Психолого-педагогическое консультирование подростков группы риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: является изучить содержание и методику психолого-педагогического консультирования подростков группы «риска».
Задачи исследования:
1. Изучить, систематизировать и обобщить теоретическую литературу по психолого-педагогического консультирования подростков группы «риска»;
2. Определить психологические факторы трудновоспитуемости подростков

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..
Глава I. Теоретические основы подростков группы «риска»
1.1 Понятие подростков группы «риска», их психологические особенности………………………………………………………………
1.2 Факторы и причины возникновения категории подростков группы «риска»…………………………………………………………………………
1.3 Характеристика подростков группы «риска»……………………………
Глава II. Работа психолога с подростками группы «риска»
2.1 Формы и методы работы психолога с подростками группы «риска»….
2.2 Коррекционная работа психолога………………………………………..
2.3 Техника и приемы консультирования…………………………………....
2.4 Особенности проведения первичной встречи с подростком группы «риска»…………………………………………………………………………..
2.5 Работа с типичными подростковыми проблемами………………………
2.6 Методики изучения проблемы……………………………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Библиографический список…………………………………………………...
Приложение

Файлы: 1 файл

Консультирование.docx

— 119.53 Кб (Скачать)

Шкала склонности к аддиктивному поведению: 14 (да), 18 (да), 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 46 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет).

Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению: 3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 16 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 37 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 76 (нет), 90 (да), 91 (да), 92 (да), 96 (да), 98 (да).

Шкала склонности к агрессии и насилию: 3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17 (да), 17 (да), 25 (да), 37 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да), 66 (да), 70 (да), 71 (да), 72 (да), 75 (нет), 77 (да), 82 (нет), 89 (да), 94 (да), 97 (да).

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций: 7 (да), 19 (да), 20 (да), 29 (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да), 69 (да), 70 (да), 71 (да), 78 (да), 84 (да), 89 (да), 94 (да).

Шкала склонности к деликвентному поведению: 18 (да), 26 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 42 (да), 43 (да), 44 (да), 48 (да), 52 (да), 55 (нет), 61 (нет), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 86 (нет), 91 (да), 94 (да).

Обработка результатов  теста:

Каждому ответу в соответствии с ключом присваивается 1 балл. Далее  по каждой шкале подсчитывается суммарный  балл, который сравнивается с тестовыми  нормами.

При отклонении индивидуальных результатов исследуемого от среднего суммарного бала по шкале больше чем  на 1S, измеряемую психологическую характеристику можно считать выраженной.

Если индивидуальный суммарный  балл исследуемого меньше среднего на 1S, то измеряемое свойство оценивается  как мало выраженное. Кроме того, если известна принадлежность исследуемого к "делинквентной" популяции, то его индивидуальные результаты целесообразно сравнивать с тестовыми нормами, которые рассчитаны для "делинквентной" подвыборки.

Тестовые нормы методики СОПШкалы "Нормальная" выборка "Деликвентная" выборка.

Описание шкал и их интерпретация:

1. Шкала установки на  социальную желательность (служебная  шкала).

Данная шкала предназначена  для измерения готовности испытуемого  представлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности.

Показатели от 50 до 60 Т-баллов свидетельствует об умеренной тенденции  давать при заполнении опросника социально-желательные ответы.

Показатели свыше 60 баллов свидетельствуют о тенденции  испытуемого демонстрировать строгое  соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленном стремлении показать себя в лучшем свете, о настороженности  по отношению к ситуации обследования.

Результаты, находящиеся  в диапазоне 70-89 баллов говорят о  высокой настороженности испытуемого  по отношению к психодиагностической ситуации и о сомнительной достоверности  результатов по основным шкалам.

О восприятии ситуации как  экспертной одновременно с умеренно высокими показателями по шкале № 1 также свидетельствует их резкое понижение по основным диагностическим  шкалам и повышение по шкале женской  социальной роли.

Показатели ниже 50 Т-баллов говорят о том, что испытуемый не склонен скрывать собственные  нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности.

