Сравнительный анализ рефлексивности учащихся старших классов и взрослых

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Современные исследования рефлексии проводятся в рамках большинства отраслей психологического знания, указывая на ее сложность, многообразие и отнесенность ко всем уровням психической организации [15, 25]. Проблема рефлексии ставилась и в различной степени решалась в русле практически всех философских направлений при объяснении субъективного и объективного проживания жизни, где рефлексия рассматривается как важное средство выхода личности за пределы проживания наличной жизни, как способ ее осмысления и преобразования не только окружающего, но и самого себя.

Оглавление

Введение. 2
1. Понятие рефлексии. 5
1.1 Изучение рефлексии в зарубежной и отечественной психологии. 5
1.2 Виды и структура рефлексии. 11
1.3 Роль рефлексии в становлении и развитии личности. 16
2. Возрастная динамика развития рефлексии в процессе жизни человека. 20
2.1 Возникновение рефлексии в процессе жизни человека. 20
2.2 Особенности самосознания и рефлексии подростка. 24
3. Сравнительный анализ рефлексивности учащихся старших классов и взрослых. 28
3.1 Цель, задачи, объект, предмет исследования. 28
3.2.Описание методики. 29
3.3 Обработка и анализ результатов. 33
Заключение. 45
Список литературы. 47

Файлы: 1 файл

Сравнительный анализ рефлексивности подростков и взрослых2.doc

— 367.50 Кб (Скачать)
 

    Для того, чтобы получить стены мы сложили  количество полученных баллов по тесту  каждого ученика и воспользовались  предложенной автором методики таблицей перевода полученных оценок в стены. Затем мы сложили количество учеников по стенам и перевели это число в проценты. Также мы вычислили среднее арифметическое по группе для того, чтобы узнать какой результат преобладает у данных учеников.

    

    График 1. Количество учащихся в процентах по набранным стенам. 

    Из  Графика 1 наглядно видно, что большинство учеников - 62,5% обладают средним уровнем рефлексивности (4, 5 и 6 стенов) по методике определения меры рефлексивность. Это означает, что у большинство учеников не испытывают явных проблем в оценке своих действий и поступков, а также действий и поступков других людей, но этот анализ не является для них основным.

    37,5 % учащихся обладают низкой рефлексивностью (1, 2, 3 и 4 стена по шкале). Вероятнее всего, что этим ученикам в меньшей степени свойственно задумываться над происходящим, над причинами своих действий и поступков других людей, над их последствиями. Такие люди не всегда планируют свою деятельность, бывают импульсивны и ограничиваются рассмотрением меньшего количества деталей при принятии решения. У них возможно возникновение трудностей в общении с другими людьми из-за невозможности всегда точно понять другого, предсказать его реакцию.

    Несмотря на то, что у большинства учеников средний уровень рефлексивности, среднее арифметическое равно 3,7. Это возможно потом, что в группе испытуемых совсем нет детей, обладающих высокой рефлексивностью, а есть люди, имеющий очень низкий уровень рефлексии. 

    Также мы провели оценку сырых баллов у  подростков по группам рефлексии и получили следующие результаты. 

    Таблица 2. Полученные средние  баллы в группе подростков по степени  направленности рефлексии.

Группы  рефлексии Полученные  средние баллы  по группе подростков
Ретроспективная рефлексия деятельности 33,1
Рефлексия настоящей деятельности 32,5
Рассмотрение  будущей деятельности 37
Рефлексия общения и взаимодействия с другими  людьми 34,5
 

    Для оценивания направленности рефлексивной деятельности у подростков мы суммировали  полученные баллы по каждой группе и вывели среднее арифметическое у учеников старших классов.

 

    

    

    График 2. Выраженность направленности рефлексивной деятельности учеников старших  классов. 

    Как видно из Графика 2, больше всего  баллов (37) подростки набрали в  группе рефлексии, направленной на рассмотрение будущей деятельности. Это значит, что  размышления учеников направлены на предстоящую деятельность, планирование и представление о целях и будущих результатах, а также выбор наиболее эффективных способов ее выполнения и прогнозирование вероятного исхода деятельности.

    Менее всего (32,5 балла) подростки размышляют о настоящем, плохо осмысливают происходящую в данный момент ситуацию и мало соотносят с предметной ситуацией собственные действия, координировать и контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.

    Меньше  же всего (33,1 балла) подростки думают о своем прошлом, анализируют его, оценивают.

    Для того, чтобы определить насколько  данные в различиях эти групп  значимы статистически, мы сравнили их методом корреляционного анализа. 

    Таблица 3. Статистические показатели коэффициента r при сравнении полученных данных по каждой группе направленности рефлексивной деятельности.

Группы  для сравнения Коэффициент r
Ретроспективная рефлексия и рефлексия настоящего 0,49
Ретроспективная рефлексия и рассмотрение будущей деятельности 0,01
Ретроспективная рефлексия и рефлексия общения 0,06
Рефлексия настоящего и рассмотрение будущей деятельности 0,45
Рефлексия настоящего и рефлексия общения 0,32
Рассмотрение будущей деятельности и рефлексия общения 0,3
 

    Таким образом, из таблицы 3 мы видим, что наиболее значимые различия в коэффициентах ретроспективной рефлексии и рефлексии настоящего  и будущего. Это означает, что выявленные различия являются статистически значимыми. 

