Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:57, дипломная работа
Изучение проблемы влияния средств массовой информации на уровень агрессии детей старшего дошкольного возраста в теоретических исследованиях и практической деятельности дошкольного образовательного учреждения позволило определить цель исследования: изучение влияния экспонированной агрессии, представленной в средствах массовой информации на уровень агрессивности старших дошкольников.
Для диагностики уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста нами были использованы следующие методики:
1. Проективная методика “Несуществующее животное” (Дукаревич М.З.) [50, с.111].
2. Анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка», (разработана Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М.) [27, с.57].
С детьми двух подготовительных групп была проведена проективная методика «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.) с целью выявления уровня агрессивности.
Проведение методики. Испытуемым предлагалось нарисовать цветными карандашами на листе бумаги формата А 4 несуществующее животное. Задание сопровождалось следующей инструкцией: «Пожалуйста, придумайте и нарисуйте несуществующее животное, т. е. такое, которое никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). А также назовите его несуществующим именем».
Когда обследуемый закончит рисовать, его просят придумать животному название, которое записывают в протокол. При необходимости выясняют, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения. Выяснив название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ записывают. Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы: 1.Чем оно питается? 2. Где живет? 3. Что любит делать больше всего? 4. Есть у него друзья? Кто они? 5. А враги у него есть? Кто? Сколько их?
Показатели агрессивности по данной методике следующие:
действию. Положение анфас – эгоцентризм, склонность к агрессивному поведению, к лидерству отрицательной направленности.
В практических руководствах к проективным рисуночным методикам результаты анализа представлены в описательных формах, степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Различные виды агрессивности проявляются в рисунке по-разному.
С целью стандартизации полученной информации качественный анализ рисунков испытуемых мы дополнили количественным, введя шкалу агрес-сивности в методике. Проанализировав психодиагностические руководства и выявив качественные признаки проявления различных видов агрессивности в рисунках несуществующего животного, была составлена шкала для получения «сырых» показателей агрессивности. Для этого были введены баллы, обозначающие выраженность того или иного параметра: 0 – не выражено, 1 – слабо выражено, 2 – сильно выражено (см. таблицу №1 в приложении).
На основании анализа каждого рисунка подсчитывается итоговая сумма балов и делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).
Шкала оценок результатов:
Высокий уровень агрессивности – 19 – 42 балла.
Средний уровень агрессивности – 9 – 18 баллов.
Низкий уровень агрессивности – 1 – 8 баллов.
С воспитателями двух старших групп была проведена анкета «Критерии агрессивности у ребенка» (разработана Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М.).
Цель: выявление агрессивности у ребенка в группе детского сада.
Анкета для воспитателей предложена для того, чтобы увидеть взгляд других людей на детей. А воспитатель – тот человек, который большую часть времени проводит с этими детьми.
Анкета состоит из 20 вопросов, на которые воспитатель должен ответить утвердительно или отрицательно. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Шкала оценок результатов:
Высокая агрессивность – 15 – 20 баллов.
Средняя агрессивность – 7 – 14 баллов.
Низкая агрессивность – 1 – 6 баллов.
3.2. Особенности проявления агрессивности детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования
На этапе констатирующего эксперимента была проведена первичная диагностика уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группе по двум методикам: «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.) и анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.). По полученным данным мы провели количественный и качественный анализ. Нами были получены следующие результаты:
1. а) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников экспериментальной группы по методике «Критерии агрессивности у ребенка» Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 24% детей имеют низкий уровень агрессивности, 52% средний, 24% высокий уровень агрессивности.
б) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников экспериментальной группы по методике «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.): 33% детей имеют низкий уровень агрессивности, 43% - средний и 24% высокий уровень агрессивности.
Уровни агрессивности старших дошкольников экспериментальной группой по проведенным методикам («Критерии агрессивности у ребенка» Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М., «Несуществующее животное» Дукаревич М.З.) мы наглядно представили в виде таблицы, выделив также уровни агрессивности (низкий, средний, высокий), которым соответствовало количество баллов по каждой методике, набранных реципиентами.
