Влияние экспонированной агрессии, представленной в средствах массовой информации на уровень агрессивности старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:57, дипломная работа

Краткое описание

Изучение проблемы влияния средств массовой информации на уровень агрессии детей старшего дошкольного возраста в теоретических исследованиях и практической деятельности дошкольного образовательного учреждения позволило определить цель исследования: изучение влияния экспонированной агрессии, представленной в средствах массовой информации на уровень агрессивности старших дошкольников.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 280.65 Кб (Скачать)



 

Соотношение уровней агрессивности  по двум методикам в контрольной  группе наглядно видно в гистограмме  № 4. В ней ось х означает уровень  агрессивности, а ось y процент детей.

 

 

 

 

Уровень агрессивности  в контрольной группе на этапе  контрольного эксперимента

Гистограмма 4

         

Сравним полученные данные в ходе диагностического обследования, составив гистограмму. В ней ось х означает методику, по которой проводилось обследование на этапе констатирующего и контрольного эксперимента, а ось у процент детей с соответствующим уровнем агрессивности.

По составленным гистограммам мы можем проследить динамику изменения  уровня агрессивности в экспериментальной  и контрольной группах до и  после проведения коррекционно-развивающей  работы по снижению уровня агрессии старших  дошкольников, основанной на подвижных  играх.

 

 

Уровень агрессивности  в экспериментальной группе на этапе  констатирующего (ДО) и контрольного (ПОСЛЕ) эксперимента

Гистограмма 5

Уровень агрессивности  в контрольной группе на этапе  констатирующего (ДО) и контрольного (ПОСЛЕ) эксперимента

Гостограмма 6

  

По результатам проведенных  диагностических методик можно  отметить, что в экспериментальной  группе высокий уровень агрессивности  по методике «Несуществующее животное»  снизился с 24% до 5%, а по методике «Критерии  агрессивности у ребенка» с 24% до 19%. В контрольной группе значимых изменений не выявлено.

Анализируя рисунки детей  экспериментальной группы по методике «Несуществующее животное» наглядно можно увидеть, что проявлений агрессивности  стало меньше: дети стали рисовать животных улыбающимися, без клыков, зубов и, даже, если рисовали их, то размером и количеством намного меньше, чем в первых рисунках. Так при  повторной диагностике Влад К. нарисовал  «Летающего единорога». Но теперь животное было улыбающееся, дружелюбное. Если сначала  Соня П. нарисовала «Кабана-человека»  с большими пустыми глазами и  выпрямленным хвостом (т.е. животное в  угрожающей позе), то на втором рисунке  «Лошадка-летатель» хотя и с пустыми глазами, но она улыбается. Своих несуществующих животных Максим Г. нарисовал в черном цвете, «ночными».  Первое (до коррекционно-развивающей работы) животное  - «Ежик ночью» - имеет множество колючек, большие глаза и острые «волчьи» зубы. Второе – «Бабочка-муравей» - уже менее агрессивно: с пустыми глазами, но без зубов, улыбается, меньше черного цвета. В первом рисунке Даниила Е. признаки, свидетельствующие о наличии агрессивности – это большой размер животного, пустые глаза, когти, острые углы, штриховка, наличие у животного множества врагов. У второго животного – «Пуговки» - хотя штриховка и враги все же остаются, но уже животное не такое крупное, как раньше, глаза прорисованы, в рисунке меньше острых углов. Первое животное Даниила Б. отличает наличие больших пустых глаз, расставленные в сторону руки (угрожающая поза), наличие штриховки. При повторной диагностике у животного глаза меньше, на лице улыбка, но штриховка все-таки еще присутствует в рисунке. Животное Кристины К. – «Мухтар» - нарисованное при первичной диагностике, имеет большие глаза, множество когтей, растопыренные лапы, питается зверями, у животного много врагов. «Заяц-снеговик», нарисованный после коррекционно-развивающей програм-мы, дружелюбный, улыбающийся, у него уже нет врагов и он ест морковку и сосульки. Таким образом, после реализации коррекционно-развивающей программы у большинства детей (у 71% детей), за исключением некоторых (24% детей), рисунки детей стали более позитивные, а нарисованные животные добрее. Признаки вербальной и физической агрессии в рисунках несуществующих животных уменьшились.

