Психолого-педагогическое консультирование подростков группы риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: является изучить содержание и методику психолого-педагогического консультирования подростков группы «риска».
Задачи исследования:
1. Изучить, систематизировать и обобщить теоретическую литературу по психолого-педагогического консультирования подростков группы «риска»;
2. Определить психологические факторы трудновоспитуемости подростков

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..
Глава I. Теоретические основы подростков группы «риска»
1.1 Понятие подростков группы «риска», их психологические особенности………………………………………………………………
1.2 Факторы и причины возникновения категории подростков группы «риска»…………………………………………………………………………
1.3 Характеристика подростков группы «риска»……………………………
Глава II. Работа психолога с подростками группы «риска»
2.1 Формы и методы работы психолога с подростками группы «риска»….
2.2 Коррекционная работа психолога………………………………………..
2.3 Техника и приемы консультирования…………………………………....
2.4 Особенности проведения первичной встречи с подростком группы «риска»…………………………………………………………………………..
2.5 Работа с типичными подростковыми проблемами………………………
2.6 Методики изучения проблемы……………………………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Библиографический список…………………………………………………...
Приложение

Файлы: 1 файл

Консультирование.docx

— 119.53 Кб (Скачать)

Особое место среди  учебных проблем занимают трудности, предъявляемые как «лень» и «нежелание учиться». В этом случае нужно обратить внимание, во-первых, на стиль воспитания в семье. Неспособность брать на себя ответственность и пассивная позиция могут коррелировать с определенными стилями воспитания.

Следует также обратить внимание на сформированность внутреннего плана действий и навыков самоорганизации. Кроме того, может потребоваться консультация у невролога («лень» может на самом деле представлять собой повышенную утомляемость).

Довольно подробный анализ проблем, обозначаемых как «лень», можно  найти в работах А.Л. Венгера.

2. Консультирование  по поведенческим и коммуникативным  трудностям.

К этой группе проблем относятся, например, трудности в установлении контакта со сверстниками, проблемы во взаимоотношениях с родителями или  учителями, тревога при ответе у  доски.

В этом случае важно обратить внимание на то, насколько подросток, во-первых, принимает на себя ответственность  за имеющиеся проблемы, а во-вторых - считает их разрешимыми. Если эти  две задачи решены, можно переходить к осознанию неэффективных моделей  поведения и освоению новых паттернов.

В данном случае часто показаны групповые формы работы, которые  можно и нужно сопровождать консультативной  помощью. В основном следует использовать предоставление информации и самораскрытие.

Для обучения подростка конструктивным навыкам взаимодействия эффективной  будет техника ролевого моделирования, используемая совместно с системой домашних заданий. Если подросток обращается к психологу за конкретными рекомендациями, нуждаясь в совете, как поступить  в той или иной трудной ситуации, лучше не ограничиваться общими соображениями, а разыграть саму проблемную ситуацию в ходе консультирования.

3. Консультирование  по трудным ситуациям и экзистенциальным  проблемам.

Спектр подобных ситуаций довольно широк - от неразделенной любви  до развода родителей. В этом случае не требуется развернутой диагностики, поскольку в фокусе внимания будут  не столько объективные, сколько  субъективные трудности. Рекомендуется выбрать ресурсно ориентированную стратегию работы и использовать преимущественно позитивное переформулирование, а также уделить достаточно времени отреагированию чувств. В данном случае особую ценность для подростка представляет сама возможность делиться с психологом своими переживаниями, а не принятие какого-то решения или получение рекомендации.

В том случае, когда подросток  особенно остро переживает актуальные трудности, иногда бывает полезно простроить перспективу будущего. Подростку, эмоционально включенному в ситуацию, трудно осознать ее как временную, у него возникает  ощущение безысходности, беспомощности, невозможности что-либо изменить. К  примеру, одна наша клиентка сказала: «Мне кажется, так будет всегда». В  этом случае важно помочь подростку  понять, что ситуация не неизменна, что он растет, меняется, становится более самостоятельным.

Сделать это можно разными  способами. Во-первых, можно обратиться к личному опыту подростка: «Как ты думаешь, твои отношения с родителями всегда остаются неизменными? Когда  ты был маленьким, ты ничего не умел, и родители заботились о тебе, кормили, купали, одевали. Ты рос и учился всё делать сам: сам научился есть, одеваться, читать, и папа с мамой всё меньше и меньше делали за тебя. Сейчас ты не перестал расти, ты взрослеешь и становишься всё более и более самостоятельным. Когда-нибудь ты сможешь обходиться без родительской опеки, будешь сам зарабатывать, может быть, жить отдельно, будешь самостоятельно принимать все важные решения. Как ты думаешь, когда это будет? Что тебе для этого нужно сделать?»

Во-вторых, психолог может  обратиться к своему личному опыту, поделиться с подростком тем, что  и ему казались бесконечными и  неразрешимыми трудности в отношениях с родителями и как эта ситуация разрешилась со временем.

