Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Патопсихологии".
Испытуемые
Выборку настоящего исследования составили 140 человек (93 мужчины и 47 женщин) с психиатрическими диагнозами, соответствующими кодам МКБ-10 (F20.0; F20.6; F25; F21) – параноидной (58 человек), простой (37) шизофрении, шизоаффективного расстройства (23) и шизотипического расстройства личности (25). Среди них были пациенты в возрасте от 18 до 68 лет (М = 34,69 лет), со средним образовательным статусом 13,7 лет; в разных фазах течения процесса – полной (14,5 %) и неполной (48,2%) ремиссии, обострении (22,7%) и хроническом состоянии болезни (29,1%); с разной длительностью заболевания – от месяца до 46 лет (М = 10,5 лет).
Методики исследования нарушений мышления
Всего было
использовано 8 широко известных методик
исследования мышления как вербального,
так и смешанного (вербально-невербального)
характера. Среди них «Исключение лишнего
слова», «Запоминание на слух и понимание
рассказа "Галка и Голуби"» [Блейхер,
1976]; «Существенные признаки», «Соотнесение
пословиц и фраз», «Исключение предметов»,
«Классификация предметов» [Рубинштейн,
1978]; тест «Цветоструктурирование»[
Система оценивания нарушений мышления
Для номинации
и количественной оценки нарушений
мышления была разработана специальная
система оценивания. В нее вошли нарушения
с наименьшими разночтениями в понимании,
описаниях и дефинициях, представленные
в наиболее авторитетных литературных
источниках [Крепелин, 1910; Блейлер, 1920;
Перельман, 1957; Случевский, 1975; Блейхер,
1983; Зейгарник, 1986; Рубинштейн, 1986; Болдырева,
1974; Поляков, 1974; Херсонский, 2000 и др.; Rapaport,
1968; Holt, 1970; Johnston, Holzman, 1979; Harrow, Quinlan, 1985;
Andreasen, 1986; Chaika, 1990;
Exner, 1993; Chen et al., 1996; Kleiger, 1999; Liddle et al., 2002;
McKenna, Oh, 2005; etc.].
Для системы оценивания были отобраны
34 параметра, которые гипотетически могли
отражать структурную патологию мышления
и чаще всего встречались в патопсихологической
практике автора. Многие из выбранных
определений патофеноменов мышления получили
авторскую редакцию с позиций структурно-информационного
анализа с целью повысить объективность
их содержательной оценки [Чередникова,
2010а]. Разработанная система оценивания
нарушений мышления применялась при использовании
всех 8 методик мышления. Формат статьи
позволяет привести лишь краткие определения
32 параметров этой системы в примечании
III к табл. A (см. Приложение). Дополнительные пояснения
будут даны в ходе обсуждения результатов
факторного анализа.
Все виды нарушений мышления имели метрическую
оценку по дихотомической шкале (1 балл
– есть нарушение, 0 – нет нарушения). Параметрический
индекс каждого вида нарушений суммировал
все случаи появления данной переменной
в материалах любого набора (8 или двух)
методик мышления. В смешанных случаях
– при появлении разных переменных в сочетании
друг с другом – каждый вид нарушений
оценивался отдельно. Надежность измерений
по этой методике была подтверждена наличием
достоверных (от p < ,05 до p < ,01) межэкспертных
корреляций (со значениями интеркорреляций
r-Пирсона в диапазоне от ,426 до ,992) по большинству
параметров (от 17 до 29), оцениваемых тремя
независимыми экспертами.