Развитие творческих способностей у учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в кружке ручного труда (оригами)

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить влияние занятий ручным трудов на развитие творческих способностей у учащихся младших классов с нарушением интеллекта на занятиях по ручному труду.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ…………... 7

1.1 История возникновения кружковой работы ………………………………7

1.2 Понятие творческих способностей и подходы к их развитию в психолого-педагогической литературе……………………………………………………10

1.3 Кружковая работа как внеурочная форма развития творческих способностей учащихся с нарушением интеллекта………………………….15

ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В КРУЖКЕ «ОРИЛАНДИЯ».. ……..26

2.1 Описание работы кружка «Ориландия»………………………………..…26

2.2. Диагностика творческих способностей 30

2.3. Методические рекомендации по проведению кружка «Ориландия»……34

Заключение 36

Список литературы……………………………………………………………38

Приложения …………………………………………………………...............41

Файлы: 1 файл

j.doc

— 37.00 Кб (Скачать)

    Дополнительная  информация  –  очень  важная  часть  занятия.  Она удовлетворяет  детское любопытство, помогает найти  разные варианты. Я предлагаю детям  самим  найти  информацию  об  изготавливаемом  объекте.  Например,  собирая цветы, мы вместе  ищем сказки и легенды о тюльпанах, васильках, ромашках.

    2.  Информация о материале (в данном  случае о бумаге).  Как правило,  эту работу провожу в начале учебного года.

    3.  Информация  о  технике  или   о  ремесле.  Дети  с  интересом   узнают  о древних корнях оригами. 

    4.  Межпредметные  связи.  С   занятиями  кружка   возможна  интеграция практически любых   уроков. Это помогает полнее использовать их потенциал, дает возможность не расчленять на части единый образный мир ребёнка.

    5.  Нравственная  мотивация.  Мы  с  детьми  делаем  подарки   учителям  и воспитателям  на  день  рождения,  шефам,  гостям  школы,  участвуем  в  конкурсах  творческих работ.

    6.  Игровая  мотивация.  Дети  очень   любят  изготавливать  то,  во  что  потом можно  поиграть.  Но  можно  и  работать  играя!  Дети  разбиваются   на  группы  –  «фирмы», «салоны», «студии», «мастерские» и т. п.  Дается  задание по производству чего-либо  с  последующей  рекламой  своей  продукции.  Такие  игры  необыкновенно стимулируют и активизируют творческий процесс.

    Важную  роль  в  развитии  творческих  способностей  детей  играет использование  технологии  мини-проектов.  Ее    использую  при  выполнении композиций,  во  время  подготовки  к  различным  конкурсам.  Объявляя  детям  тему конкурса  или  предстоящей  работы,  предлагаю  обсудить,  что  мы  можем  сделать  в известной  нам  технике  оригами (или  любой  другой  уже  известной  детям),  какую композицию  мы  можем  составить,  какие  детали  композиции  можно  собрать  еще, видоизменив  уже  известные  нам  и  ранее  выполненные  поделки.  Так  родились коллективные  работы «Пожар  в  лесу»  для  конкурса  к юбилею  пожарной  охраны,  «Лебединое озеро» и «Озеро лотосов» для конкурса «Красная книга глазами детей», «На лесной опушке» для интернет-конкурса «Наше лето».

    Таким  образом,  в  системе  методических  приемов  по  развитию  творческих способностей учащихся можно выделить три составляющие:

    ·  Описание  новых  технологических  приемов  или  ранее  известных  комбинаций для выработки базовых  умений и навыков;

    ·  Развитие  и  тренировка  креативного  мышления,  выработка  творческих способностей, изобретательности;

    ·  Демонстрация разнообразных видов практической деятельности, в которых может осуществляться прикладное творчество. В результате такой работы дети создают интересные, жизнерадостные работы, подбирают добрые сюжеты для своих персонажей,  используют яркие краски. В них нет  места  жестокости,  агрессии,  отрицательного  отношения  к  миру.  Дети  очень любят коллективные работы, когда фантазии всех участников сливаются воедино и создается свой добрый, фантастический мир.

    Подводя  итог  вышесказанному,  можно  еще  раз  сделать  вывод  о  большой значимости  занятий  оригами  для  развития  детей  с  нарушением  интеллекта, поскольку нет, пожалуй, ни одной сферы развития личности, на которую бы они не воздействовали.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ   С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА  В КРУЖКЕ «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ»..

