Психолого-педагогическое консультирование подростков группы риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: является изучить содержание и методику психолого-педагогического консультирования подростков группы «риска».
Задачи исследования:
1. Изучить, систематизировать и обобщить теоретическую литературу по психолого-педагогического консультирования подростков группы «риска»;
2. Определить психологические факторы трудновоспитуемости подростков

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..
Глава I. Теоретические основы подростков группы «риска»
1.1 Понятие подростков группы «риска», их психологические особенности………………………………………………………………
1.2 Факторы и причины возникновения категории подростков группы «риска»…………………………………………………………………………
1.3 Характеристика подростков группы «риска»……………………………
Глава II. Работа психолога с подростками группы «риска»
2.1 Формы и методы работы психолога с подростками группы «риска»….
2.2 Коррекционная работа психолога………………………………………..
2.3 Техника и приемы консультирования…………………………………....
2.4 Особенности проведения первичной встречи с подростком группы «риска»…………………………………………………………………………..
2.5 Работа с типичными подростковыми проблемами………………………
2.6 Методики изучения проблемы……………………………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Библиографический список…………………………………………………...
Приложение

Файлы: 1 файл

Консультирование.docx

— 119.53 Кб (Скачать)

Первая форма - организация  социальной среды. В ее основе лежат  представления о детерминирующем  влиянии окружающей среды, на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к девиантному поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа, школа, класс или конкретная личность.

В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу  по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств  массовой информации.

Вторая форма работы - информирование. Это наиболее обычное  для нас направление профилактической работы. В форме лекций, распространении  специальной литературы, бесед или  видео-телефильмов. Суть подхода заключается  в попытке воздействия на когнитивные  процессы личности с целью повышения  ее способности к принятию конструктивных решений. [7, с.308]

 Для этого обычно  широко используется информация, подтвержденная статистическими  данными, например, о пагубном  влиянии наркотиков на здоровье  и личность. Нередко информация  имеет запугивающий характер, при  этом перечисляются негативные  последствия употребления наркотиков  или описываются драматические  судьбы девиантов, их личностная деградация. [9, с.240]

Третья форма психопрофилактической  работы - активное социальное обучение социально-важным навыкам. Реализуется  в форме групповых тренингов. Распространены следующие типы тренингов:

тренинг резистентности - устойчивости к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить "нет" в случае давления сверстников;

тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей; [14, с.177]

тренинг формирования жизненных  навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и  конструктивно разрешать конфликты. Также это способность принимать  на себя ответственность, отстаивать свою позицию, интересы. Важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

Данная модель является одной  из наиболее перспективных в работе с подростками.

Четвертая форма - организация  деятельности альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлением о заместительном эффекте девиантного поведения, она реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения.

Пятая форма - организация  здорового образа жизни. Данная форма  исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим  организмом. Умение человека достигать  оптимального состояния и успешно  противостоять неблагоприятным  факторам среды считается особенно ценным.

Шестая форма - активизация  личностных ресурсов. Активное занятие  подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения  и личностного роста - все это  активизирует личностные ресурсы, в  свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Седьмая форма - минимализация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. [19, с.205]

В различных формах психопрофилактической  работы могут использоваться схожие приемы и методы. По способу организации  работы выделяют следующие приемы психопрофилактики:

индивидуальная;

семейная;

групповая.

В соответствии со спецификой девиантного поведения можно выделить следующие принципы психопрофилактики:

комплексность (организация  воздействия на различных уровнях  социального пространства, семьи  или личности);

адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);

позитивность информации;

минимализация негативных последствий;

личностная заинтересованность и ответственность участников;

максимальная активность личности;

устремленность в будущее. [11, с.190]

Современный этап развития антинаркотических профилактических программ во всем мире характеризуется разнообразием теоретических подходов и наличием широкого спектра методов и приемов предупреждения приобщения к психоактивным веществам и формирования наркозависимости. Специалистами ВОЗ выделяют следующие современные модели первичной профилактики:

1. модель моральных принципов;

2. модель запугивания;

3. модель фактических  знаний;

4. модель аффиктивного обучения;

5. модель улучшения здоровья.

В целом можно констатировать, что большая часть отечественных  программ профилактики злоупотребления  ПАВ является переработкой зарубежных программ.

2.2 Коррекционная работа психолога

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Психолога-консультанта должно интересовать, насколько родители, которые обращаются в психологическую  консультацию по поводу проблем, связанных  с деструктивными и затяжными  родительско-юношескими конфликтами, в основе которых лежит девиантное поведение ребенка, способны оказывать помощь своим детям в плане формирования у них мировоззрения.

Психологическое консультирование - это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина будут определяться, прежде всего, необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений подростка. При этом, в ходе психологического консультирования реализуется индивидуальный подход, суть которого состоит в коррекции комплекса качеств, связанных с агрессивностью подростка. [11, с.293]

Выбор психотерапевтического  воздействия и взаимодействия зависит  от индивидуальных особенностей личности девиантного подростка.

Формирование девиантного поведения у подростков наиболее часто проявляется в семьях, где материальный уровень жизни низкий, родители злоупотребляют алкоголем, ведут асоциальный образ жизни. У подростков из таких семей выявлены нарушения нервно-психической сферы в виде неврозов, энуреза, девиаций поведения. С низким уровнем жизни семьи связаны повышенная заболеваемость, травматизм подростков, высок риск эмоциональных нарушений. Сведения о таких детях подаются школьному врачу детскими поликлиниками, другими учреждениями с целью наблюдения за ними и лечения в соответствующих медицинских учреждениях.

