Сравнительный анализ рефлексивности учащихся старших классов и взрослых

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Современные исследования рефлексии проводятся в рамках большинства отраслей психологического знания, указывая на ее сложность, многообразие и отнесенность ко всем уровням психической организации [15, 25]. Проблема рефлексии ставилась и в различной степени решалась в русле практически всех философских направлений при объяснении субъективного и объективного проживания жизни, где рефлексия рассматривается как важное средство выхода личности за пределы проживания наличной жизни, как способ ее осмысления и преобразования не только окружающего, но и самого себя.

Оглавление

Введение. 2
1. Понятие рефлексии. 5
1.1 Изучение рефлексии в зарубежной и отечественной психологии. 5
1.2 Виды и структура рефлексии. 11
1.3 Роль рефлексии в становлении и развитии личности. 16
2. Возрастная динамика развития рефлексии в процессе жизни человека. 20
2.1 Возникновение рефлексии в процессе жизни человека. 20
2.2 Особенности самосознания и рефлексии подростка. 24
3. Сравнительный анализ рефлексивности учащихся старших классов и взрослых. 28
3.1 Цель, задачи, объект, предмет исследования. 28
3.2.Описание методики. 29
3.3 Обработка и анализ результатов. 33
Заключение. 45
Список литературы. 47

Файлы: 1 файл

Сравнительный анализ рефлексивности подростков и взрослых2.doc

— 367.50 Кб (Скачать)
 

    Таким образом, мы видим статистически  значимые различия по двум шкалам. У взрослых и подростков имеются статистически значимы различия по группам направленности рефлексии настоящего и общения. Оба эти показателя у взрослых людей выше, чем у учеников старших класса, что подтверждается статистическими методами обработки результатов. Ситуативная рефлексия или рефлексия настоящей деятельности обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию; осмысление ее элементов; способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать и контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.

    Также у взрослых в качестве объекта рефлексии может выступать не только сам познающий субъект, но и сознание других людей. Здесь имеет место «размышление за другое лицо», способность понять, что думают другие, осознание человеком того, как он понимается в качестве партнера по общению.

 

Заключение.

    Рефлексия определяется как форма теоретической  деятельности общественно-развитого  человека, направленная на осмысление всех своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека", или как "осмысление чего-либо при помощи изучения и сравнения; в узком смысле - новый поворот духа после совершения познавательного акта к «я» (к центру акта) и его микрокосму, благодаря чему становится возможным присвоение познанного».

    В подходе А.В. Карпова (на основе его  учений создана методика, по которой  мы проводили исследование) рефлексивность выступает как метаспособность, входящая в когнитивную подструктуру психики, выполняя регулятивную функцию для всей системы, а рефлексивные процессы — как «процессы третьего порядка» (считая процессами первого порядка когнитивные, эмоциональные, волевые, мотивационные, а второго порядка — синтетические и регулятивные). В его концепции рефлексия представляет собой наивысший по степени интегрированности процесс; она одновременно является способом и механизмом выхода системы психики за собственные пределы, что детерминирует пластичность и адаптивность личности.

    Выделяют две формы рефлексии: рефлексию собственной деятельности и рефлексию внутреннего мира другого человека.

    Рефлексия собственной деятельности субъекта рассматривается в трех основных формах — в зависимости от функций, которые она выполняет во времени: ситуативная, ретроспективная и перспективная рефлексия.

    Говоря  о подростковом периоде, многие исследователи  отмечают как характерное для  этого этапа онтогенеза бурный рост самосознания, интерес к анализу  нравственно-психологических качеств  другого человека, изменение оценочного отношения к окружающим, резкий скачок в развитии самооценки. Отмечается резкий рост недовольства собой, распространяющегося главным образом на сферу учебной деятельности и на взаимоотношения с окружающими Рефлексивные ожидания в подростковом возрасте приводят к критическому осмыслению личностных особенностей. Подростки по-новому начинают смотреть на особенности своего характера, выделяя в нем негативные черты и стремясь их преодолеть. Рефлексивные ожидания в этот возрастной период можно рассматривать как серьезный стимул самовоспитания, который необходимо не только правильно использовать, но и обязательно учитывать в практике воспитания.

