Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:43, курсовая работа
Цель исследования – определить влияние занятий ручным трудов на развитие творческих способностей у учащихся младших классов с нарушением интеллекта на занятиях по ручному труду.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ…………... 7
1.1 История возникновения кружковой работы ………………………………7
1.2 Понятие творческих способностей и подходы к их развитию в психолого-педагогической литературе……………………………………………………10
1.3 Кружковая работа как внеурочная форма развития творческих способностей учащихся с нарушением интеллекта………………………….15
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В КРУЖКЕ «ОРИЛАНДИЯ».. ……..26
2.1 Описание работы кружка «Ориландия»………………………………..…26
2.2. Диагностика творческих способностей 30
2.3. Методические рекомендации по проведению кружка «Ориландия»……34
Заключение 36
Список литературы……………………………………………………………38
Приложения …………………………………………………………...............41
Дети в любом возрасте любят работать с бумагой, творить из нее свои маленькие шедевры, и одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия оригами. Оригами – древнее японское искусство складывания бумаги.
Работа с бумагой детям интересна, доставляет им огромное наслаждение.
Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это чудо! В одном листке бумаги скрыты многие образы и предметы: кораблик, самолетик, домик, шапка, причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. А из простого модуля можно сложить красивые шары, героев любимых мультфильмов, роскошные цветы, животных, птиц и даже машины, корабли и зàмки.
Кроме того, занятия оригами несут в себе огромный коррекционный потенциал. Какие же навыки и способности развивает оригами у детей с проблемами умственного и физического развития?
-
Развивает у детей
- Способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
-
Стимулирует развитие памяти, так
как ребенок, чтобы изготовить
поделку, должен запомнить
-
Активизирует мыслительные процессы.
В процессе конструирования
у ребенка возникает
-
Совершенствует трудовые
- Имеет огромное значение для развития конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса;
- Составление тематических композиций способствует развитию композиционных навыков;
- Использование такого приема, как отчет о сделанном, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной картам и по схеме способствует развитию речи, становлению навыков планирования своей работы, умения последовательно ее выполнять.
Занятия оригами с точки зрения психологии носят характер эмоционально-разгрузочных, но в то же время стимулируют интеллектуальное и эстетическое развитие учащихся.
Сверх того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, если учитывать психологические особенности детей с нарушением интеллекта.
При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели, что особенно актуально в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии интеллекта. Модульное оригами (складывание фигур из различных модулей), и особенно создание тематических композиций, требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников группового действия должен выполнить один или несколько элементов будущей поделки. При этом его модули должны быть такими же аккуратными, как и те, которые выполнены другими членами группы.
Если один из членов группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, поделка выполнена быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается и на других уровнях общения в группе. Таким образом, складывание оригинальной поделки-игрушки становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия детей в работе, их взаимодействии и его правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. А кому-то придется быть в роли статистов. Таким образом, занятия оригами позволяют удовлетворить потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности. [17 с.203]
Еще одним аргументом в пользу и значимости занятий оригами служит то факт, что единственный рабочий материал в оригами – бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям. А возможность применения для складывания бумаги любого качества позволяет заниматься оригами всем, вне зависимости от их социального положения, возраста, образования.
Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, кто испытывает трудности в общении с окружающими, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Оригами – модульное оригами в частности – идеальная дидактическая игра, своего рода конструктор, способствующий развитию фантазии и изобретательности, логики и пространственного мышления, воображения и интеллекта.
Помимо развития коммуникабельности, такая деятельность способствует воспитанию эстетических чувств, что не менее важно в работе с умственно отсталыми детьми.
И последний аргумент в пользу занятий модульным оригами – его относительно недавнее появление и распространение в России, а значит, его новизна и необычность. А то, что ново, не познано, необычно, то детям особенно интересно.
Нужно отметить, что занятия модульным оригами будут не столь
интересными, если их не совмещать с другими техниками – классическим оригами, аппликацией, бумагопластикой и им подобными. Ведь мало сделать поделку, надо ее еще и оформить, дополнить мелкими, на первый взгляд, но такими необходимыми деталями.
Нужно отметить, что занятия модульным оригами будут не столь интересными, если их не совмещать с другими техниками – классическим оригами, аппликацией, бумагопластикой и им подобными. Ведь мало сделать поделку, надо ее еще и оформить, дополнить мелкими, на первый взгляд, но такими необходимыми деталями.
