Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:43, курсовая работа
Цель исследования – определить влияние занятий ручным трудов на развитие творческих способностей у учащихся младших классов с нарушением интеллекта на занятиях по ручному труду.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ…………... 7
1.1 История возникновения кружковой работы ………………………………7
1.2 Понятие творческих способностей и подходы к их развитию в психолого-педагогической литературе……………………………………………………10
1.3 Кружковая работа как внеурочная форма развития творческих способностей учащихся с нарушением интеллекта………………………….15
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В КРУЖКЕ «ОРИЛАНДИЯ».. ……..26
2.1 Описание работы кружка «Ориландия»………………………………..…26
2.2. Диагностика творческих способностей 30
2.3. Методические рекомендации по проведению кружка «Ориландия»……34
Заключение 36
Список литературы……………………………………………………………38
Приложения …………………………………………………………...............41
МИНИСТРЕТСВО
ОБРАЗОВАНИЯ МОСТКОВСКОЙ
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ
ФАКУЛЬТЕТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА
ПЕДАГОГИКИ
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на тему:
" Развитие творческих
способностей у учащихся
младшего школьного
возраста с нарушением
интеллекта в кружке
ручного труда (оригами)
"
по основной специальности
031700 «Олигофренопедагогика»
Выполнила:
Научный руководитель
____________________
Допущен к защите
Зав. кафедрой
Дата защиты__________________
Москва
- 2008
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ…………... 7
1.1 История возникновения кружковой работы ………………………………7
1.2 Понятие творческих
способностей и подходы к их развитию
в психолого-педагогической литературе……………………………………………………
1.3 Кружковая работа как внеурочная форма развития творческих способностей учащихся с нарушением интеллекта………………………….15
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В КРУЖКЕ «ОРИЛАНДИЯ».. ……..26
2.1 Описание работы кружка «Ориландия»………………………………..…26
2.2. Диагностика творческих способностей 30
2.3. Методические рекомендации по проведению кружка «Ориландия»……34
Заключение 36
Список литературы…………………………………
Приложения …………………………………………………
Введение
В.А.Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…» [14.с.96]
За последние годы, четко обозначилась тенденция увеличения во всех странах числа детей с недостатками развития (до 85% новорожденных). Разумеется, большая часть этих детей в дальнейшем станет объектом коррекционной работы специальных образовательных учреждений, где умственно отсталым детям будет оказана специализированная помощь в вопросах обучения и воспитания.
В курсовой работе рассматривается вопрос развития творческих способностей младших школьников с нарушением интеллекта в кружке по ручному труду.
В специальной литературе очень мало информации по проблеме творческих способностей умственно отсталых детей во внеклассной деятельности, именно поэтому актуальность нашей темы заключается в раскрытии вопроса творческих способностей детей с умственной отсталостью. Именно поэтому проблема трудового воспитание представляет собой одну из наиболее значимых областей в коррекционной педагогике и психологии, о чем свидетельствуют многочисленные исследования С.Л.Мирского, Г.М.Дульнева, Б.И.Пинского, Л.С.Выготского, А.Н.Граборова и других.[20 с.56]
Научное обоснование данной проблемы связано, прежде всего с Л.С.Выготским, который подчеркивал, что организованный особым образом труд такому ребенку обеспечивает все: общение, речь, сознание. Определяя сущность труда как социально организованного момента, в полной мере раскрывающего для аномального ребенка мир духовный и мир материальный. Л.С.Выготский конкретизировал понимание педагогической стратегии, расставил основные акценты в решении многообразных задач коррекционно-развивающего обучения средствами посильного участия аномального ребенка в труде, самостоятельном его осуществлении. [10 с.36]
По мнению А.Н.Граборова [3с. 78], труд умственно отсталых школьников способствует развитию их восприятия; мышления, играет большую роль в деле воспитания, является основным средством коррекции, т.е. труд – это большая упражняемость воспринимающих механизмов.
В.П.Кащенко [5 с. 94] писал, что ручной труд «должен занять доминирующее место среди остальных предметов – он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на дефективного ребенка".
