Сравнительный анализ рефлексивности учащихся старших классов и взрослых

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Современные исследования рефлексии проводятся в рамках большинства отраслей психологического знания, указывая на ее сложность, многообразие и отнесенность ко всем уровням психической организации [15, 25]. Проблема рефлексии ставилась и в различной степени решалась в русле практически всех философских направлений при объяснении субъективного и объективного проживания жизни, где рефлексия рассматривается как важное средство выхода личности за пределы проживания наличной жизни, как способ ее осмысления и преобразования не только окружающего, но и самого себя.

Оглавление

Введение. 2
1. Понятие рефлексии. 5
1.1 Изучение рефлексии в зарубежной и отечественной психологии. 5
1.2 Виды и структура рефлексии. 11
1.3 Роль рефлексии в становлении и развитии личности. 16
2. Возрастная динамика развития рефлексии в процессе жизни человека. 20
2.1 Возникновение рефлексии в процессе жизни человека. 20
2.2 Особенности самосознания и рефлексии подростка. 24
3. Сравнительный анализ рефлексивности учащихся старших классов и взрослых. 28
3.1 Цель, задачи, объект, предмет исследования. 28
3.2.Описание методики. 29
3.3 Обработка и анализ результатов. 33
Заключение. 45
Список литературы. 47

Файлы: 1 файл

Сравнительный анализ рефлексивности подростков и взрослых2.doc

— 367.50 Кб (Скачать)

1.2 Виды и структура рефлексии.

    С точки зрения основ построения методологии  науки рефлексию можно подразделить на объективную и субъективную (В.А. Лекторский, В.С. Швырев, В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов и др.) [10, 31, 16]. Под объективной рефлексией фактически понимают все научное знание, а под субъективной — рефлексию в том виде, в котором она обычно рассматривается и понимается в психологии (применительно к одному человеку).

    Для построения более полной картины  того, что собой представляет рефлексия,  несколько слов скажем о научной — объективной рефлексии.

    М.А. Розов в коллективной работе «Философия науки и техники» пишет, что «при ближайшем рассмотрении довольно легко  придти к выводу, что фактически почти все в науке сводится к рефлексии» [31, c 76]. Он указывает, что, когда ученый от рассмотрения непосредственных образцов переходит к их описанию, осуществляется рефлексия.  Наука накапливает не только знания о природе, но и опыт познавательной деятельности. Автор вводит понятие «система с рефлексией», под которой понимает «любые системы, которые способны описывать свое поведение и использовать полученные описания в качестве правил, принципов, алгоритмов и т.п.» [31, с. 77]. К таким системам относится не только наука, но и личность, материальное производство, общество, системы воспроизводства языка и речи. В данном случае речь идет о расширении понятия «рефлексия» фактически до понятия «сознание». С точки зрения методологов, ребенок благодаря развитию речи, называя те или иные предметы, реализует рефлексию, так как  отделяет себя от внешнего мира, происходит существенное изменение в его осознании мира. Таким образом, в расширенном смысле практически любая вербализация может считаться рефлексией.

    В связи с вышесказанным, важно  отметить, что, если в какой-либо статье или дискуссии речь идет о рефлексии, изначально  необходимо уточнить, о какой конкретно рефлексии идет речь (научной – объективной или психологической – субъективной), иначе может быть значительное искажение понимания обсуждаемых вопросов.

    Среди современных разработчиков тории рефлексивной деятельности следует отметить А.В. Карпова, И.Н. Семенова и С.Ю. Степанова.

    В подходе А.В. Карпова рефлексивность выступает как метаспособность, входящая в когнитивную подструктуру психики, выполняя регулятивную функцию  для всей системы, а рефлексивные процессы — как «процессы третьего порядка» (считая процессами первого порядка когнитивные, эмоциональные, волевые, мотивационные, а второго порядка — синтетические и регулятивные) [6, с. 88]. В его концепции рефлексия представляет собой наивысший по степени интегрированности процесс; она одновременно является способом и механизмом выхода системы психики за собственные пределы, что детерминирует пластичность и адаптивность личности.

    А.В. Карпов пишет: «Рефлексия … проявляется  как представленность в сознании человека механизмов и форм произвольного контроля над процессами генерации информации, ее развития и функционирования. ... Способность к рефлексии можно понимать как умение реконструировать и анализировать понимаемый в широком смысле план построения собственной или чужой мысли; как умение выделять в этом плане его состав и структуру, а затем объективировать их, прорабатывать соответственно ставящимся целям» [6, с.36]. В данном подходе рефлексия является синтетической психической реальностью, которая является одновременно процессом, свойством и состоянием [6, с. 84]. По этому поводу А.В. Карпов отмечает: «Рефлексия — это одновременно и свойство, уникально присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо, и процесс репрезентации психике своего собственного содержания» [6, с. 86].

