Влияние тревожности на учебную деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Объектом нашего исследования -является личностная тревожность личности.
Предметом исследования -является личностная тревожность курсантов первого и второго курса.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ исследований личностной тревожности курсантов Харьковского национального университета внутренних дел .
Выявить особенности свойств личностной тревожности курсантов первого и второго курса .
Сопоставить результаты уровня личностной тревожности с результатами уровня самооценки и мотивации одобрения.

Оглавление

Введение
Глава 1.
Психологические подходы к оценке личностной тревожности в исследованиях ученых.
1.1 Проблема тревожности.
1.2 Подходы к изучению проблемы тревожности.
1.3 Классификация видов тревожности.
1.4 Представление о тревожности в современной психологии.
1.5 Тревожность, тревога и страх.
1.6 Виды, уровни, категории тревоги.
1.7 Возрастная динамика тревожности.
1.8 Влияние тревожности на учебную деятельность.
Глава 2
Методы и характеристика групп исследуемых.
2.1 Характеристика методов и программы исследования.
2.2 Характеристика групп исследуемых.
Глава 3
Исследование уровня личностной тревожности у курсантов первого ,второго курса Харьковского Национального Университета Внутренних Дел.
3.1 Исследование уровня личностной тревожности у курсантов первого , второго курса , и ее связь с уровнем самооценки и сформированности мотивации одобрения .
3.2. Практические рекомендации психологам по психологическому сопровождению курсантов 1 и 2 курсов университета с учетом уровней личностной тревожности и самооценки, мотивации одобрения.
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

курсач3.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

     Так в 1-7-х классах и в группе девочек, и в группе мальчиков средний  уровень проявлений тревожности  возрастает при переходе в среднюю  школу (от 4-го к 5-му классу) и от предподростковому к подростковому возрасту (от 6-го к 7-му классу). Различия между группами девочек и мальчиков обнаруживаются лишь в 7-м классе: среди 12-ти летних более тревожными оказываются девочки.

     В 8-11 классах статистические различия обнаруживаются между результатами 8-9-х , с одной стороны, и 10-х – с другой, а также 10-х и 11-х классов и по группе девушек, и по группе юношей. Это свидетельствует, что тревожность резко снижается при переходе от подросткового к раннему юношескому возрасту, при переходе в старшие классы школы и повышается в выпускном классе, что соответствует результатам и других исследований. В старшем подростковом возрасте различий между юношами и девушками по данному показателю не обнаруживается, в старших классах более тревожными оказываются девушки.

     Подавляющее большинство детей не относят  тревогу и страх к социально не одобряемым переживаниям, считая, что в той или иной степени они характерны для всех, причем тревога иногда оценивается и как позитивное переживание, говорящее о душевном богатстве человека, его неравнодушии к окружающему (в наиболее яркой форме это проявляется у девочек). Интересно, что некоторые школьники указывают на необходимость таких переживаний как для себя, так и для истории человечества.

     У значительной части детей в период перехода от младшего школьного возраста к подростковому возрасту происходит своеобразное повышение внимания к отдельным, частным сторонам своего эмоционального, физического состояния, целостное же понимание переживания вызывает трудности, порой весьма существенные. Подростки затрудняются главным образом в интерпретации своих переживаний. По-видимому, заметную роль в этом играет и начинающийся процесс пубертатного развития, существенно меняющий картину психических и соматических ощущений. Наиболее заметно эта тенденция проявляется у девочек, что и отражается в повышении тестовых показателей тревожности, особенно в 12-ти летнем возрасте, в середине первой фазы пубертата. Мальчики же в младшем школьном возрасте более склонны оценивать свои эмоциональные переживания как сильные, чем девочки. Когда же речь идет об отдельных симптомах, то различия между полом сглаживаются. И так во всех рассматриваемых возрастах. 
 

            Содержание тревог  и страхов в  различные

возрастные  периоды. 

     Возрастные  особенности детей проявляются  также в содержании тревог и страхов. Для дошкольников ведущими выявлены страх темноты, сказочных персонажей, воображаемых существ. Для младших школьников - боязнь оценки со стороны взрослых, «опасных» людей, смерти, болезни. Подростки более всего опасаются насмешек, собственных неудач, а также войны, болезни и смерти родителей.

     В дошкольном и младшем школьном возрасте наиболее часты переживания страха, когда угрожающим является конкретизированный, эмоционально насыщенный образ, часто носящий фантастический, иррациональный или преувеличенный характер.