    Мы  провели исследование по сравнению  развития рефлексивности у взрослых и учащихся старших классов. В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. У взрослых и подростков имеются различия в рефлексивности, и они являются статистически значимыми. Наша гипотеза подтвердилась.
  2. Подросткам присущ низкий уровень рефлексивности, что говорит об их меньшей способности задумываться над происходящим, над причинами своих действий и действий других людей.
  3. Взрослые получили средние результаты по тесту, что говорит о средней мере рефлексивности взрослых людей в данной выборке.
  4. Также мы выяснили, что у взрослых более развита рефлексия настоящей деятельности, которая позволяет оценивать ситуацию в данный момент времени, и рефлексия общения и взаимодействия с другими людьми, которая позволяет оценивать поступки и действия других людей, понять их, что значительно помогает в общении. Эти данные также являются статистически значимыми.
  5. В общем в группе подростков и взрослых преобладает рефлексия, направленная на рассмотрение своей будущей деятельности. 

 

Список  литературы.

  1. Божович Л. И. Психологические особенности развития личности подростка. М., 1979г.
  2. Выготский, Л.С. Динамика и структура личности подростка / Л.С. Выготский // Козлов Н. И. Практическая психология. Учебник. М., 2004 г.
  3. Гуткина Н.И. О психологической сущности рефлексивных ожиданий // Психология личности: теория и эксперимент. М., 1982.
  4. Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Дисс.... канд. психол. наук. М., 1983.
  5. Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. М.-Ярославль: Аверс Пресс, 2002.
  6. Карпов, А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А.В. Карпов. - М.: Институт психологии РАН, 2004..
  7. Кон И. С. В поисках себя. М., 1984г.
  8. Кон И. С. Психология подростка. М., 1999г.
  9. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989г.
  10. Лекторский, В.А. Субъект, объект, познание / В.А. Лекторский. - М.: Наука, 1980. - 360 с.
  11. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983г.
  12. Локк, Дж. Избр. филос. произведения.: в 2 т. Т. 1: Опыт о человеческом разуме / Дж. Локк. - М.: 1960.
  13. Локк.Дж Опыт о человеческом разуме. Избр.филос. произведения. М.,1960
  14. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений-М: Издательский центр «Академия», 2001
  15. Мириманова М.С. «Рефлексия как системный механизм развития».
  16. Немов Р. С. Психология. Книга 3. М., 2001г.
  17. Психологический словарь. Под общ. ред. А.В. Петровского. М., 2005г.
  18. Педагогический энциклопедический словарь http://www.dictionary.fio.ru
  19. Плигин, А.А. Личностно ориентированное образование: история и практика: монография / А.А. Плигин. - М.: КСП+, 2003.
  20. Плигин, А.А. Познавательные стратегии школьников / А.А. Плигин. - М.: Профит Стайл, 2007
  21. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М.: Наука, 1976. - 304 с.
  22. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже; пер. с англ. и фр.. - М.: Международная пед. академия, 1994.
  23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002.
  24. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003.
  25. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Личностно-рефлексивный аспект формирования решения творческих задач //Вопросы психологии 1983, №2
  26. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества //Вопросы психологии 1983, №5
  27. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Современные проблемы психологии творчества, рефлексии и проектирования //Вопросы психологии 1984, №5
  28. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. «Психология рефлексии: проблемы и исследования».
  29. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Типы и функции рефлексии в научном мышлении. Куйбышев, 1983
  30. Столин В.В. Самосознание личности. М.,1983
  31. Степанов, С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования / С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов // Вопросы психологии. - 1985. - №3. - с. 31-40.
  32. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1982. - С. 138-142.
  33. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. - Томск: Пеленг, 1993. -
  34. Цукерман, Г.А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности / Г.А. Цукерман // Нач. школа: плюс, минус. - 2001. - №1.- С. 23-26.
  35. Цукерман, Г.А. Урок как инструмент психолого-педагогической диагностики / Г.А. Цукерман, Ю.И. Суховерина // Нач. школа: плюс, минус. - 2005. - №2. - С. 12-20.
  36. Щедровицкий Г.П. Избранные труды.-М.,1995
  37. Щедровицкий, Г.П. Рефлексия и ее проблемы / Г.П. Щедровицкий. - М.: 1975.
  38. Швырев, В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании / В.С. Швырев. - М.: Наука, 1978. - 382 с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.pligin.ru
  2. http://psychology.net.ru
  3. http://etelien.ru/
  4. http://www.psyhiatry.ru
  5. http://www.circle.ru
  6. http://www.researcher.ru
  7. Демина Л.Д., Ральникова И.А., учебное пособие «Психическое здоровье и защитные механизмы личности». http://www.irbis.asy/mmc/demina

Информация о работе Сравнительный анализ рефлексивности учащихся старших классов и взрослых