Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 15:11, курсовая работа
Современные исследования рефлексии проводятся в рамках большинства отраслей психологического знания, указывая на ее сложность, многообразие и отнесенность ко всем уровням психической организации [15, 25]. Проблема рефлексии ставилась и в различной степени решалась в русле практически всех философских направлений при объяснении субъективного и объективного проживания жизни, где рефлексия рассматривается как важное средство выхода личности за пределы проживания наличной жизни, как способ ее осмысления и преобразования не только окружающего, но и самого себя.
Введение. 2
1. Понятие рефлексии. 5
1.1 Изучение рефлексии в зарубежной и отечественной психологии. 5
1.2 Виды и структура рефлексии. 11
1.3 Роль рефлексии в становлении и развитии личности. 16
2. Возрастная динамика развития рефлексии в процессе жизни человека. 20
2.1 Возникновение рефлексии в процессе жизни человека. 20
2.2 Особенности самосознания и рефлексии подростка. 24
3. Сравнительный анализ рефлексивности учащихся старших классов и взрослых. 28
3.1 Цель, задачи, объект, предмет исследования. 28
3.2.Описание методики. 29
3.3 Обработка и анализ результатов. 33
Заключение. 45
Список литературы. 47
Было установлено, что в подростковый период формируется умение оценивать себя не только через требования авторитетных взрослых (как это происходя в младшем школьном возрасте), но и через собственные требования [7, с. 83]. К концу подросткового периода самооценка может стать мощным регулятором поведения индивида. Саморегуляция осуществляется как на осознаваемом, так и неосознаваемом уровне, определяя меру адекватности восприятия и оценивания себя. Результаты вышеупомянутых исследований позволяют говорить о соотношении в процессе развития двух функций самосознания — регулятивно-организующей и защитной [8, с. 120]. Эти разнообразные и интересные экспериментальные данные, полученные при изучении детей разных возрастов, пока не получили обобщения в единой концепции генезиса самосознания. В разработке такой концепции важное место занимает знание механизмов перехода от одного возрастного этапа к другому, смены ведущих типов деятельности [7, с. 90].
Итак, в подростковом возрасте происходит своеобразный кризис самооценки. Отмечается резкий рост недовольства собой, распространяющегося главным образом на сферу учебной деятельности и на взаимоотношения с окружающими. У мальчиков-пятиклассников этот кризис выражен более резко, чем у девочек.
Наряду с изменением аффективного компонента самооценки происходит смена определяющего критерия в оценке своей личности, как реальной, так и желательной.
Главным
критерием в оценке себя становятся
нравственно-психологические аспекты
взаимоотношений подростка с другими
людьми.
3. Сравнительный анализ рефлексивности учащихся старших классов и взрослых.
3.1 Цель, задачи, объект, предмет исследования.
Цель
исследования: сравнить меру рефлексивности
учеников старших классов и взрослых людей.
Задачи исследования:
Объект
исследования: рефлексивность учащихся
старших классов и взрослых.
Предмет
исследования: мера рефлексивности
учащихся старших классов и взрослых.
Гипотеза исследования: Существуют различия между уровнем рефлексивности учащихся старших классов и взрослых людей:
3.2.Описание методики.
Выборка: в нашем исследовании приняло участие 54 человека, из них 24 человека – ученики старших классов школы № 48, а 30 человек – взрослые, работники Омскго нефтезавода и клиники «Астамед»
1. Методика определения индивидуальной меры рефлексивности (А. В. Карпов, В. В. Пономарева).
Теоретическим
основанием построения методики измерения
уровня рефлексивности – опросника
Карпова-Пономаревой – стало представление
о том, что «рефлексия является такой синтетической
психической реальностью , которая может
выступать (и реально выступает) и как
психический процесс, и как психическое
свойство, и как психическое состояние
одновременно , но не сводится ни к одному
из них» [5, с. 47]. Важнейшая функция рефлексивности
состоит в структурировании осознаваемых
субъектом своих психических свойств,
их произвольном контроле и коррекции.
«В этом проявляется генеративно-порождающий
потенциал рефлексивности; она раскрывается
как такое качество субъекта, суть которого
состоит в его способности к экспликации,
выявлении, «распознании», а – в известной
мере – и в формировании других свойств
и качеств, к их осознанию и репрезентации
как своих и образующих его «самость»,
то есть субъектность как таковую» [5, с.
55]. Между тем в разработанной методике
«рефлексия и при познании собственного
внутреннего мира, и при познании внешнего
мира (в том числе, и субъективного - "мира
других субъектов") трактуется как единая
психологическая реальность - как рефлексивное
действие» [5, с. 255]. Рефлексия соотносится
с функцией только отражательного-
Методика направлена на выявление индивидуальной меры рефлексивности.
Инструкция испытуемому.
