Шпаргалка по "Патопсихологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Патопсихологии".

Файлы: 35 файлов

10Психологические подходы к исследованию нарушений восприятия.doc

— 61.00 Кб (Открыть, Скачать)

11Патология памяти (клиническая и психологическая феноменология)..docx

— 0 байт (Скачать)

11патология памяти дружиин.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

12Психологические факторы и механизмы нарушений памяти.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

13Психологические подходы к исследованию нарушений памяти.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

14Методики исследования нарушений памяти.doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

15Патология мышления (клиническая и психологическая феноменология)..doc

— 57.00 Кб (Открыть, Скачать)

16Психологические подходы к исследованию нарушений мышления.doc

— 72.50 Кб (Открыть, Скачать)

17Психологические факторы и механизмы нарушений мышления.doc

— 51.00 Кб (Открыть, Скачать)

18Методики исследования нарушений мышления.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

1927 аномалий эмоционально.doc

— 44.00 Кб (Открыть, Скачать)

19Аномалии эмоционально-личностной сферы (клиническая и психологическая феноменология)..docx

— 0 байт (Скачать)

1Предмет и задачи патопсихологии.doc

— 41.50 Кб (Открыть, Скачать)

20Особенности мотивационно-потребностной сферы пациентов с различными формами душевных расстройств..docx

— 0 байт (Скачать)

21Патопсихологические методы исследования личности..doc

— 45.50 Кб (Открыть, Скачать)

22Особенности самосознания пациентов с различными формами душевных расстройств.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

Особенности самосознания при  некоторых психических  заболеваниях.

Особенности самосознания больных  неврозом (истерия, неврастения)

Клинические проявления истерического невроза , его происхождение и динамика в процессе лечения тесно связаны  со структурой "Я" больного, с особенностями преморбидной личности. Ее характеризуют : эгоцентризм, завышенная самооценка, впечатлительность, повышенная самовнушаемость, страх перед возможной болезнью, склонность к эмоциональным оценкам окружающего мира и своего места в нем, сниженная способность к самоанализу, не способность улавливать тонкий эмоциональный подтекст и неумение разбираться в душевных качествах других людей.

Представление о психической болезни складывается у истериков исходя из внешних  ярких признаков. Психически больной, по их мнению, человек раздражительный, крикливый, плаксивый, склонный к дракам.

Себя психически больными не считают. Настаивают на наличии  у них соматической болезни. Но быстро научаются: делают соответствующие  выводы из отсутствия диагноза врачей соматического профиля и факта нахождения в отделении неврозов и общения с другими больными. Начинают считать свою болезнь нервной, но все же отрицают, что она психическая (что видимо связано с их бытовым представлении о сумасшествии). Такая оценка собственной болезни, основанная на научении , лишена внутренней убежденности. Это обусловливает двойственность высказываний: "Болезнь у меня нервная, но надо лечить сердце..."

Самооценка: завышают умственное развитие: причем, чем ниже интеллект, тем выше самооценка. Характер оценивают как хороший, завышают показатели внешней привлекательности, общительности, социальной значимости, считают себя хорошо адаптированными.

Неадекватно заниженными оказываются показатели физического здоровья, счастья, памяти.

Больные без труда узнают свою болезнь в воображаемом двойнике. Оценивают ее как нервную и соматическую.

При прочтении  описания болезни в руководстве  по психиатрии, все переносят на себя ("Все как у меня. Точь - в - точь..."), при этом игнорируются всякие различия, даже довольно существенные. Считают, что их заболевание еще тяжелее, чем описано в книге.

При обследовании по методике конкретного двойника, больные постоянно отвлекались, встревали со своими замечаниями, старались  привлечь внимание врача к себе. Различий в характере болезни не усматривали: ("Все одинаково. Но у меня тяжелее...")

В процессе лечения по мере того, как нормализовался сон, интенсивность сенестопатических  болей снижалась, настроение больных  улучшалось. Больные начинали более  адекватно оценивать память и физическое здоровье, но тем не менее были убеждены, что до полного выздоровления еще далеко.

Перед выпиской почти у всех больных состояние  резко ухудшается. Это находит  свое объяснение в механизме "бегства  в болезнь".

Таким образом, из этих данных можно сделать вывод о том, что в самосознании истерика болезнь имеет особую ценность. Они постоянно бравируют болезнью, преувеличивая в своем состоянии болезненные симптомы. Очень любят говорить о своей болезни, часто только о ней и говорят. Болезнь становится способом привлечения к себе внимания (что является основной целью инфантильного , эгоцентрического "Я" истерика), является способом внутреннего оправдания несоответствия "идеального Я" (сильно завышенного) и реального Я, а также способом "бегства" от фрустрирующих жизненных событий.

