Развитие творческих способностей у учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в кружке ручного труда (оригами)

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить влияние занятий ручным трудов на развитие творческих способностей у учащихся младших классов с нарушением интеллекта на занятиях по ручному труду.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ…………... 7

1.1 История возникновения кружковой работы ………………………………7

1.2 Понятие творческих способностей и подходы к их развитию в психолого-педагогической литературе……………………………………………………10

1.3 Кружковая работа как внеурочная форма развития творческих способностей учащихся с нарушением интеллекта………………………….15

ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В КРУЖКЕ «ОРИЛАНДИЯ».. ……..26

2.1 Описание работы кружка «Ориландия»………………………………..…26

2.2. Диагностика творческих способностей 30

2.3. Методические рекомендации по проведению кружка «Ориландия»……34

Заключение 36

Список литературы……………………………………………………………38

Приложения …………………………………………………………...............41

Файлы: 1 файл

j.doc

— 37.00 Кб (Скачать)

    Хорошо  организованная, продуманная деятельность ребенка с нарушением интеллекта в кружке помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, учит доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Закрепив ряд трудовых навыков, и освоив процесс подготовки и выполнения оригами, учащиеся с умственной недостаточностью и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься этим видом ручного труда.

    В экспериментальной части исследования нами была проведена диагностика  творческих способностей младших школьников с нарушением интеллекта, после чего с ними проводилась работа по оригами. Проведенные тесты, позволили выявить недостатки и наметить пути улучшения творческого потенциала  детей с умственной недостаточностью. Это позволит разработать и провести занятия в кружке «ориландия»,с применением  методических приемов по развитию творческого мышления.

Работа  показала, что самостоятельность  ребенка с недостатками развития в трудовой деятельности обеспечивается соответствующим построением развивающей  среды, целенаправленной помощи педагога в освоении детьми способов трудовых действий.

    Самое важное учитывать, необходимость приучения  учащихся к самостоятельности как  важного качества личности, необходимого в жизни человека.

    Таким образом, в исследовании была доказана гипотеза,  кружковая работа по  ручному труда развивают творческие способности учащихся с нарушением интеллекта.  

    Список  использованной литературы.  

  1. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей.-М.:Аграф,1997.-128с.
  2. Волкова Г.А. Психолого-педагогчикская коррекция развития и воспитания детей – сирот. – СПб.:КАРО, 2007.- 384 с.
  3. Блинова Л.Н. «Роль образовательной среды в развитии и коррекции личности». //Человеческое измерение в региональном развитии. // Тезисы IV международного симпозиума. Ч. 2. - г. Биробиджан. - С. 12.
  4. Вопросы трудового обучения во вспомогательной школы. Под. ред. ДульневаГ.М. "Просвещение". М, 1965
  5. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. -М.:Просвещение,1995.- 527с.
  6. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн. для учителя. -М.:Просвещение,1991. -94с.
  7. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. зав./ Гонеев Александр Дмитриевич, Лифинцева Н.И.,Ялпаева Н.В.; Под ред. В.А.Сластенина.-М.:Академия, 1999.-280с.-(Высшее образование).
  8. Гомырина Т.А. Развитие творческих способностей первоклассников на уроках художественного труда. - М.: ВЧГК "Русский Центр". - 2003
 
  1.  Дефектология: Словарь-справочник/Под ред. Б.П.Пузанова.-М.:Новая  школа, 1996.-80с.
  2. Дульнев Г.М. Труд, как средство компенсации при аномалии умственного развития ребенка., М., 1958
  3. Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга для родителей.-2-е изд.-М.:Педагогика-Пресс,1993.-48с:илл.
  4. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времён до середины XX века.-М.:НПО"Образование",1995.-400с:илл.
  5. Занков Л.В. Психологические особенности учащихся младших классов вспомогательной школы, "Известия АПН" 1951, вып.37 (ксерокопия)
  6. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пос. для студ. сред. пед. уч. зав./Под ред. Б.П.Пузанова.-М.:Академия, 1998.- 144с.
  7. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Уч.пос.для студентов пед.ин-ов.-М.:Просвещение, 1991.-143с.
  8. Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей.-М.:Просвещение, 1990.-128с.
  9. Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате: Пос.для учителей и воспитателей.-2-е изд.,испр. -М. :Просвещение, 1983.-104с.
  10. Обучение во вспомогательной школе: Лекции по олигофренопедагогике: Для студентов-заочников дефектологических фак.пед.ин-ов.-М. :Просвещение, 1973.-136с.
  11. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика):Учеб. пос. для студ. дефек. фак. высших и сред, пед. уч. зав.-М.:Академия,2000.-272с.-(Высшее образование).
  12. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
  13. Обучение уч-ся I-IV кл. вспомог. школы: Пос.для учителя/Под ред. Петровой В.Г.-2-е изд.,перераб.-М.:Просвещение,1982.-285с:ил.
  14. Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития уч-ся вспомог.школы.-М.:Педагогика, 1985.-128с.
  15. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомог.школе / Под ред. Шиф Ж.И., Петровой В.Г., Головиной Т.Н.; Науч.-исслед.ин-т дефектологии Акад.пед.наук СССР.-М. :Педагогика, 1979.-176с.
  16. Словарь-справочник по дефектологии (справочные материалы Смирнова А.Н. Корекционно-воспитательная работа вспомог.школы/ Под ред.Замского Х.С.-2-е изд. ,перераб.-М.:Просвещение, 1965.-140с.
  17. Специальная дошкольная педагогика и психология: Сборник программнормативных курсов для высших уч. зав./Под ред. В.И. Селиверстова.-М.: ВЛАДОС,2001.-335с.-(Программы для вузов).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тест  «ЛОГИЧНОСТЬ» 

  Необходимо  определить формальную правильность того или иного логического умозаключения  на основе определенного утверждения (или ряда утверждений). Реальная действительность не играет при этом никакой роли (это немного усложняет тест, поскольку содержание утверждений абсурдно, но логически безупречно). Учитывайте также то, что правильных ответов может вообще не быть или их может быть больше одного.

