Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:57, дипломная работа
Изучение проблемы влияния средств массовой информации на уровень агрессии детей старшего дошкольного возраста в теоретических исследованиях и практической деятельности дошкольного образовательного учреждения позволило определить цель исследования: изучение влияния экспонированной агрессии, представленной в средствах массовой информации на уровень агрессивности старших дошкольников.
Для детей дошкольного возраста наиболее характерными являются такие формы агрессии, как порча игрушек, швыряние предметов, эпизодическое грубое обращение с животными, пассивно – агрессивные реакции протеста, неуступчивость и повышенное упрямство. В целом возрастная динамика соответствует возрастным кризисам в 3–4 года и 6–7 лет в дошкольном возрасте. Многие исследователи подчеркивают, что систематическое агрессивное поведение детей 3–6 лет больше обусловлено биологическими факторами (мужской пол, темперамент, перинатальная энцефалопатия) и преимущественными нарушениями в эмоционально – волевой сфере, а также ранней эмоциональной депривацией [20, с.75].
В отечественной психологии в качестве основной причины непатологической агрессии ребёнка дошкольного возраста рассматривается педагогическая запущенность. Педагогическая запущенность – это устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибок в воспитании [20,с.52].
С понятием агрессия часто употребляется термин «агрессивность». Агрессивность – эмоциональное кратковременное состояние и черта характера человека [17, 5]. Л.Берковиц определяет агрессивность как относительно устойчивую готовность реагировать агрессивно во многих разнообразных обстоятельствах. С его точки зрения целесообразнее рассматривать агрессивность как предрасположенность к агрессивному поведению [7, 26].
По определению Е.П. Ильина, агрессивность - это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации. Агрессивное действие - это проявление агрессивности как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Агрессия же - это поведение человека в конфликтных и фрустрирующих ситуациях [23, 342].
А.А.Реан, давая определение данным терминам, обращает внимание на то, что «агрессия – это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному» [47, 5]. Агрессивное поведение – это такое поведение, при котором имеют место «губительные» для жертвы последствия [47, 5]. Агрессивность - это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии» [47, 5].
Агрессивность очень сходна с гиперактивностью. Как и в случае с последней, при агрессивности проявляется неспособность реализовать моторный покой и релаксацию. А отличается агрессивность от гиперактивного поведения прежде всего мотивами. Агрессивные дети намеренно причиняют вред с целью исполнения собственных эгоистических интересов. Разрушительность поведения сверхактивных детей обычно ненамеренная. Однако агрессивное расстройство поведения часто соседствует с гиперактивностью. Что касается негативизма, то он является нормой детского поведения особенно в возрасте 1,5–2 лет. И он становиться патологическим, если фиксируется в дальнейшем поведении ребёнка [26, с.99].
Согласно позиции
Таким образом, можно сделать вывод о том, что агрессивное поведение детей является неоднородным феноменом, имеет различные формы проявления - в зависимости от возрастных особенностей, индивидуальных целей, а также социальных и иных причин, обусловливающих его возникновение. Кроме того, в науке не сложилось ещё единого концептуального подхода в типологии агрессивности.
1.2. Особенности проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста
Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики заговорили после романов Диккенса - сначала в плоскости литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными. А используя научный подход, психологию детского возраста стали серьезно изучать в основном после работ 3. Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека.
Согласно многочисленным исследованиям, на данный момент проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам). Сюда относятся раздражительность, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей старшего дошкольного возраста наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий до прямых оскорблений и угроз. У многих дошкольников отмечаются случаи смешанной физической агрессии - как косвенной, так и прямой. Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции [10, с.219].
Основными причинами проявлений
детской агрессивности
1. Стремление привлечь к себе внимание сверстников.
2. Стремление получить
желанный результат любым
3. Стремление быть лидером в группе сверстников.
4. Защита и месть.
5. Желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство [10, 224] .
У старших дошкольников существуют две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.
Вторая - не просто злобное
и враждебное поведение, но и желание
причинить боль, получить удовольствие
от этого. Результатом такого поведения
обычно бывают конфликты, становление
агрессивности как черты
- недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
- сниженный уровень
- неразвитость игровой деятельности;
- сниженную самооценку;
- нарушения в отношениях со сверстниками.
Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, - после чего агрессивные действия прекращаются.
На основании вышеуказанного мы можем предположить, что особенностями агрессии детей старшего дошкольного возраста являются следующие утверждения:
1. Жертвами агрессии становятся близкие люди - родные, друзья и пр. Это своего рода феномен "самоотрицания", поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей - жизненной основы существования человека.
2. Далеко не все агрессивные
дети воспитываются в
3. Агрессия часто возникает без реального повода.