"Вам предстоит дать ответы на несколько утверждений опросника. В бланке ответов напротив номера вопроса проставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую варианту Вашего ответа:
Не задумывайтесь подолгу над ответами. Помните, что правильных или неправильных ответов в данном случае быть не может. Первый пришедший в голову ответ и является верным".
Бланк опросника можно посмотреть в Приложении 1.
В качестве стандартной шкалы была выбрана шкала стенов. Ниже приведены нормы перевода "сырых" тестовых баллов в стеновые показатели.
Из этих 27-ми утверждений 15 являются прямыми (номера вопросов: 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 14, 15, 19, 20, 22, 24, 25). Остальные 12 - обратные утверждения, что необходимо учитывать при обработке результатов, когда для получения итогового балла суммируются в прямых вопросах цифры, соответствующие ответам испытуемых, а в обратных - значения, замененные на те, что получаются при переворачивании шкалы ответов.
Все пункты можно сгруппировать в четыре группы:
3). рассмотрение будущей деятельности (3, 6, 7, 10, 11,14, 15, 20);
4) рефлексия общения и взаимодействия с другими людьми (номера вопросов: 8, 9, 19, 21, 22, 23, 24, 26).
Интерпретация данных, полученных в результате тестирования.
Высокие результаты по тесту (больше 7 стенов) говорят о том, что человек в большой степени склонен обращаться к анализу своей деятельности и поступков других людей, выявлять причины и следствия своих действий как в прошлом, так в настоящем и будущем. Ему свойственно обдумывать свою деятельность в мельчайших деталях, тщательно ее планировать и прогнозировать все возможные последствия. Вероятно также, что таким людям легче понять другого, поставить себя на его место, предсказать его поведение, понять, что думают о них самих.
Низкие
результаты по тесту (меньше 4 стенов),
вероятно, говорят о том, что испытуемому
в меньшей степени свойственно задумываться
над происходящим, над причинами своих
действий и поступков других людей, над
их последствиями. Такие люди не всегда
планируют свою деятельность, бывают импульсивны
и ограничиваются рассмотрением меньшего
количества деталей при принятии решения.
У них возможно возникновение трудностей
в общении с другими людьми из-за невозможности
всегда точно понять другого, предсказать
его реакцию.
6.Карпов
А.В. Рефлексивность как
2. Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, использовался t-критерий Стъюдента [16, с. 568].
Его основная формула выглядит следующим образом:
где х1 — среднее значение переменной по одной выборке данных;
х2 — среднее значение переменной по другой выборке данных;
m1 и m2 — интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин.
m1 и m2 в свою очередь вычисляются по следующим формулам:
где S1 — выборочная дисперсия первой переменной (по первой выборке);
S2 — выборочная дисперсия второй переменной (по второй выборке);
n1 — число частных значений переменной в первой выборке.
n2 — число частных значений переменной по второй выборке.
После того как при помощи приведенной выше формулы вычислен показатель t, по таблице, указанной в Приложении 2 для заданного числа степеней свободы, равного n1 + n2 - 2, и избранной вероятности допустимой ошибки находят нужное табличное значение t и сравнивают с ними вычисленное значение t. Если вычисленное значение t больше или равно табличному, то делают вывод о том, что сравниваемые средние значения из двух выборок действительно статистически достоверно различаются с вероятностью допустимой ошибки, меньшей или равной избранной.
3. Метод корреляций.
Он показывает, каким образом одно явление влияет на другое или связано с ним в своей динамике. Линейный корреляционный анализ позволяет устанавливать прямые связи между переменными величинами по их абсолютным значениям. Формула для вычисления коэффициента корреляции r выглядит следующим образом:
Результат
будет лежать в области от +1 до
-1, при 0 достоверная связь отсутствует.
1 же встречается в жизни очень
редко [16, с. 575].
3.3 Обработка и анализ результатов.
В процессе проведенного исследования мы получили 2 сводные таблицы с результатами опроса по методике определения индивидуальной меры рефлексивности учащихся старших классов и взрослых. Сводные результаты можно посмотреть в Приложении 3 и Приложении 4.
Ниже мы приведем значения полученных стенов у подростков.
Таблица 1. Полученные стеновые показатели у учеников старших классов.
Стены | Количество человек | Количество человек (в процентах) |
0 | 0 | 0% |
1 | 3 | 12,5% |
2 | 4 | 16,6% |
3 | 2 | 8,4% |
4 | 6 | 25% |
5 | 6 | 25% |
6 | 3 | 12,5% |
7 | 0 | 0% |
8 | 0 | 0% |
9 | 0 | 0% |
10 | 0 | 0% |
Среднее арифметическое | 3,7 |
Информация о работе Сравнительный анализ рефлексивности учащихся старших классов и взрослых