Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:43, курсовая работа
Цель исследования – определить влияние занятий ручным трудов на развитие творческих способностей у учащихся младших классов с нарушением интеллекта на занятиях по ручному труду.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ…………... 7
1.1 История возникновения кружковой работы ………………………………7
1.2 Понятие творческих способностей и подходы к их развитию в психолого-педагогической литературе……………………………………………………10
1.3 Кружковая работа как внеурочная форма развития творческих способностей учащихся с нарушением интеллекта………………………….15
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В КРУЖКЕ «ОРИЛАНДИЯ».. ……..26
2.1 Описание работы кружка «Ориландия»………………………………..…26
2.2. Диагностика творческих способностей 30
2.3. Методические рекомендации по проведению кружка «Ориландия»……34
Заключение 36
Список литературы……………………………………………………………38
Приложения …………………………………………………………...............41
В качестве критериев были выбраны следующие:
1 .логичность
2. способность к саморазвитию
3.творческий потенциал.
Критерий “саморазвитие” на основе трех уровней: активное развитие, отсутствие сложившейся системы саморазвития и остановившееся развитие. Критерий "творческий потенциал" на основе трех уровней: творческий потенциал значителен, нормальный творческий потенциал и невеликий творческий потенциал.
Вопросы определяют границы любознательности; веру в себя; постоянство;
амбициозность; "слуховую" память; "зрительную" память; стремление быть, независимым;
способность абстрагироваться; степень сосредоточенности.
Эти способности и составляют основу творческого потенциала.
В основном внимание уделяется логическим методам решения творческих задач. Вместе с тем, эвристическим (интуитивным) отводится незначительное место. Если все известные методы решения творческих задач разделить по признаку доминирования логических или, наоборот, эвристических процедур и соответствующих им правил деятельности, то можно выделить две большие группы методов:
Логические методы, в которых преобладают логические правила анализа, сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т.д.;
Эвристические методы решения творческих задач. При этом метод представляется в виде системы правил, то есть описания того, как нужно действовать и что нужно делать в процессе решения задач. Эвристические методы решения творческих задач - это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятные стратегии и тактики деятельности решающего, стимулирующие его интуитивное мышление в процессе обучения, генерирование новых идей и, на этой основе, существенно повышающие эффективность решения творческих задач.
На основе этих методов нами были апробированы следующие тесты: Тест "Логичность " (по методике В.Л.Марищука). Цель: выявить способность ребенка мыслить логически. Детям читались задания с двумя связанными между собой категорическими суждениями и вывод - умозаключение (силлогизм). Умозаключения частично были даны логично, а в ряде случаев заведомо ложно. Требовалось определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные.
После зачитывания давалось 30 секунд на обдумывание. Оценки выставлялись по таблице № 2.1. Результаты занесены в таблицу № 2.2
Таблица № 2.1
|
Таблица № 2.2.
Результаты констатирующего эксперимента по изучению степени
развития
логичности.
Оценка в баллах | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
1чел | 1чел | 2 чел. | 2чел | 1 чел | 3 чел | 2 чел |
Анализ таблицы показал, что логическое мышление развито недостаточно. Всего у 2 человек из 40 оно развито на 70%; у остальных детей в той или иной мере развитие логического мышления находится на низком уровне.
Целью нашего исследования помимо выявления логичности, было определение их способностей к творческой деятельности. Для этого был апробирован тест 'Творческий потенциал".
Школьникам был предложен ряд вопросов. Нужно было выбрать один из предложенных вариантов ответов и рядом с цифрой поставить букву "а'\ "б" или "в". После ответа, необходимо было подсчитать сумму набранных очков: за ответ "а" - 3 очка; за ответ "б" - 1; за ответ "в" - 2 очка.
Результаты подсчитывались следующим образом:
Высокий уровень: 49 и более баллов - Творческий потенциал значителен. Человек обладает большими творческими возможностями. Если их правильно использовать, "можно достичь хороших "результатов в творческой деятельности,
Средний уровень: от 24 до 48 очков - нормальный творческий "потенциал. Человек обладает теми качествами, которые позволяют заниматься творчеством.
Низкий уровень: 23 и менее очков - Творческий потенциал небольшой.
Результаты исследования уровней развития творческого потенциала у детей.