  На  нижеследующие 12 заданий отводится 8 минут!

  1. Некоторые улитки являются горами. Все горы любят кошек. Следовательно,  все улитки любят кошек.

  а) правильно

  б) неправильно

  2. Все крокодилы могут летать. Все  великаны являются крокодилами.  Следовательно, все великаны могут летать.

  а) правильно

  б) неправильно .

  3. Некоторые, кочаны капусты являются  паровозами. Некоторые паровозы  играют на рояле. Следовательно,  некоторые кочаны капусты играют  на рояле.

  а) правильно

  б) неправильно

  4. Две рощи никогда не похожи  друг на друга. Сосны и ели выглядят совершенно одинаково. Следовательно, сосны и ели не являются двумя рощами.

  а) правильно

  б) неправильно

   5. Никто не может стать президентом,  если у него красный нос.  У всех людей нос красный.  Следовательно, никто не может  быть президентом.

  а) правильно

  б) неправильно

  6. Все вороны собирают картины.  Некоторые собиратели картин  сидят в птичьей клетке. Следовательно,  некоторые вороны сидят в птичьей  клетке.

  а) правильно

  б) неправильно

  7. Только плохие люди обманывают  или крадут. Екатерина -хорошая.

  а) Екатерина обманывает

  б) Екатерина крадет

  в) Екатерина не крадет

  г) Екатерина обманывает и крадет

  д) Екатерина не обманывает

  8. Все воробьи не умеют летать. У всех воробьев есть ноги.

  а) Воробьи без ног могут летать

  б) Некоторые воробьи не имеют ног

  в) Все воробьи, у которых есть ноги, не могут летать

  г) Воробьи не умеют летать, потому что у них есть ноги

  д) Воробьи не умеют летать, и у  них нет ног

  9. Некоторые люди - европейцы. Европейцы  трехноги.

  а) У некоторых людей три ноги

  б) Европейцы, являющиеся людьми, иногда трехноги

  в) Люди с двумя ногами не являются европейцами

  г) Европейцы - это люди с тремя ногами

  д) Европейцы с двумя ногами иногда являются людьми

  10. Цветы – это зеленые животные. Цветы пьют водку.

  а) Все зеленые животные пьют водку

  б) Все зеленые животные являются цветами

  в) Некоторые зеленые животные пьют водку

  г) Цветы, которые пьют водку, являются зелеными животными

  д) Зеленые животные не являются цветами

  11. Каждый квадрат круглый. Все  квадраты красные.

  а) Бывают квадраты с красными углами

  б) Бывают квадраты с круглыми углами

  в) Бывают круглые красные углы

  г) Углы и квадраты круглые и красные

  д) У красных квадратов круглые  углы

  12. Хорошие начальники падают с  неба. Плохие начальники могут  петь.

  а) Плохие начальники летят с неба вниз

  б) Хорошие начальники, которые умеют  летать, – могут петь

  в) Некоторые плохие начальники не могут  петь

  г) Некоторые хорошие начальники плохи, так как они умеют петь

  д) Плохие начальники не падают с неба.

  Ключ

  «+»  – 1 – б, 2 – а, 3 – б, 4 – а, 5 –  а, 6 – б, 7 – ни один, 8 – в, 9 – авг, 10 – вг, 11 – ни один, 12 – ни один.

  За  каждое соответствие с ключом вы получаете 1 балл.

  Количество  баллов от 0 до 2 говорит о том, что с логикой у вас очень слабо.

  От 3 до 6 – логика не отсутствует, но, наверное, имеет смысл ее потренировать.

  7–10 – вполне приемлемый результат, говорящий о нормально развитых логических способностях.

11 или 12 говорят о хорошо развитых логических способностях. Вас трудно убедить речами, в которых есть логические неувязки. Вы видите многие ситуации «насквозь» и можете «предсказывать» поведение людей из вашего окружения. 
 
 
 

ТЕСТ "Творческий потенциал".

ИНСТРУКЦИЯ:  
   Выберите один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях.    Обведите его в кружочек.

1. Считаете ли вы, что мир может быть улучшен:  
а) да;  
б) нет, он и так достаточно хорош;  
в) да, но только кое в чём.  
 
2. Думаете ли вы, что сами можете  изменить мир:  
а) да, в большинстве случаев;  
б) нет;  
в) да, в некоторых случаях.  

 
3. Считаете ли вы, что в будущем вы изменить мир: 
а)да,наверняка;  
б)это маловероятно; 
в) возможно. 
 
4. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:  
а) да, неизвестное вас привлекает;  
б) неизвестное вас не интересует;  
в) всё зависит от характера этого дела.  
 
5. Вам приходиться заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы страх

а)да;  
б) удовлетворяюсь тем, чего успели добиться; 
в) да, но только если вам это нравится.

6.,Хотите ли вы знать все об этом деле:  
а) да;  
 б) нет, вы хотите научиться только самому основному;  
 в) нет, вы хотите удовлетворить своё любопытство.  
 
7. Когда вы терпите неудачу, то:  
 а) какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслу;  
 б) махнёте рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;  
 в) продолжаете делать своё дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.  
 
 
8. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вспомнить всё, что говорилось;  
 а) да,без труда;  
 б) всего вспомнить не можете;  
 в) запоминаете только то, что вас интересует.  

Информация о работе Развитие творческих способностей у учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в кружке ручного труда (оригами)