Шпаргалка по "Патопсихологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Патопсихологии".

Файлы: 35 файлов

10Психологические подходы к исследованию нарушений восприятия.doc

— 61.00 Кб (Открыть, Скачать)

11Патология памяти (клиническая и психологическая феноменология)..docx

— 0 байт (Скачать)

11патология памяти дружиин.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

12Психологические факторы и механизмы нарушений памяти.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

13Психологические подходы к исследованию нарушений памяти.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

14Методики исследования нарушений памяти.doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

15Патология мышления (клиническая и психологическая феноменология)..doc

— 57.00 Кб (Открыть, Скачать)

16Психологические подходы к исследованию нарушений мышления.doc

— 72.50 Кб (Открыть, Скачать)

17Психологические факторы и механизмы нарушений мышления.doc

— 51.00 Кб (Открыть, Скачать)

18Методики исследования нарушений мышления.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

1927 аномалий эмоционально.doc

— 44.00 Кб (Открыть, Скачать)

19Аномалии эмоционально-личностной сферы (клиническая и психологическая феноменология)..docx

— 0 байт (Скачать)

1Предмет и задачи патопсихологии.doc

— 41.50 Кб (Открыть, Скачать)

20Особенности мотивационно-потребностной сферы пациентов с различными формами душевных расстройств..docx

— 0 байт (Скачать)

21Патопсихологические методы исследования личности..doc

— 45.50 Кб (Открыть, Скачать)

22Особенности самосознания пациентов с различными формами душевных расстройств.doc

— 66.00 Кб (Открыть, Скачать)

23Нарушения эмоциональной сферы при психических заболеваниях.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

При различных  психических заболеваниях часто  наблюдается нарушение эмоционального состояния больного. Это проявляется  в виде депрессии, эйфории, дисфории, слабодушия, эмоциональной тупости  и др. 
 
 
1.                 Эмоции 
Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. В. А. Ганзен считает эмоцию формой психического регулирования, хотя оно и осуществляется на основе отражения. 
 
Существует несколько классификаций эмоций. Классификация эмоциональных явлений (Грановская): 
 
§                   Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность. 
 
§                   Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. 
 
§                   Чувстваеще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В советской психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру. 
 
§                   Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. 
 
§                   Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. По мнению Г. Селье "стресс – неотъемлемая составляющая жизни человека, его нельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный уровень стресса, при котором достигается наибольшая эффективность деятельности". 
 
 
2.                 Нарушение эмоциональной сферы 
Эмоции являются особым классом психических состояний, отражающих в форме непосредственного переживания общее позитивное или негативное отношение человека к окружающему миру, людям и самому себе. Это переживание определяется соответствием свойств и качеств, имеющихся у объектов и явлений реальности, специфическим потребностям и нуждам индивида. Сам термин "эмоции" происходит от латинского глагола emovere - двигать, возбуждать, подбадривать, волновать. Эмоции всегда выполняют функцию побуждения к активности, поэтому эмоциональную сферу личности иногда называют эмоционально-волевой. Наличие эмоций обеспечивает живые организмы, обладающие развитой нервной системой, более активным целенаправленным поведением по удовлетворению своих потребностей. В настоящее время признается тот факт, что эмоции играют существенную роль в обеспечении информационного взаимодействия организма и среды. Физиологическую основу эмоций составляет активность нервного аппарата, компенсирующая в процессе жизнедеятельности организма дефицит информации, необходимой для организации действий по удовлетворению потребностей. Таким образом, эмоция есть результат отражения какой-либо потребности человека и оценки вероятности ее удовлетворения в наличных условиях на основе индивидуального и генетического опыта. Выраженность эмоционального состояния зависит от значимости потребности и дефицита информации, необходимой для ее удовлетворения. Отрицательные эмоции возникают у человека при дефиците необходимой для удовлетворения потребности информации, тогда как положительные - при наличии всей необходимой информации. Особое внимание информационная теория эмоций обращает на то, что возникновение эмоции связано не с наличием потребности, не с ощущением комфорта или дискомфорта, а с оценкой перспективы удовлетворения потребности. 
 
В эмоциях имеется три составные части: 
 
1) аффект (острое переживание приятности или неприятности, эмоциональное напряжение, возбуждение); 
 
2) когниция (осознание своего состояния, обозначение его словом и оценка перспективы удовлетворения потребности); 
 
3) экспрессия (внешнее выражение в телесной моторике или поведении). 
 
Относительно устойчивое и всеобъемлющее эмоциональное состояние называется настроением. В связи с тем обстоятельством, что потребностная сфера человека включает помимо биологических социальные потребности, эмоции, возникающие на основе относительно стабильных социальных и культурных потребностей, получили название чувств
 
Различают первичные (основные) и вторичные (сложные) эмоции. К первичным эмоциями относят: радость, печаль, тревогу, гнев, отвращение, стыд, удивление. К вторичным эмоциям относят различные смешения первичных эмоций, а также эмоций и их узких интерпретаций (например, гордость - это радость, содержащая элементы внутренней каузальной атрибуции причастности себя к возникновению позитивного события). 
 
