Шпаргалка по "Патопсихологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Патопсихологии".

Файлы: 35 файлов

10Психологические подходы к исследованию нарушений восприятия.doc

— 61.00 Кб (Открыть, Скачать)

11Патология памяти (клиническая и психологическая феноменология)..docx

— 0 байт (Скачать)

11патология памяти дружиин.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

12Психологические факторы и механизмы нарушений памяти.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

13Психологические подходы к исследованию нарушений памяти.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

14Методики исследования нарушений памяти.doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

15Патология мышления (клиническая и психологическая феноменология)..doc

— 57.00 Кб (Открыть, Скачать)

16Психологические подходы к исследованию нарушений мышления.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

Нарушения мышления.

Расстройства  мыслительной деятельности рассматриваются  в контексте патопсихологических  экспериментальных  исследований как  нарушения входящих в ее структуру  компонентов. Б. В. Зейгарник  выделяет три основных вида патологии мышления: 1) нарушения операционной (операциональной) стороны мышления, 2) нарушения динамики мышления, 3) нарушения личностного компонента мышления, а также рассматривает нарушения критичности мышления.

Особенности мышления каждого  отдельного больного далеко не всегда могут быть квалифицированы в пределах одного вида нарушений мышления. Нередко в структуре патологически измененного мышления больных наблюдаются сложные сочетания разных видов нарушений. Например, нарушение процесса обобщения может сочетаться с нарушением целенаправленности мышления, а может - с каким-либо вариантом нарушения его динамики

.Методики исследования  нарушений мышления. 

Складывание картинок из отрезков. Методика предложена А. Н. Бернштейном (1911) для исследования интеллектуального  уровня.

Обследуемому предлагают (в возрастающей сложности) составить 6 рисунков, разрезанных на части. Первые 3 рисунка разрезаны на 4 части, а остальные — на большее количество отрезков. Первый и четвертый рисунки одинаковы, но разрезаны по-разному. Для повторных исследований желательно иметь несколько наборов, аналогично подобранных. Отрезки рисунка даются испытуемому без определенного порядка, перевернутыми. Составляться они должны без образца.

При выполнении задания обращается внимание не только на время и конечный результат, но обязательно должны регистрироваться особенности работы обследуемого. Так, правильное выполнение задания требует вначале анализа предъявленного обследуемому материала, после чего   уже   последовательно,   планомерно   из   отдельных   отрезков   составляется   рисунок. Существенную роль при этом играет выделение опорных сигнальных деталей рисунка.

При интеллектуальной недостаточности такой анализ отсутствует  и больные пытаются составить  рисунок, прикладывая беспорядочно один отрезок к другому (по методу проб и ошибок). Такое выполнение задания свидетельствует об отсутствии у обследуемого плана.

Характер работы обследуемого может свидетельствовать  и о нарушении критичности  мышления, когда неправильно положенные отрезки оставляются им на месте, даже несмотря на подсказку исследующего.

Понимание рассказов. Результаты исследования свидетельствуют  об осмыслении сюжета рассказа и о  состоянии памяти обследуемого.

Для исследования применяются специально подобранные  рассказы, чаще всего поучительного  характера, притчи. Затем обследуемому предлагают воспроизвести рассказ (устно или письменно). Обращается внимание на характер изложения, словарный запас, возможное наличие парафазии, темп речи, особенности построения фразы, лаконичность или, наоборот, чрезмерная обстоятельность. Существенное значение имеет то, насколько доступен обследуемому скрытый смысл рассказа, связывает ли он его с окружающей действительностью, доступна ли ему юмористическая сторона рассказа.

Понимание скрытого, переносного смысла рассказа часто бывает затруднено при интеллектуальной недостаточности, хотя пересказ при этом очень близок к заданному тексту.

