Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:06, курсовая работа
Объектом  нашего исследования  -является личностная тревожность личности.
Предметом исследования  -является  личностная тревожность курсантов первого и второго курса.
      Задачи  исследования:
Провести  теоретический анализ исследований личностной тревожности  курсантов Харьковского национального университета внутренних дел .
Выявить особенности  свойств личностной тревожности  курсантов первого и второго курса .
Сопоставить результаты уровня личностной тревожности  с  результатами уровня самооценки и мотивации одобрения.
Введение
Глава 1.
      Психологические подходы  к оценке личностной тревожности  в                                                                    исследованиях ученых.
1.1 Проблема тревожности.
1.2 Подходы к  изучению проблемы тревожности.
1.3 Классификация   видов тревожности.
1.4 Представление  о тревожности в современной  психологии.
1.5 Тревожность,  тревога и страх.
1.6 Виды, уровни, категории тревоги.
1.7 Возрастная  динамика тревожности.
1.8 Влияние тревожности  на учебную деятельность.
          Глава 2
Методы и характеристика групп исследуемых.
2.1 Характеристика  методов и  программы  исследования.
2.2 Характеристика  групп исследуемых.
     Глава 3
Исследование  уровня личностной тревожности у  курсантов первого ,второго курса  Харьковского Национального Университета Внутренних Дел.
3.1 Исследование  уровня личностной тревожности  у курсантов первого , второго  курса , и ее связь с уровнем   самооценки и сформированности  мотивации одобрения .
3.2. Практические  рекомендации психологам по психологическому сопровождению курсантов 1 и 2 курсов университета с учетом уровней личностной тревожности и самооценки, мотивации одобрения.  
Заключение
Список литературы
Приложение
           
Содержание: 
Введение
Глава 1.
      Психологические 
подходы  к оценке личностной тревожности 
в                             
1.1 Проблема тревожности.
1.2 Подходы к изучению проблемы тревожности.
1.3 Классификация видов тревожности.
1.4 Представление о тревожности в современной психологии.
1.5 Тревожность, тревога и страх.
1.6 Виды, уровни, категории тревоги.
1.7 Возрастная динамика тревожности.
1.8 Влияние тревожности на учебную деятельность.
Глава 2
Методы и характеристика групп исследуемых.
2.1 Характеристика 
методов и  программы  
2.2 Характеристика групп исследуемых.
Глава 3
Исследование уровня личностной тревожности у курсантов первого ,второго курса Харьковского Национального Университета Внутренних Дел.
3.1 Исследование уровня личностной тревожности у курсантов первого , второго курса , и ее связь с уровнем самооценки и сформированности мотивации одобрения .
3.2. Практические 
рекомендации психологам по 
Заключение
Список литературы
Приложение
             
Введение. 
Одной из основных проблем современной психологии, является изучение личностной тревожности личности . Актуальность данной работы обусловлена тем , что в нынешнее время увеличилось число людей с высокой личностной тревогой . Недооценка этого фактора может послужить одной из причин снижения работоспособности , повышения травматизма и неадекватного поведения в жизни каждого человека .
Изучением проблемы "тревожности " занимались такие выдающиеся психологи как Е.И. Рогов , В.С. Мерлин , Н . В. Имедадзе , В . Р. Кисловская , А. М. Прихожан , и Е. М. Савина.
Проанализировав труды выше перечисленных ученых можно предположить ,что уровень личностной тревожности у курсантов первого курса должен быть меньше, чем у курсантов второго курса .
Объектом нашего исследования -является личностная тревожность личности.
Предметом исследования -является личностная тревожность курсантов первого и второго курса.
Задачи исследования:
Данное исследование проводилось на базе Харьковского национального университета внутренних дел. В исследовании принимало участие 50 курсантов первого , второго курса в возрасте от 17-ти до 23 –х лет.
     
Для изучения личностной 
Методы исследования : психологическое исследование, методы математической статистики .
Исследование  
проводилось в течении 2006-2007 года. 
 