  Воспитатели отметили, что дети стали более дружелюбны, стали меньше обижаться на  оскорбления других детей, проявляют сочувствие к другим детям, с ними стало проще работать, так как агрессивных проявлений стало меньше. Особенно воспитатели отметили положительные тенденции в поведении Сони П., Даниила Е., Кристины К..

Анализ рисунков детей  контрольной группы показывает, что  в рисунках несуществующего животного  у одних детей признаки агрессивности  увеличились (45% детей – Вика Д., Артем  Л., Артем М., Марина Н., Витя С. Кирилл Ш. и др.), у других – уменьшились (50% детей Полина С., Вероника Г., Максун С., Саша Р. И др.).

Применяя методы математической статистики, мы обработали полученные результаты диагностического исследования детей, применяя программу  SPSS.

1. В результате проведения  констатирующего эксперимента с  помощью методик «Критерии агрессивности  у ребенка» и “Несуществующее животное” были определены уровни агрессивности старших дошкольников. Проведенный сравнительный анализ показателей в экспериментальной и контрольной группе по критерию Манна-Уитни значимых различий в уровнях агрессивности не выявил. Таким образом, можно сделать вывод, что в состав экспериментальной и  контрольной группы входят дети с различным уровнем агрессивности, причем у детей в обеих группах преобладает средний уровень агрессивности.

 

Достоверность различий показателей агрессивности в  экспериментальной и контрольной  группах на этапе констатирующего  эксперимента

Таблица 6

Показатели

(уровень агрессивности)

Среднее значение

Критерий достоверности

Эксперим. группа

Контрол. группа

U -Манна-Уитни

уровень значимости

1.«Несуществующее животное»

12,85

12,45

208,5

Р = 0,969

2. Анкета для воспитателей  «Критерии агрессивности  у ребенка»

10,81

9,85

187,5

Р = 0,556


 

Уровень агрессивности  в экспериментальной и контрольной  группе на этапе констатирующего  эксперимента

Гистограмма 7

2. На этапе формирующего  эксперимента в экспериментальной  группе проводились занятия по  коррекционно-развивающей программе,  представленной автором настоящей  работы. Цель программы –  снижение уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр и игровых упражнений, которые снимают эмоциональное напряжение, устраняют патологические стереотипы реагирования, обучают адаптивному поведению.

 3. На этапе контрольного эксперимента была проведена повторная диагностика уровней агрессивности по тем же методикам и в тех же условиях. Проведенный сравнительный анализ показателей по критерию Манна-Уитни в экспериментальной и контрольной группах выявил значимые  различия в уровнях агрессивности по методике «Несуществующее животное». В контрольной группе уровень агрессивности у детей по результатам проективной методики «Несуществующее животное» выше, чем в экспериментальной группе.

 

Средние значения (Мс) агрессивности по диагностическим  методикам в контрольной и  экспериментальной группах на разных этапах эксперимента.

Таблица № 7

 

Методика

Проективная методика «Несуществующее животное»

Анкета для воспитателей

«Критерии агрессивности  у ребенка»

Этапы эксперимента

Констати-рующий

Контроль-ный

Констати-рующий

Контроль-ный

Эксперимент. группа

12,85

10,05

10,81

9,95

Контрольная группа

12,45

13,45

9,85

10,4




 

Достоверность различий в уровнях агрессивности в  экспериментальной и контрольной  группах на этапе контрольного эксперимента

Таблица 8

Показатели

(уровень агрессивности)

Среднее значение

Критерий достоверности

Эксперим. группа

Контр.

группа

U -Манна-Уитни

уровень значимос-ти

1.«Несуществующее животное»

10,05

13,45

128,5

Р = 0,033

2. Анкета для воспитателей  «Критерии агрессивности  у ребенка»

9,95

10,4

198

Р = 0,753


 

Уровень агрессивности  в экспериментальной и контрольной  группе на этапе контрольного эксперимента

Гистограмма 8

 

4. Также был проведен сравнительный анализ изучаемых показателей в экспериментальной группе до и после реализации коррекционно-развивающей программы по критерию Вилкоксона.  Были получены достоверно значимые изменения в сторону снижения уровня агрессивности по методике «Несуществующее животное». По методике «Критерии агрессивности у ребенка» значимых изменений не выявлено.