Преморбидная  личность больных неврастенией характеризовалась  общительностью, склонностью к рациональной оценке окружающего мира и своей  личности, склонностью к самоанализу, способностью к сопереживанию, умение разбираться в особенностях других людей.

Неврастеники  оценивали свою болезнь как нервно-психическую, но настаивали на том, что они больны и соматически.

Общее представление  о психически больном , в отличие  от такового у истерических больных, было сложным и остаточно дифференцированным.

В отличие  от истерических больных, правильно  оценивали свой рост и вес, а в  хорошем настроении и память и  все физические данные. Тем не менее  в самооценке существуют парадоксы. К примеру, низко оценивая свою активность и социальную адаптацию больные при этом сильно завышали свою значимость и полезность для общества.

Считали, что  воображаемый двойник болен неврозом, но ему рекомендовалось полечиться у врачей соматического профиля  и отдохнуть. Обобщенный двойник: считали, что заболевание нервно-психическое, лечить надо у психиатра. Больные были способны находить в описании болезни общее и различное со своим состоянием.

При обследовании по методике конкретного двойника, в отличие от истериков, слушали  с большим вниманием. Правильно  оценивали сходное и различное, тяжесть заболевания (критерием для этого служило настроение свое и двойника).

Т.о. можно  сделать вывод о том, что неврастеники обнаруживают способность к легкому  переносу знания об окружающих на самих  себя. Причем этот перенос включает рационально-логические компоненты самосознания. Это обусловливает достаточно адекватный образ физического и психического "Я".

Сравнительный анализ особенностей самосознания больных  шизофренией с неврозоподобными состояниями и больных неврозами.

Известно, что отличительной особенностью самосознания шизофреника является отсутствие критического отношения к болезни, но при этом у больных, например, вялотекущей шизофренией может быть повышенная рефлексия, обостренное осознание своей болезни. Таким образом, критерий критики не может являться решающим в постановке дифференциального диагноза, к тому же надо учесть еще и тот факт, что у больных неврозом критика к болезни так же может быть грубо нарушена.

Рассмотрим  некоторые особенности самосознания больных шизофренией с неврозоподобной симптоматикой и больных неврозами