    Далее мы провели опрос взрослых людей, чтобы узнать меру их рефлексивности и получили следующие результаты. 
 
 
 

    Таблица 4. Полученные стеновые показатели у взрослых.

      Стены Количество  человек Количество  человек (в процентах)
      0   0 0%
      1   0 0%
      2   4 13,3%
      3   1 3,3%
      4   9 30%
      5   6 20%
      6   5 16,7%
      7   2 6,7%
      8   2 6,7%
      9   1 3,3%
      10   0 0%
      Среднее арифметическое 4,9  
 
 

    

    График 3. Результаты полученных стенов у взрослых. 

    Из  Графика 1 видно, что низкий уровень  рефлексии имеют 16,6% взрослых, что свидетельствует о возникновении трудностей в общении с другими людьми из-за невозможности всегда точно понять другого, предсказать его реакцию. Эти люди в меньшей степени задумываются о происходящем, об его причинах.

    Если  сравнивать подростков и взрослых то мы видим, что среди них больше людей с низким уровнем рефлексии  на 20,9%.

    Больше  всего - 73,4% взрослых обладают средним уровнем рефлексии, а 10% взрослых в большой степени склонны обращаться к анализу своей деятельности и поступков других людей, выявлять причины и следствия своих действий как в прошлом, так в настоящем и будущем. Им свойственно обдумывать свою деятельность в мельчайших деталях, тщательно планировать ее и прогнозировать все возможные последствия. Вероятно также, что таким людям легче понять другого, поставить себя на его место, предсказать его поведения, понять, что думают о них самих.

    У подростков 62,5% обладают средним уровнем  рефлексии, что на 10,9% меньше, чем  взрослых, обладающих средним уровнем. Также мы видим, что в группе детей люди с высокой рефлексией отсутствуют.

    Средний показатель в группе взрослых также  принадлежит уровню средней рефлексии – 4,9.

    Итак, мы видим, что различия между мерой  рефлексии у детей и взрослых существуют. Мы проверили статистическую значимость данных различия, для чего использовали коэффициент Стьюдента (см. Приложение 3). Он оказался равен 2,5.

    Сравним его значение с табличным для числа степеней свободы 30+24 = 54. Зададим вероятность допустимой ошибки, равной 0,05, и убедимся в том, что для данного числа степеней свободы и заданной вероятности допустимой ошибки значение t должно быть не меньше чем 2,01. У нас этот больше табличного табличного. Следовательно, гипотеза о том, что выборочные средние, равные в нашем случае 3,7 и 4,9, статистически достоверно отличаются друг от друга, подтвердилась.

    Вероятность допустимой ошибки, равная и меньшая  чем 0,05, считается достаточной для научно убедительных выводов. Чем меньше эта вероятность, тем точнее и убедительнее делаемые выводы.

    Из  этого можно сделать вывод, что  в общем по группе подростков преобладает  низкий уровень рефлексии, а у  взрослых – средний, что подтверждает нашу гипотезу. 

    Если  смотреть отдельно по группам рефлексии у взрослых, то получаются следующие результаты. 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 5. Полученные средние баллы в группе взрослых по степени направленности рефлексии.

Группы  рефлексии Полученные  средние баллы по группе взрослых
Ретроспективная рефлексия деятельности   35
Рефлексия настоящей деятельности   36
Рассмотрение  будущей деятельности   40
Рефлексия общения и взаимодействия с другими  людьми   38
 

    

    График 4. Выраженность направленности рефлексивной деятельности взрослых.

    В данном случае у взрослых, как и  у детей (37), мы наблюдаем направленность на рассмотрение своей будущей деятельности – 40, но она немного выше. На втором месте для взрослых остается рефлексия  общения и взаимодействия с другими  людьми – 38, а у подростков 34,5. На третьем месте у взрослых рефлексия настоящей деятельности, а у подростков – ретроспективная рефлексия. Насколько значимы различия в этих средних показателях у взрослых нам помог оценить корреляционный анализ. 
 

    Таблица 6. Статистические показатели коэффициента r при сравнении полученных данных по каждой группе направленности рефлексивной деятельности взрослых.

Группы  для сравнения Коэффициент r
Ретроспективная рефлексия и рефлексия настоящего   0,5
Ретроспективная рефлексия и рассмотрение будущей деятельности   0,19
Ретроспективная рефлексия и рефлексия общения   0,35
Рефлексия настоящего и рассмотрение будущей  деятельности   0,39
Рефлексия настоящего и рефлексия общения   0,54
Рассмотрение  будущей деятельности и рефлексия  общения   0,51
 

    Как мы видим из Таблицы 6 существуют статистически  значимые различия между шкалами ретроспективная рефлексия и рефлексия настоящего, рефлексия настоящего и рефлексия общения и рассмотрение будущей деятельности и рефлексия общения.

    Значимость  же различий между у взрослых и подростков в направленности рефлексии мы проверим с помощью критерия Стьюдента (подробнее см. Приложении 3) 
 
 
 

    Таблица 7. Статистический анализ по группам рефлексии у подростков и взрослых.

Направленность  рефлексии Коэффициент Стьюдента Значимость
Ретроспективная рефлексия 1,53 Не значим.
Рефлексия настоящего 2,07 Значим. вер. 0,05
Рефлексия будущего 1,78 Не значим.
Рефлексия общения 2,15 Значим. вер. 0,05

Информация о работе Сравнительный анализ рефлексивности учащихся старших классов и взрослых