Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 12:53, курсовая работа
Цель работы: является изучить содержание и методику психолого-педагогического консультирования подростков группы «риска».
Задачи исследования:
1. Изучить, систематизировать и обобщить теоретическую литературу по психолого-педагогического консультирования подростков группы «риска»;
2. Определить психологические факторы трудновоспитуемости подростков
Введение………………………………………………………………………..
Глава I. Теоретические основы подростков группы «риска»
1.1 Понятие подростков группы «риска», их психологические особенности………………………………………………………………
1.2 Факторы и причины возникновения категории подростков группы «риска»…………………………………………………………………………
1.3 Характеристика подростков группы «риска»……………………………
Глава II. Работа психолога с подростками группы «риска»
2.1 Формы и методы работы психолога с подростками группы «риска»….
2.2 Коррекционная работа психолога………………………………………..
2.3 Техника и приемы консультирования…………………………………....
2.4 Особенности проведения первичной встречи с подростком группы «риска»…………………………………………………………………………..
2.5 Работа с типичными подростковыми проблемами………………………
2.6 Методики изучения проблемы……………………………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Библиографический список…………………………………………………...
Приложение
2. Эмпатия - это понимание того, в каком состоянии пришел клиент, адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека.
Эмпатическое слушание позволяет переживать те чувства, которые переживает клиент, отражать их, понимать эмоциональное состояние другого человека и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не критикуют и не поучают. Это приносит клиенту облегчение и открывает ему новые пути для понимания самого себя.
3. Активное слушание Активное слушание включает принятие консультантом ответственности за то, что он слышит путем подтверждения, уточнения, проверки значения и цели получаемой информации. Оно позволяет уловить ход мысли консультируемого, показать заинтересованность в получении излагаемой информации.
Приемы активного слушания
Отражение чувств - помогает клиенту полнее осознать свое эмоциональное состояние. Это снижает эмоциональное напряжение и человек может более объективно оценить ситуацию. Для отражения чувств можно использовать следующие фразы: «мне кажется, вы чувствуете...». Это показывает, что консультант внимательно слушает.
Перефразирование - это формулировка той же мысли, но своими словами. Консультант должен уметь внимательно слушать для того, чтобы потом отразить сказанное, то есть обобщить и изложить клиенту услышанное, уловив суть проблемы. Перефразирование можно начать так: «другими словами, вы считаете, что…».
Отражение и перефразирование может быть полезно по нескольким причинам:
– показывает клиенту, что консультант слушал его внимательно,
– позволяет консультанту установить, правильно ли он (или она) понял проблему клиента;
– часто помогает самому клиенту более ясно осознать то, что его беспокоит;
– помогает клиенту осознать, что он был услышан консультантом, и это поощрит его рассказать больше о своей проблеме.
Другие способы отразить услышанное включают предложения, начинающиеся с:
«как я услышал, Вы сказали, что...», «если я Вас правильно понял, Вы расстроены из-за того, что...», «мне показалось, что Вы обеспокоены...».
Отражение особенно полезно, когда клиент говорит о сильных переживаниях.
Сильные переживания часто
не разделяются другими людьми, так
как они ощущают себя при этом
некомфортно или не знают, что
сказать. Реакция на чувства клиента
очень важна, так как позволяет
почувствовать понимание и
Резюмирование, обобщение - умение свести воедино главные мысли клиента, помогает соединить фрагменты разговора в смысловое единство, осмыслить, к чему пришли собеседники. Оно должно включать в себя важные моменты высказывания, особенно выделенные клиентом.
Ключевыми словами могут быть: «если подытожить сказанное Вами, то...».
Резюмирование особенно уместно при расхождении мнений, в случае претензий и разногласий.
Открытые вопросы. Одним из наиболее важных вербальных навыков при консультировании является умение задавать открытые вопросы. Они обычно начинаются со слов: «как», «что» или «почему», «не хотите ли Вы рассказать?» Например: «Как Вы проводите свободное время?». Так как на эти вопросы трудно ответить одним или двумя словами (например, сказать «да» или «нет», назвать дату или число), они поощряют клиента к беседе.
Закрытые вопросы обычно требуют односложного ответа из узкого диапазона вариантов: да или нет. Такие вопросы уместны только на консультантебном приеме. Закрытые вопросы способствуют также формированию авторитарной атмосферы, которой обычно боятся подростки.
Вопросы типа «почему?» могут
оказаться косвенным
Внимательное выслушивание. Открытые вопросы эффективны только в том случае, если консультант действительно выслушивает ответы на них. Как говорилось выше, консультант может показать, что он внимательно слушает, используя «хорошие» невербальные навыки общения. Это убеждает клиента в том, что то, о чем он говорит, важно для консультанта, и это поощряет его делиться самой важной информацией.
Кроме того, внимательное выслушивание включает «прочтение» невербальных сигналов, помогающих консультанту понять то, что может быть скрыто за словами клиента.
2.4 Особенности проведения первичной встречи с подростком группы «риска»
Консультирование подростков
может строиться двумя
Данная ситуация затрудняется несколькими факторами.
Во-первых, неясно, имеется ли у самого подростка запрос на психологическую помощь. Его может не быть совсем или он может радикально отличаться от запроса взрослого.
Во-вторых, изначально крайне затруднено формирование конструктивного альянса между подростком и психологом: подросток думает, что, если к психологу обращаются взрослые, он скорее всего на их стороне и непонятно, можно ли ему доверять.