2.1  Описание работы  кружка «Ориландия» 

    Цель  данной программы – Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

    Задачи:

    • Познакомить с основным приемом  складывания базовой детали- модульного треугольника;

    • Учить читать технологическую карту;

    • Расширять Словарный запас и  кругозор посредством тематических бесед;

    • Учить читать схемы;

    • Учить ориентироваться в проблемных ситуациях.

    • Развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.

    • Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе, волевые качества. 
 
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

    - репродуктивный (воспроизводящий);

    - Объяснительно – иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

    - Метод проблемного изложения  (педагог ставит проблему и  вместе с детьми ищет пути  её решения);

    - частично- поисковый.

    В проведении занятий используются как  индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.  

    Каждое  занятие, как правило, включает теоретическую  часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения —  это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие  сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. 
Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

    Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с бумагой в технике модульного оригами. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций. 
Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность.

    Предполагаемые  результаты:

    Должны знать:

    • Что такое оригами;

    • Историю возникновения оригами;

    • Основные приемы работы, способ складывания  базового треугольника.

    • Название, назначение, правила пользования  ручными инструментами для обработки  бумаги, картона, и других материалов.

    • Приемы складывания модулей;\

    • Правила техники безопасности;

    Должны  уметь:

    • Подбирать бумагу нужного цвета;

    • Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:

    • Выполнять разметку листа бумаги;

    • Пользоваться схемой, технологической  и пооперационной картой;

    • Собирать игрушки – «оригамушки»;

    • Анализировать образец, анализировать  свою работу;

    • Составлять композицию из готовых поделок.

    • Уметь красиво, выразительно эстетически  грамотно оформить игрушку.

    Учащиеся  должны овладеть навыками:

    • Разметки листа бумаги;

    • Складывания базового модуля

    • Резания;

    Подведение  итогов осуществляется в виде составления  альбомов готовых поделок, книжек –  раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в конкурсах  детского творчества на муниципальном, региональном уровнях.

    Данная  программа рассчитана на три года обучения. 
Первый год обучения – кружок посещают учащиеся 1-2  класса, второй год – 3 -4 класса, 3 год – 5-6 классов.Занятия проводятся один раз в неделю по 1,5 часа.

    Общий план занятий. Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д. Все занятия объединены в несколько тем (птицы, животные, куклы, новогодние игрушки, сказочные герои и т.п.). Тема изучается в течение одной четверти.

    1. Подготовка к занятию (установка  на работу, обратить внимание  на 
инструменты и материалы, лежащие на парте).

    2. Повторение пройденного (выявление  опорных знаний и представлений):

    • повторение названия базовой формы (модуль, виды модулей);

    • повторение действий прошлого занятия;

    • повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники 
безопасности.

     3. Введение в новую тему: загадки,  стихи, раскрывающие тему занятия;  энциклопедические сведения о  предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);

    • показ образца;

    • рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки);

    • повторение правил техники безопасности.

    4. Практическая часть:

    • показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической  карте в зависимости от уровня подготовки и сформировности навыков);

    • вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка)

    • схемы: «Что здесь делаю?»);

    • текстовой план (если поделка состоит  из нескольких частей);

    • самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической  карте;

    • оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;

    • анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация  рабочего времени, соблюдение правил техники  безопасности, творчество, оригинальность, эстетика). 

     2.2 Диагностика творческих способностей

    Целью нашего эксперимента является проверка влияния  занятий труда, на развитие творческих способностей младших школьников с нарушением интеллекта. Экспериментальная база проходит на базе МОУ Вышегородской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната 8 вида. 

    В качестве экспериментальной базы нами были выбраны школьники занимающиеся в кружке «Ориландия» 1год. Нам предстояло выявить творческие детей, умение их логически мыслить, делать умозаключения, определить их творческие возможности.

    Исходя  из этого, были определены этапы экспериментальной  работы.

    У. Констатирующий.

    Формирующий

    Контрольный

    Цели  констатирующего эксперимента:

    Определение уровней сформированности и степени  развития творческих способностей. В экспериментальной работе принимали участие 12 детей.

    При проведении исследования в группе кружка были созданы условия, влияющие на результаты тестирования:

    содержание  тестового материала;

    сложность вопросов;

    время, отводимое на ответы.

Информация о работе Развитие творческих способностей у учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в кружке ручного труда (оригами)