Система лечебно-оздоровительных  мероприятий, направленных на коррекцию  девиантного поведения, проводимая в нашей школе включает психогигиенические, коррекционные, лечебно-педагогические, общеоздоровительные мероприятия, психофармакологию, психотерапию. При этом учитываются индивидуальные медико-биологические особенности подростка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально-психологических факторов в генезе девиации. Эти данные определяют условия оказания помощи (амбулаторно, стационарно, полустационарно). Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания. Проводится тщательное соматическое обследование.

Система лечебно-оздоровительных  мероприятий, направленных на коррекцию  девиантного поведения, проводимая в нашей школе включает психогигиенические, коррекционные, лечебно-педагогические, общеоздоровительные мероприятия, психофармакологию, психотерапию.

При этом учитываются индивидуальные медико-биологические особенности  подростка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и  социально-психологических факторов в генезе девиации. Эти данные определяют условия оказания помощи (амбулаторно, стационарно, полустационарно). Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания. Проводится тщательное соматическое обследование.

При оказании индивидуальной помощи девиантному подростку необходимо придерживаться следующего алгоритма [11, с.133]:

  1. Выявление возрастных и индивидуальных проблем подростка с помощью наблюдения и психолого-педагогической диагностики.
  2. Классификация выявленных проблем по:
  • принадлежности к естественно-культурным, социально-культурным или социально-психологическим задачам;
  • источникам их возникновения, к которым относятся в первую очередь семья девиантного подростка, ближайший к нему социум, группы сверстников (в том числе и класс) и школа как воспитательная организация;
  • степени их осознанности подростком и его эмоциональному отношению к ним.
  1. Ранжирование проблем подростка по степени значимости их с точки зрения его социализации.
  1. Постановка цели планируемой индивидуальной помощи в школе в соответствии с первоочередными проблемами школьника.
  2. Определение ведущей тактики оказания индивидуальной помощи воспитаннику: от косвенного включения его в педагогические ситуации до самостоятельного решения им своих проблем.
  3. Выбор основного пути индивидуальной помощи девиантному подростку на данном этапе решения той или иной проблемы: через классный коллектив, через семью школьника или через непосредственное взаимодействие с ним педагога.
  4. Выбор и реализация адекватных методов и форм индивидуальной помощи.
  5. Установление обратной связи в процессе оказания индивидуальной помощи (с помощью наблюдений, психолого-педагогической диагностики и в непосредственном контакте со школьником).
  6. Интерпретация и анализ получаемых результатов, соотнесение их с поставленными целями и степенью решенности той или иной проблемы подростка.
  7. Коррекция индивидуальной помощи, основанная на анализе полученных результатов.

Особенность работы психолога по коррекции девиантного поведения подростков в условиях средней школы заключается во взаимодействии и взаимопроникновении деятельности врача, социального работника, классного руководителя, педагогов предметников. Основная задача всех специалистов, при этом, - изменение вектора агрессивности с целью создания условий для социальной адаптации личности.

Таким образом, особо значимой в  обществе является деятельность по социальной коррекции девиантного поведения в средней школе, где имеется необходимый кадровый ресурс (учителя, педагоги дополнительного образования, психолог, медики), способный реализовать комплекс коррекционных мероприятий по организации индивидуальной помощи подростку.

2.3 Техника и  приемы консультирования

1. Присоединение. Это установление активного и доброжелательного контакта.

Оно включает ряд компонентов.

Приветствие. После получения разрешения к подростку лучше обращаться «ты»,а не «вы».

Невербальное  общение. То, как консультант сидит или стоит, может показывать, насколько он заинтересован в общении с клиентом и какие чувства он испытывает при обсуждении определенных тем. Если консультант смотрит клиенту в глаза, это говорит о том, что он уважает и слушает клиента.

Хорошая межличностная коммуникация требует соответствующего контакта глазами. Где-то между немигающим взглядом и полным отводом глаз лежит наилучшая  степень контакта глазами.

Взволнованный, раздраженный, смущенный или подавленный клиент может избегать контакта глазами, но лицо консультанта должно быть к нему повернуто, так как это важный способ демонстрации интереса. Часто  на первом приеме отправной точкой является установление контакта глазами.

Если же консультант не смотрит в глаза клиенту, это  может указывать на то, что он смущен, недоволен, ему скучно или  он просто не слушает. Если консультант  перелистывает бумаги, играет ручкой или карандашом, барабанит пальцами по столу, отвечает на телефонные звонки или сам звонит по телефону, у  клиента может создаться впечатление, что другие вещи для консультанта гораздо важнее, чем его проблемы.

Тон голоса. Для клиента важны не только слова, но и то, как они произносятся.

Грубый или резкий голос  консультанта может напугать, заставив его прекратить общение.

Громкий голос, который разносится по всей клинике, может смущать клиента  и нарушать конфиденциальность разговора. Спокойный мягкий голос, напротив, демонстрирует  уважение и заботу, поощряя к беседе.

Информация о работе Психолого-педагогическое консультирование подростков группы риска