Расстройства эмоциональной сферы заключаются в болезненных переживаниях тех или иных эмоциональных состояний. Основное нарушение заключается в изменении эмоционального состояния в сторону угнетения или подъема. Нарушения в эмоциональной сфере включают в себя гипотимию, гипертимию, паратимию, а также нарушения динамики эмоций. Приложение 1 
 
Гипотимия представляет собой хроническое снижение эмоциональности по всем трем компонентам (аффект, когниция, экспрессия), что выражается в угнетении всех психических процессов, снижении общей активности человека и его безразличии к внутренним и внешним стимулам. Крайним проявлением гипотимии является депрессия - хронически сниженное настроение, характеризуемое ярко выраженным ощущением неадекватности, чувством отчаяния, пессимизмом. 
 
Одним из менее выраженных проявлений гипотимии является дистимия - хронически сниженное, подавленное настроение, когда все становится трудным и ничто не доставляет удовольствия (ангедония). Дистимия характеризуется наличием мрачных размышлений, сниженной самооценкой, чувством безнадежности, плохим сном, человек теряет интерес к событиям повседневной жизни, испытывает трудности в концентрации внимания, часто утомляется, но других нарушений психической и социальной деятельности нет. 
 
 
Гипертимияпредставляет собой устойчивое эмоциональное возбуждение, чрезмерную эмоциональность. Основное эмоциональное состояние при гипертимии - эйфория: ощущение очень сильного душевного подъема, сопровождающееся чувством безудержного оптимизма, благополучия и повышенной моторной активностью. Для обозначения крайнего проявления неадекватно повышенного настроения используется термин "мания". Маниакальные состояния характеризуются повышенным настроением, увеличением объема и темпа психической и физической активности. 
 
Паратимияпредставляет собой одновременное сосуществование двух противоположных по модальности эмоциональных состояний или несоответствие эмоциональной реакции вызвавшему ее поводу (эмоциональная неадекватность). Наиболее часто паратимия проявляется в симптоме "стекла и дерева", который является сочетанием сниженной эмоциональности с повышенной ранимостью, чувствительностью к отдельным аспектам реальности, при этом сила и качество эмоциональной реакции не соответствуют значимости раздражителя. 
 
Нарушения динамики эмоций связаны с состояниями эмоциональной лабильности или ригидности. Эмоциональная лабильность представляет собой быструю и частую смену настроения. Эмоциональная ригидность заключается в замедлении эмоциональной реакции, застревании на какой-то одной эмоции даже в отсутствие вызвавшего ее раздражителя. Основными расстройствами динамики эмоций являются биполярное аффективное расстройство и циклотимия
 
Биполярное аффективное расстройство характеризуется повторными эпизодами смены настроения и значительного нарушения активности (чередование состояний мании и депрессии), когда подъем настроения и активности сменяется снижением настроения и активности. Циклотимия - менее выраженное состояние хронической нестабильности настроения с многочисленными эпизодами легкой депрессии и легкой приподнятости. Временами настроение может быть нормальным. Изменения настроения при циклотимии обычно воспринимаются человеком как не связанные с текущими жизненными событиями. 
 
Нарушения в эмоциональной сфере могут выступать как самостоятельные расстройства, как компонент других психических расстройств и как последствия состояний значительной фрустрации. 
 
Те или иные эмоциональные состояния признаются патологическими, когда их содержание, частота возникновения, интенсивность и устойчивость признаются людьми неадекватными с социальной или индивидуальной точек зрения. 
 
В современной психологии главную роль в возникновении эмоциональных нарушений отводят когнитивным факторам (мыслям, представлениям, фантазиям). Следует различать эмоциональные состояния и эмоциональные реакции. Эмоциональные состояния возникают в определенных ситуациях, поэтому они характеризуются интенсивностью и продолжительностью (устойчивостью). Эмоциональные реакции связаны с кратковременным повышением интенсивности психического возбуждения под воздействием какого-либо сильного раздражителя. С прекращением деятельности раздражителя прекращается и эмоциональная реакция. Эмоциональные нарушения связаны с изменением эмоциональных состояний
 
Часто встречающимся нарушением эмоций является страх. Страх — это острое переживание опасности. Страх может быть осмысленным, при этом человек осознает конкретный источник опасности, время и способ реализации этой опасности. 
 
Тревожность является одним из наиболее часто встречающихся эмоциональных расстройств. Оно характеризуется переживанием неопределенной опасности, когда неизвестны форма, место и время действия. Тревожное ожидание опасности сопровождается постоянным чувством нервного напряжения, беспокойства, непоседливостью, соматовегетативными проявлениями преимущественно симпатотонического характера. 
 
