Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:57, дипломная работа
Изучение проблемы влияния средств массовой информации на уровень агрессии детей старшего дошкольного возраста в теоретических исследованиях и практической деятельности дошкольного образовательного учреждения позволило определить цель исследования: изучение влияния экспонированной агрессии, представленной в средствах массовой информации на уровень агрессивности старших дошкольников.
Соотношение уровней агрессивности по двум методикам в контрольной группе наглядно видно в гистограмме № 4. В ней ось х означает уровень агрессивности, а ось y процент детей.
Уровень агрессивности в контрольной группе на этапе контрольного эксперимента
Гистограмма 4
Сравним полученные данные в ходе диагностического обследования, составив гистограмму. В ней ось х означает методику, по которой проводилось обследование на этапе констатирующего и контрольного эксперимента, а ось у процент детей с соответствующим уровнем агрессивности.
По составленным гистограммам 
мы можем проследить динамику изменения 
уровня агрессивности в 
Уровень агрессивности в экспериментальной группе на этапе констатирующего (ДО) и контрольного (ПОСЛЕ) эксперимента
Гистограмма 5
Уровень агрессивности в контрольной группе на этапе констатирующего (ДО) и контрольного (ПОСЛЕ) эксперимента
Гостограмма 6
По результатам проведенных диагностических методик можно отметить, что в экспериментальной группе высокий уровень агрессивности по методике «Несуществующее животное» снизился с 24% до 5%, а по методике «Критерии агрессивности у ребенка» с 24% до 19%. В контрольной группе значимых изменений не выявлено.
Анализируя рисунки детей 
экспериментальной группы по методике 
«Несуществующее животное» 
  Воспитатели отметили, 
что дети стали более 
Анализ рисунков детей контрольной группы показывает, что в рисунках несуществующего животного у одних детей признаки агрессивности увеличились (45% детей – Вика Д., Артем Л., Артем М., Марина Н., Витя С. Кирилл Ш. и др.), у других – уменьшились (50% детей Полина С., Вероника Г., Максун С., Саша Р. И др.).
Применяя методы математической статистики, мы обработали полученные результаты диагностического исследования детей, применяя программу SPSS.
1. В результате проведения 
констатирующего эксперимента 
Достоверность различий 
показателей агрессивности в 
экспериментальной и 
Таблица 6
Показатели (уровень агрессивности)  | 
  Среднее значение  | 
  Критерий достоверности  | ||
Эксперим. группа  | 
  Контрол. группа  | 
  U -Манна-Уитни  | 
  уровень значимости  | |
1.«Несуществующее животное»  | 
  12,85  | 
  12,45  | 
  208,5  | 
  Р = 0,969  | 
2. Анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка»  | 
  10,81  | 
  9,85  | 
  187,5  | 
  Р = 0,556  | 
Уровень агрессивности 
в экспериментальной и 
Гистограмма 7
2. На этапе формирующего 
эксперимента в 
3. На этапе контрольного эксперимента была проведена повторная диагностика уровней агрессивности по тем же методикам и в тех же условиях. Проведенный сравнительный анализ показателей по критерию Манна-Уитни в экспериментальной и контрольной группах выявил значимые различия в уровнях агрессивности по методике «Несуществующее животное». В контрольной группе уровень агрессивности у детей по результатам проективной методики «Несуществующее животное» выше, чем в экспериментальной группе.
Средние значения (Мс) агрессивности по диагностическим методикам в контрольной и экспериментальной группах на разных этапах эксперимента.
Таблица № 7
| 
   
 Методика  | 
  Проективная методика «Несуществующее животное»  | 
  Анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка»  | ||
Этапы эксперимента  | 
  Констати-рующий  | 
  Контроль-ный  | 
  Констати-рующий  | 
  Контроль-ный  | 
Эксперимент. группа  | 
  12,85  | 
  10,05  | 
  10,81  | 
  9,95  | 
Контрольная группа  | 
  12,45  | 
  13,45  | 
  9,85  | 
  10,4  | 
Достоверность различий 
в уровнях агрессивности в 
экспериментальной и 
Таблица 8
Показатели (уровень агрессивности)  | 
  Среднее значение  | 
  Критерий достоверности  | ||
Эксперим. группа  | 
  Контр. группа  | 
  U -Манна-Уитни  | 
  уровень значимос-ти  | |
1.«Несуществующее животное»  | 
  10,05  | 
  13,45  | 
  128,5  | 
  Р = 0,033  | 
2. Анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка»  | 
  9,95  | 
  10,4  | 
  198  | 
  Р = 0,753  | 
Уровень агрессивности 
в экспериментальной и 
Гистограмма 8
4. Также был проведен сравнительный анализ изучаемых показателей в экспериментальной группе до и после реализации коррекционно-развивающей программы по критерию Вилкоксона. Были получены достоверно значимые изменения в сторону снижения уровня агрессивности по методике «Несуществующее животное». По методике «Критерии агрессивности у ребенка» значимых изменений не выявлено.
