Средства массовой информации (СМИ) и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня трудно представить существование общества без средств массовой информации. Несомненно то, что средства массовой информации играют значительную роль в обществе. Иногда их называют «четвертой властью».
Важность средств массовой информации заключается в том, что они выполняют информационную функцию, причем, от того, как они преподносят те или иные события, существенно зависит восприятие этих событий у зрителя, читателя или слушателя.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………..2
2. Информация и средства массовой информации…………………..2
3. Функции и задачи СМИ в политике……………………………….4
4. СМИ как механизм политического манипулирования…………...7
5. Заключение………………………………………………………….15
6. Список литературы…………………………………………….…...16

Файлы: 1 файл

Политология 2012г.doc

— 124.00 Кб (Скачать)


1.      Введение……………………………………………………………..2

2.      Информация и средства массовой информации…………………..2

3.      Функции и задачи СМИ в политике……………………………….4

4.      СМИ как механизм политического манипулирования…………...7

5.      Заключение………………………………………………………….15

6.      Список литературы…………………………………………….…...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

 

      Сегодня трудно представить существование общества без средств массовой информации. Несомненно то, что средства массовой информации играют значительную роль в обществе. Иногда их называют «четвертой властью».

Важность средств массовой информации заключается в том, что они выполняют информационную функцию, причем, от того, как они преподносят те или иные события, существенно зависит восприятие этих событий у зрителя, читателя или слушателя.

      Мне захотелось поглубже узнать каким образом происходит воздействие на людей со стороны средств массовой информации, насколько оно сильно и от каких факторов зависит то, что они нам предлагают.

 

2. Информация и средства массовой информации

 

           Периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы распространения массовой информации (Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 "О средствах массовой информации"). Под массовой информацией законодатель понимает:

"предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы".

Конституция РФ устанавливает определенные ограничения свободы информации. Законный способ поиска, получения, передачи, производства и распространения информации (в том числе массовой)предполагает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну.

Запрещено использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний: для призыва к захвату власти. насильственному изменению конституционного строя и целостности государства; разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни: для пропаганды войны и для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Также запрещено использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным СМИ. скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье;

распространение материалов,подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки:

использование установленных прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведении, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся СМИ. Права журналиста нельзя также использовать с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола,возраста, расовой или национальной принадлежности, языка или отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

          Законодательную базу деятельности СМИ в РФ составляют на сегодняшний день около 30 законов только федерального уровня. Так, ФЗ РФ от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" регулирует ряд важных сторон деятельности прежде всего электронной прессы. Статья 144 УК РФ предусматривает строгие меры уголовной ответственности (лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности) за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов. Статьи 129 и 130 УК РФ устанавливают повышенную уголовную ответственность за клевету и оскорбление в случае их нанесения с помощью СМИ. Статья 137 УК РФ предусматривает жесткие меры уголовного наказания за распространение через СМИ сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, если это совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило вред правам и законным интересам граждан. Статья 282 УК РФ регулирует вопросы уголовно-правовой ответственности за использование СМИ для возбуждения национальной,расовой или религиозной вражды. ГК РФ также содержит ряд норм, регламентирующих деятельность СМИ (см. Защита чести, достоинства и деловой репутации, Моральный вред).

        Правовое регулирование деятельности СМИ в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Статья 19 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. устанавливает право каждого человека свободно "искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ". Статья 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. устанавливает право каждого человека "получать и распространять информацию и идеи без

вмешательства государственных органов и независимо от государственных границ". Следует также учитывать требования Европейской конвенции о трансграничном телевидении 1989 г. и рекомендации Резолюции № 820 1984 г. Парламентской Ассамблеи Совета Европы "Об отношении парламентов государств со средствами массовой информации".

        С 1994 г. в РФ действует в качестве государственного органа Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ. Ее основной задачей является содействие Президенту РФ в эффективной реализации им конституционных полномочий гаранта, закрепленных Конституцией РФ, прав, свобод и законных интересов в сфере массовой информации.

 

 

3. Функции и задачи СМИ

Рассмотрение и анализ функций любой системы социальной деятельности - важнейший момент ее теории.

Это связано с тем, что процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, в конечном счете, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком целом.

Налаживание контакта с аудиторией, воздействие на нее, ориентирование по тем или иным вопросам общественной жизни, развлекающие, информирующие, формирующие массовое сознание – все это современные функции журналистики. Итак, что же такое само понятие функция?

Функция (с лат. «functio» - обязанность, назначение) журналистики характеризует совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач. Любая человеческая деятельность несет с собой какую-либо цель. Человек стремится получить результат от поставленной цели, но «необходимо иметь представление о желаемом результате». Суть цели актуальной журналистской информации заключается в ее распространении и донесении ее до массовой аудитории. Если она не выполнит одну из своих важнейших первичных функций, то об осуществлении вторичных не стоит даже и задумываться.

