Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:57, дипломная работа
Изучение проблемы влияния средств массовой информации на уровень агрессии детей старшего дошкольного возраста в теоретических исследованиях и практической деятельности дошкольного образовательного учреждения позволило определить цель исследования: изучение влияния экспонированной агрессии, представленной в средствах массовой информации на уровень агрессивности старших дошкольников.
Для диагностики уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста нами были использованы следующие методики:
1. Проективная методика “Несуществующее животное” (Дукаревич М.З.) [50, с.111].
2. Анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка», (разработана Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М.) [27, с.57].
С детьми двух подготовительных групп была проведена проективная методика «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.) с целью выявления уровня агрессивности.
Проведение методики. Испытуемым предлагалось нарисовать цветными карандашами на листе бумаги формата А 4 несуществующее животное. Задание сопровождалось следующей инструкцией: «Пожалуйста, придумайте и нарисуйте несуществующее животное, т. е. такое, которое никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). А также назовите его несуществующим именем».
Когда обследуемый закончит рисовать, его просят придумать животному название, которое записывают в протокол. При необходимости выясняют, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения. Выяснив название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ записывают. Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы: 1.Чем оно питается? 2. Где живет? 3. Что любит делать больше всего? 4. Есть у него друзья? Кто они? 5. А враги у него есть? Кто? Сколько их?
Показатели агрессивности по данной методике следующие:
действию. Положение анфас – эгоцентризм, склонность к агрессивному поведению, к лидерству отрицательной направленности.
В практических руководствах к проективным рисуночным методикам результаты анализа представлены в описательных формах, степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Различные виды агрессивности проявляются в рисунке по-разному.
С целью стандартизации полученной информации качественный анализ рисунков испытуемых мы дополнили количественным, введя шкалу агрес-сивности в методике. Проанализировав психодиагностические руководства и выявив качественные признаки проявления различных видов агрессивности в рисунках несуществующего животного, была составлена шкала для получения «сырых» показателей агрессивности. Для этого были введены баллы, обозначающие выраженность того или иного параметра: 0 – не выражено, 1 – слабо выражено, 2 – сильно выражено (см. таблицу №1 в приложении).
На основании анализа каждого рисунка подсчитывается итоговая сумма балов и делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).
Шкала оценок результатов:
Высокий уровень агрессивности – 19 – 42 балла.
Средний уровень агрессивности – 9 – 18 баллов.
Низкий уровень агрессивности – 1 – 8 баллов.
С воспитателями двух старших групп была проведена анкета «Критерии агрессивности у ребенка» (разработана Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М.).
Цель: выявление агрессивности у ребенка в группе детского сада.
Анкета для воспитателей предложена для того, чтобы увидеть взгляд других людей на детей. А воспитатель – тот человек, который большую часть времени проводит с этими детьми.
Анкета состоит из 20 вопросов, на которые воспитатель должен ответить утвердительно или отрицательно. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Шкала оценок результатов:
Высокая агрессивность – 15 – 20 баллов.
Средняя агрессивность – 7 – 14 баллов.
Низкая агрессивность – 1 – 6 баллов.
3.2. Особенности проявления агрессивности детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования
На этапе констатирующего эксперимента была проведена первичная диагностика уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группе по двум методикам: «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.) и анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.). По полученным данным мы провели количественный и качественный анализ. Нами были получены следующие результаты:
1. а) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников экспериментальной группы по методике «Критерии агрессивности у ребенка» Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 24% детей имеют низкий уровень агрессивности, 52% средний, 24% высокий уровень агрессивности.
б) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников экспериментальной группы по методике «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.): 33% детей имеют низкий уровень агрессивности, 43% - средний и 24% высокий уровень агрессивности.
Уровни агрессивности старших дошкольников экспериментальной группой по проведенным методикам («Критерии агрессивности у ребенка» Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М., «Несуществующее животное» Дукаревич М.З.) мы наглядно представили в виде таблицы, выделив также уровни агрессивности (низкий, средний, высокий), которым соответствовало количество баллов по каждой методике, набранных реципиентами.
Также в проведенной нами ниже таблице указано, что на констатирующем этапе эксперимента высокий уровень агрессии присутствует у 24% детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы.
Уровни агрессивности у детей экспериментальной группы по методикам «Несуществующее животное» и анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» до коррекционно-развивающей работы.