Динамика изменения уровней агрессивности в экспериментальной группе до и после реализации коррекционно-развивающей программы
Таблица 9
Показатели  | 
  Среднее значение  | 
  уровень значимости  | |
до  | 
  после  | ||
1. «Несуществующее животное»  | 
  12,85  | 
  10,05  | 
  Р = 0,013  | 
2. Анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка»  | 
  10,81  | 
  9,95  | 
  Р = 0,965  | 
Уровень агрессивности в экспериментальной группе до и после реализации коррекционно-развивающей программы
Гистограмма 9
Сравнивая результаты методик 
до и после коррекционно-
Динамика изменения уровней агрессивности в контрольной группе на этапе констатирующего и контрольного эксперимента
Таблица 10
Показатели  | 
  Среднее значение  | 
  уровень значимости  | |
до  | 
  после  | ||
1. «Несуществующее животное»  | 
  12,45  | 
  13,45  | 
  Р = 0,050  | 
2. Анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка»  | 
  9,85  | 
  10,4  | 
  Р = 0,020  | 
Уровень агрессивности в контрольной группе на этапе констатирующего и контрольного эксперимента
Гистограмма 10
В контрольной группе после сравнительного анализа изучаемых показателей на этапе констатирующего и контрольного эксперимента по критерию Вилкоксона выявлены сдвиги в сторону возрастания уровня агрессивности.
После проведения сравнительного анализа изучаемых показателей агрессивности на этапе контрольного эксперимента мы так же выяснили, что изменения уровня агрессии старших дошкольников в экспериментальной группе произошли в сторону уменьшения уровня агрессивности.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа, проведенная по программе, составленной на основе подвижных игр, была результативна и эффективна. Эксперимент доказал не только эффективность, но также необходимость использования таких целевых коррекционно-развивающих программ в работе практических психологов, тем более что программа основана на подвижных играх, которые доставляют детям много радости.
Коррекционно-развивающая 
работа по предупреждению и снятию 
агрессивных проявлений необходима 
не только для детей с проблемами 
в поведении, но и для всех детей, 
проходящих кризис 6–7 лет. Дети должны 
осознать, что выражать накопившуюся 
агрессию и гнев можно и нужно 
в приемлемой форме. А с помощью 
подвижных игр (дополнив их беседами) 
педагог интересно и в 
Подвижная игра – средство воспитания, формирования личности ребенка, развития ее разных содержательных сторон. Играя и реализуя различные формы активности, старшие дошкольники познают окружающий мир, себя, свое тело, изобретают, при этом развиваются гармонично и целостно, формируются как личность.
Выводы по Главе III
1. В результате диагностирования агрессивности на констатирующем этапе было установлено, что между детьми экспериментальной и контрольной группы не выявлено значимых различий в уровнях агрессивности. Таким образом, можно сделать вывод, что в состав экспериментальной и контрольной группы входят дети с различным уровнем агрессивности, причем у детей в обеих группах преобладает средний уровень агрессивности.
2. С экспериментальной группой была проведена коррекционно-развивающая работа в следующих направлениях:
-обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в обучение способам выражения гнева в приемлемой форме.
-различных ситуациях.
-отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
-формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.
3. Сравнивая результаты методик до и после коррекционно-развивающей работы, можно сделать вывод, что уровень агрессивности у детей экспериментальной группы снизился. В контрольной группе после сравнительного анализа изучаемых показателей на этапе констатирующего и контрольного эксперимента по критерию Вилкоксона выявлены сдвиги в сторону возрастания уровня агрессивности.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа, проведенная по программе, составленной на основе подвижных игр, была результативна и эффективна. Все это свидетельствует о том, что комплекс коррекционно-развивающих занятий на основе подвижных игр действительно эффективен и способствует снижению уровня агрессивности у старших дошкольников.
Заключение