Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 15:11, курсовая работа
Современные исследования рефлексии проводятся в рамках большинства отраслей психологического знания, указывая на ее сложность, многообразие и отнесенность ко всем уровням психической организации [15, 25]. Проблема рефлексии ставилась и в различной степени решалась в русле практически всех философских направлений при объяснении субъективного и объективного проживания жизни, где рефлексия рассматривается как важное средство выхода личности за пределы проживания наличной жизни, как способ ее осмысления и преобразования не только окружающего, но и самого себя.
Введение. 2
1. Понятие рефлексии. 5
1.1 Изучение рефлексии в зарубежной и отечественной психологии. 5
1.2 Виды и структура рефлексии. 11
1.3 Роль рефлексии в становлении и развитии личности. 16
2. Возрастная динамика развития рефлексии в процессе жизни человека. 20
2.1 Возникновение рефлексии в процессе жизни человека. 20
2.2 Особенности самосознания и рефлексии подростка. 24
3. Сравнительный анализ рефлексивности учащихся старших классов и взрослых. 28
3.1 Цель, задачи, объект, предмет исследования. 28
3.2.Описание методики. 29
3.3 Обработка и анализ результатов. 33
Заключение. 45
Список литературы. 47
Таким образом, мы видим статистически значимые различия по двум шкалам. У взрослых и подростков имеются статистически значимы различия по группам направленности рефлексии настоящего и общения. Оба эти показателя у взрослых людей выше, чем у учеников старших класса, что подтверждается статистическими методами обработки результатов. Ситуативная рефлексия или рефлексия настоящей деятельности обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию; осмысление ее элементов; способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать и контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.
Также у взрослых в качестве объекта рефлексии может выступать не только сам познающий субъект, но и сознание других людей. Здесь имеет место «размышление за другое лицо», способность понять, что думают другие, осознание человеком того, как он понимается в качестве партнера по общению.
Заключение.
Рефлексия определяется как форма теоретической деятельности общественно-развитого человека, направленная на осмысление всех своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека", или как "осмысление чего-либо при помощи изучения и сравнения; в узком смысле - новый поворот духа после совершения познавательного акта к «я» (к центру акта) и его микрокосму, благодаря чему становится возможным присвоение познанного».
В подходе А.В. Карпова (на основе его учений создана методика, по которой мы проводили исследование) рефлексивность выступает как метаспособность, входящая в когнитивную подструктуру психики, выполняя регулятивную функцию для всей системы, а рефлексивные процессы — как «процессы третьего порядка» (считая процессами первого порядка когнитивные, эмоциональные, волевые, мотивационные, а второго порядка — синтетические и регулятивные). В его концепции рефлексия представляет собой наивысший по степени интегрированности процесс; она одновременно является способом и механизмом выхода системы психики за собственные пределы, что детерминирует пластичность и адаптивность личности.
Выделяют две формы рефлексии: рефлексию собственной деятельности и рефлексию внутреннего мира другого человека.
Рефлексия собственной деятельности субъекта рассматривается в трех основных формах — в зависимости от функций, которые она выполняет во времени: ситуативная, ретроспективная и перспективная рефлексия.
Говоря
о подростковом периоде, многие исследователи
отмечают как характерное для
этого этапа онтогенеза бурный рост
самосознания, интерес к анализу
нравственно-психологических
Мы провели исследование по сравнению развития рефлексивности у взрослых и учащихся старших классов. В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Список литературы.
Интернет-ресурсы:
Информация о работе Сравнительный анализ рефлексивности учащихся старших классов и взрослых