Также в проведенной нами ниже таблице указано, что на констатирующем этапе эксперимента высокий уровень агрессии присутствует у 24% детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы.
Уровни агрессивности у детей экспериментальной группы по методикам «Несуществующее животное» и анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» до коррекционно-развивающей работы.
Таблица 2
| 
   
 
 №  | 
  Методика  | 
  «Несуществующее животное»  | 
  «Критерии агрессивности у ребенка»  | ||
Ф И О  | 
  баллы  | 
  уровень  | 
  баллы  | 
  уровень  | |
1.  | 
  Саша А.  | 
  17  | 
  С  | 
  10  | 
  С  | 
2.  | 
  Полина Б.  | 
  12  | 
  С  | 
  13  | 
  С  | 
3.  | 
  Даниил Б.  | 
  13  | 
  С  | 
  14  | 
  С  | 
4.  | 
  Саша Г.  | 
  19  | 
  В  | 
  15  | 
  В  | 
5.  | 
  Максим Г  | 
  25  | 
  В  | 
  17  | 
  В  | 
6.  | 
  Влад К.  | 
  11  | 
  С  | 
  16  | 
  В  | 
7.  | 
  Полина К.  | 
  9  | 
  С  | 
  7  | 
  С  | 
8  | 
  Настя К.  | 
  7  | 
  Н  | 
  2  | 
  Н  | 
9  | 
  Максим М.  | 
  11  | 
  С  | 
  11  | 
  С  | 
10  | 
  Соня П.  | 
  22  | 
  В  | 
  18  | 
  В  | 
11  | 
  Даша П.  | 
  8  | 
  Н  | 
  4  | 
  Н  | 
12  | 
  Даниил Е.  | 
  19  | 
  В  | 
  14  | 
  С  | 
13  | 
  Соня С.  | 
  6  | 
  Н  | 
  4  | 
  Н  | 
14  | 
  Наташа Х.  | 
  11  | 
  С  | 
  8  | 
  С  | 
15  | 
  Вика Х.  | 
  8  | 
  Н  | 
  11  | 
  С  | 
16  | 
  Илья О.  | 
  6  | 
  Н  | 
  6  | 
  Н  | 
17  | 
  Настя Ш.  | 
  19  | 
  В  | 
  14  | 
  С  | 
18  | 
  Кристина К.  | 
  18  | 
  С  | 
  16  | 
  В  | 
19  | 
  Карина И.  | 
  8  | 
  Н  | 
  10  | 
  С  | 
20  | 
  Никита Ж.  | 
  5  | 
  Н  | 
  3  | 
  Н  | 
21  | 
  Лера К.  | 
  16  | 
  С  | 
  14  | 
  С  | 
Уровни агрессивности  | 
  Высокий  | 
  5 (24 %)  | 
  5 (24 %)  | ||
Средний  | 
  9 (43 %)  | 
  11 (52 %)  | |||
Низкий  | 
  7 (33 %)  | 
  5 (24 %)  | |||
Соотношение уровней агрессивности по двум методикам в экспериментальной группе наглядно видно в гистограмме № 1. В ней ось х означает уровень агрессивности, а ось y процент детей.
Уровень агрессивности 
в экспериментальной группе до реализации 
коррекционно-развивающей 
Гистограмма 1
2. а) Оценка уровня 
     б) Оценка 
уровня агрессивности детей-
Результаты проведенных методик в контрольной группе мы наглядно представили в таблице.
