Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 15:11, курсовая работа
Современные исследования рефлексии проводятся в рамках большинства отраслей психологического знания, указывая на ее сложность, многообразие и отнесенность ко всем уровням психической организации [15, 25]. Проблема рефлексии ставилась и в различной степени решалась в русле практически всех философских направлений при объяснении субъективного и объективного проживания жизни, где рефлексия рассматривается как важное средство выхода личности за пределы проживания наличной жизни, как способ ее осмысления и преобразования не только окружающего, но и самого себя.
Введение. 2
1. Понятие рефлексии. 5
1.1 Изучение рефлексии в зарубежной и отечественной психологии. 5
1.2 Виды и структура рефлексии. 11
1.3 Роль рефлексии в становлении и развитии личности. 16
2. Возрастная динамика развития рефлексии в процессе жизни человека. 20
2.1 Возникновение рефлексии в процессе жизни человека. 20
2.2 Особенности самосознания и рефлексии подростка. 24
3. Сравнительный анализ рефлексивности учащихся старших классов и взрослых. 28
3.1 Цель, задачи, объект, предмет исследования. 28
3.2.Описание методики. 29
3.3 Обработка и анализ результатов. 33
Заключение. 45
Список литературы. 47
Для
того, чтобы получить стены мы сложили
количество полученных баллов по тесту
каждого ученика и
График
1. Количество учащихся
в процентах по набранным
стенам.
Из Графика 1 наглядно видно, что большинство учеников - 62,5% обладают средним уровнем рефлексивности (4, 5 и 6 стенов) по методике определения меры рефлексивность. Это означает, что у большинство учеников не испытывают явных проблем в оценке своих действий и поступков, а также действий и поступков других людей, но этот анализ не является для них основным.
37,5 % учащихся обладают низкой рефлексивностью (1, 2, 3 и 4 стена по шкале). Вероятнее всего, что этим ученикам в меньшей степени свойственно задумываться над происходящим, над причинами своих действий и поступков других людей, над их последствиями. Такие люди не всегда планируют свою деятельность, бывают импульсивны и ограничиваются рассмотрением меньшего количества деталей при принятии решения. У них возможно возникновение трудностей в общении с другими людьми из-за невозможности всегда точно понять другого, предсказать его реакцию.
Несмотря
на то, что у большинства учеников средний
уровень рефлексивности, среднее арифметическое
равно 3,7. Это возможно потом, что в группе
испытуемых совсем нет детей, обладающих
высокой рефлексивностью, а есть люди,
имеющий очень низкий уровень рефлексии.
Также
мы провели оценку сырых баллов у
подростков по группам рефлексии и
получили следующие результаты.
Таблица 2. Полученные средние баллы в группе подростков по степени направленности рефлексии.
Группы рефлексии | Полученные средние баллы по группе подростков |
Ретроспективная рефлексия деятельности | 33,1 |
Рефлексия настоящей деятельности | 32,5 |
Рассмотрение будущей деятельности | 37 |
Рефлексия общения и взаимодействия с другими людьми | 34,5 |
Для оценивания направленности рефлексивной деятельности у подростков мы суммировали полученные баллы по каждой группе и вывели среднее арифметическое у учеников старших классов.
График
2. Выраженность направленности
рефлексивной деятельности
учеников старших
классов.
Как видно из Графика 2, больше всего баллов (37) подростки набрали в группе рефлексии, направленной на рассмотрение будущей деятельности. Это значит, что размышления учеников направлены на предстоящую деятельность, планирование и представление о целях и будущих результатах, а также выбор наиболее эффективных способов ее выполнения и прогнозирование вероятного исхода деятельности.
Менее всего (32,5 балла) подростки размышляют о настоящем, плохо осмысливают происходящую в данный момент ситуацию и мало соотносят с предметной ситуацией собственные действия, координировать и контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.
Меньше же всего (33,1 балла) подростки думают о своем прошлом, анализируют его, оценивают.
Для
того, чтобы определить насколько
данные в различиях эти групп
значимы статистически, мы сравнили
их методом корреляционного
Таблица 3. Статистические показатели коэффициента r при сравнении полученных данных по каждой группе направленности рефлексивной деятельности.
Группы для сравнения | Коэффициент r |
Ретроспективная рефлексия и рефлексия настоящего | 0,49 |
Ретроспективная рефлексия и рассмотрение будущей деятельности | 0,01 |
Ретроспективная рефлексия и рефлексия общения | 0,06 |
Рефлексия настоящего и рассмотрение будущей деятельности | 0,45 |
Рефлексия настоящего и рефлексия общения | 0,32 |
Рассмотрение будущей деятельности и рефлексия общения | 0,3 |
Таким
образом, из таблицы 3 мы видим, что наиболее
значимые различия в коэффициентах ретроспективной
рефлексии и рефлексии настоящего
и будущего. Это означает, что выявленные
различия являются статистически значимыми.
Далее
мы провели опрос взрослых людей,
чтобы узнать меру их рефлексивности
и получили следующие результаты.
Таблица 4. Полученные стеновые показатели у взрослых.
