Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Патопсихологии".
3Теоретические
проблемы, исследуемые в области
патопсихологии можно кратко
охарактеризовать следующим
1. Вопрос о соотношении биологического и социального в развитии человека. В ходе патопсихологических исследований было установлено, что подтверждаются общие положения отечественной психологии о том, что биологически унаследованные свойства составляют лишь одно, хотя и очень важное, из условий формирования психических функций. Как подчеркивал С.Л. Рубинштейн, внешние причины преломляются через внутренние условия. И если при нормальном развитии внешние причины (социальные воздействия в широком смысле слова) приводят к адекватному отражению действительности, то болезнь создает особые условия протекания психических процессов, которые, напротив, приводят к искаженному отражению действительности и отсюда к формированию и закреплению искаженного отношения к миру, к появлению патологических черт личности.
2. Проблема соотношения развития и распада психики. Поверхностный анализ клинических случаев привел к тому, что рассмотрение распада как негатива развития стало очень распространенным. При этом делалась ссылка, во-первых, на то, что при многих заболеваниях психики больные перестают справляться с более сложными видами деятельности, сохраняя при этом простые навыки и умения, а во-вторых, указывалось, что некоторые формы нарушения мышления и способов поведения по внешней структуре напоминают мышление и поведение ребенка на определенном этапе его развития. Однако при болезни далеко не всегда обнаруживается распад высших функций, а глубинный анализ показывает, что структура поведения и мыслительной деятельности взрослого больного не соответствует структуре мышления и поведения ребенка. Альтернативой является рассмотрение соотношения распада и развития в рамках ТФС.
3. Строение различных форм психической деятельности. Патология очень часто упрощает то, что заслонено от нас в норме. На патологическом материале мы часто можем вскрыть те психологические факторы, которые «ответственны» за ту или иную структуру познавательной деятельности больного.
4. Исследование личностного (мотивационно-потребностного) компонента в структуре познавательной деятельности.
5. Изучение иерархии мотивов и потребностей. Психическое заболевание, разрушая и искажая иерархию мотивов, снижая их смыслообразующую функцию представляет ценнейшие реальные факты для проверки теоретических положений общей психологии. Это возможно потому, что болезнь приводит часто не только к распаду сформировавшихся процессов, мотивов, потребностей, но и к формированию новых (пусть патологически измененных) мотивов, появлению новых качеств, черт личности.
Практические
задачи, стоящие перед
Основные разделы работы патопсихолога определяются его участием в:
— решении задач дифференциальной диагностики;
— оценке структуры и степени нервно-психических расстройств;
— диагностике психического развития и выборе путей общеобразователь¬ного и трудового обучения и переобучения;
исследовании личности, социальной среды и социальных позиций
больного в целях получения данных для функционального диагноза;
— оценке динамики нервно-психических нарушений и учете эффектив¬ности терапии;
— экспертной работе;
— психокоррекционной работе.
Оценка
структуры и степени нервно-
Исследование
структуры и степени нарушений
должно быть всеобъемлющим и охватывать
как те стороны психической
Диагностика
психического развития и выбор путей
общеобразова¬тельного и
Чаще всего имеют дело с двумя вопросами: о причинах неуспеваемости и отставания психического развития (F84.9) — о его степени и структуре, с одной стороны, и о трудностях поведения у нормально развивающихся де¬тей и подростков, — с другой стороны. При этом необходимо учитывать, что отставание в психическом развитии может быть связано как с наличием оли¬гофрении (F70-F79), так и с другими причинами: педагогической запущен¬ностью (F84.9), последствиями длительной астенизации, прогредиентными психическими заболеваниями. Исходя из данных возрастной психологии о развитии высших психических функций у нормального ребенка, патопсихо¬лог может квалифицированно оценить не только степень и характер задер¬жки умственного развития, но, исследуя различные стороны психической де¬ятельности, сделать вывод о потенциальных возможностях отстающего ребен¬ка.
Исследование личности, социальной среды и социальных позиций боль¬ного в целях, получения данных для функционального диагноза. Получе¬ние данных для функционального диагноза, играющего существенную роль в практике врачебно-трудовой экспертизы и служащего основой работы по реабилитации больных, составляет отдельную группу диагностических задач, требующих деятельного участия патопсихолога и придающих психологическому обследованию специфическую направленность. В структуре функционального диагноза вы¬деляют три аспекта: клинико-психопатологический (уровень или стадия проявления заболевания, структура дефекта и функциональная оценка пси-хопатологического состояния с точки зрения возможностей его компенсации и влияния на социальную адаптацию больного), психологический (харак¬теризует личность пациента и значимые для его социальной и профессиональ¬ной адаптации отношения) и социальный (отражает реальную жизненную ситуацию и характер включенности в нее больного с учетом его преморбидного опыта). При установлении функ¬ционального диагноза врач ориентируется на выявление прежде всего тех осо¬бенностей психики больного, психических процессов и свойств личности, ко¬торые имеют особое значение для социальной и профессиональной адапта¬ции больных. При этом оказывается важным установление не только пораженных, но и сохранных функций и определение возможностей и спо¬собов компенсации в различных видах деятельности. Оценивая под таким углом зрения структуру и степень нервно-психических расстройств, патопси¬холог способствует формулированию всех трех аспектов функционального диагноза. В определении психологического и социального аспектов патопси¬хологу должна принадлежать ведущая роль.
Оценка динамики
нервно-психических нарушений
Следует остановиться еще на одном аспекте применения психологических методов для оценки эффективности терапии — исследовании отношения боль¬ного к лечению и реабилитационным мероприятиям в целом, и, в частности, к тому или иному конкретному лекарству. Эта проблема особенно актуаль¬на в тех случаях, когда больной открыто не высказывает своего отношения к медикаментозной терапии и психосоциальным воздействиям, и оно для вра¬ча неясно. Получение таких сведений необходимо при выписке больного с назначением поддерживающей терапии в амбулаторных условиях. Инфор-мация, предоставленная психологом, может помочь лечащему врачу опреде¬лить наиболее адекватную тактику.
Участие в экспертной работе. Психологическое обследование являет¬ся важным элементом экспертиз (врачебно-трудовой, военно-врачебной, ме¬дико-педагогической, судебно-психиатрической), а в судебной практике может выступать в качестве самостоятельного вида доказательств. В зависимости от вида экспертизы и содержания поставленных перед экспертом вопросов пси¬хологическое обследование подчиняется тем или иным специальным задачам.
Участие патопсихолога в реабилитации больных и в психокоррекционной работе.
Задачи патопсихолога в работе по реабилитации психически больных (Ка¬банов) в основном можно свести к следующему.
1. Изучение личности больного, структуры нарушений и механизмов их
компенсации, социальных позиций и ролевого поведения больного в различ¬ных группах, получение данных для функционального диагноза и динами¬ческая коррекция с учетом задач и результатов восстановительного лечения.
2. Социально-психологическое исследование общения больных, взаимо¬отношений в семьях и в лечебных группах, их динамики в процессе психо¬педагогической и социотерапевтической работы.
3. Исследование терапевтического коллектива, взаимоотношений больных
и медицинских работников и разработка рекомендаций по оптимизации те¬рапевтической среды.
4. Оценка психологических факторов внетерапевтического социального
окружения, оказывающих влияние как на формы организации терапевтичес¬кой среды в медицинских учреждениях, так и на способы и возможности ре¬абилитации лиц, перенесших психические и другие заболевания, и совмест¬ное с врачом проведение мер, способствующих изменению влияний среды в
нужном направлении.
5. Непосредственное участие в проведении лечебно-приспособительной,
психотерапевтической и психокоррекционной работ.