Шпаргалка по "Патопсихологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Патопсихологии".

Файлы: 35 файлов

10Психологические подходы к исследованию нарушений восприятия.doc

— 61.00 Кб (Открыть, Скачать)

11Патология памяти (клиническая и психологическая феноменология)..docx

— 0 байт (Скачать)

11патология памяти дружиин.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

12Психологические факторы и механизмы нарушений памяти.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

13Психологические подходы к исследованию нарушений памяти.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

14Методики исследования нарушений памяти.doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

15Патология мышления (клиническая и психологическая феноменология)..doc

— 57.00 Кб (Открыть, Скачать)

16Психологические подходы к исследованию нарушений мышления.doc

— 72.50 Кб (Открыть, Скачать)

17Психологические факторы и механизмы нарушений мышления.doc

— 51.00 Кб (Открыть, Скачать)

18Методики исследования нарушений мышления.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

1927 аномалий эмоционально.doc

— 44.00 Кб (Открыть, Скачать)

19Аномалии эмоционально-личностной сферы (клиническая и психологическая феноменология)..docx

— 0 байт (Скачать)

1Предмет и задачи патопсихологии.doc

— 41.50 Кб (Открыть, Скачать)

20Особенности мотивационно-потребностной сферы пациентов с различными формами душевных расстройств..docx

— 0 байт (Скачать)

21Патопсихологические методы исследования личности..doc

— 45.50 Кб (Открыть, Скачать)

22Особенности самосознания пациентов с различными формами душевных расстройств.doc

— 66.00 Кб (Открыть, Скачать)

23Нарушения эмоциональной сферы при психических заболеваниях.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

24Нарушения умственной работоспособности.doc

— 63.00 Кб (Открыть, Скачать)

25Патопсихологические синдромы пограничных психических расстройств.doc

— 77.00 Кб (Открыть, Скачать)

25Патопсихологические синдромы при психических заболеваниях.docx

— 0 байт (Скачать)

26Нарушения общения при психических заболеваниях.docx

— 0 байт (Скачать)

26Нарушения речи при психических заболеваниях.doc

— 45.00 Кб (Открыть, Скачать)

27Психологические факторы и механизмы возникновения аномалий эмоционально-личностной сферы.docx

— 0 байт (Скачать)

28Нарушения сознания.doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

2Патопсихология как область психологического знания.doc

— 34.50 Кб (Открыть, Скачать)

3Теоретические проблемы и практические задачи патопсихологии.doc

— 47.00 Кб (Скачать)

3Теоретические  проблемы, исследуемые в области  патопсихологии можно кратко  охарактеризовать следующим образом:

1. Вопрос о соотношении биологического и социального в развитии человека. В ходе патопсихологических исследований было установлено, что подтверждаются общие положения отечественной психологии о том, что биологически унаследованные свойства составляют лишь одно, хотя и очень важное, из условий формирования психических функций. Как подчеркивал С.Л. Рубинштейн, внешние причины преломляются через внутренние условия. И если при нормальном развитии внешние причины (социальные воздействия в широком смысле слова) приводят к адекватному отражению действительности, то болезнь создает особые условия протекания психических процессов, которые, напротив, приводят к искаженному отражению действительности и отсюда к формированию и закреплению искаженного отношения к миру, к появлению патологических черт личности.

2. Проблема соотношения развития и распада психики. Поверхностный анализ клинических случаев привел к тому, что рассмотрение распада как негатива развития стало очень распространенным. При этом делалась ссылка, во-первых, на то, что при многих заболеваниях психики больные перестают справляться с более сложными видами деятельности, сохраняя при этом простые навыки и умения, а во-вторых, указывалось, что некоторые формы нарушения мышления и способов поведения по внешней структуре напоминают мышление и поведение ребенка на определенном этапе его развития. Однако при болезни далеко не всегда обнаруживается распад высших функций, а глубинный анализ показывает, что структура поведения и мыслительной деятельности взрослого больного не соответствует структуре мышления и поведения ребенка. Альтернативой является рассмотрение соотношения распада и развития в рамках ТФС.

3. Строение различных форм психической деятельности. Патология очень часто упрощает то, что заслонено от нас в норме. На патологическом материале мы часто можем вскрыть те психологические факторы, которые «ответственны» за ту или иную структуру познавательной деятельности больного.