     Переживание тревожности в форме конкретизированных страхов остается типичным и для младших подростков, однако на ряду с этим отмечается и то, что характеризует собственно тревогу: недифференцированное ожидание неблагополучия в ситуациях, объективно не представляющих угрозы. Кроме того, в этот период ярко отмечается то явление, которое мы отмечали при анализе динамики страхов: повышенное внимание к деталям переживаний и ощущений, хотя они далеко не всегда обозначаются детьми как тревога или страх, а определяются как некое неопределенное переживание, которое может носить как неприятный, так и достаточно приятный («возбуждающий») характер, и лишь в ходе поставленных вопросов можно выяснить связь этих переживаний с ожиданием угрозы, опасности.

     В старшем подростковом и раннем юношеском  возрасте переживания становятся все  более размытыми, смутными, двойственными, неопределенными, т. е. приобретают черты тревоги в ее классическом описании. Переживания страха характеризуются наличием определенного объекта страха и размытой тревоги. При этом иррациональность страха в основном отчетливо осознается.

      1.8 Влияние тревожности  на учебную деятельность.

 

     Тревожность влияет на успешность деятельности каждого человека. Как установлено, тревожность способствует деятельности в достаточно простых для индивида ситуациях и мешает – в сложных, при этом существенное значение имеет исходный уровень тревожности человека.

     Как показали исследования, в подростковом возрасте переживание состояния тревоги имеет свои особенности. Устойчивая личностная тревожность возникает у детей с такими чертами, как ранимость, повышенная впечатлительность, мнительность. Этот вид тревожности выступает как реакция на угрозу чего-то несуществующего, не имеющего ни названия, ни четкого образа, но грозящего человеку потерей себя, утратой своего «Я». Такая тревога у подростка обусловлена внутренним конфликтом между двумя противоречащими друг другу стремлениями, когда что-то важное для него одновременно отталкивает и притягивает. Тревожный ребенок становится социально дезадаптированным и поэтому он уходит в свой внутренний мир. Он становится хамелеоном по принципу: «Я  как все». Он может стать и агрессивным, потому что агрессивность снимает тревогу. В поведении это проявляется повышенной грубостью, ершистостью и т. д. При усилении тревоги у человека появляется ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, невозможности избежать опасности. Наиболее высокий уровень тревоги – тревожно-боязливое возбуждение, которое выражается в потребности двигательной разрядки, паническом поиске выхода и ожидании помощи. Если подросток не получает этой помощи, то дезорганизация поведения и деятельности достигает своего максимума. Подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием подростка в наиболее значимых сферах деятельности и общения. Либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, неадекватного развития самооценки и т. п. Подобную тревожность часто испытывают подростки, которые учатся хорошо и даже на «отлично», ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине. Однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких детей отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психические нарушения. Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. При таком конфликте дети вынуждены стремиться к тому, чтобы добиться успеха во всех сферах, но он не мешает им правильно оценить успехи, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении. Отмечается перегрузка  и перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, а также повышенной утомляемости. Тревожные дети – не вполне благополучный контингент: их успеваемость может быть крайне низкой, у них может развиться невроз. Чрезмерно высокий уровень, как и чрезмерно низкий, - дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности и требующая различных способов коррекции.

     Следует также обратить внимание на детей, характеризующихся, условно говоря, «чрезмерным спокойствием». Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Подросток как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется вследствие неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь на продуктивности деятельности.

     Психодиагностические исследования детей подросткового возраста показало, что повышенная тревожность у детей общеобразовательных классов вызывает переутомление, т. е. временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Энергия расходуется не на учебную деятельность, а на подавление тревожности, вследствие чего истощаются внутренние ресурсы индивида, и если проблема не решается, то это может привести к развитию невротического состояния.

     У детей из классов выравнивания и  компенсирующего обучения (со снижением  интеллектуальных способностей) высокая  тревожность приводит к отгороженности, т. е. невротической потере чувства реальности, утрате своей индивидуальности, а также агрессивному поведению, направленному на нанесение физического или психологического вреда и сопровождающимися эмоциональными состояниями гнева, враждебности и ненависти.

     Таким образом, безусловно, существование  отчетливых возрастных различий в содержании, характере переживания тревоги и стрессов и влиянии тревожности на результаты деятельности.

     Можно также выделить  ряд функций  тревоги.

     Во-первых, наличие возрастных «пиков» тревоги  указывает на значимость ее переживания для удовлетворения ведущих потребностей, характеризующих детей определенного возраста и пола. Это служит подтверждением представления о ее сигнальной и мобилизующей функциях, а также свидетельствует в пользу представлений о связи тревожности (и как состояния, и как свойства) с неудовлетворением значимых потребностей.

