Сравнительный анализ рефлексивности учащихся старших классов и взрослых

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Современные исследования рефлексии проводятся в рамках большинства отраслей психологического знания, указывая на ее сложность, многообразие и отнесенность ко всем уровням психической организации [15, 25]. Проблема рефлексии ставилась и в различной степени решалась в русле практически всех философских направлений при объяснении субъективного и объективного проживания жизни, где рефлексия рассматривается как важное средство выхода личности за пределы проживания наличной жизни, как способ ее осмысления и преобразования не только окружающего, но и самого себя.

Оглавление

Введение. 2
1. Понятие рефлексии. 5
1.1 Изучение рефлексии в зарубежной и отечественной психологии. 5
1.2 Виды и структура рефлексии. 11
1.3 Роль рефлексии в становлении и развитии личности. 16
2. Возрастная динамика развития рефлексии в процессе жизни человека. 20
2.1 Возникновение рефлексии в процессе жизни человека. 20
2.2 Особенности самосознания и рефлексии подростка. 24
3. Сравнительный анализ рефлексивности учащихся старших классов и взрослых. 28
3.1 Цель, задачи, объект, предмет исследования. 28
3.2.Описание методики. 29
3.3 Обработка и анализ результатов. 33
Заключение. 45
Список литературы. 47

Файлы: 1 файл

Сравнительный анализ рефлексивности подростков и взрослых2.doc

— 367.50 Кб (Скачать)
 

  Оглавление 
 
 

 

Введение.

    Рефлексия всегда привлекала внимание мыслителей еще со времен античной философии, в  частности Аристотель определял  рефлексию как «мышление, направленное на мышление». Этот феномен человеческого  сознания изучается с различных  сторон философией, психологией, логикой, педагогикой и другими науками [ИР 1].

    Современные исследования рефлексии проводятся в рамках большинства отраслей психологического знания, указывая на ее сложность, многообразие и отнесенность ко всем уровням психической  организации [15, 25]. Проблема рефлексии ставилась и в различной степени решалась в русле практически всех философских направлений при объяснении субъективного и объективного проживания жизни, где рефлексия рассматривается как важное средство выхода личности за пределы проживания наличной жизни, как способ ее осмысления и преобразования не только окружающего, но и самого себя. В философии рефлексия является одновременно формой существования философского знания, основным методом его получения, а также средством взаимодействия с частными областями знаний.

    Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом  внутренних психических актов и  состояний. Понятие рефлексия возникло в философии и означало процесс  размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного. Дж. Локк разделил ощущение и рефлексию, трактуя последнюю как особый источник знания (внутренний опыт в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств) [12]. Эта трактовка рефлексии стала главной аксиомой интроспективной психологии. В этих представлениях неадекватно преломилась реальная способность человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализу собственных психических состояний. Рефлексия — это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии — предметно-рефлексивные отношения. В сложном процессе рефлексии даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другому, и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта. Pефлексия, таким образом, — это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга. Традиция исследований рефлексии в западной социальной психологии восходит к работам Д. Холмса, Т. Ньюкома и Ч. Кули и связана с экспериментальным изучением диад — пар субъектов, включенных в процесс взаимодействия в искусственных, лабораторных ситуациях. Отечественные исследователи (Г. М. Андреева и др.) отмечают, что для более глубокого понимания рефлексии ее необходимо рассматривать не на диаде, а на более сложных организованных реальных социальных группах, объединенных значимой совместной деятельностью [17].

    Изучение  структуры рефлексии, динамики развития рефлексии представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности.

    Несмотря  на многочисленные публикации, посвященные  исследованию рефлексии, остается большое  множество вопросов, которые не достаточно ясны для широкого круга психологов и педагогов, а также мало изучены или не исследованы совсем. Например, нет однозначного, разделяемого большинством специалистов данной области разграничения между рефлексией и интроспекцией, рефлексией и саморефлексией. В целом не определен ее статус (к какой категории психологических явлений она относится), не четко обозначено, за счет чего конкретно осуществляется «рефлексивный выход». Остаются нерешенными множество важных вопросов, связанных с личностным развитием: что происходит в различные возрастные периоды с рефлексией; как и для чего развивать рефлексию в образовательном процессе; какая рефлексия приводит к приращению индивидуального опыта; всегда ли рефлексия продуктивна и конструктивна?

    В связи с этим мы выбрали для изучения в своей курсовой работе один из малоизученных аспектов в теории рефлексии – возрастную динамику, и хотели бы выяснить, насколько отличается рефлексивная деятельность подрастающего поколения (подростки, юноши старших классов) и рефлексивная деятельность уже взрослых людей?

    В первой главе мы рассмотрим понятие рефлексии, изучение рефлексии в зарубежной и отечественной литературе, виды и структуру рефлексии, а также роль рефлексии в становлении и развитии личности.