4. Исследование личностного (мотивационно-потребностного) компонента в структуре познавательной деятельности.

5. Изучение иерархии мотивов и потребностей. Психическое заболевание, разрушая и искажая иерархию мотивов, снижая их смыслообразующую функцию представляет ценнейшие реальные факты для проверки теоретических положений общей психологии. Это возможно потому, что болезнь приводит часто не только к распаду сформировавшихся процессов, мотивов, потребностей, но и к формированию новых (пусть патологически измененных) мотивов, появлению новых качеств, черт личности.

Практические  задачи, стоящие перед патопсихологическим  исследованием, разнообразны.

Основные  разделы работы патопсихолога определяются его участием в:

— решении задач дифференциальной диагностики;

— оценке структуры и степени нервно-психических расстройств;

— диагностике психического развития и выборе путей общеобразователь¬ного и трудового обучения и переобучения;

исследовании  личности, социальной среды и социальных позиций

больного  в целях получения данных для  функционального диагноза;

— оценке динамики нервно-психических нарушений и учете эффектив¬ности терапии;

— экспертной работе;

— психокоррекционной работе.

 Оценка  структуры и степени нервно-психических  расстройств имеет значение не только для целей дифференциальной диагностики. Она играет самостоятельную роль квалификации состояния больного (при различных видах экспертизы и осо¬бенно при определении степени трудоспособности), при установлении фун¬кционального диагноза, при определении путей трудового приспособления и социального восстановления больного, профориентации и проведении психокоррекционных и лечебно-восстановительных мероприятий. Учет структуры и степени нервно-психических расстройств может также помочь врачу в оценке динамики развития и течения нервно-психических заболеваний и контроле за эффективностью восстановительного лечения.

Исследование  структуры и степени нарушений  должно быть всеобъемлющим и охватывать как те стороны психической деятельности, которые претерпели очевидные изменения, так и сохранные стороны в структуре целостной личности, рас-сматриваемой в конкретной жизненной ситуации.

Диагностика психического развития и выбор путей  общеобразова¬тельного и трудового  обучения и переобучения. В детских и подростко¬вых учреждениях патопсихолог также участвует в решении дифференциально-диагностических задач.

Чаще всего  имеют дело с двумя вопросами: о причинах неуспеваемости и отставания психического развития (F84.9) — о его  степени и структуре, с одной стороны, и о трудностях поведения у нормально развивающихся де¬тей и подростков, — с другой стороны. При этом необходимо учитывать, что отставание в психическом развитии может быть связано как с наличием оли¬гофрении (F70-F79), так и с другими причинами: педагогической запущен¬ностью (F84.9), последствиями длительной астенизации, прогредиентными психическими заболеваниями. Исходя из данных возрастной психологии о развитии высших психических функций у нормального ребенка, патопсихо¬лог может квалифицированно оценить не только степень и характер задер¬жки умственного развития, но, исследуя различные стороны психической де¬ятельности, сделать вывод о потенциальных возможностях отстающего ребен¬ка.

Исследование  личности, социальной среды и социальных позиций боль¬ного в целях, получения  данных для функционального диагноза. Получе¬ние данных для функционального  диагноза, играющего существенную роль в практике врачебно-трудовой экспертизы и служащего основой работы по реабилитации больных, составляет отдельную группу диагностических задач, требующих деятельного участия патопсихолога и придающих психологическому обследованию специфическую направленность. В структуре функционального диагноза вы¬деляют три аспекта: клинико-психопатологический (уровень или стадия проявления заболевания, структура дефекта и функциональная оценка пси-хопатологического состояния с точки зрения возможностей его компенсации и влияния на социальную адаптацию больного), психологический (харак¬теризует личность пациента и значимые для его социальной и профессиональ¬ной адаптации отношения) и социальный (отражает реальную жизненную ситуацию и характер включенности в нее больного с учетом его преморбидного опыта). При установлении функ¬ционального диагноза врач ориентируется на выявление прежде всего тех осо¬бенностей психики больного, психических процессов и свойств личности, ко¬торые имеют особое значение для социальной и профессиональной адапта¬ции больных. При этом оказывается важным установление не только пораженных, но и сохранных функций и определение возможностей и спо¬собов компенсации в различных видах деятельности. Оценивая под таким углом зрения структуру и степень нервно-психических расстройств, патопси¬холог способствует формулированию всех трех аспектов функционального диагноза. В определении психологического и социального аспектов патопси¬хологу должна принадлежать ведущая роль.