Стены | Количество человек | Количество человек (в процентах) |
0 | 0 | 0% |
1 | 0 | 0% |
2 | 4 | 13,3% |
3 | 1 | 3,3% |
4 | 9 | 30% |
5 | 6 | 20% |
6 | 5 | 16,7% |
7 | 2 | 6,7% |
8 | 2 | 6,7% |
9 | 1 | 3,3% |
10 | 0 | 0% |
Среднее арифметическое | 4,9 |
График
3. Результаты полученных
стенов у взрослых.
Из Графика 1 видно, что низкий уровень рефлексии имеют 16,6% взрослых, что свидетельствует о возникновении трудностей в общении с другими людьми из-за невозможности всегда точно понять другого, предсказать его реакцию. Эти люди в меньшей степени задумываются о происходящем, об его причинах.
Если сравнивать подростков и взрослых то мы видим, что среди них больше людей с низким уровнем рефлексии на 20,9%.
Больше всего - 73,4% взрослых обладают средним уровнем рефлексии, а 10% взрослых в большой степени склонны обращаться к анализу своей деятельности и поступков других людей, выявлять причины и следствия своих действий как в прошлом, так в настоящем и будущем. Им свойственно обдумывать свою деятельность в мельчайших деталях, тщательно планировать ее и прогнозировать все возможные последствия. Вероятно также, что таким людям легче понять другого, поставить себя на его место, предсказать его поведения, понять, что думают о них самих.
У подростков 62,5% обладают средним уровнем рефлексии, что на 10,9% меньше, чем взрослых, обладающих средним уровнем. Также мы видим, что в группе детей люди с высокой рефлексией отсутствуют.
Средний показатель в группе взрослых также принадлежит уровню средней рефлексии – 4,9.
Итак, мы видим, что различия между мерой рефлексии у детей и взрослых существуют. Мы проверили статистическую значимость данных различия, для чего использовали коэффициент Стьюдента (см. Приложение 3). Он оказался равен 2,5.
Сравним его значение с табличным для числа степеней свободы 30+24 = 54. Зададим вероятность допустимой ошибки, равной 0,05, и убедимся в том, что для данного числа степеней свободы и заданной вероятности допустимой ошибки значение t должно быть не меньше чем 2,01. У нас этот больше табличного табличного. Следовательно, гипотеза о том, что выборочные средние, равные в нашем случае 3,7 и 4,9, статистически достоверно отличаются друг от друга, подтвердилась.
Вероятность допустимой ошибки, равная и меньшая чем 0,05, считается достаточной для научно убедительных выводов. Чем меньше эта вероятность, тем точнее и убедительнее делаемые выводы.
Из
этого можно сделать вывод, что
в общем по группе подростков преобладает
низкий уровень рефлексии, а у
взрослых – средний, что подтверждает
нашу гипотезу.
Если
смотреть отдельно по группам рефлексии
у взрослых, то получаются следующие результаты.
Таблица 5. Полученные средние баллы в группе взрослых по степени направленности рефлексии.
Группы рефлексии | Полученные средние баллы по группе взрослых |
Ретроспективная рефлексия деятельности | 35 |
Рефлексия настоящей деятельности | 36 |
Рассмотрение будущей деятельности | 40 |
Рефлексия общения и взаимодействия с другими людьми | 38 |
График 4. Выраженность направленности рефлексивной деятельности взрослых.
В
данном случае у взрослых, как и
у детей (37), мы наблюдаем направленность
на рассмотрение своей будущей деятельности
– 40, но она немного выше. На втором
месте для взрослых остается рефлексия
общения и взаимодействия с другими
людьми – 38, а у подростков 34,5. На третьем
месте у взрослых рефлексия настоящей
деятельности, а у подростков – ретроспективная
рефлексия. Насколько значимы различия
в этих средних показателях у взрослых
нам помог оценить корреляционный анализ.
Таблица 6. Статистические показатели коэффициента r при сравнении полученных данных по каждой группе направленности рефлексивной деятельности взрослых.
Группы для сравнения | Коэффициент r |
Ретроспективная
рефлексия и рефлексия |
0,5 |
Ретроспективная рефлексия и рассмотрение будущей деятельности | 0,19 |
Ретроспективная рефлексия и рефлексия общения | 0,35 |
Рефлексия настоящего и рассмотрение будущей деятельности | 0,39 |
Рефлексия настоящего и рефлексия общения | 0,54 |
Рассмотрение будущей деятельности и рефлексия общения | 0,51 |
Как мы видим из Таблицы 6 существуют статистически значимые различия между шкалами ретроспективная рефлексия и рефлексия настоящего, рефлексия настоящего и рефлексия общения и рассмотрение будущей деятельности и рефлексия общения.
Значимость
же различий между у взрослых и подростков
в направленности рефлексии мы проверим
с помощью критерия Стьюдента (подробнее
см. Приложении 3)
Таблица 7. Статистический анализ по группам рефлексии у подростков и взрослых.
Направленность рефлексии | Коэффициент Стьюдента | Значимость |
Ретроспективная рефлексия | 1,53 | Не значим. |
Рефлексия настоящего | 2,07 | Значим. вер. 0,05 |
Рефлексия будущего | 1,78 | Не значим. |
Рефлексия общения | 2,15 | Значим. вер. 0,05 |
Информация о работе Сравнительный анализ рефлексивности учащихся старших классов и взрослых