Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:43, курсовая работа
Цель исследования – определить влияние занятий ручным трудов на развитие творческих способностей у учащихся младших классов с нарушением интеллекта на занятиях по ручному труду.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ…………... 7
1.1 История возникновения кружковой работы ………………………………7
1.2 Понятие творческих способностей и подходы к их развитию в психолого-педагогической литературе……………………………………………………10
1.3 Кружковая работа как внеурочная форма развития творческих способностей учащихся с нарушением интеллекта………………………….15
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В КРУЖКЕ «ОРИЛАНДИЯ».. ……..26
2.1 Описание работы кружка «Ориландия»………………………………..…26
2.2. Диагностика творческих способностей 30
2.3. Методические рекомендации по проведению кружка «Ориландия»……34
Заключение 36
Список литературы……………………………………………………………38
Приложения …………………………………………………………...............41
Желающие делились на группы по 10 – 15 человек в зависимости от количества рабочих мест и уровня подготовленности. Обычно в школы набирались по 2-3 такие группы, каждая из которых занимались по 4- 5 часов в неделю. Обучение велось индивидуально с учетом начальной подготовки и способностей учащихся.
В 1915 г. были опубликованы типовые программы по ручному труду, разработанные в ходе подготовки реформы школы. В основу их был положен принцип последовательного освоения различных приемов обработки материалов, а подбор изделий осуществлялся с учетом интересов и возможностей учащихся, условий данной местности. [2 с. 306]
Учителю рекомендовалось не жалеть времени на предварительное объяснения, с тем, чтобы во время, практических занятий ученики работали самостоятельно, пользуясь своими конспектами, а его функции сводились бы к контролю и конструированию.
Распределение ручного труда в России осложнялось рядом обстоятельств. Многими сторонниками широкого общего образования введение нового предмета ошибочно рассматривалось, как попытка профессионализации школы, а адепты объединения общего профессионального образования выражали недовольство тем, что занятия ручным трудом не обеспечивают достаточных знаний, умений и навыков для будущей практической деятельности. Сказывались также естественный консерватизм работников просвещения, необходимостью существенных затрат на приобретение инструментов и материалов, нехватка квалифицированных преподавателей. Несмотря на это ручной труд постепенно занимал достойное место в дореволюционной образовательной школе и даже был введен в качестве необязательного предмета во всех кадетских корпусах. [2 с.306]
Ряд
тщательно разработанных
1.2.
Понятие творческих
способностей и подходы
к их развитию в психолого-педагогической
литературе
Творчество – это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.
Творческая личность – это национальное достояние и истинное богатство страны. Творческая личность от других отличается стремлением выходить за пределы норм.
Проектирование, развитие и формирование творческой индивидуальности предлагает создание для этого специальных возможностей. Все лучшие человеческие качества сами собой развиваются только там, где есть творческое отношение к жизни и адекватные социальные условия для самодвижения. Работая с детьми, мы должны раскрыть их природные потенциалы и подготовить к продуктивному труду.
Природа
человечества исследуется философами,
логиками, психологами, историками, физиологами,
которые изучают отдельные
Творчество – это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых ценностей, новых идей, это открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.[2 с.167]
Творческое мышление является предметом усмотрения связей в изучаемом предмете, в результате которого или предметная реальность, или субъективно новое знание, или же идеальный образ. Для того, чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований.
Творчество начинается с новой идеи. Новые идеи могут появляться как на основе новой информации, так и без нее. Чтобы создать нечто новое, необходимо опираться на известное, иметь материал, хранящейся в памяти.
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности».[2 с. 185]
Теплов Б. М. в своей работе «проблемы индивидуальных различий» рассматривает «способности» прежде всего как индивидуально-психологические развития между людьми. Давая определение способностей, Б. М. Теплов считает, что оно должно включать в себя три признака. Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; ни кто не станет говорить о способностях там, где идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [24с.362].
Немов Р. С. рассматривал проблему способностей, определяет их в более узком смысле, говоря что способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике [24с.64].
