Влияние семьи на качество успеваемости детей в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Сложность нынешних взаимоотношений родителей и детей связана с тем, что в каждой семье объективно формируется определенная, не всегда осознанная ею система воспитания. Тут имеется в виду и осмысление целей воспитания, а так же формулировка его задач, целенаправленное использование приемов и методов воспитания, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Так же существенно сказывается то, что сегодня взрослый разрывается между потребностью в творческой самореализации, профессиональном росте и родительскими обязанностями.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ .3
Глава I. ПРОБЛЕМА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ 6
1.1. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 6
1.2. РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ТИПЫ……………………………………………………………………….10
1.3. ВЛИЯНИЕ СЕМЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА И КАЧЕСТВО УСПЕВАЕМОСТИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ……………………………………………………………………..22
ГЛАВА II. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА КАЧЕСТВО УСПЕВАЕМОСТИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………….…29
2.1. ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ И МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ДОМИНИРУЮЩЕГО ТИПА РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И УСПЕВАЕМОСТИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ……………………..…………………………..……………….….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................. 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................... 48

Файлы: 1 файл

Влияние семьи на качество успеваемости детей в школе.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

Проблема влияния доминирующего  типа родительского отношения на ребенка сегодня приобрела особую актуальность. От того, какие стратегии  поведения выбирают родители зависит  эмоциональная, мотивационная, поведенческая  и многие другие сферы ребенка, что в дальнейшем влияет на его успеваемость в школе.

В нашем исследовании мы опираемся на положения о роли родителей как факторе влияющим на успеваемость ребенка в школе  в трудах Т.В. Архиреева, О.В. Барсукова, Б.С. Волков, М.Н. Емельянова, В.П. Кузьмина, А.У. Лопатин и др. [4, 7, 11, 12, 17, 23, 24, 29, 34, 37, 38, 40, 44, 58].

Проведя исследование мы сделали вывод, что в семьях, где отношения родителей и детей строятся на понимании, принятии и признании, характеризуются высокой самооценкой, позитивными установками, социальной открытостью и т.д., нацелены на развитие у ребенка активности, самостоятельности, инициативности и пр., в целом создаются необходимые психологические условия для успеваемости ребенка в учебной деятельности. А дети, в семьях, с деструктивным типом родительского отношения, характеризуются низкой успеваемостью в школе и плохой дисциплиной.

Исходя из этого, можно  сказать, что успеваемость ребенка  в школе связана с конструктивным типом родительского отношения, а проявление низкой успеваемости – с деструктивным.

Дети, у родителей которых  доминирует конструктивный тип родительского  отношения, чувствуют себя комфортно, эмоционально благоприятно в семье, более раскрепощено, свободно, смело  в проявлении себя в творчестве, общении, цели достижении и пр. Дети, родителям, которых свойствен деструктивный тип родительского отношения к ребенку, чаще испытывают неблагоприятное эмоциональное состояние, что, возможно, скрывает проявление потенциала, развитие способностей, уверенности в принятии одобрения со стороны родителей и др.

В соответствии с полученными результатами были разработаны следующие рекомендации для классных руководителей:

1) проводить  разъяснительную работу с родителями, говоря о том что, несмотря на трудности, вызванные кризисом, не должно ослабевать внимание   к   ребенку,   особенно   младшего   школьного возраста. Необходимо      психологическое      и      педагогическое  просвещение родителей;

2) точно определить  тип воспитания семьи и при  необходимости вовремя    помочь    в    корректировке    внутрисемейных    отношений совместно с педагогом-психологом;

3) особенно  усилить работу по повышению  значимости и роли отца в воспитании и в обучении своего ребенка.

А также были разработаны рекомендации для родителей:

1) формируйте у ребенка положительное отношение к учебной деятельности, интеллектуальному труду, учителю, одноклассникам;

2) будьте     внимательными    к    чувствам     и    переживаниям маленького ученика, необходимо их вовремя заметить, поговорить, успокоить ребенка;

3) ни  в   коем   случае  нельзя  сравнивать  результаты учебной деятельности   ребенка   с   достижениями   других,   более   успешных учеников;

4) необходима моральная  и эмоциональная поддержка;

5) подчеркивайте  ту сферу деятельности,  где   ребенок более успешен, помогая ему тем самым укрепить уверенность в себе;

6) спокойствие  домашней жизни вашего ребенка  поможет ему более эффективно решать трудности школьной жизни.

