Психолого-педагогическое консультирование подростков группы риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: является изучить содержание и методику психолого-педагогического консультирования подростков группы «риска».
Задачи исследования:
1. Изучить, систематизировать и обобщить теоретическую литературу по психолого-педагогического консультирования подростков группы «риска»;
2. Определить психологические факторы трудновоспитуемости подростков

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..
Глава I. Теоретические основы подростков группы «риска»
1.1 Понятие подростков группы «риска», их психологические особенности………………………………………………………………
1.2 Факторы и причины возникновения категории подростков группы «риска»…………………………………………………………………………
1.3 Характеристика подростков группы «риска»……………………………
Глава II. Работа психолога с подростками группы «риска»
2.1 Формы и методы работы психолога с подростками группы «риска»….
2.2 Коррекционная работа психолога………………………………………..
2.3 Техника и приемы консультирования…………………………………....
2.4 Особенности проведения первичной встречи с подростком группы «риска»…………………………………………………………………………..
2.5 Работа с типичными подростковыми проблемами………………………
2.6 Методики изучения проблемы……………………………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Библиографический список…………………………………………………...
Приложение

Файлы: 1 файл

Консультирование.docx

— 119.53 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..

2

Глава I. Теоретические основы подростков группы «риска»

 
    1. Понятие подростков группы «риска», их психологические особенности………………………………………………………………

 

4

1.2 Факторы и причины  возникновения категории подростков группы «риска»…………………………………………………………………………

 

10

1.3 Характеристика подростков группы «риска»……………………………

13

Глава II. Работа психолога с подростками группы «риска»

 

2.1 Формы и методы работы психолога с подростками группы «риска»….

19

2.2 Коррекционная работа  психолога………………………………………..

24

2.3 Техника и приемы  консультирования…………………………………....

27

2.4 Особенности проведения  первичной встречи с подростком  группы «риска»…………………………………………………………………………..

 

31

2.5 Работа с типичными  подростковыми проблемами………………………

35

2.6 Методики изучения проблемы……………………………………………

37

Заключение……………………………………………………………………..

57

Библиографический список…………………………………………………...

59

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Подростковый возраст - это  время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой.

Поведение подростка - внешнее  проявление сложного процесса становления  его характера. Серьезные нарушения  поведения нередко связанные  с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение  трудным. В этой связи довольно часто  возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением то нормы, а не симптомом психологического заболевания.

Можно сказать, что современная  жизнь изобилует трудными или  критическими ситуациями, с которыми человек не всегда может справиться самостоятельно. Поэтому с особой остротой встает вопрос организации  психологической поддержки людям, особенно это касается детей и подростков.

Актуальность темы.

Обуславливается тем, что общество, в котором мы живем, неоднородно. Встречаются множество групп населения, таких как семьи социального риска, безработные, инвалиды, пожилые люди, подростки группы «риска»; и у каждой группы существуют определенные проблемы, которые требуют индивидуального подхода. Подростки группы «риска» это те, кто недостаточно усвоил ценности, социальные нормы общества, особенно в первичном коллективе - семье, школе т.п. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и предотвращение требует хорошо организованной системы социальных и психологических профилактических воздействий. Психологическая помощь является одним из уровней этой системы и играет в ней связующую роль.

Корректирование отклоняющегося поведения современного «трудного» подростка возможно. Необходимо разбираться  не только в сущности происходящих общественных процессов, но и знать норму и патологического поведения, психологические факторы трудновоспитуемости, формы проявлений нарушения поведения возрастные особенности психики, основные причины появления «трудных» детей и подростков.

 

Цель работы: является изучить содержание и методику психолого-педагогического консультирования подростков группы «риска».

Задачи исследования:

  1. Изучить, систематизировать и обобщить теоретическую литературу по психолого-педагогического консультирования подростков группы «риска»;

2.  Определить психологические факторы трудновоспитуемости подростков

3.Определить особенности работы психолога с подростками группы «риска».

4. Анализ методик по данной проблеме

Объект исследования - процесс  психолого-педагогического  консультирования подростков группы «риска».

Предмет исследования - содержание и методика работы психолога при  психолого-педагогическом  консультировании с подростками группы «риска».

Гипотеза: психолого-педагогическое консультирование способствует процессу социализации подростков группы «риска».

Методы исследования:

 Изучение литературы по поставленному вопросу.

 Подбор методик для диагностики подростков группы «риска».

Тестовый метод.

   Методики по работе с подростками группы «риска»:

    1. Опросник FPI (модифицированная форма В);
    2. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП);
    3. Опросник «Группа риска наркозависимости» (ГРН);
    4. Диагностики межличностных отношений Лири;
    5. Тест-опросник «Аддиктивная склонность».

