взгляд противоречивый характер, но складывается ситуация нарастания потребности в личностном общении с педагогами и родителями, и невозможности её удовлетворения.

Исходя из этого, нужно участвовать в жизни подростка, помогать в решении его проблем, быть для него другом и товарищем. Сверстники – тоже значительная фигура в жизни подростка. Изменение внутренней позиции приводит к тому, что подростку уже недостаточно быть просто хорошим учеником, иметь высокие показатели, получать одобрение учителя. Гораздо важнее для него иметь репутацию хорошего товарища, пользоваться доверием сверстников, иметь близких и постоянных друзей. Следовательно, не нужно ограждать ребёнка от общения со сверстниками. Ведь только в ситуации общения появляется чувство эмоционального благополучия и устойчивости. А всё это чрезвычайно важно для их будущей жизни. От общения всё в большей мере зависит успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни, наконец, личное счастье каждого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

    1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.- Москва-Воронеж: МОДЭК, 2007.- 352с.
    2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Академия, 2009.-190 с.
    3. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие.- СПб.: Речь, 2010.-247 с.
    4. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности// Психологическая наука и образование.-2008.- №2.
    5. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.-М.:МОДЭК, 2010.- 304с.
    6. Прихожан А.М. Тревожность у детей: явление, причины, диагностика// Школьный психолог.- 2011.№4
    7. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: ТЦ Сфера, 2008. - 448с.
    8. Немов, Р.С. Психодиагностика: Введение в научное психологическое исследование с элементами математический статистики. Кн. 3 /Немов Р.С. психология: учебное пособие для студентов педагогических вузов. В 3 кн. - М., 2009. - 269 с.
    9. Бакеев В.А. Экспериментальные исследования психологических механизмов внушаемости / В.А. Бакеев. М.: Лениздат, 2010 - 17 с.
    10. Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов / К. Хорнм. - СПб.: Лань, 2007 - 240 с.

 

 

Приложение 1

Факторы

№ вопросов

1. Общая тревожность в  школе

2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58;

сумма = 22

2. Переживание социального  стресса

5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44 сумма  = 11

3. Фрустрация потребности  в достижение

1. 3, 6. 11. 17. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43;

сумма = 13

4. Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45;

сумма = 6

5. Страх ситуации проверки  знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26;

сумма = 6

6. Страх не соответствовать  ожиданиям окружающих

3,8,13,17.22;

сумма = 5

7. Низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу

9,14.18.23,28;

сумма = 5

8. Проблемы и страхи  в отношениях с учителями

2,6,11,32.35.41.44.47;

сумма = 8


 

     
     
     
     

Ключи к заданиям:

 

1 -

7-

13-

19-

25+

31-

37-

43+

49-

55-

 

2-

8-

14-

20+

26-

32-

38+

44+

50-

56-

 

3-

9-

15-

21-

27-

33-

39-

45-

51-

57-

 

4-

10-

16-

22+

28-

34-

40-

46-

52-

58-

 

5-

11+

17-

23-

29-

35+

41+

47-

53-

   

6 -

12-

18-

24+

30+

36+

42-

48-

54-

   
                     

 

 

Текст опросника:

1. Трудно ли тебе держаться  на одном уровне со всей группой?

2. Волнуешься ли ты, когда  учитель говорит, что собирается  проверить, насколько ты знаешь  материал?

3. Трудно ли тебе работать  в группе так, как этого хочет учитель?

4. Снится ли тебе временами,  что учитель в ярости от  того, что ты не знаешь урок?

5. Случалось ли, что кто-нибудь  из твоей группы бил или ударял тебя?

6. Часто ли тебе хочется,  чтобы учитель не торопился  при объяснении нового материала,  пока ты не поймешь, что он  говорит?

Информация о работе Тревожность у детей и подростков