В этом случае важно не обесценивать актуальные переживания подростка («ерунда всё это, повзрослеешь - забудешь»), необходимо просто показать ему временность, изменчивость нынешнего  положения («всё это изменится, причем в обозримом будущем»).

2.6 Методики изучения проблемы

Трудность при обследовании заключается в том, что подростку  тяжело выразить словами все то, что с ним произошло. [18, с. 364]

Возможны следующие варианты методик:

    1. Опросник FPI (модифицированная форма В);
    2. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП);
    3. Опросник «Группа риска наркозависимости» (ГРН);
    4. Диагностики межличностных отношений Лири;
    5. Тест-опросник «Аддиктивная склонность».

Методика  №1. Исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)

Личностный опросник создан главным образом для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения таких широко известных опросников, как 16PF, MMPI, EPI.

Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.

Опросник FPI содержит 12 шкал; форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике - 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I-IX являются основными, или базовыми, а Х-ХII - производными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами Е, N и М соответственно.

Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.

Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить  психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.

Шкала III (депрессивность) дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие  оценки по шкале соответствуют наличию  этих признаков в эмоциональном  состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.

Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной  устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют  о неустойчивом эмоциональном состоянии  со склонностью к аффективному реагированию.

Шкала V (общительность) характеризует  как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют  говорить о наличии выраженной потребности  в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.

Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие  оценки свидетельствуют о хорошей  защищенности к воздействию стрессовых факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.

Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие  признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.

Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасположенность к стрессовому  реагированию на обычные жизненные  ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному  типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.

Шкала IX (открытость) позволяет  характеризовать отношение к  социальному окружению и уровень  самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе с данным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников.

Шкала X (экстраверсия - интроверсия). Высокие оценки по шкале соответствуют  выраженной экстравертированности личности, низкие - выраженной интровертированности.

Шкала XI (эмоциональная лабильность). Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся  в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной  саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.

Шкала XII (маскулинность - фемининность). Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие - по женскому.

Обработка результатов:

1. Производится подсчет  сырых баллов в соответствии  с ключом.

2. Сырые баллы переводятся  в стандартные оценки по 9-балльной  шкале.

Низкими считаются оценки в диапазоне 1-3 балла, средними - 4- 6 баллов, высокими - 7-9 баллов. Следует обратить особое внимание на оценку по шкале IX, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов.

Инструкция испытуемому:

На последующих страницах  имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся  к вам вопрос о том, соответствует  или не соответствует данное утверждение  каким-то особенностям вашего поведения, отдельных поступков, отношения  к людям, взглядам на жизнь.

Если вы считаете, что  такое соответствие имеет место, то дайте ответ «Да», в противном  случае - ответ «Нет». Свой ответ  зафиксируйте в имеющемся у вас  ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду вашего ответа.

Ответы необходимо дать на все вопросы. Тестовый материал. (Приложение 1)

Методика  №2. Для оценки склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)

Методика диагностики  склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным  тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения.

Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями.

Служебная шкала предназначена  для измерения предрасположенности  испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.

Шкалы опросника: склонности к преодолению норм и правил, склонности к аддиктивному (зависимому) поведению, склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонности к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонности к деликвентному поведению

Инструкция к тесту:

Перед вами имеется ряд  утверждений. Они касаются некоторых  сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение  и решите верно ли данное утверждение по отношению к вам.

Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим  утверждению, в квадратике под обозначением «да» поставьте крестик или галочку.

Если оно неверно, то поставьте крестик или галочку  в квадратике под обозначением «нет».

Если вы затрудняетесь  ответить, то постарайтесь выбрать  вариант ответа, который все-таки больше соответствует вашему мнению.

Затем таким же образом  отвечайте на все пункты опросника. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете нужным. Помните, что вы высказываете собственное мнение о себе в настоящий момент.

Здесь не может быть «плохих» или «хороших», «правильных» или  «неправильных» ответов. Очень долго не обдумывайте ответов, важна ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно и серьезно. Небрежность, а также стремление «улучшить» или «ухудшить» ответы приводят к недостоверным результатам.

В случае затруднений еще  раз прочитайте эту инструкцию или  обратитесь к тому, кто проводит тестирование. Не делайте никаких  пометок в тексте опросника. Тестовый материал. (Приложение 2)

Интерпретация результатов:

Шкала установки на социально-желательные  ответы: 2 (нет), 4 (нет), 6 (нет), 13 (да), 21 (нет), 23 (нет), 30 (да), 32 (да), 33 (нет), 38 (нет), 47 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 87 (нет).

Шкала склонности к преодолению  норм и правил: 1 (нет), 10 (нет), 11 (да), 22 (да), 34 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (нет), 59 (да), 61 (нет), 80 (да), 86 (нет), 88 (да), 91 (да), 93 (нет).

Информация о работе Психолого-педагогическое консультирование подростков группы риска