Вообще у СМИ огромное количество функций в совершенно разных сферах.

В литературе, как отечественной, так и зарубежной, встречается далеко не совпадающий перечень определений функций СМИ. Отчасти эти различия задаются степенью развернутости характеристик функций СМИ (более развернутые подфункции выделяются в самостоятельные, отчасти – разным пониманием актуальности для современности тех или иных общественных задач, решаемых с помощью СМИ.

Например, Е.П. Прохоров, считая журналистику полифункциональной системой, выделяет следующие шесть функций журналистики:

1.коммуникативную - функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики;

2.непосредственно-организаторскую, в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как "четвертой власти" в обществе;

3.идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

4.культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;

5.рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.)";

6.рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).

Рассмотрим далее подробнее каждую из шести функций.

1. Коммуникативная функция.

Рассмотрим коммуникативную функцию СМИ и особенности ее реализации в современном российском медиапространстве. Коммуникативные процессы описываются классической формулой Г.Лассуэлла: коммуникатор - сообщение - канал - реципиент - эффект. Любая коммуникация как вид связи - это непременно субъектно-объектные отношения с обратной связью. Коммуникатором и реципиентом могут быть отдельные индивидуумы, социальные общности людей, государственная власть и общество. Для коммуникации важно установление контакта как условия взаимодействия. Можно говорить о контакте политической системы и общественного сознания, характеристики которого могут быть изучены и представлены в виде общественного мнения.

СМИ эффективно выполняют свою коммуникативную функцию, если они обеспечивают диалог сторон, открытость намерений, культуру общения и равноправные позиции в информационном обмене. Коммуникационная функция всегда несет в себе в качестве главной составляющей информационную функцию. Но если нет диалога, обратной связи, информационные процессы становятся однонаправленными, а коммуникативная функция абортируется, «усыхает».

Функционируют СМИ в режиме диалога или нет - определяется типом политической системы, уровнем политической культурой, степенью развития гражданского общества, законодательством, которое регулируют отношения между властью, обществом и средствами массовой информации.

В развитом демократическом обществе СМИ склонны приобретать свойства открытого форума, предоставляя слово в дискуссии большинству субъектов политического процесса, высказывающим свое видение решения актуальных общественных проблем. При этом существует неявное, но общее идейное поле с хорошо осязаемыми границами, выходить за которые никто не рискует под страхом исключения из пространства гласности (попробуйте, скажем, в Америке допустить неполиткорректное высказывание в открытой печати - это равносильно тому, что вы добровольно соглашаетесь на собственную гражданскую казнь).

В таком обществе СМИ как открытый и равнодоступный форум являются идеальной площадкой публичной сферы - местом взаимодействия легитимных частных, общественных и общегосударственных интересов. СМИ обязаны не только транслировать обществу решения властей, но и доводить общественное мнение до власти. Общественное мнение во всех странах мира выявляется через практику массовых опросов населения. Но без коммуникации и дискуссии нет, ни реального общественного мнения, ни его субъекта - общественности, обладающего социально ответственным видением и принимаемого в таком качестве властью.

Выполнение российскими СМИ своей коммуникативной функции зависит от масштабов публичности политической жизни в стране. Чем шире масштабы этой публичности, чем шире диалог между различными политическими силами, тем большую роль играют СМИ как средство социальной коммуникации. И наоборот, дефицит публичности в политической жизни осложняет развитие средств массовой информации, деятельность журналистов, экспертно-аналитического сообщества и политической науки.

Коммуникативная функция как раз и должна состоять в том, что СМИ обязаны быть не только информатором, но и модератором общественного форума. Эту важную функцию российские СМИ в настоящее время выполняют крайне слабо. Так, по данным всероссийских опросов ВЦИОМ, только 5% россиян страны обращаются в СМИ по тем или иным вопросам. При таком низком уровне обратной связи говорить о существовании общественного форума невозможно. Многочисленные телевизионные ток-шоу не могут убедить нас в обратном. В подавляющем большинстве своем они являются хорошо отрежессированным, идущим в записи развлекательным медиопродуктом, своеобразной игрой, которая не нацелена на расширение участия населения в политическом процессе и решении актуальных проблем общества. Истинное отношение телевидения к публике хорошо отражается в профессиональном сленге телевизионщиков. Между собой они называют людей, приглашенных на программу в качестве аудитории, «гоблинами», если они плохо хлопают («делают ладушки» по команде»); «мебелью», если им не полагается по сценарию микрофон, и просто «лохами», когда они приходят в «Стакан» («Останкино») и встречаются с «корами» (телекорреспондентами, телеведущими) под руководством «вожака» (продюсера).

Информация о работе Средства массовой информации (СМИ) и политика