Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:57, дипломная работа
Изучение проблемы влияния средств массовой информации на уровень агрессии детей старшего дошкольного возраста в теоретических исследованиях и практической деятельности дошкольного образовательного учреждения позволило определить цель исследования: изучение влияния экспонированной агрессии, представленной в средствах массовой информации на уровень агрессивности старших дошкольников.
Дети играют в сходные игры в любом возрасте, но по-разному. Содержание ролевой игры у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Развитие сюжета и содержание ролевой игры отражает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих взрослых людей.
В совместной игре дети учатся
языку общения, взаимопонимания
и взаимопомощи, учатся согласовывать
свои действия с действиями другого.
В игре возникают детское
Игра – критерий нормальности развития ребенка, по тому, как он играет, о нем можно многое узнать. Игра значима и для эмоционального развития детей.
Обобщая наиболее важные достижения
психического развития ребенка шести-семи
лет, можно заключить, что в этом
возрасте дети отличаются достаточно
высоким уровнем умственного
развития. В это время у ребёнка
формируется определенный объем
знаний и навыков, интенсивно развивается
произвольная форма памяти, мышления,
воображения, опираясь на которые можно
побуждать ребенка слушать, рассматривать,
запоминать, анализировать. Тем самым
можно утверждать, что проявлению
агрессивности в той или иной
форме у ребёнка-дошкольника
2.2. Современные
подходы к коррекции
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача заключается не в поставке точного диагноза, а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку. В настоящее время психологическая коррекция агрессивных форм поведения детей проводится различными методами по следующим направлениям [33, с.118]:
1. Игра (наиболее широко
используется с детьми
2. Изъятие из привычного
окружения и помещение в
3. Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музы-кой и другими видами творческой деятельности).
4. Сублимирование агрессии в социально-одобряемую деятельность (труд, общественная работа, социальная работа и пр.).
5. Сублимирование агрессии в спорт: детей целесообразно приобщать к групповым видам спорта, требующим навыков сотрудничества, в то время как высокоагрессивные виды спорта (бокс, карате) нежелательны.
6. Участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения.
Работа педагогов и психологов с агрессивными детьми, как считают Лютова Е.К. и Монина Г.Б., должна проводиться в 3 направлениях [36, с.59]:
1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева. Гнев - это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой [36, с.59].
Педагог, видя, что дети уже готовы совершить акт агрессии, может мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, подвижные игры, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей. По завершении соревнований лучше всего провести групповое обсуждение, где каждый ребенок сможет выразить чувства, сопутствующие ему при выполнении задания [40, с.64].
2. Обучение детей навыкам
распознавания и контроля
3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию. Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии, их чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо.
Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные упражнения [35, с.87].
Практически коррекция агрессивных детей проводится в форме индивидуальной или групповой работы, нередко в виде семейной терапии. Обычно имеет место комплексная коррекция, когда используется сочетание приемов рациональной, поведенческой и суггестивной психотерапии, а также игровой и арт-терапии [4, с.50].
В последние десятилетия
психологи разработали
Джеральд Паттерсон, Джон Рейд разработали первую учебную программу на основе бихевиоризма [18, с.30]. Цель этой программы заключалась в помощи родителям и детям выработать особое бихевиоральное соглашение. В соответствии с этой целью выдвигались следующие задачи:
1. Родители должны порой наказывать детей и строго корректировать их поведение;
2. Использовать в перевоспитании принципы инструментального научения;
3. Обучать родителей умениям идентифицировать, отслеживать любые действия их детей, которые могли быть восприняты как особо разрушительные;
4. Объяснять родителям, как следует вознаграждать ребенка за желательные действия и как его наказывать в случае проявления непослушания (идея с системой накопления «очков»).
Среди отечественных психологов
можно выделить И.А. Фурманова, который
предлагает программу комплексной
коррекции, включающую три блока: тренинг
модификации поведения, тренинг
эффективности родителей и
I Блок. Коррекционный блок
для агрессивных детей
II Блок. Программа для родителей детей с нарушениями поведения направлена на создание психологических условий для приобретения родительских ограничений и приобретения нового социального опыта взаимодействия с собственными детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков. В процессе работы решаются следующие задачи: переосмысление роли и позиции родителя; развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга; снижение тревожности и приобретение уверенности в себе; формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье; выработка стиля эффективного взаимодействия с детьми.