Таблица 2
№ |
Методика |
«Несуществующее животное» |
«Критерии агрессивности у ребенка» | ||
Ф И О |
баллы |
уровень |
баллы |
уровень | |
1. |
Саша А. |
17 |
С |
10 |
С |
2. |
Полина Б. |
12 |
С |
13 |
С |
3. |
Даниил Б. |
13 |
С |
14 |
С |
4. |
Саша Г. |
19 |
В |
15 |
В |
5. |
Максим Г |
25 |
В |
17 |
В |
6. |
Влад К. |
11 |
С |
16 |
В |
7. |
Полина К. |
9 |
С |
7 |
С |
8 |
Настя К. |
7 |
Н |
2 |
Н |
9 |
Максим М. |
11 |
С |
11 |
С |
10 |
Соня П. |
22 |
В |
18 |
В |
11 |
Даша П. |
8 |
Н |
4 |
Н |
12 |
Даниил Е. |
19 |
В |
14 |
С |
13 |
Соня С. |
6 |
Н |
4 |
Н |
14 |
Наташа Х. |
11 |
С |
8 |
С |
15 |
Вика Х. |
8 |
Н |
11 |
С |
16 |
Илья О. |
6 |
Н |
6 |
Н |
17 |
Настя Ш. |
19 |
В |
14 |
С |
18 |
Кристина К. |
18 |
С |
16 |
В |
19 |
Карина И. |
8 |
Н |
10 |
С |
20 |
Никита Ж. |
5 |
Н |
3 |
Н |
21 |
Лера К. |
16 |
С |
14 |
С |
Уровни агрессивности |
Высокий |
5 (24 %) |
5 (24 %) | ||
Средний |
9 (43 %) |
11 (52 %) | |||
Низкий |
7 (33 %) |
5 (24 %) |
Соотношение уровней агрессивности по двум методикам в экспериментальной группе наглядно видно в гистограмме № 1. В ней ось х означает уровень агрессивности, а ось y процент детей.
Уровень агрессивности
в экспериментальной группе до реализации
коррекционно-развивающей
Гистограмма 1
2. а) Оценка уровня
б) Оценка
уровня агрессивности детей-
Результаты проведенных методик в контрольной группе мы наглядно представили в таблице.
Уровни агрессивности
у детей контрольной группы по
методикам “Несуществующее
№ |
Методика |
«Несуществующее животное» |
«Критерии агрессивности у ребенка» | |||
Ф И О |
баллы |
уровень |
баллы |
уровень | ||
1. |
Кирилл А. |
19 |
В |
14 |
С | |
2. |
Вероника Г. |
17 |
С |
10 |
С | |
3. |
Регина Г. |
10 |
С |
11 |
С | |
4. |
Вика Д. |
8 |
Н |
3 |
Н | |
5. |
Лиза К. |
11 |
С |
11 |
С | |
6. |
Артем Л. |
21 |
В |
5 |
Н | |
7. |
Артем М. |
8 |
Н |
16 |
В | |
8. |
Марина Н. |
14 |
С |
15 |
В | |
9. |
Вика О. |
4 |
Н |
4 |
Н | |
10. |
Кристина П. |
10 |
С |
5 |
Н | |
11. |
Максун С. |
13 |
С |
16 |
В | |
12. |
Полина С. |
19 |
В |
7 |
С | |
13. |
Витя С. |
10 |
С |
9 |
С | |
14. |
Алина Т. |
13 |
С |
10 |
С | |
15. |
Костя Р. |
12 |
С |
4 |
Н | |
16. |
Саша Р. |
15 |
С |
11 |
С | |
17. |
Кирилл Ш. |
18 |
С |
15 |
В | |
18. |
Дима А. |
7 |
Н |
17 |
В | |
19. |
Маша Е. |
12 |
С |
8 |
С | |
20. |
Настя И. |
8 |
Н |
6 |
Н | |
Уровни агрессивности |
Высокий |
3 (15 %) |
5 (25 %) | |||
Средний |
12 (60 %) |
9 (45 %) | ||||
Низкий |
5 (25 %) |
6 (30 %) |
Соотношение уровней агрессивности по двум методикам в контрольной группе наглядно видно в гистограмме № 2. В ней ось х означает уровень агрессивности, а ось y процент детей с данным уровнем.
Уровень агрессивности в контрольной группе на этапе констатирующего эксперимента
Гистограмма 2
По результатам двух методик можно сделать вывод, что в экспериментальной группе агрессивность выражена ярче, чем в контрольной группе. В экспериментальной группе из 21 ребенка в особом внимании нуждаются 7 детей (Саша Г., Максим Г., Влад К., Соня П., Даниил Е., Настя Ш., Кристина К.), у которых на этапе констатирующего эксперимента по результатам двух методик выявился высокий уровень агрессивности. И при проектировании коррекционных занятий следует отбирать игры и упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных умений и выработку приемлемого поведения.
3.3. Опытно-экспериментальная работа по коррекции агрессивности на формирующем этапе исследования
Конечная цель преодоления агрессивности ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять: есть иные способы проявления силы и привлечения внимания, гораздо более приятные с точки зрения ответной реакции окружающих. Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения маленьких детей можно использовать коллективные игры, способствующие выработке у них терпимости и взаимовыручки [46, 24].
Программа составлена, опираясь на общую методологическую основу, заложенную в трудах А.В. Запорожца, И.А.Фурманова, М.И. Чистяковой, Бреслава Г.Э., Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной и других, которые изучали влияние и действие психокоррекционной работы с детьми.
Психологическая коррекция
должна содействовать всестороннему
развитию личности ребенка, поэтому
коррекционно-развивающая
- принцип гуманизма и
ненасильственного
- принцип сотрудничества, личностно - ориентированного взаимо-действия;
- принцип систематичности,
последовательности и
Название программы: «Коррекционно - развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением на основе подвижных игр и игровых упражнений».
Дадим краткое описание данной программы.
Пояснительная записка.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. За последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных действий, жестокости над людьми. Особенно остро, в настоящий момент, является проблема роста детской преступности. Между тем, особенно важной является помощь дошкольникам, агрессивность которых находится только на стадии становления. Это позволяет предпринять своевременные корригирующие меры.