Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:57, дипломная работа
Изучение проблемы влияния средств массовой информации на уровень агрессии детей старшего дошкольного возраста в теоретических исследованиях и практической деятельности дошкольного образовательного учреждения позволило определить цель исследования: изучение влияния экспонированной агрессии, представленной в средствах массовой информации на уровень агрессивности старших дошкольников.
1.подражание в узком смысле слова;
2.соревнование – следование примеру с целью его превзойти;
3.заимствование – сознательное и выборочное заимствование отдельных качеств личности и приемов деятельности в целях достижения успеха;
4.симпатия – сопереживание настроений, чувств;
5.психическое заражение – неосознанное следование примеру на основе его внушающего воздействия.
Также автор утверждает, что для старшего дошкольного возраста характерно игровое подражание, т.е. воспроизведение в их играх личных качеств и деятельности взрослых, а также событий общественной жизни, связяных с перевоплощением в чужое «Я». А поскольку подражание определяется еще и как целенаправленная деятельность, которая выражается в активном поиске примера, образца для подражания, то вполне вероятно, что для дошкольника таким объектом может стать герой какого-нибудь боевика [4, 68].
Помимо вышесказанного, Мустафакулов Т. [58, с.11] отмечает в качестве возрастных особенностей старших дошкольников следующие характеристики: большая эмоциональность и впечатлительность, неустойчивость внимания, быстрая смена настроения и утомляемость, повышенная впечатлительность к внешним воздействиям, податливость, вера в истинность того, чему их учат, подражательная способность. Указанные характеристики, безусловно, способствует эффективности социализирующего процесса подражания.
С вышеуказанным понятием
связан термин «идентификация», которая
определяется в данном случае как
способность ребенка встать на позицию
другого человека. Ребенок дошкольник
научается становиться на позицию
того или иного героя, радоваться
его успехам, переживать совместно
с ним. Причем такая идентификация
у дошкольника с понравившимся
ему героем происходит как в процессе
восприятия сказки, так и при воздействии
видеоинформации. Очевидно, что объектом
идентификации может стать
Следует понимать, что процесс социализации не стоит рассматривать лишь с бихевиористических позиций, как усвоение чужого опыта только путем подражания. В процессе социализации участвует познавательная сфера. То есть, результат воздействия среды будет зависеть от индивидуальных особенностей ребенка. И результат влияния одного и того же образца может стать для одного ребенка притягательным, в то время как для другого – совершенно противоположным, отрицательным Поэтому следует также учитывать и такой процесс субъективного восприятия как индивидуализация. И процессы индивидуализации и социализации необходимо рассматривать в единстве. Следовательно, личность, с точки зрения психологии и педагогики, - активный субъект социализации. Причем, при рассматривании социализации необходимо выяснить, какие из индивидуально-психологических особенностей ребенка дошкольника наиболее способствует данному процессу.
Одним из самых важных факторов
социализации старших дошкольников
является семья. И приступая к
изучению семьи как фактора
1. По показателю «полная – неполная семья»
• Геттинг обнаружил, что малолетние убийцы зачастую выходят из неполных семей;
• Штайнметц сообщает, что для людей, совершивших заказные политические убийства (или покушения) характерно происхождение из распавшихся семей;
• Бандура и Уолтерс, при исследовании мальчиков – подростков отмечают, что начиная с дошкольного возраста, отцы агрессивных детей проводили с ними меньшее количество времени, чем с неагрессивными мальчиками;
• Байлер отмечает, что в семьях, где нет отца, основы мужских черт у сыновей возникают медленнее, и мальчики менее агрессивны и более зависимы [27, с.104].
2. По показателю наличия – отсутствия сиблингов и порядку рождения:
• Фельсон обнаружил, что дети проявляют больше физической и вербальной агрессии против единственного брата и сестры, чем против всех детей, с которыми они общаются;
• Бандура и Уолтерс считают, что большинство агрессивных мальчиков-подростков вышли из семьи, в которых количество детей более двух, и большинство агрессивных детей являются старшими в семье;
• А.Адлер считает, что у самого старшего ребенка в семье большая вероятность стать более агрессивным по сравнению с другими детьми. Так А.Адлер говорил о самом младшем, как о «борющемся» ребенке, т.к. у него очень высокая мотивация превзойти сиблингов [98, с.179].
• С.Л.Колосова отмечает, что в пяти случаев из шести агрессивные дети были первыми в семье.
Также следует отметить, что в старшем дошкольном возрасте формируется важное личностное образование – самооценка.
В детской психологии проблеме самооценки уделяется достаточно пристальное внимание. Так, Л.И.Божович много внимания уделяла решению проблем самооценки как основной составляющей самосознания личности. По Божович Л.И, старший школьный возраст заканчивается кризисом 7 лет, что характеризуется тем, что «ребенок начинает воспринимать и переживать себя в качестве «социального индивида», у него возникает потребность в новой жизненной позиции в общественно значимой деятельности, подтверждающей эту позицию»[10, с.213].
Если рассматривать
Дети играют в сходные игры в любом возрасте, но по-разному. Содержание ролевой игры у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Развитие сюжета и содержание ролевой игры отражает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих взрослых людей.
В игровой деятельности складываются определенные формы общения детей. В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка, складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.
Подготовительная к школе группа ДОУ отличается от других тем, что именно на данном этапе дошкольники в процессе подготовки к школе начинают осваивать новый вид деятельности – учебную. Наряду с этим, дошкольники начинают стараться превзойти сверстников, занять свое мест в коллективе, завоевать авторитет товарищей. Далее все это получит свое активное развитие в младшем школьном возрасте.