Уровни агрессивности 
у детей контрольной группы по 
методикам “Несуществующее 
                              
| 
   
 №  | 
  Методика  | 
  «Несуществующее животное»  | 
  «Критерии агрессивности у ребенка»  | |||
Ф И О  | 
  баллы  | 
  уровень  | 
  баллы  | 
  уровень  | ||
1.  | 
  Кирилл А.  | 
  19  | 
  В  | 
  14  | 
  С  | |
2.  | 
  Вероника Г.  | 
  17  | 
  С  | 
  10  | 
  С  | |
3.  | 
  Регина Г.  | 
  10  | 
  С  | 
  11  | 
  С  | |
4.  | 
  Вика Д.  | 
  8  | 
  Н  | 
  3  | 
  Н  | |
5.  | 
  Лиза К.  | 
  11  | 
  С  | 
  11  | 
  С  | |
6.  | 
  Артем Л.  | 
  21  | 
  В  | 
  5  | 
  Н  | |
7.  | 
  Артем М.  | 
  8  | 
  Н  | 
  16  | 
  В  | |
8.  | 
  Марина Н.  | 
  14  | 
  С  | 
  15  | 
  В  | |
9.  | 
  Вика О.  | 
  4  | 
  Н  | 
  4  | 
  Н  | |
10.  | 
  Кристина П.  | 
  10  | 
  С  | 
  5  | 
  Н  | |
11.  | 
  Максун С.  | 
  13  | 
  С  | 
  16  | 
  В  | |
12.  | 
  Полина С.  | 
  19  | 
  В  | 
  7  | 
  С  | |
13.  | 
  Витя С.  | 
  10  | 
  С  | 
  9  | 
  С  | |
14.  | 
  Алина Т.  | 
  13  | 
  С  | 
  10  | 
  С  | |
15.  | 
  Костя Р.  | 
  12  | 
  С  | 
  4  | 
  Н  | |
16.  | 
  Саша Р.  | 
  15  | 
  С  | 
  11  | 
  С  | |
17.  | 
  Кирилл Ш.  | 
  18  | 
  С  | 
  15  | 
  В  | |
18.  | 
  Дима А.  | 
  7  | 
  Н  | 
  17  | 
  В  | |
19.  | 
  Маша Е.  | 
  12  | 
  С  | 
  8  | 
  С  | |
20.  | 
  Настя И.  | 
  8  | 
  Н  | 
  6  | 
  Н  | |
Уровни агрессивности  | 
  Высокий  | 
  3 (15 %)  | 
  5 (25 %)  | |||
Средний  | 
  12 (60 %)  | 
  9 (45 %)  | ||||
Низкий  | 
  5 (25 %)  | 
  6 (30 %)  | ||||
Соотношение уровней агрессивности по двум методикам в контрольной группе наглядно видно в гистограмме № 2. В ней ось х означает уровень агрессивности, а ось y процент детей с данным уровнем.
Уровень агрессивности в контрольной группе на этапе констатирующего эксперимента
Гистограмма 2
По результатам двух методик можно сделать вывод, что в экспериментальной группе агрессивность выражена ярче, чем в контрольной группе. В экспериментальной группе из 21 ребенка в особом внимании нуждаются 7 детей (Саша Г., Максим Г., Влад К., Соня П., Даниил Е., Настя Ш., Кристина К.), у которых на этапе констатирующего эксперимента по результатам двух методик выявился высокий уровень агрессивности. И при проектировании коррекционных занятий следует отбирать игры и упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных умений и выработку приемлемого поведения.
3.3. Опытно-экспериментальная работа по коррекции агрессивности на формирующем этапе исследования
Конечная цель преодоления агрессивности ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять: есть иные способы проявления силы и привлечения внимания, гораздо более приятные с точки зрения ответной реакции окружающих. Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения маленьких детей можно использовать коллективные игры, способствующие выработке у них терпимости и взаимовыручки [46, 24].
Программа составлена, опираясь на общую методологическую основу, заложенную в трудах А.В. Запорожца, И.А.Фурманова, М.И. Чистяковой, Бреслава Г.Э., Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной и других, которые изучали влияние и действие психокоррекционной работы с детьми.
Психологическая коррекция 
должна содействовать всестороннему 
развитию личности ребенка, поэтому 
коррекционно-развивающая 
- принцип гуманизма и 
ненасильственного 
- принцип сотрудничества, личностно - ориентированного взаимо-действия;
- принцип систематичности, 
последовательности и 
Название программы: «Коррекционно - развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением на основе подвижных игр и игровых упражнений».
Дадим краткое описание данной программы.
Пояснительная записка.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. За последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных действий, жестокости над людьми. Особенно остро, в настоящий момент, является проблема роста детской преступности. Между тем, особенно важной является помощь дошкольникам, агрессивность которых находится только на стадии становления. Это позволяет предпринять своевременные корригирующие меры.