Однако В.П.Кащенко видел в ручном труде в первую очередь средство организации удовлетворения потребностей растущего организма в мышечной деятельности, в движении.[17с. 56]
Известно, что правильно организованная коррекционная работа, содействует не только физическому развитию умственно отсталых детей, но и развитию творческих способностей и связанных с нею интеллектуальных навыков. А.Н.Граборов [3 с.36] в своей работе, обращает внимание на то, что «между мышлением ребенка и его мускулами, - имеет свою двигательную форму; ум – посредник между чувствами и мускулами.
Процесс развития ребенка, в значительной степени – процесс развития движения. «Даже А.Н.Граборов [3 с.36] утверждал, что… при ручном труде каждое движение ребенка дает ясный ощутимый результат, немедленно же оцениваемый. Сам процесс работы, ставит работающего, в такое положение, из которого, он должен найти выход. Так постепенно и последовательно вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующих меньшей затраты сил путь».
Актуальность нашего исследования объясняется следующими положениями.
Во
– первых, основная цель образования
заключается в том, чтобы готовить
подрастающее поколение к будущему,
к появлению новых
Во- вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Ребенок с интеллектуальным нарушением вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активировать свои творческие способности, развить в себе творчество.
Кружковая работа в начальной школе – важное средство творческого и эстетического развития детей. Занятия в кружке по ручному труду должны способствовать формированию у детей элементов технического и художественного мышления, а также конструкторских способностей.
Объект исследования – процесс развития творческих способностей у учащихся младших классов с нарушением интеллекта на занятиях по ручному труду.
Предмет исследования – особенности формирования творческих способностей у учащихся младших классов с нарушением интеллекта на занятиях по ручному труду.
Цель исследования – определить влияние занятий ручным трудов на развитие творческих способностей у учащихся младших классов с нарушением интеллекта на занятиях по ручному труду.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать педагогико-психологическую литературу, выявить сущность понятий «способности», «творческих способностей».
2.Определить
условия благоприятствующие
3.
Изучить влияние занятий
4.
Рассмотреть программу по
5. провести экспериментальное исследование, влияние ручного труда на развитие творческих способностей учащихся младших классов с нарушением интеллекта на занятиях по ручному труду.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что при специальной организации кружковых занятий ручным трудом, построенной с учетом особенностей развития умственно отсталых учащихся, у школьников процесс развития творческих способностей будет более успешнее. При организации занятий ручным трудом определенными условиями являются:
1. Создание развивающей среды.
2. Подбор специальных методов.
3.
Отбор наиболее эффективных приемов.
Для
решение поставленных цели и задач
исследования, проверки выдвинутой гипотезы
использовались следующие методы: анализ
психолого-педагогической литературы,
наблюдение, беседа, тестирование (тест
«Логичность» ; адаптированный тест «творческий
потенциал».
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ
1.1
Истории возникновения
кружковой работы
Внимательного рассмотрения заслуживают вопросы практики, организации методики трудового воспитания кружковой работы в школе. В конце 90-х годов прошлого века ручной труд преподавался в 70 городских, 240 сельских начальных школах (тогда они назывались училищами), 3- х учительских институтах, 20 учительских семинарах, а десятилетие спустя уже более чем в 900 учебных заведениях, а десятилетие спустя уже более чем в 900 учебных заведениях. К 1913 г. в начальных училищах России насчитывалось более 500 специально оборудованных для этого классов. Следует учесть и то, что в дореволюционный народной школе России параллельно классам ручного труда существовали так называемые ремесленные классы. [10 с.105]
Открытие их было обусловлено требованиями различных сообществ, земств, заинтересованных в развитии кустарной и ремесленной промышленности. Обучение в них велось самым различным ремеслам: столярному, сапожному, портняжному, ткацкому, переплетному и другим в зависимости от местных условий.
Целью их была профессиональных умений и навыков, подготовка к самостоятельной трудовой деятельности, а в классах педагогического ручного труда – общее развитие ребенка. Обучение ремеслам осуществлялось, как правило, мастером – ремесленником, не имевшим педагогического образования, без общепринятых программ, а ручному труду по тщательно разработанным, дидактически обусловленным программам и обязательно учителем, подготовленным в педагогическом учебном заведении в педагогическом учебном заведении или в специальных кружках.
Надо отметить, что занятие ручным трудом не являлись обязательным для всех учащихся. они проводились в свободное от остальных уроков время в специально оборудованном классе.