Сравнительный анализ рефлексивности учащихся старших классов и взрослых

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Современные исследования рефлексии проводятся в рамках большинства отраслей психологического знания, указывая на ее сложность, многообразие и отнесенность ко всем уровням психической организации [15, 25]. Проблема рефлексии ставилась и в различной степени решалась в русле практически всех философских направлений при объяснении субъективного и объективного проживания жизни, где рефлексия рассматривается как важное средство выхода личности за пределы проживания наличной жизни, как способ ее осмысления и преобразования не только окружающего, но и самого себя.

Оглавление

Введение. 2
1. Понятие рефлексии. 5
1.1 Изучение рефлексии в зарубежной и отечественной психологии. 5
1.2 Виды и структура рефлексии. 11
1.3 Роль рефлексии в становлении и развитии личности. 16
2. Возрастная динамика развития рефлексии в процессе жизни человека. 20
2.1 Возникновение рефлексии в процессе жизни человека. 20
2.2 Особенности самосознания и рефлексии подростка. 24
3. Сравнительный анализ рефлексивности учащихся старших классов и взрослых. 28
3.1 Цель, задачи, объект, предмет исследования. 28
3.2.Описание методики. 29
3.3 Обработка и анализ результатов. 33
Заключение. 45
Список литературы. 47

Файлы: 1 файл

Сравнительный анализ рефлексивности подростков и взрослых2.doc

— 367.50 Кб (Скачать)

    Было  установлено, что в подростковый период формируется умение оценивать себя не только через требования авторитетных взрослых (как это происходя  в младшем школьном возрасте), но и через собственные требования [7, с. 83]. К концу подросткового периода самооценка может стать мощным регулятором поведения индивида. Саморегуляция осуществляется как на осознаваемом, так и неосознаваемом уровне, определяя меру адекватности восприятия и оценивания себя. Результаты вышеупомянутых исследований позволяют говорить о соотношении в процессе развития двух функций самосознания — регулятивно-организующей и защитной [8, с. 120]. Эти разнообразные и интересные экспериментальные данные, полученные при изучении детей разных возрастов, пока не получили обобщения в единой концепции генезиса самосознания. В разработке такой концепции важное место занимает знание механизмов перехода от одного возрастного этапа к другому, смены ведущих типов деятельности  [7, с. 90].

    Итак, в  подростковом  возрасте происходит своеобразный кризис самооценки. Отмечается резкий рост недовольства собой, распространяющегося главным образом на сферу учебной деятельности и на взаимоотношения с окружающими. У мальчиков-пятиклассников этот кризис выражен более резко, чем у девочек.

    Наряду  с изменением аффективного компонента самооценки происходит смена определяющего критерия в оценке своей личности, как реальной, так и желательной.

    Главным критерием в оценке себя становятся нравственно-психологические аспекты взаимоотношений подростка с другими людьми.  

 

3. Сравнительный анализ рефлексивности учащихся старших классов и взрослых.

3.1 Цель, задачи, объект, предмет исследования.

    Цель  исследования: сравнить меру рефлексивности учеников старших классов и взрослых людей. 

    Задачи  исследования:

  1. Провести анкетирование на выявление меры рефлексивности у подростков, учащихся в старших классов по методике А. В. Карпова и В. В. Пономаревой.
  2. Провести опрос среди взрослых на выявление их меры рефлексивности.
  3. Сравнить полученные результаты с помощью статистического анализа.
 

    Объект  исследования: рефлексивность учащихся старших классов и взрослых. 

    Предмет исследования: мера рефлексивности учащихся старших классов и взрослых. 

    Гипотеза  исследования: Существуют различия между уровнем рефлексивности учащихся старших классов и взрослых людей:

  1. Люди более зрелого возраста склонны анализировать свои поступки и действия, а также деятельность других людей как в настоящем, так и в будущем и в прошлом. Взрослые люди получат высокие результаты по оценке меры рефлексивности.
  2. Подростки склонны менее задумываться над причинами происходящего, и скорее всего получат более низкие результаты по тесту.

3.2.Описание методики.

    Выборка: в нашем исследовании приняло  участие 54 человека, из них 24 человека – ученики старших классов  школы № 48, а 30 человек – взрослые, работники Омскго нефтезавода и клиники «Астамед»

    1. Методика определения  индивидуальной меры  рефлексивности (А.  В. Карпов, В. В.  Пономарева).

    Теоретическим основанием построения методики измерения  уровня рефлексивности – опросника  Карпова-Пономаревой – стало представление о том, что «рефлексия является такой синтетической психической реальностью , которая может выступать (и реально выступает) и как психический процесс, и как психическое свойство, и как психическое состояние одновременно , но не сводится ни к одному из них» [5, с. 47]. Важнейшая функция рефлексивности состоит в структурировании осознаваемых субъектом своих психических свойств, их произвольном контроле и коррекции. «В этом проявляется генеративно-порождающий потенциал рефлексивности; она раскрывается как такое качество субъекта, суть которого состоит в его способности к экспликации, выявлении, «распознании», а – в известной мере – и в формировании других свойств и качеств, к их осознанию и репрезентации как своих и образующих его «самость», то есть субъектность как таковую» [5, с. 55]. Между тем в разработанной методике «рефлексия и при познании собственного внутреннего мира, и при познании внешнего мира (в том числе, и субъективного - "мира других субъектов") трактуется как единая психологическая реальность - как рефлексивное действие» [5, с. 255]. Рефлексия соотносится с функцией только отражательного-познавательного, когнитивного анализа ретроспективной, настоящей и будущей деятельности , а также взаимодействия испытуемого с другими людьми.

