Психолого-педагогическое консультирование подростков группы риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: является изучить содержание и методику психолого-педагогического консультирования подростков группы «риска».
Задачи исследования:
1. Изучить, систематизировать и обобщить теоретическую литературу по психолого-педагогического консультирования подростков группы «риска»;
2. Определить психологические факторы трудновоспитуемости подростков

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..
Глава I. Теоретические основы подростков группы «риска»
1.1 Понятие подростков группы «риска», их психологические особенности………………………………………………………………
1.2 Факторы и причины возникновения категории подростков группы «риска»…………………………………………………………………………
1.3 Характеристика подростков группы «риска»……………………………
Глава II. Работа психолога с подростками группы «риска»
2.1 Формы и методы работы психолога с подростками группы «риска»….
2.2 Коррекционная работа психолога………………………………………..
2.3 Техника и приемы консультирования…………………………………....
2.4 Особенности проведения первичной встречи с подростком группы «риска»…………………………………………………………………………..
2.5 Работа с типичными подростковыми проблемами………………………
2.6 Методики изучения проблемы……………………………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Библиографический список…………………………………………………...
Приложение

Файлы: 1 файл

Консультирование.docx

— 119.53 Кб (Скачать)

2. Педагогически запущенные дети, к которым, в свою очередь, относят детей и подростков социально дезадаптированных, с отклоняющимся и предпреступным поведением, то есть тех, поведение которых значительно выходит за границы социальной нормы, которые активно сопротивляются воспитательным воздействиям со стороны учителей и родителей.

В их отношении риск заключается  в опасности совершения ими противоправных действий.

Причины повеления таких  детей и подростков, многие из которых  находятся на, так называемом, внутришкольном учете, кроются в особенностях семейного окружения, работе образовательного учреждения, влиянии подростковой и молодежной субкультуры, средств массовой информации.

3. Неуспевающие дети. Те, кто испытывает стойкие затруднения  при усвоении учебной программы  или отдельной дисциплины. К этой  же категории нередко относят  и тех школьников, результаты деятельности которых отличаются поверхностностью, некачественностью, слабой ориентированностью в школьных предметах.

Обобщив результаты многочисленных исследований в современной польской дидактике, Ч.Куписевич [11, с.95], предложил говорить о школьных неудачах как факторе риска и иметь ввиду такие ситуации, которые характеризуются явными различиями между воспитательными и дидактическими требованиями школы и поведением учащихся, а также достигнутыми ими результатами обучения [11, с.98].

Понимаемые таким образом  неудачи в школьной учебе могут  иметь скрытый или явный характер. В первом случае они действительно  существуют, но не фиксируются педагогами, хотя со временем эти неудачи становятся все более явными. Если же дефекты в знаниях и умениях проявляются у школьников периодически, то подразумевается преходящее отставание.

Школьные неудачи, особенно второгодничество и отсев учащихся, являются, по мнению автора, нежелательными как с экономической, так и  с педагогической точки зрения.

Это находит свое выражение  в потере желания работать, прилагать  усилия для преодоления разного  рода жизненных и познавательных преград, гасит интерес к учебе, вызывает различные комплексы и  аномалии в поведении, неблагоприятно влияет на отношения с окружающими. Оказываясь на периферии жизни класса, такие дети ищут других контактов, в  первую очередь на стороне, что все  более отдаляет их от школы, затрудняя  их социализацию.

В основе неуспеваемости чаще всего лежит комплекс причин, к  числу которых относятся такие  факторы, как: плохое состояние здоровья, длительная болезнь; низкий уровень  развития учащихся, их плохая стартовая  готовность к обучению; пропуски занятий  в школе (по уважительным или неуважительным поводам); отсутствие индивидуального  подхода в работе с учениками; семейные условия, плохие условия жизни.

Таким образом, почти все  исследователи, отмечает Ч.Куписевич, «достаточно выразительно подчеркивают неблагоприятное воздействие со стороны условий, связанных со средой, в которой живет ученик, или с его индивидуальными особенностями» [14, с.291-292]. Однако, тому имеются и дидактические причины школьных неудач. В частности, содержание, формы, методы и средства обучения, особенности организации уроков, внеклассных занятий, жесткость и униформность системы обучения, качество учебников и учебных пособий, квалификация учителей.

Следовательно, обобщая приведенные  выше данные, обратим внимание на то, что школьные неудачи являются одним  из важнейших факторов риска в  подростковом возрасте, отрицательно влияющем на уровень общей и социальной компетентности личности. Категория  неуспевающих детей объединяет тех, кто: «хочет, но не может»; «может, но не хочет»; «и не хочет, и не может».

Качественный анализ проблем  подростков данной группы свидетельствует  о том, что присущие им трудности, связанные с неумением анализировать, находить сходства и различия, выделять существенные признаки, не подменять  одни формы логических отношений  другими; скудность, ограниченность исходной информации и вербального опыта, являются теми барьерами на пути решения  возрастных социокультурных задач, которые мешают приобретению необходимых для успешной социализации социальных знаний и навыков.

4. Недисциплинированные  дети, чье поведение расценивается  взрослыми как плохое, хотя как  свидетельствуют выводы многих  авторов, у каждого подростка  за этим стоит своя уникальная  комбинация причин и целей.  Несмотря на кажущуюся простоту  этих проступков, нередко такие  факты указывают на плохую  адаптацию школьников к реальной  жизни, неумение анализировать  и адекватно оценивать ситуацию, правильно выбирать цели на  определенном этапе взросления. Неуверенность в действиях, слабая  ориентация во многих социально-бытовых  обстоятельствах делают их легко  внушаемыми и зависимыми.