Способности
– это индивидуально-
Благодаря способностям в той или иной сфере ребенок может быстро и сравнительно легко овладеть необходимыми знаниями.
Способности,
как и другие свойства личности,
не только проявляются в деятельности,
но и формируются в ней. Основным
недостатком традиционной системы
образования является невозможность
воспитать творчески
Развитие творческих способностей детей предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений, куда относятся: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи.[2с.307]
Чем больше содержание уроков отвечает интересам детей, чем шире ребенку представляется возможность проявить свою индивидуальность, тем полнее сливаются усилия педагога по обучению и воспитанию с ответными усилиями учащихся по усвоению материала, саморазвитию, самовоспитанию. Чтобы дети начали творчески применять полученные знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в такой деятельности. Работа вышивкой способствует развитию творчества, открывает путь к самовыражению, пробуждают фантазию, воспитывает вкус, духовно обогащает.
Но в чем же заключается творчество детей?
В том, что на самом первом этапе, познакомившись с образцами работ разного уровня сложности, дети составляют свою композицию изделия. В первых работах непременно включаются элементы, обязательные для начального обучения. Тем, кто испытывает затруднения в первоначальном композиционном решении, предполагаются готовые образцы, в которые дети по желанию могут вносить изменения. Все равно в каждом образце проявится индивидуальность исполнения.
Создать у детей эстетическое отношение к объекту труда и пробудить стремление к созиданию красивого изделия – это, и есть эстетическая цель воспитания.
Пробуждения интереса к рукоделию, следует начинать с демонстрации пособия, творческих работ. Она рассчитана на пробуждение переживаний учащихся, вызванных созерцанием красивого изделия, мастерски выполненного преподавателем.
Важнейшая задача трудового воспитания состоит в том, чтобы не только обучить детей навыкам качественного изготовления изделия, но и развивать чувство формы, умение создавать и оценивать сочетание цвета, композиции, гармонию, симметрию. Закон единства труда и красоты проявляется в их тесной взаимозависимости, стремясь сделать вещь добротнее, компактнее, экономичнее, удобнее, красивее.
Процесс вдохновенной деятельности требует от человека огромного интеллектуального, эмоционального и волевого напряжения. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя. Развитию творчества ребенка способствует наличие генетической основы и условий социально-педагогического и психологического характера.
Анализ
проблемы развития творческих способностей
во многом будет определятся тем
содержанием, которое мы будем вкладывать
в это понятие. Очень часто
в обыденном сознании творческие
способности отождествляются со
способностями к различным
Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается что-то нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Если
внимательно рассмотреть
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий.
Таким
образом, в самом общем виде определение
творческих способностей выглядит следующим
образом. Творческие способности –
это индивидуальные особенности качества
человека, которые определяют успешность
выполнения им творческой деятельности
различного рода
1.3. Кружковая
работа как внеурочная
форма развития творческих
способностей учащихся
с нарушением интеллекта.
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем развитии личности ребенка. Природа щедро наделила каждого ребенка возможностью развиваться. Дети с интеллектуальной недостаточностью на протяжении всей жизни развиваются независимо от степени тяжести дефекта. Своеобразие развития таких учащихся состоит в том, что развитие их затруднено как внешними, так и внутренними факторами:
- несоответствием уровня интеллектуального развития возрасту,
- недоразвитием мелкой моторики рук, плохой восприимчивостью ко всему новому,
- недостаточностью всех сторон мыслительной деятельности.
При всем этом процессы сравнения и обобщения у таких детей затруднены, отмечается несовершенство логического анализа и синтеза, трудности абстрагирования, снижение познавательных интересов.
И, пожалуй, не будет ошибкой сказать, что ребенку, особенно ребенку с нарушением интеллекта, для полноценного развития занятия творчеством необходимы как воздух. На таких занятиях идет освоение и постижение детьми окружающего мира, красоты, гармонии.
С целью творческого развития ведутся занятия кружка, на которых дети занимаются продуктивной творческой деятельностью. Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. Занятия ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. При этом решается и психологическая задача: чтобы дети пребывали в состоянии эмоционального комфорта, ощущали радость детства.