Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Патопсихологии".
Понятие
психологической
нормы
Основным потребителем дифференциально-
1. Норма - статистическое понятие. Нормальным
признается то, чего много, что относится
к середине распределения. А «хвостовые»
его части, соответственно, указывают
на область низких или высоких значений.
Для оценки качества мы должны соотнести
показатель человека с другими и таким
образом определить его место на кривой
нормального распределения. Очевидно,
что приставки «суб» и «супер» не дают
этической или прагматической оценки
качества.
Нормы не абсолютны, они развиваются и
получаются эмпирически для данной группы
(возрастной, социальной и других). Так,
например, на протяжении последних лет
показатель маскулинности по опроснику
MMPI у девушек устойчиво повышен; однако
это говорит не о том, что они поголовно
ведут себя как юноши, а о необходимости
пересмотра устаревших норм.
2. Нормы обусловлены социальными стереотипами.
Если поведение человека не соответствует
общепринятому в данном обществе, оно
воспринимается как отклоняющееся. Например,
в российской культуре не принято класть
ноги на стол, а в американской это никем
не осуждается.
3. Нормы ассоциируются с психическим здоровьем.
Ненормальным может считаться то, что
требует обращения к клиницисту. Необходимо
отметить, однако, что и в психиатрии оценочный
подход дискутируется, а в качестве наиболее
существенных указаний на отклонение
от нормы принимается нарушение продуктивности
деятельности и способности к саморегуляции.
Так, например, когда пожилой человек,
осознавая слабость своей памяти, использует
вспомогательные средства (записную книжку,
раскладывание необходимых предметов
в поле зрения), то это поведение соответствует
норме, а если он, относясь к себе некритически,
отказывается от необходимости «протезировать»
свое жизненное пространство, то это приводит
в конечном счете к неспособности решать
поставленные задачи и свидетельствует
о нарушении психического здоровья.
4. Наконец, представление о нормах определяется
ожиданиями, собственным необобщенным
опытом и другими субъективными переменными:
так, например, если первый ребенок в семье
начал говорить в возрасте полутора лет,
то второй, который к двум годам еще не
научился свободно изъясняться, воспринимается
как наделенный признаками отставания.
В. Штерн, призывая к осторожности в оценке
человека, отмечал, что, во-первых, психологи
не имеют права из установленной аномальности
того или иного свойства делать заключение
об анормальности самого индивида как
носителя этого свойства и, во-вторых,
невозможно установленную анормальность
личности свести к узкому признаку как
ее единственной первопричине. В современной
диагностике понятие «норма» используют
при изучении внеличностных характеристик,
а когда речь заходит о личности, применяют
термин «особенности», тем самым подчеркивая
намеренный отказ от нормативного подхода.
Итак, нормы - это не застывшее явление,
они постоянно обновляются и изменяются.
Обязательно должны регулярно пересматриваться
и стандарты психодиагностических методик.
2. Психологическая
норма как объект патопсихологических
исследований
В теоретическом отношении понятие психической
нормы достаточно расплывчато и относительно.
Вообще категория «нормальности» психики
человека исследована недостаточно и
не имеет строгих критериев.
С одной стороны, это связано с большими
индивидуальными различиями в психике
человека, которые обусловлены как биологическими,
так и социально-культурными факторами
развития.
С другой стороны, человек чаще становится
объектом наблюдения, исследования и лечения
именно тогда, когда его поведение или
какие-то иные особенности начинают обращать
на себя внимание окружающих, мешают им
или самому человеку. На основании чего
же делаются выводы о ненормальности человека?
В патопсихологии в определении нормы
и психического здоровья обычно придерживаются
определения Всемирной Организации Здравоохранения,
где оно сформулировано следующим образом:
«Не только отсутствие болезней, но состояние
физического, социального и психического
благополучия».
Патопсихология часто пользуется теми
же терминами и нозологическими категориями,
что и психиатрия, и в принципе это правильно,
так как было бы весьма неудобным введение
параллельного ряда терминов - психиатрических
и психологических. Однако психологическая
диагностика нарушений развития должна
базироваться на собственных критериях
и методах исследования. Польза патопсихологического
исследования в том, что оно дает принципиально
важный диагностический материал, который
зачастую нельзя получить в рамках клинического
обследования, что позволяет врачу уточнить
или подтвердить первичный диагноз.
Прежде всего, хочется сказать, что жизнь
известных людей рано или поздно становится
объектом пристального внимания, а иногда
даже объектом специального изучения
или исследования. Поэтому мы располагаем
большей информацией о жизни известных
артистов, писателей, художников и т. д.,
чем, например, о жизни людей из соседних
домов, особенно если речь идет о большом
городе. На самом же деле психическими
расстройствами страдают самые разные
люди.
Общение с человеком, который, возможно,
имеет отклонения в психике, требует большой
ответственности. Патопсихолог должен
быть не только убежден в правильности
своего заключения, он обязан детально
продумывать, какую информацию можно дать
в каждом конкретном случае пациенту и
его родственникам. Нельзя спешить с постановкой
диагноза и тем более сообщением о своих
подозрениях больному или его близким.