Установление  последовательности событий. Методика предложена А. Н. Бернштейном для  исследования сопоставления, т. е. сравнительной  оценки нескольких данных в их отношениях друг к другу. Для выполнения задания испытуемый должен установить различия в отдельных элементах рисунков и, руководствуясь ими, определить последовательность расположения сюжетных рисунков, установить связь событий, отраженных на этих рисунках.

Обследуемому  объясняют, что на картинках изображено какое-то событие, и, если он их правильно  разместит, то получится связный  рассказ об этом событии.

Затем исследующий  регистрирует в протоколе порядок  расположения больным рисунков и записывает сопровождающую выполнение задания мотивировку решения, ход рассуждений. Если задание сразу выполняется ошибочно, то можно на это указать обследуемому и предложить начать все сначала. Важно отношение больного к обнаруженным ошибкам. В ряде случаев, особенно при ослабоумливающих органических заболеваниях головного мозга, оно свидетельствует о нарушении критичности мышления. Если больной, несмотря на подсказку исследующего, не может правильно расположить рисунки, то опыт можно упростить — серия сюжетных рисунков предлагается ему в правильном порядке и он должен лишь составить рассказ, который отражал бы последовательность развития событий.

Затруднения в  установлении развития сюжета по серии  рисунков свидетельствуют о недостаточности  уровня процессов обобщения и отвлечения. Особенно явственно они обнаруживаются при органических поражениях головного мозга с преимущественной локализацией в лобных отделах, когда больные описывают отдельно каждый рисунок, но сопоставить их не могут и приходят к совершенно нелепым выводам о развивающемся на этих рисунках событии. Причем для такого рода больных с лобным синдромом характерна абсолютная некритичность мышления, их ошибочные рассуждения недоступны коррекции.

Методика для  выявления нарушений критичности  мышления, разработана на основе методики установления последовательности событий. Некритичность мышления в экспериментальной ситуации, моделируемой с помощью методики, характеризуется утратой контроля над интеллектуальными процессами, рассогласованием акцептора деятельности.

Методика включает в себя несколько серий картинок, обычно используемых для установления последовательности развития по ним  определенного сюжета. Первая серия  содержит 4 картинки, вторая (рис. 3, б) - 6 картинок. Две картинки второй серии, однако, не соответствуют сюжетной линии рассказа, они либо содержат противоречащие ему детали, либо в них игнорируются некоторые основные признаки, играющие важную роль в развитии сюжета. Однако и по стилю, и по основным персонажам они существенно не отличаются от других картинок второй серии.

Больные с нарушениями  критичности мышления не могут выделить картинки-артефакты. Они пытаются включить их в составляемый по картинкам рассказ, становящийся от этого бессмысленным. Некоторые больные, убедившись в  том, что рассказ не получается, откладывают все картинки в сторону и заявляют исследующему о том, что не могут выполнить задание.

Классификация. Методика классификации применяется  для исследования уровня процессов  обобщения и отвлечения, последовательности суждений.

Для исследования необходим набор карточек с изображением различных предметов, растений, животных. Изображения могут быть заменены надписями. Таким образом, можно  говорить о предметной и словесной  классификации — методики эти  неравнозначны. Так, например, особенности шизофренического мышления легче выступают при предметной классификации. Набор карточек для классификации должен быть специально подготовлен, предусматривать возможность различных ступеней обобщения.

Ведение опыта  тщательно протоколируется. Отмечаются все группировки — правильные и ошибочные. При этом важно отметить в протоколе отношение больного к обнаруженной ошибке — исправляет ли он ее, не повторяется ли эта ошибка в последующем. Следует регистрировать рассуждения больного в процессе выполнения задания, так как в них нередко содержится мотивировка ошибочного суждения. Наличие нескольких идентичных, одноименных групп (например, две группы одежды, разделение на несколько групп посуды) свидетельствует о недостаточности внимания.

Выделение закономерностей. К этой группе можно отнести ряд методик, различных по степени сложности. Некоторые из них могут быть выполнены при относительно высоком уровне обобщения.