Особенности самосознания и поведения 
Больных шизофренией с неврозоподобными проявлениями
Особенности самосознания и поведения больных неврозами
В случае обсессивно-фобического  синдрома:  
Ритуальные действия постепенно становятся все более разнообразными (увеличивается ассортимент), по мере развития болезни ритуальные действия становятся все более непонятными по смыслу (пр. ложатся спать в мокрой одежде, чтобы не заболеть раком) Характерно ограниченное число ритуалов. Ритуалы психологически понятны (обычно позаимствованы из широко известных в народе суеверий)
Больные мало обеспокоены тем, какое впечатление  их ритуалы производят на окружающих, скрывают только наиболее нелепые навязчивые действия Больным очень важно, как реагируют окружающие на их ритуалы, стараются скрывать многие из них.
Считают свои навязчивости проявлением характера  или фантазии Подчеркивают чуждый личности характер симптомов, но в период усиления страхов критика утрачивается
При сенестопатически-ипохондрическом  варианте:  
На начальных  этапах развития болезни проявляют  большую активность в обследовании у врачей интернистов, но по мере прогрессирования болезни перестают обращаться к  врачу. Проявляют постоянную активность в обследовании у врачей соматического профиля. Чем сильнее симптомы, тем чаще обращаются.
Сенестопатические боли отличаются большей вычурностью, чем у невротиков и по своему характеру  больше тяготеют к псевдогаллюцинациям (пр. "будто в голове рычаги переключаются; жгущий стержень от сердца к плечу и т.д.") 
Не наблюдается жесткой привязанности болей к той или иной жизненной ситуации.
Сенестопатические боли приближаются по своему характеру  к соматическим. "Выбор" того или  иного характера сенестопатических  болей психологически понятен: в основном начинают "болеть" той болезнью, которая произвела наибольшее впечатление в детстве (пр. от которой умерли родственники, о которой прочитали в книге и были сильно эмоционально задеты) 
Состояние больных ухудшается именно в определенных ситуациях (которые пациент "расценивает" как психотравмирующие)
Оценивают себя противоречиво отрицают у себя болезнь, но легко соглашаются на госпитализацию. "Двойника" считают  психически больным, а себя здоровым и наоборот. Настаивает на лечении  у врачей-соматиков, но постепенно, по мере проявления положительного эффекта  психотерапии, начинают признавать, что  больны неврозом. Двойнику рекомендуют  обратиться к психотерапевту.
Характерно  формирование собственной концепции  болезни (чаще всего - бредового содержания), разработка собственной системы лечения (пр. особым образом раскладывать постель перед сном, класть подушку на грудь и т.д.). 
Предписания врача игнорируются.
Очень внимательно  относятся к диагнозу, поставленному  им врачом. Четко выполняют все лечебные назначения на всем течении заболевания.
Свои патологические ощущения больные описывают неадекватно: вяло , монотонно, нередко с улыбкой, часто могут упустить описание самых  опасных с его точки зрения переживаний (пр. "Кстати, вчера сердце остановилось, чуть не умер...") Впечатление на врача произвести не пытаются.  
В самосознании болезненным переживаниям уделено большое значение. Больные  улавливают малейшее изменение своего состояния и тут же сообщают врачу. Рассказывают о своих симптомах с большой эмоциональной вовлеченностью, стремясь "поразить" врача глубиной своих страданий (т.е. стремятся вовлечь врача в собственные эмоциональные переживания. Важна обратная связь, стремятся произвести впечатление)
Сохранен  рационально-логический компонент самосознания, поэтому могут хорошо справляться с анализом текста про болезнь (методика обобщенного двойника) и грубо нарушен эмоциональный компонент: не способны подмечать и правильно оценивать мимику, скрытый эмоциональный подтекст, поэтому не "справляются" с оценкой себя и другого человека по методике конкретного двойника (т.е. в процессе непосредственного общения) Сохранен рационально-логический компонент самосознания; в зависимости  от вида невроза в разной степени  может страдать эмоционально-конкретный компонент, но в целом гораздо больше, чем шизофреники способны к анализу эмоционального мира другого человека, больше выражена мотивация к этому.
Болезнь оценивают  фрагментарно (отдельные симптомы) Болезнь оценивают  более целостно.

Особенности самосознания у больных  психопатиями.

Больными  себя не считают . Свой характер оценивают  как плохой (раздражительный, вспыльчивый). Достаточно адекватно оценивают  физические данные, а так же ум, память, внимание. Некоторые показатели слегка завышены (пр. общительность, настроение) Психическое здоровье оценивают на 3 балла. (из 5-ти), объясняя это тем, что они грубые, несдержанные, конфликтные, легко теряются, не могут за себя постоять. Параметры "идеального Я" значительно превосходят таковые у "реального Я" (т.е. можно диагностировать достаточно высокий уровень притязаний, хотя мало кто из обследованных действительно прилагал какие -либо усилия для достижения своего идеала)

В "двойниках" себя узнают. Больными их не оценивают. Нарушения поведения у двойника связывали с неправильными действиями педагогов и воспитателей, а так же родителей.

Само применение исследовательских методик расценивали  как воспитательную работу с ними.

В целом  в поведении психопатов явно просматривались  две тенденции: либо бравирование своим плохим поведением, либо, наоборот, желание выставить себя в лучшем свете.

Т.о. в целом, можно говорить о незрелости самооценок (недостаток морально-этических установок  и тенденция обвинять других в  сложившейся ситуации). Наиболее незрелым оказывался абстрактно-логический компонент самосознания. Характерен однобокий эмоционально кататимный характер мышления, определяющий их тенденцию, к психологической защите - переносу фактов своего отклоняющегося поведения на окружающих людей, в чем больные находили причину аномальных свойств собственной личности. 
Особенно глубокие нарушения способности к адекватному осознанию себя, отношений между людьми обнаруживали больные с паронояльной формой психопатии.

С эмоциональной  охваченностью больные отстаивают правомерность своих поступков, категорически отрицают факты своего аномального поведения. Наблюдается значительная переоценка своих физических и интеллектуальных возможностей, своей значимости в системе общественных отношений.

В результате проведенной с ними психотерапии, несмотря на то, что появились видимые изменения в поведении, больные их не замечали или объясняли их тем, что "много думали" на эту тему и никак не связывали с проводимым лечением. Наблюдается явление "расслоения самосознания": больные могут оценивать наиболее отклоняющиеся элементы своей психической деятельности как ненормальные, но в целом продолжают убежденно оценивать свою психику как здоровую. Свое поведение так же объясняют влиянием социума, психотравмирующих ситуаций.

