Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:57, дипломная работа
Изучение проблемы влияния средств массовой информации на уровень агрессии детей старшего дошкольного возраста в теоретических исследованиях и практической деятельности дошкольного образовательного учреждения позволило определить цель исследования: изучение влияния экспонированной агрессии, представленной в средствах массовой информации на уровень агрессивности старших дошкольников.
В полевом эксперименте, проведенном Лейенсом, Камино, Парке и Берковитцем, одной группе подростков демонстрировали по одному фильму, содержащему сцены насилия в течении пяти дней подряд, а другой группе – нейтральные фильмы на таких же условиях. Результаты обнаружили, что испытуемые, смотревшие фильмы со сценами насилия демонстрировали увеличение уровня агрессии (хотя и не во всех ее формах) по отношению к своим сверстникам. В отличие от них, у испытуемых, смотревших фильмы без сцен насилия, не было отмечено устойчивых изменений в поведении [6, c.114].
Однако следует отметить,
что во всех указанных случаях
речь идет именно об агрессивном поведении
как следствие воздействия
В своем обзоре литературы по проблеме кратковременного воздействия сцен насилия в СМИ Берковитц выделяет следующие факторы, влияющие на вероятность того, что насилие в масс-медиа будет способствовать агрессии:
Увиденное кажется наблюдателю проявлением агрессии – «Агрессия присутствует в мыслях зрителя, и кино их не пробуждает, если зритель не считает агрессией то, что видит».
1. Зритель отождествляет себя с агрессором – « у зрителя, отождествляющего себя к агрессором из фильма, будут… возникать мысленные образы, тем самым подталкивая его к агрессии».
2. Потенциальный объект агрессии ассоциируется с жертвой агрессии в фильме – так это имело место в некоторых исследованиях Берковитца.
3. Наблюдаемые события должны выглядеть «реальными» и быть захватывающими – зритель «особенно склонен поддаваться влиянию, когда захвачен сюжетом и представляет, что сам ведет себя аналогичным образом».[6, с.181]
Тем не менее, существуют другие,
прямо противоположные мнения о
воздействии просмотра
Многие представители
психоаналитического
Здесь же стоит упомянуть
и о теории смещенной агрессии
Миллера, в основе которой лежит
представление о переносе агрессии
на другой объект (в частности, на человека),
атаковать который менее
Отметим следующее. Часто используется защитниками показа сцен насилия (в частности, Фальзенталь) «Модель катарсиса». Однако большинство исследователей получают результаты, опровергающие концепцию катарсического действия просмотра сцен насилия. В настоящее время нет доказательств того, что наблюдения насилия, боли, ужаса и страданий приводят наблюдателя к катарсису. «Способствующая» же модель продвинула вперёд знание о том, при каких условиях возникают или не возникают агрессивные последствия. Так, в рамках этой модели показано, что в результате просмотра кинофильмов и передач у детей формируются представления относительно того, каким способом лучше всего решать проблемы, возникающие между людьми.
Известна также модель
Хьюстона, описывающая воздействие
телепередач на становление агрессивного
поведения. Чрезмерное увлечение детьми
телепередачами с показом насилия
и жестокости развивает у них
агрессивные фантазии, способствует
копированию агрессивных
Влияние телевидения на многие аспекты повседневности, в частности на формирование эстетических вкусов и представлений, определяется во многом тем, что оно представляет собой часть домашней обстановки[37, с.11-12].
Таким образом, рассматривая вышеуказанные исследования, мы можем полагать, что экспонируемая агрессия посредством телевидения может оказывать влияние на уровень агрессии детей старшего дошкольного возраста. А именно в его повышении.
Выводы по Главе I
1.Теоретический анализ феномена детской агрессивности, проведённый нами, показал, что в понимании категории «агрессивность», «агрессия» в науке ещё нет единого подхода. Это порождает целый ряд противоречий, как для исследователей-теоретиков, так и для исследователей-практиков [22, с.19].
2.Анализ психолого–педагогической литературы позволил нам выявить основные причины проявлений детской агрессивности и рассмотреть особенности агрессии детей старшего дошкольного возраста.