С.В.Кривцова в этой связи  справедливо замечает: «Базовая цель поведения ученика - чувствовать  свою причастность к жизни школы, что означает - чувствовать свою важность и значимость. Эта естественная потребность для любого человека, поскольку люди социальные существа. Поэтому можно считать нормальным желание каждого занять свое место  в этой общности» [10, с.126].

В процессе школьной жизни  эта базовая потребность ученика  реализуется через постановку и  достижение трех частных целей:

 а) ощутить свою  состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность);

 б) строить и поддерживать  приемлемые отношения с учителями  и одноклассниками (коммуникативная  состоятельность);

 в) вносить свой  особый вклад в жизнь класса  и школы (состоятельность в  деятельности) [17, с.187].

Если подросткам неизвестны или недоступны приемлемые способы  удовлетворения вышеназванной базовой  потребности, то они используют те, которые принято называть нарушением дисциплины, плохим поведением. Условиями, которые провоцируют неприемлемые действия со стороны учащихся подросткового возраста, являются:

- качество отношений между учениками и педагогами;

- атмосфера в классе (направлена ли она на успех или деструкцию);

- структура классного коллектива.

Рассуждая далее, С.В.Кривцова подчеркивает, что чаще всего, нарушая  дисциплину, ученик осознает, что ведет  себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:

- привлечение внимания;

- власть;

- месть;

- избегание неудачи. [17, с.229]

Итак, недисциплинированные дети в подростковом возрасте выбирают плохое поведение, во-первых, для того, чтобы получить особое внимание учителя, быть в центре внимания всех участников образовательного процесса; во-вторых, для того, чтобы установить свою власть над педагогом или классом, демонстрируя бессилие одних и разрушая установившийся порядок в коллективе; в-третьих, для того, чтобы отомстить  однокласснику, отдельному взрослому, всем окружающим за непонимание, неприятие, за реальную или вымышленную обиду; в-четвертых, для того, чтобы не повторились  тяжелые переживания из-за неудач в каком-то виде деятельности. Они  предпочитают ничего не предпринимать, оставаться в изоляции, лишь бы вновь  не пережить поражение.

Как правило, последствиями  недисциплинированности со временем становится игнорирование требований окружающих, неконструктивные способы общения, нарушения в системе социальных связей и отношений, построение неадекватного  представления о себе.

Кроме того, в технологии работы практических психологов образования  к детям «группы риска» относят  социально и педагогически запущенных, а также пострадавших от насилия. При этом, такая запущенность определяется как состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрировано выражается в нарушенном образе «Я». [16, с.219]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Работа психолога с подростками группы «риска»

 

2.1 Формы и методы работы психолога с подростками группы «риска»

Как видно из теоретической основы, подростки с девиантным поведением - это те, кто недостаточно усвоил ценности, социальные нормы общества, особенно в первичном коллективе - семье, школе.

В силу сложного характера  поведенческих нарушений их предупреждение и предотвращение требует хорошо организованной системы социальных воздействий. Психологическая помощь является одним из уровней этой системы  и играет в ней связующую роль. Она имеет два ведущих направления:

психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика);

психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация).

Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему  общих и специальных мероприятий  на различных уровнях социальной организации, общегосударственном, правовом, общественном, экономическим, медико-санитарным, педагогическим, социально-психологическим.

Условиями успешности коррекционной  работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, с подростком. В работе с развивающейся личностью ВОЗ предлагает выделить: первичную, вторичную и третичную профилактику. [14, с.217]

Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а  также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика должна широко проводиться среди подростков.

Вторичная профилактика направлена на раннее выявление и реабилитацию нервно-психических нарушений и  работу с "группой риска", например, подростками, имеющими ярко выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время.

Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как  лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения.

Третичная профилактика также  может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением. Психопрофилактическая работа может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней, она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах проявления проблем. [8, с.269]

В настоящее время существует множество направлений и методических приёмов психотерапии. Психолог в  своей практической индивидуальной коррекционной работе использует различные  формы внушения, арттерапию, библиотерапию, музыкотерапию, танцтерапию, игротерапию, логотерапию, психодраму.

Рассмотрим некоторые  методы психотерапевтического воздействия, применяемые психологом в социальной коррекции девиантных подростков.

Метод разговорной психотерапии - логотерапия - это разговор с клиентом, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний.

Вербализация переживаний  вызывает положительное отношение  к тому, кто разговаривает с  клиентом, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния клиента, приводящего к самореализации, когда клиент делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.

Музыкотерапия - использование  в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Для  подростков, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда  звучит спокойная музыка, подростку  дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него неприятные ощущения или предложить ранжировать  неприятные ситуации от минимальных до самых сильных.

Имаготерапия - использование в целях терапии игры образами. Подросток создает динамичный образ самого себя. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, пересказ .аматизация народной сказки, театрализация рассказа, воспроизведение классической и современной драматургии, исполнение роли в спектакле. [9, с.317]

Психогимнастика. Взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции у частников группы, а также выработку умения выражать чувства и желания.

Моритатерапия - метод, с помощью которого подросток ставится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих. Социальный работник предлагает высказать свое мнение о чем-то и корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно вести себя (мимика, жесты, интонация). Этот метод помогает воспитывать культуру поведения. [9, с.323]

Существуют разные формы  психопрофилактической работы.

Информация о работе Психолого-педагогическое консультирование подростков группы риска