Отмечено также, что  младшие подростки (14 лет и младше) не способны длительное время следовать  установке на социально-желательные  ответы.

Одновременно высокие  показатели по служебной шкале и  по основным шкалам (кроме шкалы 8) свидетельствуют  либор о сомнительной достоверности  результатов, либо о диссоциации  в сознании испытуемого известных  ему и реальных норм поведения.

2. Шкала склонности  к преодолению норм и правил.

Данная шкала предназначена  для измерения предрасположенности  испытуемого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию  общепринятых норм и ценностей, образцов поведения.

Результаты, лежащие в  диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют  о выраженности вышеуказанных тенденций, о нонкомформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть.

Показатели, находящиеся  в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют  о чрезвычайной выраженности нонконформистских  тенденций, проявлении негативизма  и заставляют сомневаться в достоверности  результатов тестирования по данной шкале.

Результаты ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют  о конформных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам  и общепринятым нормам поведения. В  некоторых случаях при условии  сочетания с достаточно высоким  интеллектуальным уровнем испытуемого  и тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности такие оценки могут отражать фальсификацию результатов.

3. Шкала склонности  к аддиктивному поведению.

Данная шкала предназначена  для измерения готовности реализовать аддиктивное поведение.

Результаты в диапазоне 50-70 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют  о предрасположенности испытуемого  к уходу от реальности посредством  изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному  способу решения личностных проблем. Кроме того, эти результаты свидетельствуют  об ориентации на чувственную сторону  жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных нормах и ценностях.

Показатели свыше 70 Т-баллов свидетельствует о сомнительности результатов либо о наличии выраженной психологической потребности в  аддиктивных состояниях, что необходимо выяснять, используя дополнительные психодиагностические средства.

Показатели ниже 50 Т-баллов свидетельствуют либо о невыраженности вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.

4. Шкала склонности  к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.

Данная шкала предназначена  для измерения готовности реализовать различные формы аутоагрессивного поведения. Объект измерения очевидно частично пересекается с психологическими свойствами, измеряемыми шкалой №3.

Результаты, находящиеся  в диапазоне 50-70 Т-баллов по шкале  №4 свидетельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к  риску, выраженной потребности в  острых ощущениях, о садо-мазохистских тенденциях.

Результаты свыше 70 Т-баллов свидетельствуют о сомнительной достоверности результатов.

Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют  об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.

5. Шкала склонности  к агрессии и насилию.

Данная шкала предназначена  для измерения готовности испытуемого  к реализации агрессивных тенденций  в поведении.

Показатели, лежащие в  диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют  о наличии агрессивных тенденций  у испытуемого.

Показатели, находящиеся  в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют  об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством  насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как  средство стабилизации самооценки, о  наличии садистических тенденций.

Показатели свыше 70 Т-баллов говорят о сомнительной достоверности  результатов.

Показатели, лежащие ниже 50 Т-баллов, свидетельствуют о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации.

Низкие показатели по данной шкале в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности  свидетельствуют о высоком уровне социального контроля поведенческих  реакций.

6. Шкала волевого контроля  эмоциональных реакций.

Данная шкала предназначена  для измерения склонности испытуемого  контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций (Внимание! Эта шкала имеет обратный характер).

Показатели, лежащие в  пределах 60-70 Т-баллов, свидетельствует  о слабости волевого контроля эмоциональной  сферы, о нежелании или неспособности  контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций.

Кроме того, это свидетельствует  о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений.

Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют  о невыраженности этих тенденций, о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений.

7. Шкала склонности  к деликвентному поведению.

Название шкалы носит  условный характер, так как шкала  сформирована из утверждений, дифференцирующих «обычных» подростков и лиц с  зафиксированными правонарушениями, вступавших в конфликт с общепринятым образом  жизни и правовыми нормами.