В любом случае его советы должны быть
направлены на благо больного и его семьи.
Во-первых, нужно помнить о том, что на
основании одного ответа или даже выполненного
теста нельзя поставить диагноз о наличии
патологии. Психолог должен быть убежден
в том, что инструкции, которые он давал,
были правильно поняты, а мотивация к выполнению
задания соответствовала ситуации. Несмотря
на то, что сейчас в психологической диагностике
применяется большое количество тестов,
вывод о наличии психической патологии
может быть сделан только на основе качественного
анализа психической деятельности пациента
и совместно с врачом. Удалось выделить
некоторые психологические критерии,
которые помогают различить нормальное
и аномальное состояние. Опираясь на них,
конечно, нельзя поставить диагноз и сделать
вывод о наличии определенного психического
заболевания (психолог этого и не должен
делать, подменяя собой врача), однако
можно ставить вопрос об отклонении от
нормы.
Первым из этих критериев назовем неадекватность,
которая может поступков, поведения в
целом, речевых высказываний, мимики и
жестов человека той ситуации, в которой
он находится.
Так, например, у человека может быть сильнейшая
эмоциональная реакция, но если причина,
вызвавшая ее, понятна, объяснима, то такая
реакция может быть сочтена адекватной.
Сама форма выражения этой реакции тоже
может быть более или менее адекватна
общепринятым нормам морали и социального
поведения, что также служит диагностическим
критерием состояния человека. Например,
несправедливо обиженный человек перестает
разговаривать с обидчиком (реакция адекватна).
Юноша устраивает скандал матери по поводу
того, что его не устраивает длина сваренных
ею макарон, - эта реакция неадекватна
причине (случай из консультативной практики;
в семье считали, что у сына просто трудный
характер). Другой пример неадекватного
поступка. Чтобы прослыть героем, подросток
устраивает пожар в собственной квартире,
из которой он "успевает" вывести
маленького брата.
Второй критерий - это критичность, которая
может быть снижена или вовсе отсутствовать
у человека по отношению к своим поступкам,
к своему физическому и психическому состоянию,
своему поведению, высказываниям, результатам
своей деятельности и т.д. Критичность
может выражаться и в раскаянии в том,
что сделано, и в понимании, что действие
или реакция были неправильными, неадекватными,
и в способности слушать и воспринимать
мнение других людей, говорящих, например,
о возможном наличии болезни или о необходимости
измениться или показаться врачу. Часто
на ранних стадиях заболевания критичность
еще сохраняется. Человека волнуют и пугают
отдельные симптомы, он пытается с ними
справиться или разобраться. По мере развития
заболевания критичность снижается, а
иногда и утрачивается. Больные могут
с уверенностью говорить абсурдные вещи,
не видеть ничего особенного в своем, например,
агрессивном поведении, не воспринимают
ничьих доводов. Ярким примером этого
являются больные с дисморфофобией (страхом
перед своей внешностью), которые не могут
согласиться с мнением, что их внешность
вполне привлекательна.
Третий критерий - непродуктивность деятельности.
В этом случае человек не нацелен на конечный
результат своей деятельности. Ему интересен
только сам процесс (например, целыми днями
рисует картины, но никому их не показывает,
теряет). Сама деятельность не имеет смысла,
и результат, продукт никому, иногда даже
самому больному, не интересен и не нужен.
Возможен и такой вариант непродуктивности,
когда конкретная деятельность подменяется
разговорами, планированием, обещаниями,
но далее слов дело не идет. При этом всегда
находятся причины, оправдания, позволяющие
отложить реальные действия. Например,
двадцатилетняя девушка в течение двух
лет ежедневно подробно рассказывала
матери (вечером, когда та усталая приходила
с работы) о том, как она пойдет учиться,
начнет работать и их жизнь наладится.
Все это время она находилась на иждивении
своей матери, которая была на инвалидности.
Каждый вечер она как бы принимала определенное
решение, но наутро просто оставалась
в постели, изобретая новые причины и откладывая
поиск работы и учебы на следующий день.
Наличие фактов, попадающих под один из
перечисленных критериев, может служить
основой для профессионального наблюдения
за человеком и принятия мер для возможного
предупреждения развития психического
заболевания. При поведении, удовлетворяющем
двум или трем критериям одновременно,
должен быть поставлен вопрос о необходимости
детального исследования, проведения
экспериментального патопсихологического
исследования и рекомендована консультация
врача. С этих позиций становится более
понятной психологическая оценка состояния
тех людей, которые, имея некоторые психические
особенности или отклонения, остаются,
например, продуктивны в своем творчестве.
Их деятельность кому-то кажется непродуктивной,
но они находятся в состоянии поиска решения
сложной задачи. Их поведение не всегда
адекватно с общепринятой точки зрения,
но результат деятельности ошеломляет.