Влияние семьи на качество успеваемости детей в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Сложность нынешних взаимоотношений родителей и детей связана с тем, что в каждой семье объективно формируется определенная, не всегда осознанная ею система воспитания. Тут имеется в виду и осмысление целей воспитания, а так же формулировка его задач, целенаправленное использование приемов и методов воспитания, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Так же существенно сказывается то, что сегодня взрослый разрывается между потребностью в творческой самореализации, профессиональном росте и родительскими обязанностями.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ .3
Глава I. ПРОБЛЕМА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ 6
1.1. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 6
1.2. РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ТИПЫ……………………………………………………………………….10
1.3. ВЛИЯНИЕ СЕМЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА И КАЧЕСТВО УСПЕВАЕМОСТИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ……………………………………………………………………..22
ГЛАВА II. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА КАЧЕСТВО УСПЕВАЕМОСТИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………….…29
2.1. ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ И МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ДОМИНИРУЮЩЕГО ТИПА РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И УСПЕВАЕМОСТИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ……………………..…………………………..……………….….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................. 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................... 48

Файлы: 1 файл

Влияние семьи на качество успеваемости детей в школе.doc

— 269.50 Кб (Скачать)


Нижегородский государственный педагогический университет  имени Козьмы Минина

 

 

 

Психолого-педагогический факультет

Кафедра социальной педагогики, психологии и предметных методик начального образования

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

Предмет: Психология

 

 

 

Тема: Влияние семьи на качество успеваемости детей в школе

 

 

 

Баранова Ирина  Валентиновна

Студентка 3(4) курса ППФ ПиМНО (з/о)

Руководитель: Курбатова Алла Сергеевна

 

 

 

 

Нижний Новгород 2012

Содержание

 

 ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  исследования. Сложность нынешних взаимоотношений родителей и детей связана с тем, что в каждой семье объективно формируется определенная, не всегда осознанная ею система воспитания. Тут имеется в виду и осмысление целей воспитания, а так же формулировка его задач, целенаправленное использование приемов и методов воспитания, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Так же существенно сказывается  то, что сегодня взрослый разрывается между потребностью в творческой самореализации, профессиональном росте и родительскими обязанностями. А в итоге это приводит к тому, что родители уделяют (или вообще не уделяют) меньше времени своему ребенку. Поэтому важно помочь родителям не занять агрессивной позиции, а суметь понять, принять и помочь в трудную минуту своему ребенку.

Важнейшей способностью современных родителей должна быть способность к рефлексии на возрастные и индивидуальные качества ребенка, готовность к осознанному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. Как раз в наше время имеется немало возможностей продвинуться и обучаться в формировании собственного неповторимого стиля семейного воспитания [3].

В рамках данной работы особенности  семейного воспитания, рассматривается  как один из главных факторов, влияющих на развитие личности ребенка (Л.И. Божович, А.Я. Варга, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко), в том числе и на качество успеваемости в школе (Т.В. Архиреева, О.В. Барсукова, Б.С. Волков, А.У. Лопатин).

Проблеме выбора родителями стратегии поведения актуальна  в наше время. Это связано с  тем, что зачастую преобладает «деструктивный» тип родительского отношения к ребенку, который приводит его к бессознательному «программированию» на заведомую неудачу [2, 4].

Успеваемость  ребенка в школе является одним  из важных критериев оценки его как  личности со стороны взрослых и сверстников. Отношения в семье, где определяется эмоционально теплая атмосфера семейного воспитания, в которой родители с уважением относятся к личности ребенка, признавая его права, принимая его как личность – дают ребенку возможность успешно развиваться и быть успешным в учебе [23].

Объект исследования: стратегии поведения родителей.

Предмет исследования: влияние особенностей семейного воспитания на качество успеваемости ребенка в школе.

Цель исследования: изучить характер взаимосвязи типа родительского отношения и качества успеваемости ребенка в школе.

Гипотеза исследования: если родители характеризуются преобладанием деструктивного типа родительского отношения, то это негативно отразится на качестве  успеваемости ребенка в школе.

Для достижения цели и проверки гипотез были поставлены следующие задачи исследования:

- провести теоретический  анализ литературы по проблеме  исследования, рассмотреть классификации  родительских стратегий различных  авторов; выделить и изучить  влияние доминирующего типа родительского отношения на развитие личности ребенка, в том числе на его успеваемость в школе.

- подобрать необходимые  методики исследования;

- исследовать влияние  доминирующего типа родительского  отношения на развитие личности  ребенка;

- установить различие  выраженности успеваемости ребенка в школе в зависимости от доминирующего типа родительского отношения.

- проанализировать полученный  эмпирический материал, проверить  гипотезу исследования, дать обобщение  и интерпретацию полученных результатов.

Методы исследования. Для проверки гипотезы и обоснования результата работы были использованы следующие методы: теоретический анализ; группа диагностических методик: тест – опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столина); анкета на определение школьной мотивации,  методика «Школьная мотивация» (А.М. Шуберта). Методика «Экспертная оценка волевых проявлений личност» (модифицированный вариант методики «Изучение волевых проявлений» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной); методы математической статистики.