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух разделов основного содержания, заключения, списка используемой литературы, приложение.

 

 

 

Глава I. Теоретические основы подростков группы «риска»

    1. Понятие детей группы «риска», их психологические особенности

В настоящее время понятие  «дети группы риска» употребляется  довольно часто в педагогике и  психологии. Понятие дети группы риска  может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его  трактовки, поэтому оно нуждается  в уточнении и развитии.

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как  правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. [3, с.64]

Фактически речь идет о  двух сторонах риска. С одной стороны, это риск для общества, который  создают дети данной категории. Понятие  «группа риска» появилось еще  в советский период именно в контексте  приоритета общественных интересов. Это  понятие позволяло выделять категории  людей, семей, поведение которых  могло представлять определенную опасность  для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам. [13, с.27 ]

Однако в последнее  время эта категория детей  рассматривается специалистами  прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития.

Разные ученые выделяют различные  группы факторов, позволяющих отнести  детей и подростков к данной категории.

Л.В. Мардахаев относит к группе риска группу, члены которой уязвимы или могут понести ущерб от определенных социальных обстоятельств или воздействий окружающей среды. Так группой риска он считает многодетные, неполные семьи; семьи, имеющие детей - инвалидов; детей, оставшихся без попечения родителей. Что касается детей, подростков группы риска, то к ним он относит детей, которые в силу различных причин генетического, биологического и социального свойства уже приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации. [12, с.191]

По мнению Е.И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают  вероятностную опасность для  ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид  социальных).

Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующую группу факторов риска:

·  медико-биологические (группы здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушение в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития);

·  социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное повеление, употребление спиртных напитков, наркотиков) ;

·  психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми);

·  педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интересов к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника). [13, с.167]

Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева дают следующие определение детям группы риска: категория детей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних. [17, с.83]

Анализ психолого - педагогической литературы позволил выявить причины попадания детей в группу риска. Основными такими причинами являются следующие обстоятельства жизни этих детей: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция); устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиение с нанесением тяжелых травм, голод) оставление малолетних детей одних без еды и воды; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками, чрезмерная опека со стороны взрослых.

Федеральный закон «Об  основных гарантиях прав ребенка  в РФ» от 24.07.1998 года принимает  за основу термин « дети в трудной  жизненной ситуации» и предлагает следующие критерии их дифференциации:

- дети, ставшиеся без попечения  родителей;

- дети-инвалиды;

- дети, имеющие недостатки  в психическом и физическом  развитии;

- дети-жертвы вооруженных  и межнациональных конфликтов, экологических  и техногенных катастроф, стихийных  бедствий;

- дети из семьи беженцев  и вынужденных переселенцев;

- дети, оказавшиеся в экстремальных  условиях;

- дети-жертвы насилия;

- дети, отбывающие наказание  в виде лишения свободы в  воспитательных колониях;

- дети, находящиеся в специальных  учебно-воспитательных учреждениях;

- дети, проживающие в малоимущих  семьях;

- дети с отклонениями  в поведении;

- дети, жизнедеятельность  которых объективно нарушена  в результате сложившихся обстоятельств  и которые не могут преодолеть  данное обстоятельство самостоятельно  или с помощью семьи. [17, с.85]

Следовательно, принадлежность детей к группе риска обусловлено  различной неблагоприятной этнологией, т.е. имеет разные социальные корни.

Большинство детей попадает в группу риска в подростковом возрасте. Поэтому специалистам, работающим с данной категорией детей, необходимо знать их психологические особенности.

Подростковый возраст- это  возраст очень быстрых качественных изменений. Он совпадает с периодом полового созревания. В организме  ребенка происходят серьезные гормональные перестройки, ускоряются темпы роста, развиваются репродуктивные органы, увеличивается мышечная и жировая  масса тела. Постепенно тело ребенка  превращается в тело взрослого человека. Интенсивный рост конечностей сопровождается неуклюжестью и неловкостью. Подросток  смотрит на все эти изменения  с ужасом, он становится недовольным  своим телом и внешностью. Все  это может привести к большим  изменениям в психике подростка.

Подростки группы риска характеризуются  трудностями во взаимоотношениях с  окружающим людьми, поверхностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугубление трудности  в овладении учебных материалов, проявлениями грубого нарушения  дисциплины (бродяжничество, воровство, различными формами делинквентного поведения). В отношениях со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утраты своей ценности и ценности другого человека. [17, с.92]

Информация о работе Психолого-педагогическое консультирование подростков группы риска