 
 
 
                    
1.1 Проблема тревожности  
В настоящее время, изучая литературу, можно встретить разные определения понятия "тревожности", хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.
Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.
По определению Р. С. Немова, «тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека, приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях».
По определению С. С. Степанова «тревожность- переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи».
Таким 
образом , понятием «тревожность» психологи 
обозначают состояние человека, которое 
характеризуется повышенной склонностью  
к переживаниям, опасениям и беспокойству, 
имеющей отрицательную эмоциональную 
окраску. 
 
1.2 
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И 
ЗАРУБЕЖНЫЕ ПСИХОЛОГИ 
О ПРОБЛЕМЕ « 
ТРЕВОЖНОСТИ». 
Над данной проблемой - работали многие выдающиеся психологи.
Так, например, Рогов Евгений Иванович разработал коррекционную работу с учащимися, испытывающие так называемую открытую тревогу. И предлагает ряд приемов, например: «приятное воспоминание», где человеку предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения или прием «Улыбка», где даются упражнения для расслабления мышц лица.
     Раиса 
Викторовна Овчарова выделила способы 
преодоления тревожности у 
А. М. Прихожан разработал методы и приемы психокоррекционной работы с тревожностью, описал работу по психологическому просвещению родителей и учителей. Им были разработаны коррекционные программы
     -Программа 
для детей, поступающих в 
-Программа для учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.
     -Программа 
по развитию  уверенности в  
себя и способности к 
Е. Савина и Н. Шанина разработали рекомендации воспитателю детского сада, следование которым позволяет уменьшить или предотвратить детскую тревожность.
Маргарита Ивановна Чистякова в своей книжке « Психогимнастика» разработала упражнения на релаксацию как отдельных мышц, так и всего тела, которые будут весьма полезны для тревожных детей.
     Доктор  
психологии Мэри Аворд (США) представила  
комплекс упражнений для мышечной  
релаксации. Техника работы с детьми 
включает  в себя как  физическое 
напряжение, так и визуализации            
Психологи Р. Тэммла, М. Дорне, В. Амена разработали тест тревожности, цель которого-исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуациях общения с другими людьми.
 
      
           
 1.3  КЛАССИФИКАЦИЯ 
ВИДОВ ТРЕВОЖНОСТИ. 
В современной 
психологии выделяют два основных вида 
тревожности: первый из них – это 
так называемая ситуативная тревожность, 
т.е. порожденная некоторой 
Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.
 
Тревожность – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. В отечественной психологической литературе это различие зафиксировано соответственно в понятиях «тревога» и «тревожность». Последний термин, кроме того, используется и для обозначения явления в целом.
«Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, которое представляет собой эмоциональное состояние. Состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии – активацией вегетативной нервной системы. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.»
На психологическом уровне тревожность ощущается как:
На физиологическом уровне реакция тревожности проявляется в:
Проблему происхождения тревожности мы находим в разработанном Л.И. Божович представлении о том, что процесс онтогенетического развития личности характеризуется формированием системных новообразований психики, в том числе новообразований аффективно-потребностной сферы. Особенностью таких новообразований является то, что они преобретают побудительную силу и характеризуются собственной логикой развития. Как известно, Л.И. Божович рассматривала этот вопрос на примере образований, обеспечивающих сознательное управление своим поведением, а также планировала использовать его применительно к изучению высших чувств. Кроме того, подобным же образом она рассматривает и качества личности как систему, включающую устойчивый мотив и закрепленные, привычные формы его реализации в поведении и деятельности. Тревожность, как личностное образование, проходит тот же путь развития. Можно полагать, что наличие конфликта в сфере «Я» ведет к неудовлетворению потребностей, напряженность, разнонаправленность которых и порождает состояние тревоги. В дальнейшем происходит ее закрепление, и она, становясь самостоятельным образованием, приобретает собственную логику развития. Обладая достаточной побудительной силой, она начинает выполнять функции мотивации общения, побуждения к успеху и т. п., т. е. занимает место ведущих личностных образований.
Информация о работе Влияние тревожности на учебную деятельность