Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:57, дипломная работа
Изучение проблемы влияния средств массовой информации на уровень агрессии детей старшего дошкольного возраста в теоретических исследованиях и практической деятельности дошкольного образовательного учреждения позволило определить цель исследования: изучение влияния экспонированной агрессии, представленной в средствах массовой информации на уровень агрессивности старших дошкольников.
Глава I. Средства массовой информации как фактор повышения уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Важнейшие концепции феномена детской агрессивности
Различными исследователями предложено множество определений и классификаций агрессии, но ни одни из них не могут быть признаны исчерпывающими и общеупотребительными. Проследим наиболее характерные тенденции в этом аспекте в контексте основных направлений психологии.
Во–первых, под агрессией некоторые исследователи понимают сильную активность, стремление к самоутверждению. Так, Л. Бендер говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам [2, с.7].
Под агрессией понимаются также акты враждебности, атаки разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу и объекту. В тоже время авторы разводят понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторую структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека.
Давая определение агрессии, ряд исследователей стремятся акцент сделать на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще актов поведения.
Наиболее общим определением
агрессии является поведение, причиняющее
ущерб. Причем ущерб может быть как
прямым (нападение), так и косвенным
(распространение порочащих
По форме агрессия подразделяется на физическую (избиение, ранение) и вербальную (оскорбление, отказ общаться); прямую и косвенную.
А. Басс ввел понятие враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями намерением причинить зло. Под инструментальной агрессией преследуются цели, не связанные с причинением вреда, т.е. агрессия становиться инструментом личного обогащения или продвижения [2, с.8].
Более логичную картину агрессии, чем многие другие авторы, на наш взгляд, предлагает Э. Фромм [50, с.35]. Э. Фромм разграничил злокачественную и доброкачественную агрессию. Так, доброкачественная агрессия способствует поддержанию жизни и является адаптивной. К доброкачественной агрессии относится самооборона, а также псевдоагрессия, при которой ущерб наноситься ненамеренно.
Агрессивные действия могут быть как произвольными, так и непреднамеренными. Неприемлемое непреднамеренное агрессивное поведение может быть как случайным, так и слабо осознаваемым. Паталогическая агрессия может быть следствием психотического состояния и требует медицинского вмешательства.
А. Басс и А. Дарки выделяют пять видов агрессии:
1.Физическая агрессия (физические действия против кого – либо).
2.Раздражение (вспыльчивость, грубость).
3.Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т. д.).
4.Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики, топанье).
5.Негативизм (оппозиционное поведение) [2, с.10].
Ю. Б. Можгинский, в свою очередь, выделяет два вида патологической агрессии – психотическую и трансформированную. Психотическая агрессия, по его мнению, характеризуется нелепостью разрушительных поступков. При трансформированной агрессии жестокое поведение в какой–то момент трансформируется в агрессивно – патологические действия с признаками немотивированного садистского насилия. Трансформированная агрессия часто является патологической компенсацией комплекса ущербности и обиды [28, с.24].
В психоаналитическом подходе агрессия рассматривается как порождение инстинкта борьбы. Первые исследования природы агрессии принадлежат З. Фрейду. Агрессивная энергия выбрасывается у индивида непрерывно и со временем ищет выход. Если с момента последнего открытого проявления агрессии прошло много времени, раздражителя вообще не требуется, взрыв агрессии происходит спонтанно [49, с.65].
В этологическом подходе положение о врождённой природе агрессии находит свое развитие. В частности, К. Лоренц изучил врождённые сдерживающие агрессию начала, к которым относил родство, любовь и дружеские отношения [24, с.67].
Согласно инстинктивным теориям, агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы. Согласно К. Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у детей. Агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, регулярно накапливаясь с течением времени. Чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне [24, с.68].
В социобиологическом подходе основной акцент в изучении природы агрессии связывается с влиянием генов, т.к. они обеспечивают адаптивное поведение. Гены вносят свой вклад свой вклад в успешность репродукции и гарантируют их сохранение у будущих поколений. Таким образом, индивидуумы, скорее всего, будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены (т.е. родственники), проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается или состоит в родстве.
К ситуативной теории агрессии относится подход Дж. Долларда, который рассматривал агрессию как следствие фрустрации, аверсивной (крайне неприятной) стимуляции. Он считал, что фрустрация (помеха, раздражение) всегда приводит к агрессии, а агрессия всегда является следствием фрустрации. У индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. Агрессивный позыв может встречать внешние препятствия или подавляться страхом наказания [10, с.37].
Н.Е. Миллер выдвинул систематизированную модель. В тех случаях, когда индивидуумы проявляют агрессию, выбор жертвы обусловлен тремя факторами:
- силой побуждения к агрессии;
- силой факторов, тормозящих данное поведение;
- стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором [2, с.13].
Л. Берковец считал, что фрустрация вызывает гнев, который создаёт готовность реагировать агрессивно, однако открытая агрессия может не проявляться. Роль посылов к агрессии могут играть провоцирующие реплики, страх и податливость жертвы [6, с.37].