     Во-вторых, говоря о функции тревоги в  деятельности, следует подчеркнуть, что вплоть до старшего подросткового возраста она в основном оказывает отрицательное влияние, особенно в условиях обучения. В дошкольном и на протяжении всего школьного возраста влияние тревоги на деятельность оказывается опосредованными особенностями поведения педагога и создаваемой им атмосферой в классе. Именно последнее, существенно увеличивая аффективную насыщенность ситуации, отрицательно сказывается на эффективности деятельности детей и подростков.

     В-третьих, взаимодействие в системе «тревожность как состояние-свойство» усиливается  с увеличением возраста детей, хотя на него также во многом оказывает  влияние позиция и поведение  педагога. 

Глава 2 

2.1 Характеристика методов  и программ исследования .

    В  исследовании принимали участие  курсанты Харьковского национального  университета внутренних дел  , разделенные  по возрастному  признаку с помощью случайного  отбора.

Всего было обследовано 50 человек : 25 человек  первого курса , и 25человек второго курса.

Первый курс:

25 человек : 11 девушек и 14 юношей – средний  возраст 17.9. Возраст самого младшего  курсанта – 17лет, возраст самого  старшего курсанта – 23 года. 

Второй курс:

25 человек:15 девушек  и 10 юношей. Средний возраст второго курса – 18.6 .Возраст самого младшего курсанта-18  лет , возраст самого старшего курсанта 20 лет. 

Средний возраст  курсантов первого курса составляет -17.9 лет, средний  возраст курсантов  второго составляет-18.6 лет.

При проведении опроса испытуемых были использованы следующие методики:

1.Методика измерения  уровня тревожности ,состоящая  из 50 утверждений, которая  позволяет  выделить пять уровней тревожности  испытуемого: 

  • очень высокий  уровень тревожности;
  • высокий уровень;
  • средний уровень (с тенденцией к высокому);
  • средний уровень (с тенденцией к низкому);
  • низкий уровень тревожности.

     2. Шкала тревожности Тейлора, адаптированная  В.Г. Норакидзе, состоящая из 60-ти вопросов, позволяет выделить пять уровней тревожности испытуемого:

  • очень высокий уровень тревожности;
  • высокий уровень;
  • средний уровень (с тенденцией к высокому);
  • средний уровень (с тенденцией к низкому);
  • низкий уровень тревожности.

3.Методика диагностики  самооценки мотивации одобрения  (шкала лживости) Д. Марлоу и Д. Крауна., состоящая из 20  утверждений.

Общий итоговый показатель "мотивации одобрения" по шкале получают  суммирование всех "работающих вопросов".Чем выше итоговый показатель ,тем выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше готовность  человека представить себя  перед другими  как полностью  соответствующего социальным  нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о не принятии традиционных норм , так и об излишней требовательности к себе.                                                                                         

                                                                                                                                              4.Тест на выявление уровня  самооценки .

Испытуемым предлагается  опросник, состоящий из 10 утверждений,  позволяющий выделить три уровня  самооценки:

-высокий уровень  самоценки 

-средний уровень  самооценки

-низкий уровень  самооценки 
 
 
 
 
 
 

            2.2 Характеристика  статистических методов: 

При подсчете данных использовался φ критерий Фишера( угловое преобразование Фишера).Многофункциональные критерии построены на сопоставлении долей, выраженных в долях единицы или в процентах .

Критерий Фишера предназначен для сопоставления  двух выборок по частоте встречаемости  интересующего исследователя эффекта .

Верхний предел в  критерии Фишера отсутствует- выборки  могут быть сколь угодно большими .

Нижний предел – два наблюдения  в одной  из выборок ,Однако должны соблюдаться  следующие  соотношения в численности  двух выборок :                                                                            

1)если в одной  из выборок всего два наблюдения ,то во второй должно быть  не менее 30;

2)если в одной  из выборок всего три наблюдения ,то во второй должно быть  не менее семи ;

3)если в одной  из выборок всего четыре наблюдения ,то во второй должно быть не менее пяти ;

4)если и первая  и вторая выборка больше пяти ,то возможны любые сопоставления.

Также для  обработки  четвертой методики  применялся Т –критерий. Для выявления связи  между личностной  тревожностью , уровнем самооценки и мотивацией одобрения использовалась линейная корреляция.

Информация о работе Влияние тревожности на учебную деятельность