3.Доминирующей формой мышления у детей старшего дошкольного возраста является наглядно-образное, при котором мыслительный процесс осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности. Следовательно средства массовой информации могут оказывать влияние на психическую составляющую личности.
4.Учитывая, что СМИ являются одним из факторов социализации ребенка – дошкольника, то предъявление информации (в данном контексте на примере телевидения), содержащей сцены насилия и акты агрессии, закрепляют в сознании ребенка образ и модель поведения в обществе, соответствующие вышеуказанным проявлениям экспонируемой агрессии. Следовательно, у ребенка происходит усвоение навыков агрессивного поведения, и СМИ теперь выступают и как фактор социализации агрессии.
На основании вышеизложенного, считаем необходимым проводить четкую позицию со стороны государства и семьи как в отношении контроля над средствами массовой информации и коммуникации, так и в отношении оптимального использования их потенциала для воспитания полноценного поколения.
Глава II. Подвижная игра как средство снижения уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Возрастные
психологические особенности
У ребёнка в возрасте 6–7 лет идет очень интенсивное развитие центральной и периферической нервной системы, сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата, опорно-мышечного аппарата, эндокринной системы. С одной стороны, дети делаются сильнее, выносливее, с другой стороны, возникает переутомление и эмоциональное перенапряжение. Противоречивость развития 6-летнего ребенка можно с полной уверенностью сравнить с серьезностью противоречий подросткового возраста.
Что касается психических процессов, то внимание в дошкольном возрасте носит непроизвольный характер, но постепенно оно становиться более устойчивым. Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно, управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания - произвольного внимания - к шести-семи годам уже достаточно велики. Но даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. А вот в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым [33, с.121].
Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший, интерес, дает наилучшие впечатления. Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у детей шести-семи лет несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок [33, с.254].
Формирование воображения
находится в непосредственной зависимости
от развития речи ребенка. Воображение
в этом возрасте расширяет возможности
ребенка во взаимодействии с внешней
средой, способствует ее освоению, служит
вместе с мышлением средством
познания действительности. Развитие
представлений во многом характеризует
процесс формирования мышления, становление
которого в этом возрасте в значительной
степени связано с
Н.Н. Поддъяков показал, что в возрасте четырех-шести лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и воздействия на них с целью изменения. Данный уровень умственного развития, то есть наглядно-действенное мышление, является как бы подготовительным. Он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий [33, с.96].
При выполнении волевых действий значительное место продолжает занимать подражание, хотя оно становится произвольно управляемым. Вместе с тем, все большее значение приобретает словесная инструкция взрослого, побуждающая ребенка к определенным действиям. У старшего дошкольника отчетливо выступает этап предварительной ориентировки. Игра и требует заранее выработать определенную линию своих действий. Поэтому она в значительной степени стимулирует совершенствование способности к волевой регуляции поведения. Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается.
Основой первоначальной самооценки является умение сравнивать себя с другими детьми. Как отмечает Г.А.Урунтаева, для детей шести лет характерна в основном не дифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается [43, с.122]. Появляется отсутствующая ранее оценка сравнивания себя с другими сверстниками. Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок шести-семи лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы [43, с.122].
Большинство старших дошкольников
стремятся к дружеским
Благоприятные взаимоотношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе (Я.Л. Коломинский и др., 1988, с. 102). Если же этого не происходит, возникшее состояние напряженности, приводит либо к возникновению чувства неполноценности, либо к агрессивности. Как отмечают отечественные исследователи (B.C.Мухина, Л.С. Славина и др.), именно неудовлетворенность в признании среди сверстников может стать одной из причин проявления агрессивности в дошкольном возрасте.
Важная роль в привитии детям чувства сплоченности, трудолюбия и других социально ценных качеств отводится педагогу. При этом в качестве опосредующего фактора он использует различные формы и виды деятельности, в том числе и игровую. Это и есть та деятельность, в которой ребенок осваивает систему человеческих отношений. Игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка [39, с.235].