    Во  второй главе мы посчитали нужным затронуть особенности подросткового возраста, так как они напрямую влияют на рефлексивность учащихся, на ее навправленность.

    В третьей главе мы проведем сравнительный  анализ отличий рефлексивности подростков и взрослых.

 

1. Понятие рефлексии.

1.1 Изучение  рефлексии в зарубежной и отечественной  психологии.

    В научной литературе существует множество  точек зрения на проблему рефлексии.

    В современных энциклопедиях рефлексия  определяется как "форма теоретической  деятельности общественно-развитого человека, направленная на осмысление всех своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека", или как "осмысление чего-либо при помощи изучения и сравнения; в узком смысле - новый поворот духа после совершения познавательного акта к «я» (к центру акта) и его микрокосму, благодаря чему становится возможным присвоение познанного".

    Хотя  уже у Аристотеля, Платона и  далее, у средневековых схоластов, можно найти много глубоких рассуждений, касающихся разных сторон того, что мы сейчас относим к рефлексии, все же принято считать, что основной и специфический круг проблем, связываемых сегодня с этим понятием, зарождается лишь в новое время, а именно благодаря полемике Локка и Лейбница. Бесспорно, что именно у Локка и Лейбница рефлексия начинает трактоваться как  самопознание, как "поворот духа к «я»" и благодаря этому приобретает отчетливо психологическую окраску [4, с. 55]. 

    У Фихте в дополнение к этому  рефлексия получила эпистемологический оттенок, (рефлексия знания есть "наукоучение") и была поставлена в контекст процессов развертывания или развития "жизни".

    Гегель  сделал попытку дать рефлексии имманентное  определение в рамках общей картины  функционирования и развития духа. После Гегеля понятие рефлексии стало и остается до сих пор одним из важнейших в обосновании философского анализа знания.[26, с. 30].     

    По  мере развития цивилизации мышление становится все более и более  логичным. Это объясняется тем, что  традиционный материал, передаваемый каждому индивидууму, полнее и тщательнее продуман и разработан. Желание понимать свои собственные чувства и действия и разъяснить себе тайны мира обнаруживается очень рано; на всех ступенях культуры человек начинает размышлять о мотивах своих поступков. Однако для многих из этих поступков не может существовать никаких сознательных мотивов. Именно поэтому для обычных действий подыскиваются вторичные объяснения, совершенно не касающиеся их исторического происхождения, но представляющие собой выводы, основанные на имеющихся у данного народа общих знаниях. Существование таких вторичных объяснений является одним из важнейших антропологических явлений. Тем не менее, очень многие люди сначала совершают поступки, а затем пытаются их оправдать. Обучение рефлексии чрезвычайно важно для решения задач умственного воспитания [14, с. 19]. Рефлексия по Локку, - это "наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность" [13, с. 57].

    В кратком психологическом словаре  понятие рефлексии дается так: рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного. Дж. Локк разделил ощущение и рефлексию, трактуя последнюю как особый источник знания (внутренний опыт в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств). Эта трактовка рефлексии стала главной аксиомой интроспективной психологии. В этих представлениях неадекватно преломилась реальная способность человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализу собственных психических состояний. Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом — лицом или общностью — того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Рефлексия — это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии — предметно-рефлексивные отношения. В сложном процессе рефлексии даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другому, и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта. Рефлексия, таким образом, — это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга. Традиция исследований рефлексии в западной социальной психологии восходит к работам Д. Холмса, Т. Ньюкома и Ч. Кули и связана с экспериментальным изучением диад — пар субъектов, включенных в процесс взаимодействия в искусственных, лабораторных ситуациях. Отечественные исследователи (Г. М. Андреева и др.) отмечают, что для более глубокого понимания рефлексии, ее необходимо рассматривать не на диаде, а на более сложных организованных реальных социальных группах, объединенных значимой совместной деятельностью.[13, с. 60].

    Л.Д.Демина поясняет рефлексию так: рефлексия – это свойство психики отражать свои собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями. Рефлексия "поворачивает" сознание человека на свой внутренний мир. Это помогает не только осознать свои поступки, отношения, конструкты, ценности, но при необходимости, их перестроить, найти новые для этого основания [ИР 7].

    Рефлексия – это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Отрефлексировать что-то – это значит это "пережить", "пропустить через свой внутренний мир", "оценить".

    Мир рефлексии разнообразен, богат и  индивидуален у каждого человека. Именно способность к рефлексии  дает возможность человеку формировать образы и смыслы жизни, действий, блокировать неэффективные. Важнейшей особенностью рефлексии является их способность управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности. Рефлексия обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего.

      Общим во всех определениях  является то, что рефлексия –  это способность человека взглянуть  на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад.

    Л.С. Выготский, например, считал, что «новые типы связей и соотношений функций  предполагают в качестве своей основы рефлексию, отражение собственных  процессов в сознании» [2, с. 138—142.].