Других больных оценивают как здоровых людей, но имеющих недостатки в характере. Психически больной по их мнению, человек вспыльчивый с галлюцинациями, но при этом бредовые идеи, даже самые нелепые, не расценивают как патологию: "Раз говорит так, значит ему это нужно", "Болтает ерунду по глупости..."

При обследовании по методике воображаемого двойника, даже при наличии формальной критики  к болезни, расценивали бредовые идеи как житейские заблуждения. Считали, что "двойника" надо переубедить, предостеречь от совершения социально опасных поступков.

Таким образом, характерна неспособность к адекватным оценкам межперсональных отношений, результатом чего является глубокое нарушение критического отношения  к процессам в сфере собственной  психической деятельности, результатом  чего допущение любых маловероятных событий и явлений (вплоть до существования марсиан). Это в конечном итоге свидетельствует о незрелости самосознания. Фактами, определяющими эту незрелость, являются отклонения в эмоциональной сфере (неспособность к эмоциональному вчувствованию, наличие патологических аффектов), а так же незрелость мышления.

Сравнительный анализ нарушений самосознания при  психопатиях и шизофрении с психопатоподобными проявлениями.

Особенности самосознания больных шизофренией Особенности самосознания психопатов
Оценки "идеального Я" практически не отличаются от оценок реального. Это  свидетельствует о низком уровне притязаний - источника развития личности. Характерно наличие  существенных расхождений между "Я  идеальным" и "Я реальным".
Самооценка не адекватна: все физические качества оценивают на среднем уровне, психические - завышают. Несмотря на грубые нарушения поведения и нарушение контактов с окружающими, больные довольны своим характером, считают себя общительными, свою ситуацию оценивают как благополучную. Амбивалентные самооценки (пр. "Те, с кем я общаюсь - плохие, я - хорошая, но общаться мне надо именно с ними.") Самооценка в  целом адекватна, хотя может существовать тенденция к завышению оценок социально одобряемых качеств (это  носит явно компенсаторный характер). Критика к изменениям в поведении присутствует (считают свой характер "плохим").
При исследовании по методике "двойника" болезнь  не видят. Себя с двойником вообще не соотносят. В случае прямого вопроса  о том, есть ли общее, больные давали либо отказные ответы (отказывались отвечать на вопросы), либо делали акцент на различиях в своем состоянии и состоянии двойника (причем в качестве различного употреблялись незначительные, второстепенные признаки) В двойнике способны отмечать отдельные болезненные симптомы. Узнают себя в двойнике.
Дефект  самосознания более выражен в  эмоционально-чувственной сфере. Дефект более  очевиден в абстрактно-логической сфере  самосознания.

23Нарушения эмоциональной сферы при психических заболеваниях.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

24Нарушения умственной работоспособности.doc

— 63.00 Кб (Открыть, Скачать)

25Патопсихологические синдромы пограничных психических расстройств.doc

— 77.00 Кб (Открыть, Скачать)

25Патопсихологические синдромы при психических заболеваниях.docx

— 0 байт (Скачать)

26Нарушения общения при психических заболеваниях.docx

— 0 байт (Скачать)

26Нарушения речи при психических заболеваниях.doc

— 45.00 Кб (Открыть, Скачать)

27Психологические факторы и механизмы возникновения аномалий эмоционально-личностной сферы.docx

— 0 байт (Скачать)

28Нарушения сознания.doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

2Патопсихология как область психологического знания.doc

— 34.50 Кб (Открыть, Скачать)

3Теоретические проблемы и практические задачи патопсихологии.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

4Понятие психической нормы. Различные представления о норме и критериях её выделения..doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

5Деонтологические аспекты патопсихологии.doc

— 39.00 Кб (Открыть, Скачать)

6Принципы построения патопсихологического исследования.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

7Патология восприятия (клиническая и психологическая феноменология)..doc

— 44.00 Кб (Открыть, Скачать)

8 факторы м механизмы нарушения восприятия.doc

— 41.00 Кб (Открыть, Скачать)

8Психологические факторы и механизмы нарушений восприятия.docx

— 0 байт (Скачать)

9Методики исследования нарушений восприятия.doc

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вопросы для итогового контроля-патопсихология-1.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Патопсихология,_выучи_и_спи_спокойно!!!.rar

— 210.75 Кб (Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Патопсихологии"