III Блок. Третья программа имеет целью информирование педагогов об индивидуально-психологических особенностях личности детей с агрессивным поведением и обучение эффективным способам взаимодействия с ними средствами конфликтологии и игротерапии. В ходе тренинга решаются следующие задачи: распознание и идентификация собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с асоциальными детьми; обучение «целенаправленным» способам отреагирования отрицательных эмоций и приемам регуляции психического равновесия; снятие личностных и профессиональных зажимов и ограничений; освоение методики контакта с неблагополучными детьми различного возраста и выработка стиля эффективного взаимодействия [59, с.126].
Необходимо осуществлять интегративный подход к коррекционной работе и использовать модель пошагового изменения поведения [59, с.131]:
1.«Осознание»: расширение
информации о собственной
2. «Переоценка собственной личности»: оценка того, что ребенок чувствует и думает о своем поведении и себе самом;
3. «Переоценка окружения»:
оценка того, как агрессивное
поведение влияет на окружение;
4. «Внутригрупповая поддержка»:
открытость, доверие и сочувствие
группы при обсуждении
5. «Катарсис»: ощущение и
выражение собственного
6.«Укрепление»: поиск, выбор
и принятие решения
7. «Поиск альтернативы»:
обсуждение возможных замен
8. «Контроль за стимулами»: избегание или противостояние стимулам, провоцирующим агрессивное поведение;
9.«Подкрепление»: самопоощрение или поощрение со стороны окружающих за изменение поведения;
10. «Социализация»: расширение
возможностей в социальной
Таким образом, исследователи Дж.Паттерсон и Л.Б.Шнейдер предлагают свои коррекционные программы, основанные на разных методах ослабления агрессивных мотивов. Программа И.А. Фурманова предлагает осуществлять интегративный подход и использовать модель пошагового изменения поведения - от осознания проблемы агрессивного поведения до социализации. Кроме этого данная программа направлена на изменение эмоциональной и поведенческой сфер.
В работе с агрессивными детьми дошкольного возраста показаны психогимнастика, изотерапия, игровая коррекция поведения. Они направлены на снижение эмоционального напряжения, формирование у детей моральных представлений, развитие способности понимать и адекватно выражать свое эмоциональное состояние, обучение саморелаксации, тренаж психомоторных функций [41, 279].
Психолого-педагогическая помощь агрессивным детям должна быть целенаправленной, комплексной, систематической. В то время как непоследовательность поведения родителей и воспитателей может привести к ухудшению поведения ребенка.
2.3. Использование подвижной игры как средства снижения уровня агрессивности у старших дошкольников
Основная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - ведущему виду деятельности дошкольников. Игра как средство личностного развития, коррекции проблем поведения имеет не только педагогические цели, но оказывает и терапевтическое влияние на ребенка. Именно в игре у ребенка есть возможность «отыграть» свой негативный опыт, т.е. «отреагировать» на ситуации, которые в реальной жизни слишком сложны, запутаны, неприятны. С этой точки зрения игра для дошкольников - наиболее естественная и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться [20, с.75].
Игр очень много, они могут
быть самыми разными, но особое место
среди них занимают подвижные. Благодаря
большому разнообразию содержания и
игровой деятельности, они всесторонне
влияют на организм и личность дошкольников.
Необходимость подчиняться
О. Г. Кокорева, Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Н. В. Полтавцева, Е. А. Сагайдачная, Э. Я. Степаненкова считают, что подвижная игра является средством гармоничного развития ребенка, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния, школой управления собственным поведением. Подвижные игры – это игры с правилами.
Подвижная игра с правилами — это активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами [41, с.138].
Начальные формы игр с
правилами носят сюжетный характер,
для которых характерны роли с
соответствующими для них двигательными
действиями, например «Кошки-мышки», «Зайцы
и волк». Сюжетно-ролевые подвижные
игры предоставляют детям
Несюжетные подвижные игры (перебежки, ловушки; игры с элементами соревнования; игры-эстафеты; игры с предметами; игры-забавы и др.) содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Особую группу составляют хороводные игры, которые проходят под песню или стихотворение. По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности [18, с.80].
Подвижная игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. Психотерапевтический эффект игровых занятий достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и терапевтом [38, с.174].