1. Числовой ряд.  Обследуемому предъявляют ряд  чисел. Анализ их расположения  позволит ему продолжить этот ряд. Последовательно предъявляются все более сложные ряды.

2. Методика Б.  И. Пинского (1968) предназначена для  диагностики олигофрении. Она  состоит   из   3   экспериментальных   заданий   возрастающей   сложности.   Для   исследования

необходим набор красных и белых брусков.

Обследуемому  предлагают удлинить начатый исследуемый  «заборчик»:

I задание — КБ КБ КБ

II задание—КББ,КББ,КББ

III задание—КБ, КББ КБББ

При анализе  выполнения задания обращается внимание, предшествует ли началу деятельности уяснение принципа задания, насколько стереотипен избранный обследуемым модус деятельности, как влияют на эту деятельность случайные побуждения (например, меняет ли он найденный принцип, если кончились бруски одного цвета). Существенное значение имеет обнаруживаемая при исследовании тенденция переносить в готовом, неизмененном виде прошлый опыт на решаемую в настоящий момент задачу.

Формирование  искусственных понятий. Для исследования способности формирования понятий  часто применяется методика, разработанная Л. С. Выготским и Л. С. Сахаровым . Методика эта весьма сложна, и правильное выполнение задания обследуемым свидетельствует об отсутствии у него интеллектуального снижения. По данным Л. С. Выготского, с помощью данной методики можно констатировать нарушение функций образования понятий не только при явных расстройствах мышления, но и у больных, у которых вне экспериментальной обстановки трудно заметить нарушения формального мышления.

Перед обследуемым  в беспорядке размещают набор  стереометрических фигур, отличающихся формой, цветом и величиной. На скрытой от него нижней стороне этих фигур имеются условные надписи («биг», «цев», «гур», «лаг»). Произвольно выбирается одна фигура и иследующий объясняет, что надпись на ней (например, «цев») совершенно ничего не означает, условна, но имеющимся в этом наборе фигурам с аналогичной надписью присущ общий признак. Обследуемый должен установить, какие фигуры входят в эту группу, т. е. определить понятие «цев». После этого обследуемый отбирает несколько фигур и объясняет свою гипотезу. Например, он считает, что к «цев» относятся все фигуры того же цвета.

Результаты опыта  оцениваются в зависимости от того, сколько ходов понадобилось обследуемому для выполнения задания, насколько логичны были его рассуждения  при этом, как воспринималась помощь исследующего. При этом исследовании обнаруживаются аффективно-личностные качества обследуемого, особенно выявляющиеся в реакции на неуспех.

Понимание переносного  смысла пословиц и метафор. Методика применяется для исследования особенностей мышления  - его уровня, целенаправленности и критичности.

Обследуемому  называют несколько часто употребляемых  метафор («золотая голова», «золотые руки», «каменное сердце», «заячья душа», «медный лоб») и пословиц («Яблоко  от яблони недалеко падает», «Куй железо, пока горячо», «Слово не воробей — вылетит, не поймаешь») и просят объяснить их отвлеченный, переносный смысл.

Буквальное истолкование пословицы или метафоры свидетельствует  о недостаточности уровня обобщения. Если обследуемый верно объясняет переносный смысл пословицы, это еще не означает, что мышление у него совершенно не нарушено, так как при объяснении пословиц обследуемый проявляет имеющиеся у него знания - для выполнения задания не требуется обобщения нового материала. Процесс обобщения нового материала исследуется другими, более сложными, вариантами этой методики.

Пиктограммы. Эта  методика предложена Л. С. Выготским  и разработана как один из методов  опосредованного запоминания. В  отличие от предложенной А. Н. Леонтьевым методики опосредованного запоминания при образовании пиктограммы представляются значительно большие возможности для исследования ассоциативного процесса.