Таким образом, проведенное  исследование факторов влияющих на успеваемость ребенка в школе позволили решить поставленные задачи, подтвердить выдвинутую гипотезу.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексанрова Е. Подружитесь с собственным ребенком// Воспитательная работа в школе. — М., 2005. №3. — С. 73 - 84.
  2. Архиреева Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника // Вопросы психологии. – 2006. № 3. —  С. 67 - 77.
  3. Баринова И.Г. Экология взаимодействия взрослого и ребенка// Мир психологии. – М., 1997. №1. — С. 174 - 182.
  4. Барсукова О.В. Психологическая защита ребенка дошкольного возраста от дестуктивного влияния родителей: Автореф. … канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2000. — 22с.
  5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. М.; Воронеж, 1995. — 352 с.
  6. Варга А.Я. Типы неправильного родительского отношения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1987. — 12 с.
  7. Вергелес В.И., Матвеева Н.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться. – СПб., 2000. — 159 с.
  8. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? – М.: Просвещение, 1992. — 234 с.
  9. Волков Б.С. Младший школьник: как помочь ему учиться. – М.: Академический проект, 2004г. – 142с.
  10. Гарбузова В.И. Воспитание ребенка в семье. - М., 1995. — 188 с.
  11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1993. — 208 с.
  12. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. – М., 1986. — 303 с.
  13. Дольто Ф. На стороне ребенка. – СПб., 1997. — 527 с.
  14. Дружинин В.Н. Психология семьи. М.: КСП, 1996. — 160 с.
  15. Емельянова М.Н. Родительские стереотипы и реальности школьной жизни // Начальная школа плюс. – М., 2006. № 11. — С. 32 - 36.
  16. Зиганов М.А. Родители и школа: как обеспечит качество образования и чувство комфорта // Народное образование. - 2007. №2. —  С. 128 - 133.
  17. Зинченко С.Н. Почему детям трудно учиться. – Киев, 1990. — 54 с.
  18. Кочубей Б.Н., Новикова Е.В. Детские тревоги: в школе и дома // Семья и школа. - М.: Знание, 1988. №7. —  С. 46 - 51. 
  19. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М., 1981. — 218 с.
  20. Лидерс А.Г. Типология методик психологического обследования родительско-детских отношений в семье // Материалы конф. «Психологические проблемы современной Российской семьи» / Под ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерса. В 2-х ч. Ч 2. – М., 2003. —  С. 154 - 157.
  21. Лидерс А.Г., Спирева Е.Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителей // Семейная психология и семейная терапия. – М., 2001. № 4. —  С. 71 - 74.
  22. Лисина Н.И. Общение, личность и психика ребенка. - М., 1997. —  384 с.
  23. Лопатин А. Успешность школьника в учебе зависит и от семьи // Сельская школа. - 2005. №3.  — С. 67 - 74.
  24. Марковская И.М Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2004. — 219 с.
  25. Недвецкая М. Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи // Начальная школа. - 2007. №1 — С. 21 - 29.
  26. Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и реб.: Психологический аспект детского развития. – М., 1999. — 268 с.
  27. Холина З.Н. Родительский авторитет, воспитание в семье: Материал для родительского собрания // Начальная школа. - 2008. №5. — С. 31 - 42.
  28. Чупров Л.Ф. Типы семейного воспитания как основа педагогического потенциала семьи в нравственном воспитании школьников // Совершенствование идейно-воспитательной работы в школе (Сб. научных статей) / Отв. ред. С.П. Ултургашев. – Абакан: АГПИ, 1991. – С. 120 - 126.
  29. Шаповаленко И.В. Родительское отношение к ребенку: определение, типы, и влияние на психическое развитие // Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Академия, 2004. №3. — С. 81 - 90.
  30. Шведовская А. Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста// Психологическая наука и образование. - 2006. №1. — С. 69 - 80.

 

 


Информация о работе Влияние семьи на качество успеваемости детей в школе