Концентрация эмоций с высокой интенсивностью переживания психического и физического напряжения называется аффектом. Аффективно представленными могут быть как положительные, так и отрицательные эмоции. Однако слово “аффект” чаще всего употребляется в значении концентрации эмоций гнева, ярости, неистовства. Физиологический аффект возникает в стрессовой для человека ситуации и в определенной мере адекватен этой ситуации и состоянию личности к моменту аффективной разрядки. Чем выше уровень личностной самоорганизации, самоконтроля, тем меньше наблюдается импульсивности в действиях человека в кризисный момент ситуации. Соматовегетативный комплекс аффективных реакций представлен интенсивно, поэтому после аффекта обычно наступает чувство психической и физической разрядки, расслабленности, успокоенности. 
 
Выделяют два варианта расстройств настроения: усиление и ослабление эмоциональности. К расстройствам с усилением эмоциональности относятся гипертимия, при которой человек находится в таких эмоциональных состояниях, как эйфория, благодушие или экстаз. 
 
Эйфория — это веселое, «лучезарное» и радостное состояние. Человек испытывает прилив бодрости, хорошо, даже прекрасно чувствует себя физически, ему легко решать все вопросы, он стремится к бурной деятельности. При этом высока вероятность, что собственные возможности переоцениваются. Благодушие — это беспечное и беззаботное эмоциональное состояние с оттенком «полного удовлетворения», без стремления к деятельности. Экстазом называется наивысший уровень «приподнятости» эмоций, экзальтация. При экстазе переживания часто имеют религиозный или мистический оттенок. 
 
Тоска — это переживание с преобладанием грусти, подавленности, безысходности. Внимание фиксировано только на отрицательных событиях, настоящее, прошлое и будущее воспринимаются в мрачных тонах. Тоска, которая сопровождается тягостными для человека ощущениями мучительного сжатия и стеснения за грудиной, носит название «предсердечной», или «витальной». 
 
Тревога характеризуется переживанием внутреннего беспокойства и внутреннего волнения, ожиданием неприятности, предчувствием беды, катастрофы. Чувство тревоги обычно сопровождается стеснением и напряжением «где-то в груди», а также ему часто сопутствуют двигательное беспокойство, «не могу найти себе места», и вегетативные реакции. Тревога может перерасти в панику, при которой больные мечутся или застывают в ужасе, ожидая катастрофу. 
 
Злобно-тоскливое настроение с оттенком тревожности, с выраженной степенью недовольства собой и окружающими называется дисфорией. Она часто сопровождается интенсивными аффективными реакциями гневливости, ярости с агрессией, отчаяния с суицидальными тенденциями. 
Эмоциональная слабость проявляется в лабильности, неустойчивости настроения, изменении его под влиянием незначительных событий. У больных легко могут возникать состояния умиления, сентиментальности с появлением слезливости (слабодушие). 
 
Болезненным психическим бесчувствием называется мучительное переживание «утраты всех человеческих чувств» — любви к близким, сострадания, горя, тоски. 
 
К нарушениям настроения со снижением эмоциональности также относятся такие состояния, как апатия, эмоциональная монотонность, эмоциональное огрубение, эмоциональная   тупость. 
 
Все перечисленные симптомы, свидетельствующие об усилении или снижении эмоциональности, не зависят от того, каковы эти эмоции — положительные или отрицательные

24Нарушения умственной работоспособности.doc

— 63.00 Кб (Открыть, Скачать)

25Патопсихологические синдромы пограничных психических расстройств.doc

— 77.00 Кб (Открыть, Скачать)

25Патопсихологические синдромы при психических заболеваниях.docx

— 0 байт (Скачать)

26Нарушения общения при психических заболеваниях.docx

— 0 байт (Скачать)

26Нарушения речи при психических заболеваниях.doc

— 45.00 Кб (Открыть, Скачать)

27Психологические факторы и механизмы возникновения аномалий эмоционально-личностной сферы.docx

— 0 байт (Скачать)

28Нарушения сознания.doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

2Патопсихология как область психологического знания.doc

— 34.50 Кб (Открыть, Скачать)

3Теоретические проблемы и практические задачи патопсихологии.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

4Понятие психической нормы. Различные представления о норме и критериях её выделения..doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

5Деонтологические аспекты патопсихологии.doc

— 39.00 Кб (Открыть, Скачать)

6Принципы построения патопсихологического исследования.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

7Патология восприятия (клиническая и психологическая феноменология)..doc

— 44.00 Кб (Открыть, Скачать)

8 факторы м механизмы нарушения восприятия.doc

— 41.00 Кб (Открыть, Скачать)

8Психологические факторы и механизмы нарушений восприятия.docx

— 0 байт (Скачать)

9Методики исследования нарушений восприятия.doc

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вопросы для итогового контроля-патопсихология-1.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Патопсихология,_выучи_и_спи_спокойно!!!.rar

— 210.75 Кб (Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Патопсихологии"