Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:15, курсовая работа
Актуальность исследования. Сложность нынешних взаимоотношений родителей и детей связана с тем, что в каждой семье объективно формируется определенная, не всегда осознанная ею система воспитания. Тут имеется в виду и осмысление целей воспитания, а так же формулировка его задач, целенаправленное использование приемов и методов воспитания, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Так же существенно сказывается то, что сегодня взрослый разрывается между потребностью в творческой самореализации, профессиональном росте и родительскими обязанностями.
ВВЕДЕНИЕ .3
Глава I. ПРОБЛЕМА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ 6
1.1. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 6
1.2. РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ТИПЫ……………………………………………………………………….10
1.3. ВЛИЯНИЕ СЕМЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА И КАЧЕСТВО УСПЕВАЕМОСТИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ……………………………………………………………………..22
ГЛАВА II. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА КАЧЕСТВО УСПЕВАЕМОСТИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………….…29
2.1. ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ И МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ДОМИНИРУЮЩЕГО ТИПА РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И УСПЕВАЕМОСТИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ……………………..…………………………..……………….….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................. 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................... 48
Тем не менее,
в семьях «конструктивных» родителей
уже у 87% детей этой группы определен
высокий уровень
В группе респондентов
«деструктивных» родителей
Различия выраженности
форм ответственности респондентов
в зависимости от доминирующего
типа родительского отношения
Таблица 3
Распределение выраженности форм ответственности в
зависимости от доминирующего типа родительского отношения к ребенку, %
Проявления ответственности |
Уровень выраженности начальных |
Уровень | |
«Конструктивный» |
«Деструктивный» | ||
Ответственное выполнение поручений учителя |
73 |
20 |
* |
Дисциплинированность |
87 |
31 |
* |
Инициативность |
63 |
55 |
Примечание. Знаком * отмечены значимые отличия (p ≤ 0,01).
Анализ достоверности различий параметров ответственности личности в зависимости от доминирующего типа родительского отношения показал, что ответственно выполняют задания 73% детей «конструктивных» родителей, а «деструктивных» – 20% (p ≤ 0,01). Рассмотренные различия иллюстрируются на рис. 2.
Рис. 2. Значения ответственного выполнения задания детей в зависимости от типа родительского отношения к ребенку
Из числа детей «
Таким образом, достоверное большое количество детей «конструктивных» родителей, по сравнению с детьми «деструктивных» родителей, имеют хорошую успеваемость в учебе по следующим составляющим: проявления инициативности, хорошей дисциплинированности, «ответственного выполнения заданий». В то же время значимо большое количество детей «деструктивных» родителей, которые имеют низкие показатели «ответственного выполнения задания», дисциплинированности, проявления инициативы. Это выражается в принятии детьми очень небольшой части цели, которую почти сразу же теряют; ошибки не замечают и не исправляют и т.п.
Рис. 3. Уровень дисциплинированности детей в зависимости от типа родительского отношения к ребенку
Анализ полученных
результатов показал, что выбор
родителями стратегий поведения
влияет на формирование у ребенка
чувства ответственности, что непосредственно
связано с качеством
В жизни всякого человека его родители исполняют одну из первостепенных ролей. От взаимоотношения матери и отца к собственному ребенку во многом зависит процесс воспитания его личности. Идеология, становления характера, этические начала, связь с духовными ценностями. Данный процесс зависит от того, насколько довольствуются в семье ключевые надобности ребенка, как справедливо с точки зрения его формирования и воспитания выражаются родительские позиции [18].
Мы знаем, что существует немало потребностей у детей, однако ограничимся характеристикой исключительно основополагающих:
1. Надобность в любви,
теплоте эмоций и
2. Потребность в почтении. Ребенок ощущает себя неудовлетворительно, если к нему относятся легкомысленно и пренебрежительно, а также, если его критикуют, унижают и постоянно наставляют. В итоге от долговременной критики он будет расположен, испытывать свою неполноценность.
3. Необходимость в самоутверждении как персоны, у которой формируются и осуществятся свои персональные способности [23].
Также были проведены методики с детьми на выявление уровня школьной мотивации (методика А.М. Шуберта «Школьная мотивация», анкета на определение школьной мотивации).
Данные методики помогли определить насколько у ребенка сформировано отношение к себе как к ученику.
Таким образом, у «конструктивных» родителей 66 % детей (21 человек) выделяются присутствием высоких когнитивных аргументов, влечением наиболее благополучно реализовывать все предъявляемые школой запросы. Они весьма четко руководствуются установкам учителя, добросовестны и ответственны, чрезвычайно ощущают, если зарабатывают неудовлетворительные оценки или замечания преподавателя. Также у таких детей сформировано отношение к себе как к школьнику.
16 % детей (6
человек) успешно справляются
с учебной деятельностью, отнош
Следовательно, что только 9 % детей (3 человека), у «конструктивных» родителей, ходят в школу неохотно, отдают предпочтение пропускать занятия. И на уроках часто берутся за посторонние дела. Они ощущают серьезные затруднения учебной деятельности и находятся в состоянии неустойчивой приспособленности к школе;
В тоже
время 9 % детей (1 человек), родители
которых характеризуются
Различия выраженности уровня школьной мотивации ребенка в зависимости от доминирующего типа родительского отношения представлены в табл. 4.
