Развитие творческих способностей у учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в кружке ручного труда (оригами)

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить влияние занятий ручным трудов на развитие творческих способностей у учащихся младших классов с нарушением интеллекта на занятиях по ручному труду.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ…………... 7

1.1 История возникновения кружковой работы ………………………………7

1.2 Понятие творческих способностей и подходы к их развитию в психолого-педагогической литературе……………………………………………………10

1.3 Кружковая работа как внеурочная форма развития творческих способностей учащихся с нарушением интеллекта………………………….15

ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В КРУЖКЕ «ОРИЛАНДИЯ».. ……..26

2.1 Описание работы кружка «Ориландия»………………………………..…26

2.2. Диагностика творческих способностей 30

2.3. Методические рекомендации по проведению кружка «Ориландия»……34

Заключение 36

Список литературы……………………………………………………………38

Приложения …………………………………………………………...............41

Файлы: 1 файл

j.doc

— 37.00 Кб (Скачать)

    Желающие  делились на группы по 10 – 15 человек в зависимости от количества рабочих мест и уровня подготовленности. Обычно в школы набирались по 2-3 такие группы, каждая из которых занимались по 4- 5 часов в неделю. Обучение велось индивидуально с учетом начальной подготовки и способностей учащихся.

    В 1915 г. были опубликованы типовые программы по ручному труду, разработанные в ходе подготовки реформы школы. В основу их был положен принцип последовательного освоения различных приемов обработки материалов, а подбор изделий осуществлялся с учетом интересов и возможностей учащихся, условий данной местности. [2 с. 306]

    Учителю рекомендовалось не жалеть времени  на предварительное объяснения, с  тем, чтобы во время, практических занятий  ученики работали самостоятельно, пользуясь  своими конспектами, а его функции сводились бы к контролю и конструированию.

    Распределение ручного труда в России осложнялось  рядом обстоятельств. Многими сторонниками широкого общего образования введение нового предмета ошибочно рассматривалось, как попытка профессионализации школы, а адепты объединения общего профессионального образования выражали недовольство тем, что занятия ручным трудом не обеспечивают достаточных знаний, умений и навыков для будущей практической деятельности. Сказывались также естественный консерватизм работников просвещения, необходимостью существенных затрат на приобретение инструментов и материалов, нехватка квалифицированных преподавателей. Несмотря на это ручной труд постепенно занимал достойное место в дореволюционной образовательной школе и даже был введен в качестве необязательного предмета во всех кадетских корпусах. [2 с.306]

    Ряд тщательно разработанных дидактических  и психологически обоснованных, проверенных  на практике программ, решения отдельных  проблем организации методики трудового  обучения представляют немалый интерес в наши дни. К сожалению, огульное отрицание наследия «темного прошлого» в послеоктябрьские годы не позволит  избежать серьезных просчетов и в подготовке учащихся к труду. И лишь теперь появилась возможность объективного исследования и оценки новаций дореволюционной образовательной школы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Понятие творческих способностей и подходы к их развитию в психолого-педагогической литературе  

     Творчество  – это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.

     Творческая  личность – это национальное достояние  и истинное богатство страны. Творческая личность от других отличается стремлением  выходить за пределы норм.

     Проектирование, развитие и формирование творческой индивидуальности предлагает создание для этого специальных возможностей. Все лучшие человеческие качества сами собой развиваются только там, где есть творческое отношение к жизни и адекватные социальные условия для самодвижения. Работая с детьми, мы должны раскрыть их природные потенциалы и подготовить к продуктивному труду.

     Природа человечества исследуется философами, логиками, психологами, историками, физиологами, которые изучают отдельные аспекты  творческого мышления и личности, исходя из специфики своих наук.

     Творчество  – это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых ценностей, новых идей, это открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.[2 с.167]

     Творческое  мышление является предметом усмотрения связей в изучаемом предмете, в результате которого или предметная реальность, или субъективно новое знание, или же идеальный образ. Для того, чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований.

     Творчество  начинается с новой идеи. Новые  идеи могут появляться как на основе новой информации, так и без  нее. Чтобы создать нечто новое, необходимо опираться на известное, иметь материал, хранящейся в памяти.

     Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных  успехов, мы обращаемся к понятию  «способности».[2 с. 185]

     Теплов  Б. М. в своей работе «проблемы  индивидуальных различий» рассматривает «способности» прежде всего как индивидуально-психологические развития между людьми. Давая определение способностей, Б. М. Теплов считает, что оно должно включать в себя три признака. Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; ни кто не станет говорить о способностях там, где идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [24с.362].

     Немов Р. С. рассматривал проблему способностей, определяет их в более узком смысле, говоря что способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике [24с.64].

     Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками.

     Благодаря способностям в той или иной сфере  ребенок может быстро и сравнительно легко овладеть необходимыми знаниями.

     Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Основным недостатком традиционной системы  образования является невозможность  воспитать творчески мыслящегося  человека, готового к решению сложных и жизненных нестандартных проблем. Выход из такой ситуации только один – активное включение детей в деятельность творческого характера и развития творческих способностей.

     Развитие  творческих способностей детей предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений, куда относятся: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи.[2с.307]

     Чем больше содержание уроков отвечает интересам детей, чем шире ребенку представляется возможность проявить свою индивидуальность, тем полнее сливаются усилия педагога по обучению и воспитанию с ответными усилиями учащихся по усвоению материала, саморазвитию, самовоспитанию. Чтобы дети начали творчески применять полученные знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в такой деятельности. Работа вышивкой способствует развитию творчества, открывает путь к самовыражению, пробуждают фантазию, воспитывает вкус, духовно обогащает.

     Но  в чем же заключается творчество детей?

     В том, что на самом первом этапе, познакомившись с образцами работ разного  уровня сложности, дети составляют свою композицию изделия. В первых работах  непременно включаются элементы, обязательные для начального обучения. Тем, кто испытывает затруднения в первоначальном композиционном решении, предполагаются готовые образцы, в которые дети по желанию могут вносить изменения. Все равно в каждом образце проявится индивидуальность исполнения.

     Создать у детей эстетическое отношение к объекту труда и пробудить стремление к созиданию красивого изделия – это, и есть эстетическая цель воспитания.

     Пробуждения интереса к рукоделию, следует начинать с демонстрации пособия, творческих работ. Она рассчитана на пробуждение переживаний учащихся, вызванных созерцанием красивого изделия, мастерски выполненного преподавателем.

     Важнейшая задача трудового воспитания состоит  в том, чтобы не только обучить  детей навыкам качественного  изготовления изделия, но и развивать  чувство формы, умение создавать и оценивать сочетание цвета, композиции, гармонию, симметрию. Закон единства труда и красоты проявляется в их тесной взаимозависимости, стремясь сделать вещь добротнее, компактнее, экономичнее, удобнее, красивее.

     Процесс вдохновенной деятельности требует от человека огромного интеллектуального, эмоционального и волевого напряжения. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя. Развитию творчества ребенка способствует наличие генетической основы и условий социально-педагогического и психологического характера.

     Анализ  проблемы развития творческих способностей во многом будет определятся тем  содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто  в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам  художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку.

     Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое  нами понятие тесным образом связано  с понятием «творчество», «творческая  деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается что-то нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

     Если  внимательно рассмотреть поведение  человека, его деятельность в любой  области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид  деятельности тесно связан с нашей  памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раннее созданное и выработанные приемы поведения и действия.

     Кроме репродуктивной деятельности в поведении  человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий.

    Таким образом, в самом общем виде определение  творческих способностей выглядит следующим  образом. Творческие способности –  это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Кружковая  работа как внеурочная форма развития творческих способностей учащихся с нарушением интеллекта. 

    Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие  педагоги  и психологи, как отечественные,  так и  зарубежные, подчеркивают большое  значение занятий художественным творчеством во всестороннем развитии личности ребенка. Природа щедро наделила каждого ребенка возможностью развиваться. Дети с   интеллектуальной  недостаточностью  на  протяжении  всей  жизни развиваются независимо  от  степени тяжести дефекта.  Своеобразие развития  таких учащихся состоит в том,  что развитие  их   затруднено  как внешними,  так  и  внутренними факторами: 

    - несоответствием  уровня  интеллектуального   развития  возрасту,

    - недоразвитием мелкой моторики  рук, плохой  восприимчивостью  ко всему новому,

    - недостаточностью   всех  сторон  мыслительной  деятельности. 

    При  всем  этом процессы  сравнения  и  обобщения  у  таких  детей  затруднены,  отмечается несовершенство   логического  анализа  и  синтеза,  трудности  абстрагирования, снижение познавательных интересов.

    И,  пожалуй,  не  будет  ошибкой  сказать,  что  ребенку,  особенно  ребенку  с нарушением  интеллекта,  для  полноценного  развития  занятия  творчеством необходимы  как  воздух.  На  таких  занятиях  идет  освоение  и  постижение  детьми окружающего мира, красоты, гармонии.

    С  целью   творческого   развития  ведутся  занятия кружка, на которых дети  занимаются продуктивной творческой  деятельностью. Создание  изделий  своими  руками  –  это  универсальное образовательное  средство,  способное  уравновесить  одностороннюю интеллектуальную  деятельность  маленького  человека,  чтобы  он  развивался всесторонне. Занятия ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей,  побуждать  их  к  творческому  самовыражению.  При  этом  решается  и психологическая  задача:  чтобы дети пребывали в состоянии эмоционального комфорта, ощущали радость детства.

Информация о работе Развитие творческих способностей у учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в кружке ручного труда (оригами)