    Многие  авторы указывают на то, что именно включение рефлексивных функций  в деятельность ставит индивида в  позицию исследователя по отношению  к собственной деятельности и  не сводится ни к одной из них.

    В работах А.В. Карпова, И.Н. Семенова и С.Ю. Степанова описывается достаточно много видов рефлексии. Среди них авторы содержательно выделяют два вида рефлексии (по тому, на что конкретно она направлена) [6]:

    • интеллектуальная (интеллектуальные акты, познавательные стратегии, предметные действия); 
    • личностная (эмоциональные состояния, ценности, моральные нормы, убеждения, мотивы, намерения, образ «Я» и т.д.).

    Многие  авторы пишут о коммуникативной  рефлексии (отличие собственной  позиции от позиции другого человека, возможность посмотреть на себя «глазами другого» и т.д.). Данный вид рефлексии вносит большой вклад в формирование самооценки личности и самосознания. С нашей точки зрения, ее нельзя однозначно считать психологической. Она по своему типу в большей степени относится к научной рефлексии (в ее механизме изначально заложена объективизация знаний о себе через другого человека), которая осуществляется на позициях «здравого смысла» (исходя из обыденного знания).

    В связи с этим выделяют две формы  рефлексии: рефлексию собственной деятельности и рефлексию внутреннего мира другого человека.

    В структуре рефлексии различают  четыре ее основных аспекта, в зависимости  от той функции, которую она призвана реализовать [5, с. 438-448]

    Во-первых, кооперативный аспект рефлексии. Имеет непосредственное отношение к психологии управления и играет ведущую роль в организации коллективной деятельности. Он связан с координацией профессиональных позиций и групповых ролей субъектов, с кооперацией их совместных действий. Кооперативный аспект предполагает опору на рефлексивную антиципацию — прогнозирование и предвосхищение ответных действий посредством постановки себя в позицию других.

    Во-вторых, коммуникативный аспект. Рефлексия рассматривается в качестве необходимого компонента общения и межличностного восприятия; как специфическое средство познания человека человеком. Здесь имеет место размышление за другое лицо; способность понять, что думают другие люди, и осознание человеком того, как он сам воспринимается партнером по общению.

    В-третьих, личностный аспект рефлексии. Он проявляется в способности человека строить новые образы себя в результате общения с другими людьми и активной совместной деятельности. Кроме того, в структуре сознания человека существует ряд основных подструктур: «Я»-физическое тело, «Я»-биологический организм, «Я»-социальное существо, «Я»-субъект своего поведения. Рефлексия интегрирует все эти подструктуры в целостную систему.

    В-четвертых, интеллектуальный аспект рефлексии. Имеется в виду рефлексия как умение субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия, осуществлять произвольную регуляцию интеллектуальной деятельности.

    Рефлексия собственной деятельности субъекта рассматривается в трех основных формах — в зависимости от функций, которые она выполняет во времени: ситуативная, ретроспективная и перспективная рефлексия [5, с. 438-448.]

    Ситуативная рефлексия обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию; осмысление ее элементов; способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать и контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями. Ее проявлениями, например, выступает то, насколько часто человек прибегает к обдумыванию происходящего, как долго он это делает, насколько тщательно готовится к принятию решения, вообще — его склонность к самоанализу в жизненных ситуациях.

    Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной в прошлом деятельности, прошедших событий. В этом случае человек рассматривает предпосылки, мотивы, причины происходившего, результаты прошлого поведения, его ошибки и возможные их причины. Процесс ретроспективной рефлексии проявляется, например, в том, как часто человек «перебирает в уме» и оценивает прошлые события, насколько он склонен анализировать собственные ошибки и промахи, размышлять над причинами своих неудач и успехов.

    Перспективная рефлексия включает в себя размышления о предстоящей деятельности, планирование и представление о целях и будущих результатах, а также выбор наиболее эффективных способов ее выполнения и прогнозирование вероятного исхода деятельности. Ее примером может служить тщательное планирование деталей, которые значимы для выполнения предстоящей деятельности, частота мысленного обращения к будущей деятельности, беспокойство о будущем.

