Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:15, курсовая работа
Актуальность исследования. Сложность нынешних взаимоотношений родителей и детей связана с тем, что в каждой семье объективно формируется определенная, не всегда осознанная ею система воспитания. Тут имеется в виду и осмысление целей воспитания, а так же формулировка его задач, целенаправленное использование приемов и методов воспитания, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Так же существенно сказывается то, что сегодня взрослый разрывается между потребностью в творческой самореализации, профессиональном росте и родительскими обязанностями.
ВВЕДЕНИЕ .3
Глава I. ПРОБЛЕМА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ 6
1.1. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 6
1.2. РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ТИПЫ……………………………………………………………………….10
1.3. ВЛИЯНИЕ СЕМЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА И КАЧЕСТВО УСПЕВАЕМОСТИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ……………………………………………………………………..22
ГЛАВА II. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА КАЧЕСТВО УСПЕВАЕМОСТИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………….…29
2.1. ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ И МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ДОМИНИРУЮЩЕГО ТИПА РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И УСПЕВАЕМОСТИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ……………………..…………………………..……………….….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................. 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................... 48
«Родительское отношение» обладает наиболее общим характером, направляя на взаимную связь, на зависимость родителя и ребенка. Это понятие содержит в себе сознательно-избирательное и субъективно-оценочное мнение о ребенке, которое устанавливает признаки восприятия ребенка, схему общения с ним, характер приемов влияния. Зачастую, в структуре родительского отношения отмечают экспансивный, познавательный и поведенческий компоненты. Определения «родительское убеждение» и «родительская установка» применяются практически как синонимы понятия «родительское отношение», иногда отличающиеся степенью осознанности [10].
Характер и степень влияния родителя на ребенка зависит от множества отдельных факторов. Прежде всего, это характеристики родителя как непосредственного субъекта взаимодействия:
1) его пол (противоположный или такой же, как у ребенка);
2) возраст;
3) темпераментальные
и характерологические
4) национально-культурная принадлежность (немецкая, европейская, японская, английская и другие модели воспитания);
5) социальное положение (низкие или средние социально – экономические слои, высокопоставленность родителя);
6) профессиональная принадлежность;
7) степень педагогической и общей культуры.
Принимая во внимание взаимность связей в семье, отношения изображают через те роли, какие реализовывает ребенок. По представлению А.С. Спиваковской, роль ребенка четко можно выделить именно в дисгармоничной семье, в которой члены относятся друг к другу стереотипно, нейтрально, годами сберегая замершие, ригидные, далеко не отвечающие реалиям взаимоотношений. Роль представляет собой набор стандартов поведения по отношению к ребенку в семье; это комбинирование чувств, действий, ожиданий, оценок, обращенных к ребенку от взрослых членов семьи» [60].
Наиболее обыденны четыре образа: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». «Козел отпущения» выполняет роль объекта для канализации недовольства супругов, т.е. родителей. «Любимчик» наполняет эмоциональную пустоту в отношениях между супругами, любовь и попечительство к нему излишне утрированы. И, наоборот, при сильной близости супругов друг к другу их ребенок в семье останется только ребенком с очень ограниченными правами. В роли «примирителя» он вынужден исполнять роль взрослого, ликвидировать и регулировать супружеские конфликты, таким образом, занимает основное место в структуре семьи.
Обозначают и прочие роли: ребенок-раб; ребенок-обуза; ребенок как средство в битве с супругом; ребенок - заместитель супруга (с него спрашивают стабильного интереса, опеки, затем чтобы он был вместе с ним и делился своей интимной жизнью); ребенок-любовник (мать настаивает на «связях для двоих», закрепощает ребенка в оковах своей любви) [10].
Мы допустили, что наиболее непосредственный и предпочтительный для родителя вариант поведения живописнее всего будет выражаться в напряженных, конфликтных ситуациях. Рассматривая литературные источники, бесед, тренингов и опросов с родителями мы попробовали раскрыть как сами конфликтные обстоятельства, свойственные для детей различных возрастов, так и нейтральные методы поведения родителей в них.
Были условно выделены семь вариантов родительского поведения (стиля).