Одной из самых больших и распространенных ошибок взрослых (даже специалистов - в основном, педагогов) является стремление подавлять всяческие проявления детской агрессивности. Большинство взрослых отождествляют агрессию с насилием и стараются запрещать игры и фантазии с проявлениями враждебности, относя их к разряду патологии. Дети, которых регулярно за это наказывают, тоже начинают считать такие мысли, эмоции и действия опасными и/или недостойными и затормаживают, подавляют их,
Однако, большинство педагогов считает, что подавление агрессивных проявлений приведет к установлению в группе (классе) обстановки дружелюбия и уравновешенности. К сожалению, это не так: подавленная агрессия не исчезает, а накапливается в бессознательном ребенка. Однажды она вырывается наружу в виде всплеска ярости в отношении к окружающим людям.
Таким образом, дошкольник,
находясь в группе сверстников (в
детском саду, во дворе и т. п.),
старается стать в этой среде
популярным или авторитетным. Этим
он удовлетворяет свое желание быть
признанным и защищенным, пользоваться
вниманием. Коммуникативные навыки
в этом возрасте обычно недостаточно
развиты, процессы возбуждения превалируют
над торможением, а моральные
нормы еще не сформированы, поэтому
ребенок часто старается занять
лидерские позиции с помощью
агрессивных методов. Особенно легко
и быстро агрессия возникает у
детей, имеющих резидуально-
Дети старшего дошкольного возраста легко вовлекают в свои конфликты взрослых - родителей, воспитателей, учителей. Грамотные воспитатели, учителя и родители с заступничеством обычно не торопятся, а предлагают дошкольникам попробовать разобраться самим. И это правильно, потому что решение проблем за ребенка взрослыми помешает его развитию: он не научится грамотно выходить из конфликтных ситуаций, справляться и со своей агрессией, и с агрессией, проявляемой другими в его адрес [22, с.18-21].
Также в основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: в первом случае - спонтанная демонстрация себя, во втором – достижение своих практических целей, в третьем – подавление и унижение другого. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого. В его основе, по-видимому, лежит особая структура самосознания дошкольника: он фиксирован только на себе и изолирован от других. Поэтому для него так трудны сочувствие, сопереживание или содействие [57, 209].
Однако агрессивный дошкольник нуждается в заботе и помощи взрослых, и агрессивное поведение является способом привлечения внимания взрослых и сверстников.
1.3. Особенности социализации старшего дошкольника
Старший дошкольный возраст является одним из наиболее сензитивных в плане социализации. Поэтому следует уделить особое внимание процессу социализации.
Под социализацией следует понимать «процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизведения индивидом социального опыта» [74, с.32].
Социализация тесно связана с феноменом подражания. Проблема детского подражания – классическая для конца 19 – начала 20 века. Подражание, являвшись одним из наиболее распространенных и значимых явлений в личной и общественной жизни человека, выступало объектом многочисленных попыток теоретического анализа и объяснения в ходе развития психологической науки. Просецкий В.А. предлагает условно разделить все теории подражания на три основные группы:
1. Биологические (трактовка подражания как инстинкта – В.Вундт, Дж.Уотсон, У.Ждемс и др.).
2. Общепсихологические (ассоциативные – А.Бэн, Г.Спенсер и др.; бихевиоризма – Э.Торндайк, Дж.Уотсон; гештальтпсихологии – М.Вертхаймер, К.Коффка и др.; ряд исследователей в рамках психологического подхода пытались положить в основу интерпретации подражания гипноз (Г.Тард, Н.К.Михайловский), внушение (Б.Сидис, Ф.Тома), «психическую заразу» ( М.Жоли) и т.д.).
3. Социально-психологические (например, теория Н.Миллера и Дж.Долларда, исходящая из того, что следование социально одобряемым образцам вырабатывается, в первую очередь, путем подражания, которое при этом рассматривается не как инстинкт, а как особого рода процесс, который формируется под воздействием обучения в ходе жизнедеятельности индивидуума) [4, с.56].
Подражание исследовали П.Ф.Каптерев, И.М.Сеченов, К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский. Последний определял подражание как форму поведения, которая «находится в непрерывном изменении и вносит важный вклад в формирование интеллекта, личности ребенка, помогает ему в освоении норм социальной жизни»[ 62, с.3]. Исследователи детского подражания Обухова Л.Ф. и Шаповаленко И.В. отмечают, что «подражание считается ключевым процессом социализации, способом приобретения ребенком поведения, принятого, одобряемого в его социальном окружении» [62, с.27]. В отечественной психологии проблема подражания в наибольшей степени проработана В.А.Просецким. В своей работе «Психология подражания» он дает следующее определение данному явлению: «Подражание в широком смысле слова – это отражение объекта, выражающееся в форме следования ему… Подражание в узком смысле слова – это следование примеру, проявляющееся с большей или меньшей степенью сознательности, активности и творчества и имеющее в своей основе стремление быть похожим на пример.» [4, с.18].
Рассматривая подражание с точки зрения отношения субъекта к воздействующему на него объекту, В.А.Просецкий выделяет следующие его формы: