Шпаргалка по "Патопсихологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Патопсихологии".

Файлы: 35 файлов

10Психологические подходы к исследованию нарушений восприятия.doc

— 61.00 Кб (Открыть, Скачать)

11Патология памяти (клиническая и психологическая феноменология)..docx

— 0 байт (Скачать)

11патология памяти дружиин.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

12Психологические факторы и механизмы нарушений памяти.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

13Психологические подходы к исследованию нарушений памяти.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

14Методики исследования нарушений памяти.doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

15Патология мышления (клиническая и психологическая феноменология)..doc

— 57.00 Кб (Открыть, Скачать)

16Психологические подходы к исследованию нарушений мышления.doc

— 72.50 Кб (Открыть, Скачать)

17Психологические факторы и механизмы нарушений мышления.doc

— 51.00 Кб (Открыть, Скачать)

18Методики исследования нарушений мышления.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

1927 аномалий эмоционально.doc

— 44.00 Кб (Скачать)

.19 Психологические   факторы   и механизмы   возникновения   аномалий эмоционально-личностной сферы.

Начиная с «когнитивного  переворота» в психологии доминирует такое объяснение человеческих эмоций, которое отводит главное место  при возникновении эмоций и эмоциональных расстройств когнитивным структурам личности и актуальным когнициям. Первые концепции были сформулированы уже в 60-е и 70-е гг. Начиная с этого времени они подвергались многочисленным эмпирическим исследованиям, подтвердившим правомерность этого подхода, и их число значительно увеличилось. И в 90-е гг. вряд ли уже можно ожидать какого-либо принципиально нового развития психологии эмоций, так что ситуация в исследованиях этого направления за последние восемь лет (со времени выхода первого издания нашей книги) мало изменилась.

Описание эмоциональных  расстройств

Эмоции рассматриваются  как сложные паттерны реакций, причем решающее место занимают различные  компоненты субъективного переживания. К таким компонентам относятся: а) аффективные компоненты (эмоциональные компоненты в узком смысле слова); б) когнитивные компоненты (мысли, представления, фантазии и т. п.); в) телесно-перцептивные компоненты (восприятие физиологических изменений и собственного экспрессивного поведения). Расстройства собственно аффективной компоненты характеризуются прежде всего тем, что негативные эмоции возникают чрезмерно часто, интенсивно или продолжительно и/или существует значительный недостаток позитивных эмоций. Эмоции могут возникать неадекватно спонтанно (нерефлективно) и не соответствовать реальности (особенно в случае негативных эмоций и маниакальной эйфории; см. ниже). Дальше будет вкратце описаны типичные картины проявления эмоциональных расстройств. 

Условия возникновения  эмоциональных расстройств: общие  аспекты 

Расстройства эмоциональной  сферы могут возникать по многим причинам, которые можно объединить в три группы условий возникновения: ситуационные условия, личностно обусловленные  условия и внутренние пусковые процессы.

Ситуационные условия

Проксимальные ситуационные условия. Человеческие эмоции могут вызываться внешними, ситуативными событиями или событиями внутреннего характера (например, мыслями и фантазиями). Соответствующие жизненные ситуации, как правило, определяют большую часть потока сознания индивида, т. е. его внутренние, мысленные события. Поскольку они воспринимаются и интерпретируются, ситуационные факторы при проявлении и поддержании эмоциональных расстройств играют основную роль. Эти явления прежде всего анализируются бихевиористскими теориями эмоций и — в последнее время — исследованиями стрессов и жизненных событий (см. Lazarus, 1991а).

Дистальные ситуационные условия — это те внешние условия, которые оказывают влияние на внешние жизненные ситуации и  тем самым (косвенно) на сферу эмоций. К ним причисляют эпохальные, культурные, общественные, экономические и политические общие условия индивидуальных жизненных ситуаций.

Личностно обусловленные  условия

Со стороны самого индивида решающими для возникновения  и поддержания эмоциональных  расстройств являются индивидуальные структуры. Такие структуры вместе с ситуационными условиями лежат в основе возникновения эмоций. Поэтому они зачастую рассматриваются как диспозиции к эмоциональным процессам. В содержательном аспекте аналогично тому, как и в других областях, речь идет о двух типах индивидуальных структур.

Телесные структуры, являющиеся решающими для эмоциональных  расстройств, с одной стороны, заключены  в связанных с эмоциями, индивидуальных и других фенотипических анатомических  структурах. Кроме того, важна еще и лимбическая система, а также все органы, на которых базируется центральная и периферическая активация и нейрогормональный обмен веществ. Нейропсихологические исследования доказывают, что при этом основную роль играет прежде всего миндалевидное ядро (LeDoux, 1995). С другой стороны, речь идет о релевантных для эмоций составных частях генетического аппарата. Относительно интериндивидуальных различий в частоте и интенсивности негативных первичных эмоций (прежде всего тревоги, печали и гнева) сегодня известно, что они в определенной степени восходят к генетическим индивидуальным различиям (см. Fulker, 1981).

Когнитивные структуры  состоят из содержаний памяти индивида. Они лежат в основе интерпретации  ситуационных событий и текущего потока сознания. На некоторых из таких структур мы ниже остановимся более подробно.

Эмоциональные расстройства зачастую теснее связаны с основными  личностными условиями, чем с  внешними ситуациями: ситуаций можно избежать или изменить их; тело и содержание памяти индивида остаются неизменными. Поскольку все начинается не с объективно негативных ситуационных условий (как, например, безработицы, бедности и т. п.), то терапевтические мероприятия должны быть направлены в первую очередь на изменение ответственных за соответствующие расстройства личностных структур.

Внутренние пусковые процессы и поведение

Ситуационные события  могут действовать на эмоции, только будучи воспринятыми, и содержание памяти или другие структуры личности тогда имеют влияние, когда они активированы. Таким образом, в качестве прямых каузальных условий возникновения эмоций рассматриваются внутренние процессы, непосредственно лежащие в основе формирования эмоций.

Соматические процессы. Эмоции тесно связаны с нейрогормональным состоянием. Правда, до сих пор не ясно, рассматривать ли, и если да, то при каких условиях, процессы обмена веществ в головном мозге как пусковые факторы, условия, модулирующие факторы или как последствия эмоций. Напротив, относительно периферических физиологических процессов (особенно периферической активации) и двигательных процессов выражения эмоций с помощью мимики и движений тела можно предположить, что они скорее являются следствием, а не пусковым фактором (Reisenzein, 1983).

Восприятие и когниции. Когнитивные процессы в настоящее  время рассматриваются как основные при возникновении эмоций и их расстройств. Поэтому необходимо особенно подробно остановиться на перцептивных и когнитивных условиях (см. раздел 2.3).

Другие эмоции. Предшествующее настроение выполняет модулирующую функцию при возникновении актуальных эмоций (см. Pekrun, 1988). Так, обращает на себя внимание тот факт, что позитивные эмоции, с одной стороны, и негативные эмоции, с другой, в норме не способны «уживаться» друг с другом. Из этого следует, что если человек находится в позитивном настроении и расслаблен, то это препятствует возникновению тревоги или гнева.

Мотивация и поведение. Мотивация может сопровождаться надеждой достичь некоторой цели и опасением не добиться желаемого. Поэтому конфликт между различными мотивационными тенденциями зачастую связан с эмоциональными конфликтами (конфликтами между опасениями и надеждой). Поведение может напрямую вызывать эмоции, которые связаны с соответствующей деятельностью (так, например, физическая деятельность может вызвать как отвращение, так и удовольствие). Более того, поведение и его последствия могут повлечь за собой эмоции, если они оцениваются субъективно.

При этом дисфункциональная  мотивация (например, недостаток мотивации) и дисфункциональное поведение могут вызвать негативные поведенческие последствия (например, неудачный исход дела) или отсутствие позитивных последствий (например, дефицит социального признания). В первом случае возникают негативные эмоции, во втором — отсутствие эмоций позитивных.

Роль поведения  и его последствий при возникновении  эмоциональных расстройств подчеркивается в теории депрессии Левинсона, основанной на отсутствии подкрепления (Lewinsohns Verstärkerverlust-Theorie der Depression). В этой теории постулируется, что психически обусловленная депрессия объясняется в первую очередь недостатком подкрепления, т. е. позитивных жизненных событий. При этом недостаток подкрепления рассматривается как следствие поведенческих дефицитов (Lewinsohn, 1974).

Перцептивные и  когнитивные условия возникновения  эмоциональных расстройств

В подглаве 2.1 было введено  разделение на две группы перцептивно-когнитивных  условий возникновения эмоций: индивидуальные когнитивные структуры (содержания памяти) и текущие перцептивные и когнитивные процессы. Сферы структур и процессов должны быть отнесены в зависимости от обстоятельств к одной из этих категорий (или к обеим). При этом речь идет о а) процессах восприятия, б) процессах когнитивной переработки информации, в) Я-концепции, г) уже существующей и актуальной каузальной атрибуции, д) уже существующих и актуальных ожиданиях и значимости и е) защитных механизмах и вытесненных содержаниях памяти.

Существующие когнитивные  структуры необходимо рассматривать как диспозиции, которые могут быть активированы текущими ситуативными стрессорами. Поскольку самого эмоционального расстройства еще нет, то в таком случае речь идет прежде всего о факторах индивидуальной эмоциональной уязвимости. За последние двадцать лет сформировались теоретические концепции, подчеркивающие взаимодействие когнитивных структур и ситуативных стрессоров при возникновении эмоциональных расстройств (так называемая диатез-стресс-модель; см. Abramson, Metalsky & Alloy, 1989; Lazarus, 1991a; Metalsky, Joiner, Hardin & Abramson, 1993; Pekrun, 1988, 1992a).

19Аномалии эмоционально-личностной сферы (клиническая и психологическая феноменология)..docx

— 0 байт (Скачать)

1Предмет и задачи патопсихологии.doc

— 41.50 Кб (Открыть, Скачать)

20Особенности мотивационно-потребностной сферы пациентов с различными формами душевных расстройств..docx

— 0 байт (Скачать)

21Патопсихологические методы исследования личности..doc

— 45.50 Кб (Открыть, Скачать)

22Особенности самосознания пациентов с различными формами душевных расстройств.doc

— 66.00 Кб (Открыть, Скачать)

23Нарушения эмоциональной сферы при психических заболеваниях.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

24Нарушения умственной работоспособности.doc

— 63.00 Кб (Открыть, Скачать)

25Патопсихологические синдромы пограничных психических расстройств.doc

— 77.00 Кб (Открыть, Скачать)

25Патопсихологические синдромы при психических заболеваниях.docx

— 0 байт (Скачать)

26Нарушения общения при психических заболеваниях.docx

— 0 байт (Скачать)

26Нарушения речи при психических заболеваниях.doc

— 45.00 Кб (Открыть, Скачать)

27Психологические факторы и механизмы возникновения аномалий эмоционально-личностной сферы.docx

— 0 байт (Скачать)

28Нарушения сознания.doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

2Патопсихология как область психологического знания.doc

— 34.50 Кб (Открыть, Скачать)

3Теоретические проблемы и практические задачи патопсихологии.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

4Понятие психической нормы. Различные представления о норме и критериях её выделения..doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

5Деонтологические аспекты патопсихологии.doc

— 39.00 Кб (Открыть, Скачать)

6Принципы построения патопсихологического исследования.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

7Патология восприятия (клиническая и психологическая феноменология)..doc

— 44.00 Кб (Открыть, Скачать)

8 факторы м механизмы нарушения восприятия.doc

— 41.00 Кб (Открыть, Скачать)

8Психологические факторы и механизмы нарушений восприятия.docx

— 0 байт (Скачать)

9Методики исследования нарушений восприятия.doc

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вопросы для итогового контроля-патопсихология-1.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Патопсихология,_выучи_и_спи_спокойно!!!.rar

— 210.75 Кб (Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Патопсихологии"