Данная шкала измеряет готовность (предрасположенность) подростков к реализации деликвентного поведения. Выражаясь метафорически, шкалы выявляет «деликвентный потенциал», который лишь при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка.

Результаты, находящиеся  в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют  о наличии деликвентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля.

Результаты выше 60 Т-баллов свидетельствуют о высокой готовности к реализации деликвентного поведения.

Результаты ниже 50 Т-баллов говорят о невыражености указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля.

 

Методика  №3. Опросник «Группа риска наркозависимости» (ГРН).

Выявление групп риска  наркозависимости в старшем подростковом возрасте.

Методика была разработана в 1995-1996г. доктором психологических наук Б.И.Хасаном, кандидатом психологических наук Ю.А.Тюменевой и апробирована в Красноярской университетской гимназии «Универс» №1.

Предлагаемая методика "Выявление  групп риска наркозависимости в старшем подростковом возрасте (14-17 лет)" представляет собой опросник для учащихся 8-11 классов школы.

 Опросник предназначен для определения динамики степени (актуальности) риска появления зависимого поведения в условиях системы образования.

Общая характеристика опросника.

Опросник представляет собой ряд биполярных утверждений, которые разнесены по трём диагностическим шкалам.

1.Шкала "поведение в ситуации риска" (6 утверждений) обнаруживает ту или иную стратегию поведения в ситуации риска (нормальное, адекватное поведение; неадекватное поведение - избегающая или преодолевающая стратегия).

2. Шкала "интерес к  наркотикам" (6 утверждений) позволяет обнаружить разный характер интереса к области, связанной с наркотиками: отрицание какого бы то ни было интереса; любопытство к этой области; повышенный, обостренный интерес ко всему, что несет информацию о наркотиках, который связан с направленным поиском такой информации, структурированием времени "под этот интерес". Данные по школе классифицируются как обнаружение осуществленной пробы.

3.Шкала "социальны установки" (10 утверждений) обнаруживает наличие характеристик активного стремления к социально полезным действиям, увлеченности групповой работой, соревновательности, значимости для подростка социального одобрения или, наоборот, равнодушия и отрицания просоциальных действий при тенденции совершать или одобрять асоциальные поступки. Таким образом, опросник содержит 22 утверждения.

Обработка результатов.

Обработка результатов проводится компьютерным образом с помощью  программы EXEL. Результаты опросника обрабатываются следующим образом:

1.Определяется норма для  всей выборки (параллели).

2.Результаты ниже среднего  значения по выборке расцениваются  как "низкие", попадающие в  среднее значение - "средние"  и, соответственно, выше нормы  - "высокие".

3.Для интерпретации данных, полученных при исследовании, мы  распределили сочетание показателей  по "группам риска". Для наглядности  и удобства работы они представлены  в следующей таблице.

Группы риска

"поведение в ситуации  риска"

"интерес к наркотикам"

"социальные установки"

Гр."не рискующие"

С

С

С

1-я гр. риска "потенциально  готовые к пробе"

Любой показатель

(Н,С,В)

Н,С

Любой показатель

(Н,С,В)

2-я гр.риска "совершившие пробу"

Любой показатель

(Н,С,В)

В

Н,С

3-я гр.риска "аддиктивное поведение"

Любой показатель

(Н,С,В)

В

В


 

С помощью опросника можно определить "напряженные" места в школе (класс, параллель), но ни в коем случае не "поставить диагноз" конкретному ребенку. Повышенный интерес к наркотикам может быть связан, например, и с тем, что кто-то из близких людей находится в ситуации зависимости.

Требования к процедуре  проведения           

 Опрос проводится анонимно. На процедуру уходит примерно 30 минут. Важно, чтобы во время  исследования класс был в максимально  полном составе. Если на момент  проведения опроса в классе  отсутствует больше, чем пятая  часть учеников класса, то мероприятие лучше перенести на другое время. Это важное требование, поскольку, как указывалось выше, обработка результатов и определение норм проводится для каждой выборки. 

Информация о работе Психолого-педагогическое консультирование подростков группы риска