Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:06, курсовая работа
Объектом нашего исследования -является личностная тревожность личности.
Предметом исследования -является личностная тревожность курсантов первого и второго курса.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ исследований личностной тревожности курсантов Харьковского национального университета внутренних дел .
Выявить особенности свойств личностной тревожности курсантов первого и второго курса .
Сопоставить результаты уровня личностной тревожности с результатами уровня самооценки и мотивации одобрения.
Введение
Глава 1.
Психологические подходы к оценке личностной тревожности в исследованиях ученых.
1.1 Проблема тревожности.
1.2 Подходы к изучению проблемы тревожности.
1.3 Классификация видов тревожности.
1.4 Представление о тревожности в современной психологии.
1.5 Тревожность, тревога и страх.
1.6 Виды, уровни, категории тревоги.
1.7 Возрастная динамика тревожности.
1.8 Влияние тревожности на учебную деятельность.
Глава 2
Методы и характеристика групп исследуемых.
2.1 Характеристика методов и программы исследования.
2.2 Характеристика групп исследуемых.
Глава 3
Исследование уровня личностной тревожности у курсантов первого ,второго курса Харьковского Национального Университета Внутренних Дел.
3.1 Исследование уровня личностной тревожности у курсантов первого , второго курса , и ее связь с уровнем самооценки и сформированности мотивации одобрения .
3.2. Практические рекомендации психологам по психологическому сопровождению курсантов 1 и 2 курсов университета с учетом уровней личностной тревожности и самооценки, мотивации одобрения.
Заключение
Список литературы
Приложение
Содержание:
Введение
Глава 1.
Психологические
подходы к оценке личностной тревожности
в
1.1 Проблема тревожности.
1.2 Подходы к изучению проблемы тревожности.
1.3 Классификация видов тревожности.
1.4 Представление о тревожности в современной психологии.
1.5 Тревожность, тревога и страх.
1.6 Виды, уровни, категории тревоги.
1.7 Возрастная динамика тревожности.
1.8 Влияние тревожности на учебную деятельность.
Глава 2
Методы и характеристика групп исследуемых.
2.1 Характеристика
методов и программы
2.2 Характеристика групп исследуемых.
Глава 3
Исследование уровня личностной тревожности у курсантов первого ,второго курса Харьковского Национального Университета Внутренних Дел.
3.1 Исследование уровня личностной тревожности у курсантов первого , второго курса , и ее связь с уровнем самооценки и сформированности мотивации одобрения .
3.2. Практические
рекомендации психологам по
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение.
Одной из основных проблем современной психологии, является изучение личностной тревожности личности . Актуальность данной работы обусловлена тем , что в нынешнее время увеличилось число людей с высокой личностной тревогой . Недооценка этого фактора может послужить одной из причин снижения работоспособности , повышения травматизма и неадекватного поведения в жизни каждого человека .
Изучением проблемы "тревожности " занимались такие выдающиеся психологи как Е.И. Рогов , В.С. Мерлин , Н . В. Имедадзе , В . Р. Кисловская , А. М. Прихожан , и Е. М. Савина.
Проанализировав труды выше перечисленных ученых можно предположить ,что уровень личностной тревожности у курсантов первого курса должен быть меньше, чем у курсантов второго курса .
Объектом нашего исследования -является личностная тревожность личности.
Предметом исследования -является личностная тревожность курсантов первого и второго курса.
Задачи исследования:
Данное исследование проводилось на базе Харьковского национального университета внутренних дел. В исследовании принимало участие 50 курсантов первого , второго курса в возрасте от 17-ти до 23 –х лет.
Для изучения личностной
Методы исследования : психологическое исследование, методы математической статистики .
Исследование
проводилось в течении 2006-2007 года.
1.1 Проблема тревожности
В настоящее время, изучая литературу, можно встретить разные определения понятия "тревожности", хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.
Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.
По определению Р. С. Немова, «тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека, приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях».
По определению С. С. Степанова «тревожность- переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи».
Таким
образом , понятием «тревожность» психологи
обозначают состояние человека, которое
характеризуется повышенной склонностью
к переживаниям, опасениям и беспокойству,
имеющей отрицательную эмоциональную
окраску.
1.2
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И
ЗАРУБЕЖНЫЕ ПСИХОЛОГИ
О ПРОБЛЕМЕ «
ТРЕВОЖНОСТИ».
Над данной проблемой - работали многие выдающиеся психологи.
Так, например, Рогов Евгений Иванович разработал коррекционную работу с учащимися, испытывающие так называемую открытую тревогу. И предлагает ряд приемов, например: «приятное воспоминание», где человеку предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения или прием «Улыбка», где даются упражнения для расслабления мышц лица.
Раиса
Викторовна Овчарова выделила способы
преодоления тревожности у
А. М. Прихожан разработал методы и приемы психокоррекционной работы с тревожностью, описал работу по психологическому просвещению родителей и учителей. Им были разработаны коррекционные программы
-Программа
для детей, поступающих в
-Программа для учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.
-Программа
по развитию уверенности в
себя и способности к
Е. Савина и Н. Шанина разработали рекомендации воспитателю детского сада, следование которым позволяет уменьшить или предотвратить детскую тревожность.
Маргарита Ивановна Чистякова в своей книжке « Психогимнастика» разработала упражнения на релаксацию как отдельных мышц, так и всего тела, которые будут весьма полезны для тревожных детей.
Доктор
психологии Мэри Аворд (США) представила
комплекс упражнений для мышечной
релаксации. Техника работы с детьми
включает в себя как физическое
напряжение, так и визуализации
Психологи Р. Тэммла, М. Дорне, В. Амена разработали тест тревожности, цель которого-исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуациях общения с другими людьми.
1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ
ВИДОВ ТРЕВОЖНОСТИ.
В современной
психологии выделяют два основных вида
тревожности: первый из них – это
так называемая ситуативная тревожность,
т.е. порожденная некоторой
Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.
Тревожность – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. В отечественной психологической литературе это различие зафиксировано соответственно в понятиях «тревога» и «тревожность». Последний термин, кроме того, используется и для обозначения явления в целом.
«Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, которое представляет собой эмоциональное состояние. Состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии – активацией вегетативной нервной системы. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.»
На психологическом уровне тревожность ощущается как:
На физиологическом уровне реакция тревожности проявляется в:
Проблему происхождения тревожности мы находим в разработанном Л.И. Божович представлении о том, что процесс онтогенетического развития личности характеризуется формированием системных новообразований психики, в том числе новообразований аффективно-потребностной сферы. Особенностью таких новообразований является то, что они преобретают побудительную силу и характеризуются собственной логикой развития. Как известно, Л.И. Божович рассматривала этот вопрос на примере образований, обеспечивающих сознательное управление своим поведением, а также планировала использовать его применительно к изучению высших чувств. Кроме того, подобным же образом она рассматривает и качества личности как систему, включающую устойчивый мотив и закрепленные, привычные формы его реализации в поведении и деятельности. Тревожность, как личностное образование, проходит тот же путь развития. Можно полагать, что наличие конфликта в сфере «Я» ведет к неудовлетворению потребностей, напряженность, разнонаправленность которых и порождает состояние тревоги. В дальнейшем происходит ее закрепление, и она, становясь самостоятельным образованием, приобретает собственную логику развития. Обладая достаточной побудительной силой, она начинает выполнять функции мотивации общения, побуждения к успеху и т. п., т. е. занимает место ведущих личностных образований.
Информация о работе Влияние тревожности на учебную деятельность