Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 12:53, курсовая работа
Цель работы: является изучить содержание и методику психолого-педагогического консультирования подростков группы «риска».
Задачи исследования:
1. Изучить, систематизировать и обобщить теоретическую литературу по психолого-педагогического консультирования подростков группы «риска»;
2. Определить психологические факторы трудновоспитуемости подростков
Введение………………………………………………………………………..
Глава I. Теоретические основы подростков группы «риска»
1.1 Понятие подростков группы «риска», их психологические особенности………………………………………………………………
1.2 Факторы и причины возникновения категории подростков группы «риска»…………………………………………………………………………
1.3 Характеристика подростков группы «риска»……………………………
Глава II. Работа психолога с подростками группы «риска»
2.1 Формы и методы работы психолога с подростками группы «риска»….
2.2 Коррекционная работа психолога………………………………………..
2.3 Техника и приемы консультирования…………………………………....
2.4 Особенности проведения первичной встречи с подростком группы «риска»…………………………………………………………………………..
2.5 Работа с типичными подростковыми проблемами………………………
2.6 Методики изучения проблемы……………………………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Библиографический список…………………………………………………...
Приложение
Содержание
Введение………………………………………………………… |
2 |
Глава I. Теоретические основы подростков группы «риска» |
|
|
4 |
1.2 Факторы и причины
возникновения категории |
10 |
1.3 Характеристика подростков группы «риска»…………………………… |
13 |
Глава II. Работа психолога с подростками группы «риска» |
|
2.1 Формы и методы работы психолога с подростками группы «риска»…. |
19 |
2.2 Коррекционная работа психолога……………………………………….. |
24 |
2.3 Техника и приемы
консультирования…………………………………. |
27 |
2.4 Особенности проведения
первичной встречи с |
31 |
2.5 Работа с типичными
подростковыми проблемами……………… |
35 |
2.6 Методики изучения проблемы…………………………………………… |
37 |
Заключение…………………………………………………… |
57 |
Библиографический список…………………………………………………... |
59 |
Приложение |
Введение
Подростковый возраст - это
время становления характера. Именно
в этот период влияние среды, ближайшего
окружения оказывается с
Поведение подростка - внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением то нормы, а не симптомом психологического заболевания.
Можно сказать, что современная
жизнь изобилует трудными или
критическими ситуациями, с которыми
человек не всегда может справиться
самостоятельно. Поэтому с особой
остротой встает вопрос организации
психологической поддержки
Актуальность темы.
Обуславливается тем, что общество, в котором мы живем, неоднородно. Встречаются множество групп населения, таких как семьи социального риска, безработные, инвалиды, пожилые люди, подростки группы «риска»; и у каждой группы существуют определенные проблемы, которые требуют индивидуального подхода. Подростки группы «риска» это те, кто недостаточно усвоил ценности, социальные нормы общества, особенно в первичном коллективе - семье, школе т.п. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и предотвращение требует хорошо организованной системы социальных и психологических профилактических воздействий. Психологическая помощь является одним из уровней этой системы и играет в ней связующую роль.
Корректирование отклоняющегося поведения современного «трудного» подростка возможно. Необходимо разбираться не только в сущности происходящих общественных процессов, но и знать норму и патологического поведения, психологические факторы трудновоспитуемости, формы проявлений нарушения поведения возрастные особенности психики, основные причины появления «трудных» детей и подростков.
Цель работы: является изучить содержание и методику психолого-педагогического консультирования подростков группы «риска».
Задачи исследования:
2. Определить психологические факторы трудновоспитуемости подростков
3.Определить особенности работы психолога с подростками группы «риска».
4. Анализ методик по данной проблеме
Объект исследования - процесс психолого-педагогического консультирования подростков группы «риска».
Предмет исследования - содержание и методика работы психолога при психолого-педагогическом консультировании с подростками группы «риска».
Гипотеза: психолого-педагогическое консультирование способствует процессу социализации подростков группы «риска».
Методы исследования:
Изучение литературы по поставленному вопросу.
Подбор методик для диагностики подростков группы «риска».
Тестовый метод.
Методики по работе с подростками группы «риска»:
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух разделов основного содержания, заключения, списка используемой литературы, приложение.
Глава I. Теоретические основы подростков группы «риска»
В настоящее время понятие
«дети группы риска» употребляется
довольно часто в педагогике и
психологии. Понятие дети группы риска
может считаться сегодня
Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. [3, с.64]
Фактически речь идет о
двух сторонах риска. С одной стороны,
это риск для общества, который
создают дети данной категории. Понятие
«группа риска» появилось еще
в советский период именно в контексте
приоритета общественных интересов. Это
понятие позволяло выделять категории
людей, семей, поведение которых
могло представлять определенную опасность
для окружающих и общества в целом,
поскольку противоречило
Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития.
Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории.
Л.В. Мардахаев относит к группе риска группу, члены которой уязвимы или могут понести ущерб от определенных социальных обстоятельств или воздействий окружающей среды. Так группой риска он считает многодетные, неполные семьи; семьи, имеющие детей - инвалидов; детей, оставшихся без попечения родителей. Что касается детей, подростков группы риска, то к ним он относит детей, которые в силу различных причин генетического, биологического и социального свойства уже приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации. [12, с.191]
По мнению Е.И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).
Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующую группу факторов риска:
· медико-биологические (группы здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушение в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития);
· социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное повеление, употребление спиртных напитков, наркотиков) ;
· психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми);
· педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интересов к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника). [13, с.167]
Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева дают следующие определение детям группы риска: категория детей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних. [17, с.83]
Анализ психолого - педагогической литературы позволил выявить причины попадания детей в группу риска. Основными такими причинами являются следующие обстоятельства жизни этих детей: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция); устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиение с нанесением тяжелых травм, голод) оставление малолетних детей одних без еды и воды; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками, чрезмерная опека со стороны взрослых.
Федеральный закон «Об
основных гарантиях прав ребенка
в РФ» от 24.07.1998 года принимает
за основу термин « дети в трудной
жизненной ситуации» и
- дети, ставшиеся без попечения родителей;
- дети-инвалиды;
- дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии;
- дети-жертвы вооруженных
и межнациональных конфликтов, экологических
и техногенных катастроф,
- дети из семьи беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети-жертвы насилия;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
- дети, находящиеся в специальных
учебно-воспитательных
- дети, проживающие в малоимущих семьях;
- дети с отклонениями в поведении;
- дети, жизнедеятельность
которых объективно нарушена
в результате сложившихся
Следовательно, принадлежность
детей к группе риска обусловлено
различной неблагоприятной
Большинство детей попадает в группу риска в подростковом возрасте. Поэтому специалистам, работающим с данной категорией детей, необходимо знать их психологические особенности.
Подростковый возраст- это
возраст очень быстрых
Подростки группы риска характеризуются
трудностями во взаимоотношениях с
окружающим людьми, поверхностью чувств,
иждивенчеством, привычкой жить по
указке других, сложностями во взаимоотношениях,
нарушениями в сфере
Информация о работе Психолого-педагогическое консультирование подростков группы риска