 

Динамика изменения  уровней агрессивности в экспериментальной группе до и после реализации коррекционно-развивающей программы

Таблица 9

Показатели

Среднее значение

уровень значимости

до

после

1. «Несуществующее животное»

12,85

  10,05

Р = 0,013

2. Анкета для воспитателей  «Критерии агрессивности  у ребенка»

10,81

   9,95

Р = 0,965


 

Уровень агрессивности  в экспериментальной группе до и  после реализации коррекционно-развивающей  программы

Гистограмма 9

Сравнивая результаты методик  до и после коррекционно-развивающей  работы, можно сделать вывод, что  уровень агрессивности у детей  экспериментальной группы снизился. Средний балл (Мс) по методике «Анкета  для воспитателей «Критерии агрессивности  у ребенка»» снизился с 10,81 до 9,95 (на 0,86), а по методике «Несуществующее  животное» с 12, 85 до 10,05 (на 2,8).

 

Динамика изменения  уровней агрессивности в контрольной группе на этапе констатирующего и контрольного эксперимента

Таблица 10

Показатели

Среднее значение

уровень значимости

до

после

1. «Несуществующее животное»

12,45

13,45

Р = 0,050

2. Анкета для воспитателей  «Критерии агрессивности  у ребенка»

9,85

10,4

Р = 0,020


 

 

Уровень агрессивности  в контрольной группе на этапе  констатирующего и контрольного эксперимента

Гистограмма 10

 

В контрольной группе после  сравнительного анализа изучаемых  показателей на этапе констатирующего и контрольного эксперимента по критерию Вилкоксона выявлены сдвиги в сторону возрастания уровня агрессивности.

После проведения сравнительного анализа изучаемых показателей  агрессивности на этапе контрольного эксперимента мы так же выяснили, что  изменения уровня агрессии старших  дошкольников в экспериментальной группе произошли в сторону уменьшения уровня агрессивности.

Таким образом, коррекционно-развивающая  работа, проведенная по программе, составленной на основе подвижных игр, была результативна и эффективна. Эксперимент доказал не только эффективность, но также необходимость использования таких целевых коррекционно-развивающих программ в работе практических психологов, тем более что программа основана на подвижных играх, которые доставляют детям много радости.

Коррекционно-развивающая  работа по предупреждению и снятию агрессивных проявлений необходима не только для детей с проблемами в поведении, но и для всех детей, проходящих кризис 6–7 лет. Дети должны осознать, что выражать накопившуюся агрессию и гнев можно и нужно  в приемлемой форме. А с помощью  подвижных игр (дополнив их беседами) педагог интересно и в доступной  форме сможет довести это до детей. Именно в игре у ребенка есть возможность  «отыграть» свой негативный опыт, т.е. «отреагировать» на ситуации, которые в реальной жизни слишком сложны, запутаны, неприятны.

Подвижная игра – средство воспитания, формирования личности ребенка, развития ее разных содержательных сторон. Играя и реализуя различные формы активности, старшие  дошкольники познают окружающий мир, себя, свое тело, изобретают, при  этом развиваются гармонично и целостно, формируются как личность.

 

 

Выводы по Главе III

 

1. В результате диагностирования агрессивности на констатирующем этапе было установлено, что между детьми экспериментальной и контрольной группы не выявлено значимых различий в уровнях агрессивности. Таким образом, можно сделать вывод, что в состав экспериментальной и  контрольной группы входят дети с различным уровнем агрессивности, причем у детей в обеих группах преобладает средний уровень агрессивности.

2. С экспериментальной группой была проведена коррекционно-развивающая работа в следующих направлениях:

-обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в   обучение способам выражения гнева в приемлемой форме.

-различных ситуациях.

-отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

-формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.

3. Сравнивая результаты методик до и после коррекционно-развивающей работы, можно сделать вывод, что уровень агрессивности у детей экспериментальной группы снизился. В контрольной группе после сравнительного анализа изучаемых показателей на этапе констатирующего и контрольного эксперимента по критерию Вилкоксона выявлены сдвиги в сторону возрастания уровня агрессивности.

Таким образом, коррекционно-развивающая  работа, проведенная по программе, составленной на основе подвижных игр, была результативна и эффективна. Все это свидетельствует о том, что комплекс коррекционно-развивающих занятий на основе подвижных игр действительно эффективен и способствует снижению уровня агрессивности у старших дошкольников.

 

 

 

Заключение

Информация о работе Влияние экспонированной агрессии, представленной в средствах массовой информации на уровень агрессивности старших дошкольников