Пиктограмма. Это  образ, создаваемый обследуемым  для опосредованного запоминания. Таким образом, с помощью методики пиктограмм мы изучаем самостоятельную мыслительную продукцию больных. Здесь особенно явно выступают нарушения мышления, что объясняется малой предопределенностью, меньшим регламентированием процессов мышления условиями опыта, тогда как в методике А. Н. Леонтьева выбор образов для опосредования ограничен исследующим.

Методика очень  проста. Обследуемому дают листок чистой бумаги и карандаш и говорят, что  сейчас он услышит слова, для запоминания  которых он должен сделать какой-нибудь несложный рисунок. Инструкцией предусматривается, что качество рисунка никакой роли не играет, так как иногда обследуемые ссылаются на неумение рисовать. Кроме того, обследуемого предупреждают, что совершенно недопустимо для запоминания прибегать к словесным или буквенным обозначениям.

Слова, к которым  образуются вспомогательные рисунки-пиктограммы, подготавливаются заранее. При этом учитывается возраст обследуемого, уровень его культурного развития. Обычно вначале называют слова более  конкретного содержания, а затем, убедившись, что исследуемому доступно выполнение задания, переходят к абстрактным словам, например: веселый праздник, тяжелая работа, вкусный ужин, болезнь, печаль, счастье, любовь, развитие, разлука, обман, победа, подвиг, вражда, справедливость, сомнение, дружба.

17Психологические факторы и механизмы нарушений мышления.doc

— 51.00 Кб (Открыть, Скачать)

18Методики исследования нарушений мышления.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

1927 аномалий эмоционально.doc

— 44.00 Кб (Открыть, Скачать)

19Аномалии эмоционально-личностной сферы (клиническая и психологическая феноменология)..docx

— 0 байт (Скачать)

1Предмет и задачи патопсихологии.doc

— 41.50 Кб (Открыть, Скачать)

20Особенности мотивационно-потребностной сферы пациентов с различными формами душевных расстройств..docx

— 0 байт (Скачать)

21Патопсихологические методы исследования личности..doc

— 45.50 Кб (Открыть, Скачать)

22Особенности самосознания пациентов с различными формами душевных расстройств.doc

— 66.00 Кб (Открыть, Скачать)

23Нарушения эмоциональной сферы при психических заболеваниях.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

24Нарушения умственной работоспособности.doc

— 63.00 Кб (Открыть, Скачать)

25Патопсихологические синдромы пограничных психических расстройств.doc

— 77.00 Кб (Открыть, Скачать)

25Патопсихологические синдромы при психических заболеваниях.docx

— 0 байт (Скачать)

26Нарушения общения при психических заболеваниях.docx

— 0 байт (Скачать)

26Нарушения речи при психических заболеваниях.doc

— 45.00 Кб (Открыть, Скачать)

27Психологические факторы и механизмы возникновения аномалий эмоционально-личностной сферы.docx

— 0 байт (Скачать)

28Нарушения сознания.doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

2Патопсихология как область психологического знания.doc

— 34.50 Кб (Открыть, Скачать)

3Теоретические проблемы и практические задачи патопсихологии.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

4Понятие психической нормы. Различные представления о норме и критериях её выделения..doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

5Деонтологические аспекты патопсихологии.doc

— 39.00 Кб (Открыть, Скачать)

6Принципы построения патопсихологического исследования.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

7Патология восприятия (клиническая и психологическая феноменология)..doc

— 44.00 Кб (Открыть, Скачать)

8 факторы м механизмы нарушения восприятия.doc

— 41.00 Кб (Открыть, Скачать)

8Психологические факторы и механизмы нарушений восприятия.docx

— 0 байт (Скачать)

9Методики исследования нарушений восприятия.doc

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вопросы для итогового контроля-патопсихология-1.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Патопсихология,_выучи_и_спи_спокойно!!!.rar

— 210.75 Кб (Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Патопсихологии"