Практическая значимость нашего исследования. Результаты исследования могут быть полезны педагогам, классными руководителям, психологам образовательных учреждений при проведении консультаций, родительских собраний, а также родителям для самоанализа и самоактуализации.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в г. Городце, Нижегородской области (в МБОУ СОШ №2). Выборку исследования составили 25 учащихся 3 «В» класса (9 девочек, 16 мальчиков) и их родители – 25 матерей. Таким образом, в исследовании приняли участие 50 испытуемых.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ

1.1. Детско-родительские  отношения в психологии

Первым  научным направлением, поставившим  детско-родительские отношения в  центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Психоанализ, стал определяющим направлением развития основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между детьми и родителями [14]. Наибольшую популярность завоевала теория привязанности (Д.Боулби, М.Эйнсворт). Центральным понятием в теории привязанности является "внутренняя рабочая модель", которая представляет собой неразрывное и взаимообусловленное единство себя и другого. Ребенок познает себя через отношение к нему матери, а мать воспринимает как источник отношения к себе. Эта сложная взаимосвязь в первоначальном варианте, понималась как отношение к себе и к близкому взрослому, которое дает чувство защищенности и безопасности.

В современных  исследованиях, данного вопроса, происходит переориентация с изучения самосознания ребенка к исследованию его поведения, которое чаще всего описывается  в терминах социальной адаптации и компетенции. Привязанность рассматривается уже не как отношение, а как стратегия поведения с родителями. E.Moсс и др., отмечают положительную корреляцию между "надежным" типом привязанности и школьной адаптацией, гармоничной коммуникацией в детско-родительской диаде. В исследовании П.Критенден показана прямая зависимость стратегии поведения школьников и подростков от качества привязанности к матери.

Д.Баумринд предложил  классификацию родительских стилей поведения, включающую 3 типа: 1) авторитетный; 2) авторитарный; 3) попустительский стиль; E.С.Шафер, Р.A.Белл разработали динамическую двухфакторную модель родительского отношения, где один из факторов отражает эмоциональное отношение к ребенку: "принятие-отвержение", а другой - стиль поведения родителей: "автономия-контроль". Каждая позиция взаимосвязью различных факторов, их взаимосвязанностью. Хотя данные теоретические модели были предложены более 30 лет назад, они остаются практически единственными, на сегодняшний день, дающими содержательное описание родительского отношения.

В последнее  время одним из наиболее распространенных направлений исследования детско-родительских отношений становятся кросскультурные  и гендерные исследования. Проведенные  исследования в этой области, показали, что каждому типу темперамента ребенка соответствует определенный родительский стиль поведения. Интересное исследование половых различий родительских стилей, показали, что матерям в большей степени свойственен авторитетный стиль, отцам - авторитарный или попустительский. Авторитарный стиль более свойственен родителям мальчика, авторитетный - родителям девочки.

Специфика родительского  отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной  стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объективное оценочное отношение, направленное на формирование общественных способов поведения. Наличие этих двух противоположных начал характерно не только для родительского отношения, но и для межличностных отношений вообще.

Своеобразие и  внутренняя конфликтность родительского  отношения заключается в максимальной выраженности и напряженности обоих  моментов. Ответственное отношение, беспокойство за будущее ребенка, порождает  оценочную позицию родителей, обостряя контроль над его действиями, превращая ребенка в объект воспитания.

Родительское  отношение определяет стиль поведения  родителя с ребенком, и как следствие  определяет отношение ребенка к  родителю и их взаимоотношения друг с другом.

В каждой семье  объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены четыре наиболее общие тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.

Диктат в  семье проявляется в систематическом  поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства  у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако, те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, желают утвердить собственное превосходство на ощущении зависимости другого, более слабого существа, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, подавление, принуждение, а, в случае сопротивления ребенка порой еще и эмоциональное или физическое насилие над ним, издевательство, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности [21].

Опека в семье - это система отношений, при которых  родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются неприспособленными к жизни в коллективе.

По данным психологических  наблюдений именно эта категория  подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой "невмешательства". При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями, учиться родительству. Причем такой вариант может встречаться как в бедных, неустроенных семьях, так и относительно устроенных, богатых и благополучных семьях.

Сотрудничество  как тип взаимоотношений в  семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются в детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом [25].

 

1.2. Родительское  отношение к ребенку: определение  и типы 

Понятийный аппарат для анализа детско-родительских отношений довольно неоднороден: тут родительские установки и отвечающие им разновидности поведения; родительские убеждения; типы родительского отношения; виды отношений «мать — ребенок»; стили воспитания детей; свойства патогенных типов воспитания; разновидности положительного и неверного родительского авторитета; параметры воспитательного процесса; манеры общения, которые предлагаются взрослыми в семье и школе; семейные роли ребенка.

Информация о работе Влияние семьи на качество успеваемости детей в школе