Таблица
№ 2.3.
Уровни | |
49 и более очков | - |
24 - 48 очков | 5 чел |
23 и менее очков | 7 чел |
Результаты показали, что в основном, у всех детей, за исключением 5-х, вполне низкий творческий потенциал. Они не обладают такими качествами, как любознательность. Они не обладают теми качествами, которые позволяют заниматься творчеством. Поэтому необходимо развивать творческий потенциал чтобы они в будущей деятельности смогли проявить свои творческие способности.
Но есть проблемы, которые тормозят этот процесс. Следует больше работать их творческим потенциалом.
Таким
образом, младшим школьникам с нарушением
интеллекта необходимо предложить определенную
методическую программу, которая поможет
им развить свои творческие способности.
Результаты экспериментальной работы
позволяют наметить пути дальнейшего
исследования данной проблемы, разработать
рекомендации для будущего обучения младших
школьников с нарушением интеллекта.
2.3
Методические рекомендации
по проведению
кружковой работы
по оригами.
Учащиеся приходят на кружок с очень слабыми руками, не умеют правильно держать ножницы и практически не выполняют даже простейших рукодельных работ, но бывают и приятные исключения. В группе, как правило, лишь 3-5 человек владеют элементарными навыками ручной работы. Все это накладывает свой отпечаток на занятия оригами . Педагог на уроках труда может сформировать у учащихся представления о той или иной технике работы. Более углубленное обучение следует выносить на кружковые занятия. Количество обучающихся в группе составляет 10-12 человек и все они имеют стойкое нарушение интеллекта, а многие из них и дополнительные диагнозы.
Поделки необходимо распологать по принципу «от простого к сложному» с учетом психомоторного развития учащихся. Последовательность изучения различных способов подчиняется определенной логике. Многое зависит от психофизических особенностей группы в целом и каждого учащегося отдельно. При планировании занятий необходимо помнить об этом.
Из-за неодинаковой подготовленности детей и разнообразия способов работы невозможно предложить готовое планирование занятий. В группах есть дети с легкой степенью дебильности, и с углубленной степенью дебильности. Чтобы их искусственно не тормозить, им можно давать индивидуальные задания, но только в русле того, что делают другие учащиеся. Излишняя индивидуализация на занятиях вредна.
Педагог доводит до сведения родителей, что следует приобрести для занятий.
Есть несколько моментов, которые необходимо учитывать в работе с детьми. Во-первых, учащиеся в силу своих возрастных особенностей и психических возможностей не могут и не должны выполнять упражнения по овладению тем или иным технологическим приемом. Поэтому для закрепления технологического приема необходимо подбирать 2-3 примерно одинаковых по сложности изделия.
Во-вторых, при подготовке к занятию особенно необходимо учитывать такое важное обстоятельство: в силу своих психологических особенностей дети стремятся получить готовое изделие сразу, им сложно ждать несколько дней. Поэтому надо так подбирать изделие и величину материала, чтобы за 1, максимум 2 занятия у всех детей оно было бы готово.
В-третьих, необходимо учитывать то, что для детей игра является главной движущей силой умственного и психического развития. Изделия, которые можно использовать в играх, находят отклик в сердцах детей. В результате понимание детьми технологических приемов происходит быстрее.
В-четвертых, учитывая психологические особенности учащихся и зная, что они уже умеют делать, какими приемами владеют, можно для них подбирать более сложные изделия.
Мы
считаем, разработанные нами рекомендации
способствуют воспитанию, развитию творческих
способностей с помощью индивидуальной
и коллективной деятельности детей.
Заключение
В курсовой работе были рассмотрены вопросы развития творческих способностей младших школьников с интеллектуальным нарушением в кружке ручного труда. В процессе исследования были рассмотрены проблемы определения творческих способностей и трудового обучения как фактор их развития. В заключении подведем итоги курсовой работы.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
• быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
•
быть ориентированными на лучшие конечные
результаты.
Требования эти актуальны и для выпускников
коррекционных школ.
Реализация же этих требований предполагает
человека с творческими способностями.
Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами.
Развитие творческих способностей – сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесно сотрудничать школы и кружков.
Специфические
особенности психики младших
школьников с нарушением интеллекта
ведут к необходимости