Возможны два варианта предъявления педагогом запроса на консультирование подростка. Первый способ трудно назвать запросом, но встречается он часто: педагог в буквальном смысле приводит ребенка к психологу и просит «разобраться».
Как правило, такая ситуация имеет достаточно высокую эмоциональную нагруженность. Поэтому необходимо сначала снизить аффективный накал, удалить лишних свидетелей и успокоить подростка. Вести разговор с ним можно только наедине.
Очень важно, чтобы сам психолог сохранял спокойствие, говорил ровным и уверенным тоном. Далее необходимо дать подростку возможность отреагировать свое эмоциональное состояние. «Расскажи, пожалуйста, что случилось», «Я знаю о том, что произошло, только со слов Марии Петровны. Мне бы хотелось услышать твое мнение».
Если подростку трудно справиться с переполняющими его чувствами, можно предложить любой доступный способ их выражения: нарисовать, слепить. Если подросток отказывается обсуждать конфликтную ситуацию, разговор можно начать с общей информации: чем подросток увлекается, что ему интересно.
Вариант, когда психолога просят «поработать» с подростком, более благоприятный, но здесь встает другая проблема: как предъявить подростку этот запрос педагога или родителя. Безусловно, взрослого, обратившегося с запросом, необходимо предупредить, что подросток узнает о его обращении, и по необходимости согласовать то, что будет сказано.
Лучше всего легализовать поступивший запрос примерно следующим образом: «Твоя классная руководительница обратилась ко мне, потому что ее беспокоит, что ты пропускаешь уроки» или «Ко мне приходила твоя мама. У тебя есть какое-то собственное мнение, что ее волнует?»
В такой ситуации мы прежде всего стараемся понять, как сам подросток представляет себе сложившееся положение вещей, считает ли он жизненную ситуацию проблемной и есть ли у него запрос на консультативную помощь.
А что делать в том случае,
если подросток категорически
Возможно, гораздо большую пользу подростку принесет опыт того, что с его мнением считаются и что он смог настоять на своем. Вместе с тем, в данном случае необходимо максимально содействовать установлению контакта с подростком. Возможно, отказ подростка работать с психологом вызван недостатком доверия, недостаточной осведомленностью о специфике работы психолога, поэтому важно постараться создать комфортные, доверительные отношения и, возможно, через некоторое время вернуться к вопросу об оказании психологической помощи.
Если же подросток обратился за помощью самостоятельно, можно непосредственно переходить к общему алгоритму первичной встречи. При консультировании подростков она имеет несколько иную структуру.
Первым шагом является безоценочное принятие переживаний подростка. Подросток, начинающий работу с психологом, переполнен противоречивыми чувствами: страхом, обидой, раздражением, надеждой или тревогой. Поэтому на начальном этапе консультирования необходимо поддержать подростка.
Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что психолог действительно считает ситуацию, в которой он оказался, трудной, воспринимает всерьез его затруднения, понимает его чувства и готов ему помочь. На этом этапе, на наш взгляд, желательно наиболее полно прояснить взгляд самого подростка на сложившуюся ситуацию и ни в коем случае не подвергать критике его поступки.
Необходимо воздержаться
от разъяснений («может быть, она
просто устала») и советов («а
ты попробуй сам с ними
Как правило, подростки уже имеют опыт обсуждения своих трудностей с кем-то из взрослых (родственников, педагогов и т.п.), причем обычно подростку советуют прислушаться к мнению старших и «послушать их, они же тебя любят и желают тебе только добра». Подобные советы обычно вызывают у подростков в лучшем случае молчаливое несогласие, в худшем - бурное возмущение.
Очень важно, чтобы
психолог не стал еще одним
таким советчиком, поэтому необходимо
(особенно на первых этапах
работы) воздерживаться от малейшего
морализирования или оценки. Это
не значит, что консультант может
только поглаживать и
Следует отметить, что у большинства подростков, даже имеющих опыт общения с психологом, представления о возможном результате консультативной работы весьма смутные.
Обращаясь к психологу,
они очень слабо себе
Не следует ожидать
от подростка исключительно
Особой задачей первичной встречи с подростками является содействие принятию ими ответственности за имеющиеся трудности. Подросткам не свойственно задумываться о том, какова их роль в проблемной ситуации, они, как правило, склонны занимать позицию «невинной жертвы тирании взрослых». Такая позиция не является продуктивной для консультанта: как можно решить проблему, если клиент не берет на себя ответственность за нее?
Осознание своей ответственности
ни в коей мере не означает обвинения
подростка в сложившейся
Для психолога же крайне трудно построить беседу так, чтобы подросток не принял его высказывания за поучение или морализирование. Более конструктивно, на наш взгляд, акцентировать ответственность подростка за изменение ситуации. Важно подчеркнуть, что сейчас здесь, в кабинете психолога, находится не мама или учитель, а сам подросток.
2.5 Работа с
типичными подростковыми
Если говорить о типологии подростковых проблем, то среди них можно выделить несколько групп:
Понятно, что это деление во многом является условным, поскольку зачастую проблема, предъявляемая как трудная ситуация, оказывается экзистенциальной, а за экзистенциальной кроется одна-единственная трудная ситуация.
Рассмотрим стратегию консультирования в зависимости от типа проблемы.
1. Консультирование по учебным затруднениям.
В данном случае диагностический
этап будет ориентирован на выявление
причин учебных затруднений. Здесь
потребуется развернутая и
При формулировании
психологического диагноза, предъявляемого
подростку, важно обратить
Информация о работе Психолого-педагогическое консультирование подростков группы риска