Из числа детей «конструктивных» родителей 66% имеют высокий уровень школьной мотивации, а дети «деструктивных» родителей 9% (p ≤ 0,01). Рассмотренные различия иллюстрируются на рис. 4.
Таблица 4.
Различия выраженности уровня школьной мотивации ребенка в зависимости от доминирующего типа родительского отношения, %
Проявления отношений ребенка к школе |
Уровень выраженности школьной
мотивации ребенка в |
Уровень | |
«Конструктивный» |
«Деструктивный» | ||
Высокий уровень школьной мотивации |
66 |
9 |
* |
Школа больше привлекает внеучебными её сторонами |
9 |
55 |
* |
Негативное отношение к школе |
0 |
36 |
* |
Примечание. Знаком * отмечены значимые отличия (p ≤ 0,01).
Рис. 4. Выраженность высокого уровня школьной мотивации детей в зависимости от типа родительского отношения к ребенку, %
55% детей, родители
которых характеризуются «
Подобным образом, школьник видит себя глазами ближних взрослых и его воспитывающих. И если оценки и ожидания в семье не отвечают возрастным и персональным спецификам ребенка, также и его суждение о себе выглядят искаженными.
Дети с истинным мнением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им довольно немало времени; позитивно оценивают их физические и интеллектуальные предоставленные, но не мыслят степень их формирования возвышеннее, чем у большинства сверстников; предсказывают неплохую успеваемость в школе.
Рис. 5. Выраженность уровня заинтересованности детей школой внеучебными её сторонами в зависимости от типа родительского отношения к ребенку
Рис. 6. Выраженность негативного отношения к школе у детей в зависимости от типа родительского отношения к ребенку
Детей, родители
которых характеризуются «
Отталкиваясь от сказанного, можно сделать вывод, что успеваемость в школе становится одним из главным критерием оценки ребенка как личности со стороны старших и сверстников. Отношение к себе как к ученику в полноценной мере обусловливается семейными ценностями. На первый план у ребенка выходят те его особенности, которые главным образом тревожат его родителей - поддержание авторитета (дома задаются вопросы: «А еще кто заработал пятерку?»), повиновение («А тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании школьника смещаются ударения, когда родителей беспокоят не учебные, а повседневные обстоятельства в его школьной жизни («А в классе из окон не дует?», «А что вам подавали на обед?»). Или родителей мало что волнует - школьная жизнь ребенка не обсуждается, а если и обсуждается то только формально. Часто взрослые задают безразличные вопросы: «А что было у вас сегодня в школе интересного?» преждевременно или поздно повергнет к подобающему ответу: «Ничего необычного», «Все стандартно».
Также родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – именно то, на что он претендует в учебной деятельности и взаимоотношениях. Дети с высокой степенью притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией надеются только лишь на успех. И их соображения о существующем так же жизнерадостны. Дети с низкой самооценкой в своей жизни не претендуют на многое. Перед собой они не устанавливают высоких целей и неизменно колеблются в своих потенциалах, стремительно примиряются с тем уровнем успеваемости, который вырабатывается в начале обучения.
Анализ и интерпретация полученных эмпирических данных позволяет сделать следующий вывод, подтверждающий гипотезу: если родители характеризуются преобладанием деструктивного типа родительского отношения, то это негативно отразится на качестве успеваемости ребенка в школе.
Из этого следует, что конструктивный тип родительского отношения связан с хорошей успеваемостью ребенка в школе при высоких значений ответственности, а деструктивный – с низкой успеваемостью ребенка. Заметим, что респонденты, у родителей которых преобладает конструктивный тип родительского отношения, чувствуют себя комфортно, эмоционально благоприятно в семье. Группа респондентов, родители которых характеризуются преобладанием деструктивного типа родительского отношения к ребенку, чаще испытывают неблагоприятное эмоциональное состояние. Полученные результаты свидетельствуют о том, что доминирование деструктивных стратегий родительского отношения к ребенку негативно сказывается на успеваемости ребенка в школе.
Так, повышенная строгость и контроль со стороны родителей препятствуют формированию внутреннего плана оценки собственной деятельности, что ведет к зависимости оценок ребенка от оценок родителей. В этом случае нет условий для формирования у ребенка рефлексии, способности анализировать собственные достижения и неудачи, что ведет к несформированности адекватного переживания ответственности за собственные поступки. Эти дети осознают позитивное отношение к ним родителей независимо от результатов их работы или учебы. В связи с этим потребности довести дело до завершения, выполнить его максимально хорошо отсутствуют. Нет необходимости ставить перед собой сложные задачи, если родители хвалят и любят ребенка даже за некачественную работу. Если ребенок включен в творческую деятельность, то кроме позитивного отношения к его деятельности со стороны родителей он сталкивается с более адекватной оценкой его работы со стороны сверстников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья служит базисом формирования личности ребенка. Родители играют важнейшую роль в формировании Я – концепции, и хотя окружающие могут внести свой вклад в развитие способностей ребенка, приоритет родителей в воспитании личности неоспорим. Психологический климат, который создают родители, имеет для ребенка жизненного важное значение. Ведущим фактором успеваемости ребенка в школе являются особенности построения отношений ребенка со значимыми взрослыми, а именно с родителями.
Информация о работе Влияние семьи на качество успеваемости детей в школе