    Методика направлена на выявление индивидуальной меры рефлексивности.

    Инструкция испытуемому.

    "Вам предстоит дать ответы на несколько утверждений опросника. В бланке ответов напротив номера вопроса проставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую варианту Вашего ответа:

  1. - абсолютно неверно
  2. — неверно
  3. — скорее неверно
  4. - не знаю
  5. - скорее верно
  6. - верно
  7. - совершенно верно

    Не задумывайтесь подолгу над ответами. Помните, что правильных или неправильных ответов в данном случае быть не может. Первый пришедший в голову ответ и является верным".

    Бланк опросника можно посмотреть в Приложении 1.

    В качестве стандартной шкалы была выбрана шкала стенов. Ниже приведены нормы перевода "сырых" тестовых баллов в стеновые показатели.

     Из этих 27-ми утверждений 15 являются прямыми (номера вопросов: 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 14, 15, 19, 20, 22, 24, 25). Остальные 12 - обратные утверждения, что необходимо учитывать при обработке результатов, когда для получения итогового балла суммируются в прямых вопросах цифры, соответствующие ответам испытуемых, а в обратных - значения, замененные на те, что получаются при переворачивании шкалы ответов.

    Все пункты можно сгруппировать в четыре группы:

  1. ретроспективная рефлексия деятельности (номера утверждений: 1,4, 5, 12, 17, 18,25,27);
  2. рефлексия настоящей деятельности (утверждения: 2, 5, 13, 14, 16,17,18,26);

    3). рассмотрение будущей деятельности (3, 6, 7, 10, 11,14, 15, 20);

    4) рефлексия общения и взаимодействия с другими людьми (номера вопросов: 8, 9, 19, 21, 22, 23, 24, 26).

    Интерпретация данных, полученных в результате тестирования.

    Высокие результаты по тесту (больше 7 стенов) говорят о том, что человек в большой степени склонен обращаться к анализу своей деятельности и поступков других людей, выявлять причины и следствия своих действий как в прошлом, так в настоящем и будущем. Ему свойственно обдумывать свою деятельность в мельчайших деталях, тщательно ее планировать и прогнозировать все возможные последствия. Вероятно также, что таким людям легче понять другого, поставить себя на его место, предсказать его поведение, понять, что думают о них самих.

    Низкие результаты по тесту (меньше 4 стенов), вероятно, говорят о том, что испытуемому в меньшей степени свойственно задумываться над происходящим, над причинами своих действий и поступков других людей, над их последствиями. Такие люди не всегда планируют свою деятельность, бывают импульсивны и ограничиваются рассмотрением меньшего количества деталей при принятии решения. У них возможно возникновение трудностей в общении с другими людьми из-за невозможности всегда точно понять другого, предсказать его реакцию. 

    6.Карпов  А.В. Рефлексивность как психическое  свойство и методика ее диагностики  // Психол. журн. 2003. № 5. С. 45-57.

    2. Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга,  использовался t-критерий Стъюдента [16, с. 568].

    Его основная формула выглядит следующим  образом:

      

    где х1 — среднее значение переменной по одной выборке данных;

    х2 — среднее значение переменной по другой выборке данных;

    m1 и m2 — интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин.

    m1 и m2 в свою очередь вычисляются по следующим формулам:

    

    где S1 — выборочная дисперсия первой переменной (по первой выборке);

    S2 — выборочная дисперсия второй переменной (по второй выборке);

    n1 — число частных значений переменной в первой выборке.

    n2 — число частных значений переменной по второй выборке.

    После того как при помощи приведенной  выше формулы вычислен показатель t, по таблице, указанной в Приложении 2 для заданного числа степеней свободы, равного n1 + n2 - 2, и избранной вероятности допустимой ошибки  находят нужное табличное значение t и сравнивают с ними вычисленное значение t. Если вычисленное значение t больше или равно табличному, то делают вывод о том, что сравниваемые средние значения из двух выборок действительно статистически достоверно различаются с вероятностью допустимой ошибки, меньшей или равной избранной.

    3. Метод корреляций.

    Он  показывает, каким образом одно явление  влияет на другое или связано с  ним в своей динамике. Линейный корреляционный анализ позволяет устанавливать  прямые связи между переменными величинами по их абсолютным значениям. Формула для вычисления коэффициента корреляции r выглядит следующим образом:

    

    Результат будет лежать в области от +1 до -1, при 0 достоверная связь отсутствует. 1 же встречается в жизни очень  редко [16, с. 575]. 

3.3 Обработка  и анализ результатов.

    В процессе проведенного исследования мы получили 2 сводные таблицы с результатами опроса по методике определения индивидуальной меры рефлексивности учащихся старших  классов и взрослых. Сводные результаты можно посмотреть в Приложении 3 и Приложении 4.

    Ниже  мы приведем значения полученных стенов у подростков.

 

    

    Таблица 1. Полученные стеновые показатели у учеников старших классов.

      Стены Количество  человек Количество  человек (в процентах)
      0 0 0%
      1 3 12,5%
      2 4 16,6%
      3 2 8,4%
      4 6 25%
      5 6 25%
      6 3 12,5%
      7 0 0%
      8 0 0%
      9 0 0%
      10 0 0%
      Среднее арифметическое 3,7  

Информация о работе Сравнительный анализ рефлексивности учащихся старших классов и взрослых