    Но  психологической концепцией, в которой  рефлексии отводится ведущая  роль в самодетерминации человека, является субъектно-деятельностный подход С.Л. Рубинштейна. Он подчеркивал, что  «возникновение сознания связано с  выделением из жизни и непосредственного переживания рефлексии на окружающий мир и на самого себя» [23, с.260].

    В своих трудах «Основы психологии», «Бытие и сознание», «Человек и мир» С.Л. Рубинштейн выделяет два способа  жизнедеятельности человека: «слитный»  и «отстраненный» (рефлексивный). Именно второй способ, по его мнению, является субъектным, так как дает возможность самостоятельно, инициативно выбирать свой жизненный путь и управлять им. Первый способ существования отличается тем, что человек вырабатывает определенное отношение к дискретным событиям жизни, но не к целостному жизненному пути. Он не способен понять смысл жизни, поставить жизненные цели и задачи, составить долгосрочную программу действий. При таком способе жизни наличествует тактика действий в отдельных жизненных ситуациях, но отсутствует единая стратегия жизненного пути. Не человек управляет и распоряжается своей жизнью, а напротив — жизненные обстоятельства поглощают человека и диктуют ему свои «требования». Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение — это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. Второй способ существования характерен для субъекта жизни. Его развитие приурочено к развитию механизмов рефлексии жизненного пути и формированию смысла жизни. Личность способна встать в познавательное и практическое отношение к целостному жизненному пути и конструировать его на сознательной, осмысленной основе. Эти новообразования в системе психической регуляции коренным образом меняют характер детерминации жизненного пути личности. С появлением рефлексии связано философское отношение к жизни. Сознание выступает здесь как разрыв, как выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней (вовне) для суждения о ней. С этого момента каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о жизни, связанного с ним общего отношения к жизни. Второй компонент — это смысл жизни, жизненные ценности и проистекающие от них смыслы жизненных ситуаций, в которых участвует человек [24, с.366].

    С понятиями «рефлексия» и «самосознание» С.Л. Рубинштейн связывал определение  личности. Давая различные определения  личности, он указывает: «Личность в  ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим «я». «Я» — это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании... Личностью, как мы видим, человек не рождается; личностью он становится. Поэтому, чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? – что я сделал? – чем я стал?» [23, с.641].

    Все три позиции «Я», которые находятся  в центре понимания личности С.Л. Рубинштейном, являются, несомненно, рефлексивными.

    В данной концепции рефлексия имеет  не только функции анализа того, что было, но и представляет собой  реконструкцию и проектирование своего «Я», жизненного пути и в итоге  — жизни человека.

    Таким образом, исходя из анализа субъектно-деятельностного  подхода, можно сказать, что рефлексия представляет собой магистральный путь развития субъектности,  уникальности и неповторимости личности. Данные позиции еще не нашли своего адекватного и полного воплощения в современном личностно ориентированном образовании в школе.  

    О важности рассмотрения рефлексивной деятельности в психологии субъекта также писали Б.Г. Ананьев, Я.А. Пономарев, Г.П. Щедровицкий, В.В. Давыдов и др.

    По  словам Я.А. Пономарева, рефлексия выступает  одной из главных характеристик  творчества. Человек становится для самого себя объектом управления, из чего следует, что рефлексия, как «зеркало», отражающее все происходящие в нем изменения, становится основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста  [21, с.127].

    В числе первых отечественных психологов механизм рефлексивной деятельности исследовал Г.П. Щедровицкий.

    Рассматривая  отношения между прежними деятельностями (или вновь проектируемой деятельностью) и деятельностью индивида в рефлексивной позиции, он отмечал, что последняя  как бы поглощает первые (в том числе и ту, которая еще только должна быть произведена); прежние деятельности выступают для нее в качестве материала анализа, а будущая деятельность — в качестве проектируемого объекта. Отношение рефлексивного поглощения, выступающее как статический эквивалент рефлексивного выхода, позволяет нам отказаться от принципа «изолированного всеобщего индивида» и рассматривать рефлексивное отношение непосредственно как вид кооперации между разными индивидами и, соответственно, как вид кооперации между разными деятельностями. Теперь суть рефлексивного отношения уже не в том, что тот или иной индивид выходит «из себя» и «за себя», а в том, что развивается деятельность, создавая все более сложные кооперативные структуры, основанные на принципе рефлексивного поглощения. Вместе с тем мы получаем возможность даже собственно рефлексивный выход отдельного изолированного индивида рассматривать единообразным способом как образование рефлексивной кооперации между двумя «деятельностными позициями» или «местами». Дело в том, что рефлексивный выход или, что то же самое, отношение рефлексивного поглощения превращает исходную деятельность даже не в объект, а просто в материал для рефлектирующей деятельности [37, с. 10 – 16.].

Информация о работе Сравнительный анализ рефлексивности учащихся старших классов и взрослых