Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 12:53, курсовая работа
Цель работы: является изучить содержание и методику психолого-педагогического консультирования подростков группы «риска».
Задачи исследования:
1. Изучить, систематизировать и обобщить теоретическую литературу по психолого-педагогического консультирования подростков группы «риска»;
2. Определить психологические факторы трудновоспитуемости подростков
Введение………………………………………………………………………..
Глава I. Теоретические основы подростков группы «риска»
1.1 Понятие подростков группы «риска», их психологические особенности………………………………………………………………
1.2 Факторы и причины возникновения категории подростков группы «риска»…………………………………………………………………………
1.3 Характеристика подростков группы «риска»……………………………
Глава II. Работа психолога с подростками группы «риска»
2.1 Формы и методы работы психолога с подростками группы «риска»….
2.2 Коррекционная работа психолога………………………………………..
2.3 Техника и приемы консультирования…………………………………....
2.4 Особенности проведения первичной встречи с подростком группы «риска»…………………………………………………………………………..
2.5 Работа с типичными подростковыми проблемами………………………
2.6 Методики изучения проблемы……………………………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Библиографический список…………………………………………………...
Приложение
Особое место среди учебных проблем занимают трудности, предъявляемые как «лень» и «нежелание учиться». В этом случае нужно обратить внимание, во-первых, на стиль воспитания в семье. Неспособность брать на себя ответственность и пассивная позиция могут коррелировать с определенными стилями воспитания.
Следует также обратить внимание на сформированность внутреннего плана действий и навыков самоорганизации. Кроме того, может потребоваться консультация у невролога («лень» может на самом деле представлять собой повышенную утомляемость).
Довольно подробный анализ проблем, обозначаемых как «лень», можно найти в работах А.Л. Венгера.
2. Консультирование
по поведенческим и
К этой группе проблем относятся, например, трудности в установлении контакта со сверстниками, проблемы во взаимоотношениях с родителями или учителями, тревога при ответе у доски.
В этом случае важно обратить
внимание на то, насколько подросток,
во-первых, принимает на себя ответственность
за имеющиеся проблемы, а во-вторых
- считает их разрешимыми. Если эти
две задачи решены, можно переходить
к осознанию неэффективных
В данном случае часто показаны групповые формы работы, которые можно и нужно сопровождать консультативной помощью. В основном следует использовать предоставление информации и самораскрытие.
Для обучения подростка конструктивным навыкам взаимодействия эффективной будет техника ролевого моделирования, используемая совместно с системой домашних заданий. Если подросток обращается к психологу за конкретными рекомендациями, нуждаясь в совете, как поступить в той или иной трудной ситуации, лучше не ограничиваться общими соображениями, а разыграть саму проблемную ситуацию в ходе консультирования.
3. Консультирование
по трудным ситуациям и
Спектр подобных ситуаций
довольно широк - от неразделенной любви
до развода родителей. В этом случае
не требуется развернутой
В том случае, когда подросток особенно остро переживает актуальные трудности, иногда бывает полезно простроить перспективу будущего. Подростку, эмоционально включенному в ситуацию, трудно осознать ее как временную, у него возникает ощущение безысходности, беспомощности, невозможности что-либо изменить. К примеру, одна наша клиентка сказала: «Мне кажется, так будет всегда». В этом случае важно помочь подростку понять, что ситуация не неизменна, что он растет, меняется, становится более самостоятельным.
Сделать это можно разными способами. Во-первых, можно обратиться к личному опыту подростка: «Как ты думаешь, твои отношения с родителями всегда остаются неизменными? Когда ты был маленьким, ты ничего не умел, и родители заботились о тебе, кормили, купали, одевали. Ты рос и учился всё делать сам: сам научился есть, одеваться, читать, и папа с мамой всё меньше и меньше делали за тебя. Сейчас ты не перестал расти, ты взрослеешь и становишься всё более и более самостоятельным. Когда-нибудь ты сможешь обходиться без родительской опеки, будешь сам зарабатывать, может быть, жить отдельно, будешь самостоятельно принимать все важные решения. Как ты думаешь, когда это будет? Что тебе для этого нужно сделать?»
Во-вторых, психолог может
обратиться к своему личному опыту,
поделиться с подростком тем, что
и ему казались бесконечными и
неразрешимыми трудности в
В этом случае важно не обесценивать актуальные переживания подростка («ерунда всё это, повзрослеешь - забудешь»), необходимо просто показать ему временность, изменчивость нынешнего положения («всё это изменится, причем в обозримом будущем»).
2.6 Методики изучения проблемы
Трудность при обследовании заключается в том, что подростку тяжело выразить словами все то, что с ним произошло. [18, с. 364]
Возможны следующие варианты методик:
Методика №1. Исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
Личностный опросник создан главным образом для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения таких широко известных опросников, как 16PF, MMPI, EPI.
Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.
Опросник FPI содержит 12 шкал; форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике - 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I-IX являются основными, или базовыми, а Х-ХII - производными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами Е, N и М соответственно.
Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.
Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.
Шкала III (депрессивность) дает
возможность диагностировать
Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.
Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.
Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стрессовых факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.
Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.
Шкала VIII (застенчивость) отражает
предрасположенность к
Шкала IX (открытость) позволяет
характеризовать отношение к
социальному окружению и
Шкала X (экстраверсия - интроверсия). Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие - выраженной интровертированности.
Шкала XI (эмоциональная лабильность). Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.
Шкала XII (маскулинность - фемининность). Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие - по женскому.
Обработка результатов:
1. Производится подсчет сырых баллов в соответствии с ключом.
2. Сырые баллы переводятся в стандартные оценки по 9-балльной шкале.
Низкими считаются оценки в диапазоне 1-3 балла, средними - 4- 6 баллов, высокими - 7-9 баллов. Следует обратить особое внимание на оценку по шкале IX, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов.
Инструкция испытуемому:
На последующих страницах
имеется ряд утверждений, каждое
из которых подразумевает
Если вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ «Да», в противном случае - ответ «Нет». Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду вашего ответа.
Ответы необходимо дать на все вопросы. Тестовый материал. (Приложение 1)
Методика №2. Для оценки склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)
Информация о работе Психолого-педагогическое консультирование подростков группы риска