    В качестве объекта рефлексии может  выступать не только сам познающий  субъект, но и сознание других людей. Здесь имеет место «размышление за другое лицо», способность понять, что думают другие, осознание человеком  того, как он понимается в качестве партнера по общению.

    В основе любого из видов рефлексии  лежит механизм децентриции, включающий в себя «мысленный выход» за пределы непосредственного процесса жизни с целью занять позицию вне ее для суждения о ней.

    В современной психологической литературе можно также встретить термин «саморефлексия», который нередко имеет различный смысл. Данный вид рефлексии пока еще не имеет своего четкого определения (его также нет в психологических словарях). В связи с тем, что значительная часть исследователей понимают рефлексию расширенно (как это делают методологи), бывает необходимым указать на то, что рефлексия направлена на самого человека. В этом случае, по нашему мнению,  психологическая рефлексия (субъективная) и саморефлексия — тождественные понятия. Иногда под саморефлексией понимают самостоятельность осуществления рефлексии: ее реализацию без помощи психолога и педагога.

1.3 Роль  рефлексии в становлении и  развитии личности.

    Многие  современные исследователи указывают  на особую роль рефлексии в становлении и развитии личности.

    Так, например, А.В. Карпов пишет: «Психика тем  и уникальна, что в ней (как  в системе) заложен такой механизм, который позволяет преодолевать собственную системную ограниченность, постоянно выходить за свои собственные пределы, делая саму себя  предметом собственного же функционирования. Иначе говоря, в самой организации психики предусмотрен и реализован высший из известных уровней — метасистемный. Рефлексия же — это и есть процессуальное средство реализации данного уровня» [6, c.102]. И далее: «Метакогнитивные процессы — это такие процессуальные средства, овладевая которыми субъект в значительной степени становится таковым, обретает «самость», субъектность не только по отношению к внешнему миру, но и к миру внутреннему — к своей собственной психике, к ее содержанию» [6, с.105],. По его мнению, «субъект оказывается в состоянии через рефлексию управлять не только своим поведением, но и частично самими закономерностями, по которым строится поведение» [6, с. 124].   

    Таким образом, автор подчеркивает, что  рефлексия является одной из важнейших  метаспособностей, без развития которой  невозможно развитие субъектности и  уникальности человека.

    Теперь  остановимся на вопросах формирования и развития рефлексивной деятельности применительно к личностному развитию школьника в образовательном процессе.

    Мы  убеждены, что для того, чтобы  целенаправленно развивать рефлексию, необходимо знать ее структуру (рефлексивные акты), иначе сложно управлять ее  развитием. К сожалению, довольно трудно найти четкий ответ на этот вопрос в большинстве статей и монографий.

    Суть  рефлексии, как было показано выше, с психологической точки зрения сводится к отстранению от опыта (рефлексивная остановка действий и  процессов), к выходу за рамки осуществляемых действий, к направлению познания на самопознание или регуляцию деятельности. Такой выход осуществляется за  счет следующих средств:

    • Задавания вопросов относительно устройства любых структур индивидуального опыта и процесса их функционирования: как я это сделал, что я об этом раньше думал, как именно я пришел к оценке какого-либо факта моей жизни? И т.д.
    • Отождествления с другим человеком, чтобы посмотреть на ситуацию и себя «его глазами».

    При этом ответы на рефлексивные вопросы  и решение задачи такого рефлексивного  выхода далее осуществляется за счет различных интеллектуальных актов: сенсорного познания, логического познания, аналитико-синтетических  и творческих.

    Индивидуальная  взаимосвязь действий, связанных  с обеспечением рефлексивного выхода и различных интеллектуальных актов, представляет собой индивидуальные рефлексивные (метакогнитивные) стратегии, являющиеся основой саморегуляции.

    Одним из важных аспектов развития рефлексии  является вопрос генезиса развития рефлексивных средств, который  может быть представлен  в соотношении с работами Ж. Пиаже [22, с. 512]. Рефлексивность, по его мнению, появляется в спорах ребенка со сверстниками, в которых ему приходится оценивать логичность собственных и чужих утверждений.

    Исходя  из его теории, можно выделить три  основных этапа в генезисе рефлексии:

    • период дооперационного мышления, когда ребенком осознаются только цель и результат собственного действия;
    • период конкретных операций, когда происходит осознание временной и функциональной последовательности действий;
    • период формальных операций, когда осознаются логические операции, проведенные над собственными действиями.

Информация о работе Сравнительный анализ рефлексивности учащихся старших классов и взрослых