Старшим дошкольником формируются те или иные моральные чувства и нормы через опыт, получаемый ребенком в его коллективе[10, с.31].
Также считаем необходимым затронуть вопрос полоролевой социализации. Данная проблема достаточно широко рассмотрена как в отечественной, так и в западной психологии. В частности, Абраменкова В. отмечает, что девочки в отличие от мальчиков показывают более высокий уровень рефлексии, социальной ответственности, большую способность демонстрировать социально одобряемую форму поведения. Вышеуказанный автор отмечает, что в старшем дошкольном возрасте «в целом сохраняется тенденция в традиционной половой социализации, согласно которой девочка должна быть предельно «феминной», т.е. заботливой, теплой в общении, зависимой, а мальчик – предельно «мускулинной» - значит, самостоятельным, доминантным, экспансивным. По-видимому, дети дети старшего дошкольного возраста являются более сензетивны к воздействию этих полоролевых моделей»[1, с.159].
Таким образом, в процессе социализации старшего дошкольника центральное место занимают процессы подражания и идентификации, а такие индивидуальные характеристики, как особенности семьи, адекватность самооценки, коллектив, полоролевые характеристики являются факторами, влияющими на характер процесса социализации.
Старший дошкольный возраст – период познания мира человеческих отношений. С одной стороны дети дошкольного возраста отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, становятся сильнее, выносливее, с другой стороны, у них возникает переутомление и эмоциональное перенапряжение. Тем самым, можно утверждать, что проявлению агрессивности в той или иной форме у ребёнка-дошкольника способствует его общее психическое развитие.
1.4. Средства массовой информации как фактор социализации старшего дошкольника
Средства массовой информации (в дальнейшем – СМИ) в контексте данной работы понимаются как источники печатной визуальной информации, аудиальной информации и аудиовизуальной информации. Поскольку СМИ являются неотъемлемой частью среды, окружающей ребенка, они являются мощными источниками социализации. В данной части работы задачей стоит определение места СМИ в социализации старшего дошкольника.
СМИ настолько прочно вошли в нашу жизнь, что игнорировать их влияние непростительно.
Возможность наглядно–
Кроме того, следует отметить, что доминирующей формой мышления у детей старшего дошкольного возраста является наглядно-образное, т.е. такое, при котором мыслительный процесс осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности. Следовательно, СМИ могут оказывать огромное влияние на психическую составляющую личности дошкольника.
Шахнарович А.М. отмечает, что «социализация ребёнка характеризуется усвоением им неких эталонов поведения, причем, чем младше ребёнок, тем более действенны эти эталоны, если они выражены не в вербальной, а в практически-действенной форме. И в выработке эталонов огромную роль играют СМИ» [101, с. 82].
Кроме того, следует отметить, что у старших дошкольников еще не сформирован «стереотип восприятия» фильма, т.е. фильмы ими не рассматриваются еще как произведения искусства. В частности, в исследованиях Ивановой С.М. отмечается, что «фильмы с медленно развивающейся фабулой, в которой большое внимание уделено взаимоотношениям действующих лиц, переживаниям героев, вызывают у детей внутренний протест, кажутся им скучными, неинтересными, не вызывают чувства сопереживания с героями» [32, с.15]. А последнее обстоятельство (чувство сопереживания) и является, как рассматривалось выше, необходимым условием идентификации и подражания. Таким образом, фильм для старшего дошкольника – не произведение искусства со свойственной ему по определению долей условности, а всего лишь отрывок, фрагмент реальной жизни, т.е. той социальной среды, которая и «социализирует» ребенка.
Следует также отметить, что для старших дошкольников, в отличие от представителей более старших возрастных групп, характерно некое «расхождение», т.е. дети могут демонстрировать положительное эмоциональное отношение к отрицательному герою, в то время как его нравственные качества они могут оценивать как негативные. [2, с.16].
Таким образом, в силу возрастных особенностей ребенка старшего дошкольного возраста (в частности, конгитивных, перцептивных, социально-психологических) с уверенностью можно утверждать, что у ребенка на данном возрастном этапе своего развития сформировано наглядно – образное восприятие, с помощью которого ребенком усваивается тот или иной опыт извне (в данном контексте из СМИ). Также идентификации у старшего дошкольника с тем или иным героем происходит независимо от качеств (моральных, нравственных) последнего.
1.5. Различные подходы к влиянию СМИ на агрессивность
Вопрос о взаимодействии СМИ, в частности, теле- и видеопродукции на агрессивность личности крайне неоднозначен, как неоднозначны и противоречивы эксперименты и выводы, подтверждающие те или иные точки зрения на данную проблему. Приведем примеры лишь некоторых экспериментов, которые кажутся нам наиболее значимыми в свете рассматриваемого вопроса.
Пожалуй, первые исследования,
посвященные влиянию
Либерт и Бэрон показывали детям разных возрастных групп (5-6 и 8-9 лет) короткие отрывки реально существующих передач. Экспериментальной группе демонстрировался отрывок из сериала с достаточно агрессивным сюжетом, а контрольной группе – интересные соревнования в беге с барьерами. Затем дети из обеих групп помещались в экспериментальную ситуацию, в которой они могли якобы нанести реальную физическую боль (нажимая на кнопку с надписью «причинение вреда») ребенку в соседней комнате (ребенка, естественно, в соседней комнате не было). Результаты показали, что испытуемые, смотревшие программу со сценами агрессии, причинили своей «жертве» заметно больше вреда, чем дети из контрольной группы, причем результаты оказались аналогичны и для детей из разных возрастных групп, и для мальчиков и девочек [6, с.113].