Представитель теории социального научения агрессии А. Бандура, постулирует, что агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, требующую длительного и всестороннего научения. Чтобы усвоить способы разрушительных действий, человек должен наблюдать их социальные образцы. Поощрение и наказание являются регулятором агрессивного поведения, отвечают за усиление или сдерживание деструктивных тенденций [4, с.39].
По формальным характеристикам в психологии выделяют следующие формы агрессивных действий:
Эго – синтонные (принимаемые личностью) – эго-дистонные (чуждые для «я», осуждаемые самой личностью) [2, с.15].
Наиболее привычными, явными выражениями агрессивного поведения считаются: повышение тона и громкости голоса, аффекция (бурное проявление негативных эмоций), принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы (кусание, царапание, удары). Скрытые формы агрессивного поведения выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому – то, причинении вреда.
Агрессия может быть направлена на:
- окружающих людей вне семьи (на педагогов, сверстников);
- близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку);
- животных (птиц, кошек, насекомых);
- себя (своё тело или личность, например, в форме выдергивания волос, сдирания кожи, кусания ногтей);
- внешние физические объекты (например, в форме поедания несъедобного, разрушения предметов, порчу имущества);
- символические и фантазийные объекты (в форме серийных агрессивных рисунков, увлечения компьютерными играми агрессивного содержания) [4, с.16].
Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других детей. Психологической целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (манипулятивная или инструментальная агрессия) [3,с.116].
Наиболее распространёнными целями агрессивного поведения, не связанного с психическими расстройствами, в переходе от враждебности к манипулятивности могут быть:
- аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта;
- самоутверждение (повышение самооценки, сохранение самоуважения);
- защита от реальной или воображаемой угрозы, от страдания;
- отстаивание автономии и свободы;
- завоевание авторитета в группе сверстников;
- удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей;
- привлечение внимания.
Однако чаще всего агрессия вызывается словами и поступками, т.е. имеет социальный контекст. Чем выше уровень фрустрации, тем сильнее агрессия пострадавшего. Под фрустрацией понимается эмоционально тяжёлое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушением надежд в достижении определённой желаемой цели [34, с.682]. Фрустрация может вызвать две взаимоисключающие эмоции – страх или гнев и, соответственно два вида реагирования – бегство (уклонение) или нападение. Выбор стратегии реагирования зависит от личностных особенностей, состояния человека, а также от внешнего стимулирования того или иного вида поведения. Вербальная агрессия чаще распространена, чем физическая. Чем более несправедливым кажется проступок другого, тем выше вероятность агрессивной реакции.
Навязывание моделей агрессивного
поведения реализуется в масс-
Агрессивное поведение конкретной личности может дифференцироваться:
1. По степени личностной вовлеченности:
- ситуативные личностные
реакции (в форме
- агрессивное состояние (на фоне стресса, возрастного кризиса, дезадаптации)
- устойчивое агрессивное поведение личности.
2. По степени активности:
- пассивное агрессивное
поведение (в форме
- активное агрессивное
поведение (в форме
3. По аффективности:
- конструктивное агрессивное поведение (способствующее адаптации , успеху и совладению со стрессовыми ситуациями)
-деструктивное агрессивное
поведение (наносящее ощутимый
успех самой личности или
4. По выраженности
- нормальное агрессивное поведение
- агрессивное поведение
в рамках поведенческих
- агрессивное поведение
в рамках личностных
- агрессивное поведение в рамках психических заболеваний и психопатологических расстройств [2, с.22].
Агрессивное поведение в ряде случаев может выступать как проявление работы защитных механизмов и служить сигналом интенсификации психологической защиты – специализированной регулятивной системой стабилизации личности, направленной на устранение или сведения до минимума чувства тревоги, связанного с осознание конфликта. Таким образом, и само агрессивное поведение ребёнка может быть защитным, и механизмы психологической защиты могут активизироваться для оправдания агрессивного поведения. Но судить о том или ином виде психологической защиты можно только по косвенным проявлениям. Отражаться на поведении может много того, что было воспринято неосознанным образом [20, с.56].
Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития. Адаптация к возрастным требованиям зачастую сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Возрастные кризисы, сопровождаемые естественным ростом агрессивности, связаны с появлением новых потребностей, которые не удовлетворяются существующими отношениями и умениями. Психоаналитические исследования свидетельствуют о частых приступах гнева старших дошкольников, особенно в ситуациях, когда их потребности недостаточно учитываются. Дошкольники, желая сохранить материнскую любовь, склонны проявлять жестокость по отношению к сиблингам. Адаптируясь к требованиям детского сада, дошкольники могут обзываться, щипаться, плеваться, драться, кусаться и даже есть несъедобное. Эти действия они осуществляют импульсивно, неосознанно и открыто. Пассивным проявлением агрессивности в этом возрасте считается негативизм, упрямство, отказы, кусание ногтей, губ. Пик неуступчивости в дошкольном возрасте приходится на 2 года, а пик агрессивности на 3 года. В целом же детская агрессивность является обратной стороной беззащитности. [20, с.69].