Оценка динамики нервно-психических нарушений и  учет эффектив¬ности лечения. Применение психологических методов для оценки динами¬ки нервно-психических нарушений может оказаться полезным при отсутствии четких клинических критериев (малосимптомные варианты заболевания, диссимуляция болезненных переживаний), при необходимости более глубо¬кого суждения о динамике отдельных психических процессов и состояний в связи с задачами установления функционального диагноза, а также для прицельной оценки фармакодинамических эффектов или эффективности лечебно-восстановительных приемов. Частным примером может служить об¬наружение плацебо-эффекта и определение степени его выраженности. Другая сфера применения психологических методов для выявления динамики нарушений касается установления изменений в системе отношений и в социальной пози¬ции больного в связи с осуществляемой психокоррекционной работой.

Следует остановиться еще на одном аспекте применения психологических методов для  оценки эффективности терапии —  исследовании отношения боль¬ного  к лечению и реабилитационным мероприятиям в целом, и, в частности, к тому или иному конкретному лекарству. Эта проблема особенно актуаль¬на в тех случаях, когда больной открыто не высказывает своего отношения к медикаментозной терапии и психосоциальным воздействиям, и оно для вра¬ча неясно. Получение таких сведений необходимо при выписке больного с назначением поддерживающей терапии в амбулаторных условиях. Инфор-мация, предоставленная психологом, может помочь лечащему врачу опреде¬лить наиболее адекватную тактику.

Участие в  экспертной работе. Психологическое  обследование являет¬ся важным элементом экспертиз (врачебно-трудовой, военно-врачебной, ме¬дико-педагогической, судебно-психиатрической), а в судебной практике может выступать в качестве самостоятельного вида доказательств. В зависимости от вида экспертизы и содержания поставленных перед экспертом вопросов пси¬хологическое обследование подчиняется тем или иным специальным задачам.

Участие патопсихолога  в реабилитации больных и в  психокоррекционной работе.

Задачи патопсихолога  в работе по реабилитации психически больных (Ка¬банов) в основном можно свести к следующему.

1. Изучение личности больного, структуры нарушений и механизмов их

компенсации, социальных позиций и ролевого поведения  больного в различ¬ных группах, получение  данных для функционального диагноза и динами¬ческая коррекция с учетом задач и результатов восстановительного лечения.

2. Социально-психологическое исследование общения больных, взаимо¬отношений в семьях и в лечебных группах, их динамики в процессе психо¬педагогической и социотерапевтической работы.

3. Исследование терапевтического коллектива, взаимоотношений больных

и медицинских  работников и разработка рекомендаций по оптимизации те¬рапевтической среды.

4. Оценка психологических факторов внетерапевтического социального

окружения, оказывающих влияние как на формы организации терапевтичес¬кой среды в медицинских учреждениях, так и на способы и возможности ре¬абилитации лиц, перенесших психические и другие заболевания, и совмест¬ное с врачом проведение мер, способствующих изменению влияний среды в

нужном направлении.

5. Непосредственное участие в проведении лечебно-приспособительной,

психотерапевтической  и психокоррекционной работ.

4Понятие психической нормы. Различные представления о норме и критериях её выделения..doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

5Деонтологические аспекты патопсихологии.doc

— 39.00 Кб (Открыть, Скачать)

6Принципы построения патопсихологического исследования.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

7Патология восприятия (клиническая и психологическая феноменология)..doc

— 44.00 Кб (Открыть, Скачать)

8 факторы м механизмы нарушения восприятия.doc

— 41.00 Кб (Открыть, Скачать)

8Психологические факторы и механизмы нарушений восприятия.docx

— 0 байт (Скачать)

9Методики исследования нарушений восприятия.doc

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вопросы для итогового контроля-патопсихология-1.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Патопсихология,_выучи_и_спи_спокойно!!!.rar

— 210.75 Кб (Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Патопсихологии"