Для достижения главной цели необходимо применять следующие технологии:
1. «На все руки мастер».
Эта технология – игровой
Сначала, для разминки, тренировки творческого мышления и для привыкания к заданию детям предлагается составить словесный план предстоящей работы.
Выпавший ребенку случайным образом набор материалов он комбинирует мысленно. Свой проект он либо описывает словами, либо рисует. Когда дети готовы к практической работе, они комбинируют выпавшие им материалы для изготовления изделий.
2. «Наблюдение».
Выполнение следующих заданий развивает у детей наблюдательность, способность анализировать, приучает их к самостоятельному восприятию заданий и планированию своих действий: - Прочти схему, объясни порядок работы по ней, найди черты сходства и различия между предлагаемой схемой и теми поделками, которые ты уже собирал;
- Выдели и назови способы расположения модулей, их соединения, используемые при создании изделия;
- Выдели части целого, определи их количество;
- По фотоснимку поделки попробуй определить, как ее собирать, как расположить модули в основании поделки, определи основное расположение модулей и то, какие модули тебе понадобятся;
- Объясни схему;
- Сравни выкройку с готовым изделием;
-
Освой по рисункам новый
- Найди дома заданный объект, рассмотри его и используй его в новой технологии.
При такой работе воспитанники учатся не только анализировать, но и видеть другие пути выполнения поделки, способы ее видоизменения, способы выполнения другой поделки на основе данной. Детям приходится призывать на помощь ранее полученный ими опыт соединения деталей и их сборки. В итоге работы получаются у всех разные и интересные.
Как показывает практика, результат детям нужен «здесь и сейчас», а в модульном оригами достичь результата за одно занятие практически невозможно.
Как поступить, чтобы интерес детей к работе не угас, а желание доделать ее не пропало? В этом случае ребятам даются домашнее задание – подумать над окончательной отделкой поделки, ее оформлением, выполнить зарисовки, наброски.
Найти информацию в библиотеке об объекте работы. Например, собирая тюльпаны и нарциссы из треугольных модулей, одуванчиков – из модулей, выполненных в виде конусов в технике квиллинг, подснежников – из модулей «трилистник», детям надо было найти легенды об этих цветах, сказки, узнать, какие обряды с нимивиде конусов в технике квиллинг, подснежников – из модулей «трилистник», детям надо было найти легенды об этих цветах, сказки, узнать, какие обряды с ними связаны. На следующем занятии ребятишки с удовольствием пересказали эти легенды и сказки товарищам и с упоением принялись доделывать свои поделки
3. «Открытие».
Одним из важнейших моментов в творческой работе ребенка предоставление ему возможности самому открыть новый для него технологический прием, новое использование модуля.
4. «Творчество».
Способность к выполнению творческих заданий, с одной стороны, определяется уровнем креативности детей; с другой стороны, постоянное и систематическое выполнение заданий различной степени сложности способствует повышению этого уровня:
- Придумай свой узор для крыльев бабочки, новую конструкцию, модель, композицию, которые можно выполнить из данных модулей;
- Дай обобщающее название серии изделий;
- Придумай, как использовать остатки модулей;
- Выполни серию изделий для сказки, стихотворения;
-
Создай новый образ,
-
Изготовь изделие по
- Выполни то же изображение, но из других модулей;
-
Найди объекты, которые
больше всего подходят для
изображения этим способом.
Продумывая план своих занятий, необходимо использовать технологию дифференцированного обучения, так как дети усваивают технику оригами каждый в разном темпе. Дети разделены на подгруппы по уровню развития навыков складывания фигурок оригами. Для каждой подгруппы, по мере усвоения техники сборки разных модулей, фигур оригами, определяется дальнейшая работа. Есть дети, которые долго не могут научиться собирать объемные фигуры из треугольных модулей. Для них я составляю схемы сборки плоских фигур.
На первый взгляд, техника модульного оригами не оставляет пространства для фантазии и творчества. В самом деле: есть модуль, есть схема, остается только собрать поделку. Однако, занимаясь с детьми в данной технике, можно и нужно работать над развитием творческого воображения.
Существенную помощь может оказать правильный выбор мотивационной идеи занятия. Вот некоторые из таких идей:
1. Дополнительная информация об изготавливаемом объекте.