Дети группы риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:07, доклад

Краткое описание

В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Понятие дети группы риска может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии.

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 45.00 Кб (Скачать)

                                  Дети группы риска

 

В настоящее время понятие «дети  группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Понятие дети группы риска может  считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его  трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии.

Слово риск означает возможность, большую  вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может  произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Фактически речь идет о двух сторонах риска. С одной стороны, это риск для общества, который создают  дети данной категории. Понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.

Однако в последнее время  эта категория детей рассматривается  специалистами прежде всего с  точки зрения того риска, которому постоянно  подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий  для полноценного развития и т.д.

Разные ученые выделяют различные  группы факторов, позволяющих отнести  детей и подростков к данной категории.

Л.В. Мардахаев относит к группе риска группу, члены которой уязвимы  или могут понести ущерб от определенных социальных обстоятельств или воздействий окружающей среды. Так группой риска он считает многодетные, неполные семьи; семьи, имеющие детей - инвалидов; детей, оставшихся без попечения родителей. Что касается детей, подростков группы риска, то к ним он относит детей, которые в силу различных причин генетического, биологического и социального свойства уже приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации.

По мнению Е.И. Казаковой, можно  назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).

Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующую группу факторов риска:

· медико-биологические (группы здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушение в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития);

· социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное повеление, употребление спиртных напитков, наркотиков) ;

· психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические  реакции, нарушение общения с  окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех  в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми);

· педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интересов к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника).

Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева дают следующие определение детям группы риска: категория детей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Анализ психолого - педагогической литературы позволил выявить причины попадания детей в группу риска. Основными такими причинами являются следующие обстоятельства жизни этих детей: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и прочее) ; устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиение с нанесением тяжелых травм, голод) ; оставление малолетних детей одних без еды и воды; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками, чрезмерная опека со стороны взрослых и т.д.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»  от 24.07.1998 года принимает за основу термин « дети в трудной жизненной  ситуации» и предлагает следующие критерии их дифференциации:

- дети, ставшиеся без попечения  родителей;

- дети-инвалиды;

- дети, имеющие недостатки в  психическом и физическом развитии;

- дети-жертвы вооруженных и межнациональных  конфликтов, экологических и техногенных  катастроф, стихийных бедствий;

- дети из семьи беженцев и  вынужденных переселенцев;

- дети, оказавшиеся в экстремальных  условиях;

- дети-жертвы насилия;

- дети, отбывающие наказание в  виде лишения свободы в воспитательных  колониях;

- дети, находящиеся в специальных  учебно-воспитательных учреждениях;

- дети, проживающие в малоимущих  семьях;

- дети с отклонениями в поведении;

- дети, жизнедеятельность которых  объективно нарушена в результате  сложившихся обстоятельств и  которые не могут преодолеть  данное обстоятельство самостоятельно или с помощью семьи.

Следовательно, принадлежность детей к группе риска  обусловлено различной неблагоприятной  этнологией, т.е. имеет разные социальные корни.

Большинство детей попадает в группу риска  в подростковом возрасте. Поэтому  специалистам, работающим с данной категорией детей, необходимо знать их психологические особенности.

Подростковый  возраст- это возраст очень быстрых  качественных изменений. Он совпадает  с периодом полового созревания. В  организме ребенка происходят серьезные гормональные перестройки, ускоряются темпы роста, развиваются репродуктивные органы, увеличивается мышечная и жировая масса тела. Постепенно тело ребенка превращается в тело взрослого человека. Интенсивный рост конечностей сопровождается неуклюжестью и неловкостью. Подросток смотрит на все эти изменения с ужасом, он становится недовольным своим телом и внешностью. Все это может привести к большим изменениям в психике подростка.

Подростки группы риска характеризуются трудностями  во взаимоотношениях с окружающим людьми, поверхностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугубление трудности в овладении учебных материалов, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничество, воровство, различными формами делинквентного поведения). В отношениях со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утраты своей ценности и ценности другого человека.

Психологи (Л.С. Выготский и другие) выделили основные группы главных интересов подростков. К ним относятся : эгоцентрическая доминанта- интерес к собственной личности; доминанта усилия - тяга подростков к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, что может проявляться в упрямстве, хулиганстве, борьбе против авторитетов, протесте и т.д.; доминанта к романтике - стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

Продолжение этих изменений можно найти в  трудах Д.В. Эльконина, который выделил  симптомы развития. К ним относится возникновение трудностей в отношении со взрослыми (негативизм, упрямство, безразличие к оценки их успехов, уход из школы, уверенность в том, что все самое интересное происходит вне школы). Подростки начинают вести дневники, тайные тетради, в которых они свободно, независимо, самостоятельно выражают свои мысли и чувства. Появляются особые детские компании (поиски друга, кто может понять), что приводит к возникновению неформальных подростковых сообществ.

Большинство подростков группы риска чувствуют себя одинокими и переживают состояние беспомощности. Понятие «беспомощность» рассматривается как то состояние человека, когда он не может справиться с чем-то сам, не получает и не может попросить помощи у других или находятся в дискомфортном состоянии. У подростков группы риска это состояние связано с конкретными ситуациями: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками; невозможностью принимать самостоятельные решения или делать вывод и другими трудностями.

Изучением беспомощности у детей и подростков занимались И.С. Коростелева, В.С. Ротенберг  и В.В. Аршавский, а также зарубежные исследователи.

По мнению многих ученых, беспомощность подростков вызывается переживаниями неудач, травм, отказом от поисков или наличием неконструктивных способов решения проблем и т.д.Проявление беспомощности можно наблюдать при реагировании подростков на переживаемую значимую ситуацию или ее последствия, что выглядит следующим образом:

- как  стереотипная деятельность, неадекватная конкретной ситуации;

- как  перебор стереотипных действий (неконструктивных  способов поведения и деятельности, не приносящих результата);

- как  отказ от выполнения деятельности, сопровождающийся апатией, депрессией;

- как  состояние оцепенения, плач и  т.д.;

- как  перенос или смещение цели  на другую.

В подростковом возрасте культурные ограничения касаются поисковой активности социальной жизни. Реакция на ограничение поведения, деятельности (в том числе на наказание, например, по закону) может приводить  к состоянию беспомощности у подростков, что выражается в апатии, депрессии.

Переживание состояния беспомощности может  возникнуть и как реакция на горе, утрата близкого человека, разлука  с ним и другое. В данной ситуации у подростка может произойти  болезненное нарушение представлений о будущем: «Как я теперь буду жить?», «Что мне делать одному в этом мире?», «Кому я нужен на земле?» и т.д.

Для того, чтобы развитие подростка прошло нормально необходимы определенные условия:

1) информация  о современной жизни; они имеют право и должны получать достаточно достоверную информацию по всем волнующим подростков вопросами, проверять ее и анализировать (секс, уголовное право, наркотики и алкоголь, религия, секты, молодежное движение и т.д.);

2) сочетание  свободы и ответственности деятельности в деятельности; подросткам необходимо конструктивное взаимодействие со взрослыми, принятие выработанных правил в школе, семье, обществе;

3) принятие  себя (своего физического Я, характера,  особенности, эмоций и т.д.);

4) обучение  навыкам достойного поведения (взаимодействия, отстаивание чувства собственного достоинства).

Основная  отличительная особенность детей  группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут  считаться детьми, не требующие особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное общеобразовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами,- право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они или не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанное в нужный момент помощь могла бы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью.


Информация о работе Дети группы риска