1. Классический – родитель влияет в основном силовыми, руководящими методами, навязывать свое мнение, порядок требований и склонные решения ребенку. Родитель строго ориентирует ребенка по пути общественных успехов и достижений, при этом нередко блокируя личную энергичность и инициативность ребенка. Ребенок показывается родителю мало зрелым, неспособным принимать независимые решения, его суждение редко учитывается родителем. Предоставленный стиль в целом отвечает авторитарному стилю, многократно изображенному в психологической литературе.
2. Пояснительный – родитель сводиться к рациональной важности ребенка, прибегает к словесному истолкованию. По взгляду родителя, ребенок довольно воспитан и способен ухватить причинно — следственные взаимоотношения между явлениями, на базе которых родитель основывает свои разъяснения.
3. Автономный – родитель
разрешает ребенку самому
4. Компромиссный –
для постановления темы
5. Содействующий – тип родителя ориентируется, в какое время необходима ребенку его содействие и как он должен ему оказать. Такие родители сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтных условиях и этим подтверждает свое участвует в жизни ребенка, разбирается в его надобностях, увлечениях, вопросах и конфликтах, жаждет помочь ребенку, поделить с ним его трудности.
6. Потакающий – абсолютная установка на надобности и увлечения ребенка, которые ставятся возвышеннее родительских, а иногда и выше пристрастий семьи в целом. Родитель расположен предпринять всякие поступки, даже если это может доставить какой-либо вред или убыток ему, для оснащения телесного и психологического комфорта ребенка.
7. Ситуативный – родитель принимает надлежащее решение в подчиненности от той обстановки, где он находится; у этого типа родителя нет определенной стратегии воспитания ребенка. Поэтому родительская стратегия вырабатывается каждый раз снова из массы причин: состояния ребенка, его воззрения, его пристрастий на данный момент, своего личного родительского состояния, надобностей и целей, а также контекста той обстановке, в которой они находятся.
При всем том, характеризуя манеру воспитания в целом можно заявлять лишь о сравнительной выраженности (т.е. доминировании) той или иной версии, как у определенного родителя, так и у группы родителей в целом. Подобный подход санкционирует соорудить неповторимый профиль родительского поведения, который парирует наиболее свойственный стиль воспитания (в субъективном случае или для родителей установленной группы детей) [2].
В любой семье беспристрастно формируется установленная, далеко не всегда постигнутая ею система воспитания. Здесь существует и постижение целей воспитания, и выражение его задач, и более или менее целеустремленное использование методов и приемов формирования, что можно и чего запрещено допустить в отношении ребенка. Психологами выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 вида семейных взаимоотношений: диктат, "невмешательство", опека и сотрудничество.
Попечительство в семье — это способ организации взаимоотношений, при которых родители, обеспечивая собственным трудом, удовлетворение всех надобностей ребенка, предохраняют его от каких-либо усилий, забот и трудностей, принимая их на себя. Вопрос о действующем создании персоны уклоняется на второй план. В средоточии воспитательных влияний попадает другая проблема — удовлетворение нужд ребенка и оберегание его от тяжестей. Родители, по существу, блокируют своим детям ход основательной подготовки к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти предоставленные дети оказываются неприспособленными к существованию в коллективе.
Как раз данные дети, которым казалось бы не на что пожаловаться, инициируют бунтовать против неимоверной родительской заботы. Если диктат помышляет принуждение, директиву, строгий авторитаризм, то опека — попечительство, ограждение от нелегкости. При всем при этом результат во многом сходится: у детей отсутствует независимость, инициатива, они так или иначе отведены от решения проблем, лично их затрагивающих, а тем более совместных проблем семьи [45].
На признании целесообразности и даже возможности самостоятельного наличия взрослых от детей, основывается тактика «невмешательства». Здесь планируется, что, возможно, сосуществование двух миров: взрослые и дети. Таким образом, никому не надлежит переходить намеченную линию. Зачастую на базе этого типа связей лежит бездействие родителей как наставников.
Диктат в семье проявляется в регулярном поведении членами семейства инициативы и чувства собственного совершенства у других его членов. Эти родители, несомненно, могут и обязаны предъявлять запросы к своему ребенку, отталкиваясь от целей воспитания, норм нравственности, абстрактных ситуаций, в которых необходимо приобретать морально оправданные и педагогические постановления. Но даже если отпор оказывается сломленным, совместно с ним оказываются сломленными и многие бесценные свойства личности: независимость, чувство своего достоинства, предприимчивость, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, пренебрежение пристрастий и взглядов ребенка, регулярное лишение его права высказать свое мнение при решении проблем, которые имеют к нему отношения, - это все гарантия основательных неуспехов развитие его личности.
Сотрудничество как
разновидность взаимоотношений
в семье предполагает
Большую роль в становлении самооценки располагает стиль семейного развития; семейные ценности.
Выделяют три стиля семейного воспитания: авторитарный, демократический и попустительский (либеральный).
При демократической манере учитываются увлечения ребенка. Это стиль «согласия». А при авторитарном стиле родителями напрашивается свое воззрение ребенку. Стиль «усмирения». При попустительском стиле ребенок дается сам себе [21].
Ученик видит себя глазами близких взрослых, его развивающих. Если ожидания и оценки в семье не отвечают гендерным и персональным качествам ребенка, его мнение о себе выглядят искаженными. М.И. Лисина проследила формирование самосознания младших школьников в подчиненности от специфик семейного воспитания. Дети с реальным мнением о себе воспитываются в тех семьях, где родители уделяют им довольно много времени; позитивно оценивают их умственные и физические данные, но не считают степень их созревания выше, чем у большинства ровесников; предсказывают положительную успеваемость в школе. Данных детей нередко поощряют, но не подарками; карают, чаще всего, отказом от общения. Такие дети вырастают в семьях, в которых с ними не обучаются, но спрашивают подчинения; низко оценивают, часто обвиняют, учат, иногда - при чужих; не ждут от них успехов в школе и внушительных достижений в будущей жизни [22].
От условий формирования в семье зависит неадекватное и адекватное поведение ребенка. В семьях, где дети с заниженной самооценкой, они в основном недовольны собой. Чаще всего это бывает в семье, где родители стабильно осуждают ребенка, или устанавливают перед ним завышенные задачи. Ребенок ощущает, что он не отвечает запросам родителей. Не заявляйте ребенку, что он уродлив, из-за этого начинаются комплексы, от которых потом неосуществимо освободиться.
Неадекватность также может выражаться с завышенной самооценкой. Происходит это в семье, где ребенка нередко превозносят, за мелочи и за достижения преподносят ему подарки (дите привыкает к вещественному вознаграждению). Так же ребенка карают очень редко, порядок требования весьма беззлобен.
Успеваемость в школе является значительным критерием оценки ребенка как персоны со стороны сверстников и родителей. Отношение к себе как к ученику обусловливается семейными ценностями, традициями. У ребенка на первостепенно выходят те качества, которые главным образом волнуют его родителей – это поддержание авторитета (дома часто задаются вопросы: «Кто еще заработал пятерку?»), повиновение («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании маленького ученика смещаются упоры, когда родителей заботят не учебные, а повседневные обстоятельства в его школьной жизни («Что вам сегодня давали на обед?», «А в вашем классе не дует из окон?»), или наоборот, мало что их беспокоит. Зачастую школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Весьма безразличный вопрос: «Что у вас было сегодня в школе?» все равно приведет к надлежащему ответу: «Ничего необычного», «У меня все хорошо» [2, 6, 29].
Родители формируют первоначальный уровень притязаний у своего ребенка - это то, на что он претендует в отношениях и учебной деятельности. Эти дети с высокой степенью притязаний, престижной мотивацией и завышенной самооценкой надеются только лишь на успех. Их суждения о будущем так же жизнерадостны. Дети с невысоким уровнем притязаний не претендуют на многое ни в настоящем, ни в будущем. Эти дети не устанавливают себе высоких целей, а также колеблются в своих потенциалах, стремительно примиряются с таким уровнем успеваемости, который начинает определятся в самом начале обучения.
Индивидуальной особенностью в таком возрасте иногда возникает смятенность. Высокая беспокойность приобретает постоянство при долговременной неудовлетворенностью учебой со стороны близких ему людей. Когда ребенок болеет и отстает от учебной программы и ему тяжело включиться в ход обучения. И если испытываемые им преходящие трудности нервируют взрослых, появляется тревожность, боязнь сделать что-то нехорошо, ошибочно. Тот же итог достигается в условиях, когда ребенок учится довольно успешно, но родители ждут чего-то другого от своего ребенка и предъявляют ему завышенные, зачастую несбыточные требования [15].
Информация о работе Влияние семьи на качество успеваемости детей в школе