Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 13:40, творческая работа
Основной целью такого сопровождения учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе-интернате мы считаем поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала субъектов образовательного процесса, с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в обществе, т.е. их социальной адаптации.
«Группа риска»
выполнила:
педагог-психолог ГОКУ ИО «Специальная
(коррекционная) школа-интернат
№ 28 г. Тулуна»
Шевченко Татьяна Васильевна
г. Тулун, 2015 г.
Вот уже около 5 лет в основе организации работы нашей школьной психологической службы лежит идея психолого-педагогического сопровождения школьников, под которой мы понимаем создание системы профессиональной деятельности школьных специалистов, направленной на решение задач по успешному обучению и психологическому развитию ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.
Основной целью такого сопровождения учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе-интернате мы считаем поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала субъектов образовательного процесса, с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в обществе, т.е. их социальной адаптации. Опыт нашей работы свидетельствует о том, что социальная адаптация умственно отсталых детей и подростков практически всегда определяется не только глубиной психического недоразвития, но и их особенностями поведения. В настоящее время отмечается продолжающийся рост числа детей, которые в силу тех или иных отклонений психофизического и социального характера нуждаются в комплексном психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении. В последние годы выделена особая категория школьников, которая получила определение «дети риска». Это учащиеся, которые отличаются асоциальным поведением, то есть противоречащим принятым в обществе правовым или нравственным нормам, которое проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании. В Концепции модернизации российского образования до 2010 года подчеркнуто, что дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением.
Расстройством поведения считается поведение, обращающее на себя внимание нарушением норм, несоответствием, получаемым советам и рекомендациям и отличающееся от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Диагноз нарушенного поведения обычно основывается на чрезмерной драчливости или хулиганстве, жестокости к другим людям или животным, тяжелых разрушениях собственности, поджогах, воровстве, лживости, прогулах в школе и уходах из дома, необычно частых и тяжелых вспышках гнева, вызывающем провокационном поведении, откровенном постоянном непослушании. В работе Иванова Е.С. (1992 г.) указываются следующие виды нарушения поведения умственно отсталых детей и подростков при разных психопатологических синдромах:
№ |
Синдром |
Частота проявления |
Формы нарушения поведения |
Астенический |
43,0% |
Аффективная неустойчивость, угнетенное настроение, реакции протеста: крик, плач, агрессия; негативное отношение к учебе, побеги из школы; включение в асоциальные уличные группы. | |
Психической неустойчивости |
10,0% |
Психический инфантилизм; отставание в развитии эмоционально-волевой сферы, жестокость, повышенная внушаемость, завышенная самооценка, ложь, хвастовство | |
Аффективной возбудимости |
8,3% |
Взрывчатость, агрессивность, раздражительность, неуправляемость во время аффекта, свойственны разрушительные действия; побеги из школы, токсикомания, курение, частые члены асоциальных групп | |
Неврозоподобный |
6,6% |
Капризность, возбудимость в пределах школьной дисциплинированности, грубость с учителями, драчливость, курение, эпизодическое использование токсикоманических препаратов, уходы из школы. | |
Дисфорический |
5,8% |
Внезапные колебания настроения, напряженность, аффективные разрядки, агрессия, разрушительные действия | |
Нарушенных влечений |
1,7% |
Неудержимое стремление к побегам, бродяжничеству, повышенная склонность к воровству | |
Аутизм |
1,7% |
Нецеленаправленное и неподдающееся коррекции поведение, характеризующееся отсутствием потребности в общении | |
Гиперкинетический |
1,7% |
Повышенная двигательная расторможенность, неуправляемость поведения, постоянный источник психоконфликтных ситуаций |
Известно, что при адекватном воспитании дети с легкими интеллектуальным дефектом осваивают правильные формы поведения и в некоторой степени могут контролировать свои поступки. Однако в повседневной жизни мы сталкиваемся с различными видами расстройств поведения у воспитанников школы.
В связи с этим администрацией школы перед психологической службой была поставлена задача: выявить воспитанников, имеющих нарушения поведения, произвести их типологизацию с целью обеспечения индивидуального подхода в коррекционной работе.
Руководствуясь описанием различных видов нарушенного поведения (Д.Н.Исаев, 2003 г.) в 2009 году нами составлена Карта экспертной оценки нарушений поведения, в которой симптомы поведенческих отклонений распределены по синдромам: преобладание психической неустойчивости (ППН: отказ от обучения, параутическое поведение, преобладание игровых интересов, дисфорическое расстройство поведения, двигательная расторможенность, внушаемость, ложь), аффективная возбудимость (АВ: агрессия, чрезмерная драчливость, хулиганство, аутоагрессия, немотивированные колебания настроения, раздражительность, неуправляемость, необычайно частые и тяжелые вспышки гнева, грубость, вызывающее провокационное поведение, недисциплинированность, откровенное постоянное непослушание), патологически измененные влечения (ПИВ: активное, несоответствующее возрасту половое поведение, поджоги, жестокость к другим людям или животным, бродяжничество, прогулы в школе, уходы из дома, алкоголизация, токсикоманическое поведение, курение). Карты были заполнены на основе наблюдений классных руководителей, учителей и воспитателей.
Обобщенные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Число обучающихся |
Из них с нарушениями в поведении |
Из них с отдельно выраженными синдромами |
Из них с сочетанием выраженных синдромов | ||||||
ППН |
АВ |
Пив |
ППН +АВ |
АВ ПиВ |
ППН +Пив |
ППН АВ Пив | |||
Начальное звено |
42 |
12 (28%) |
1 (2%) |
6 (15%) |
1 (2%) |
0 |
2 (5%) |
1 (2%) |
1 (2%) |
Старшее звено |
81 |
34 (42%) |
3 (4%) |
7 (9%) |
5 (6%) |
1 (1%) |
8 (10%) |
1 (1%) |
9 (11%) |
Всего по школе |
123 |
46(37%) |
4 (3%) |
13 (11%) |
6 (5%) |
1 (1%) |
10 (8%) |
2 (2%) |
10 (8%) |
Без нарушений поведения |
ППН |
АВ |
Пив |
ППН +АВ |
АВ ПиВ |
ППН +Пив |
ППН АВ Пив | |
Начальное звено |
72% |
2% |
15% |
2% |
0 |
5% |
2% |
2% |
Старшее звено |
58% |
4% |
9% |
6% |
1% |
10% |
1% |
11% |
Всего по школе |
62% |
3% |
11% |
5% |
1% |
8%) |
2% |
8% |
Это исследование позволило выделить детей «группы риска» (37% от всех обучающихся), имеющих выраженные расстройства поведения, и определить наиболее распространенные из них.
Мы пришли к выводу, что для воспитанников всех возрастов характерно проявление повышенной аффективной возбудимости, что в старшем звене возрастает количество воспитанников с выраженными расстройствами поведения. Растет число детей с сочетанными расстройствами поведения, а больше проявляются патологически измененные влечения.
Если говорить о конкретных проявлениях нарушенного поведения, то наиболее часто в группе обучающихся начального звена встречались двигательная расторможенность (у 41% учащихся). Несколько меньшее распространение имели недисциплинированность, грубое, вызывающее поведение, прогулы в школе (у 33% , 30% и 21% обучающихся соответственно). В группе воспитанников старшего звена - курение. Так же широко распространены двигательная расторможенность (у 44% обучающихся), недисциплинированность, грубое, вызывающее поведение (у 43% и 35% обучающихся). В два раза возрастает распространенность бродяжничества, агрессии и отказа от обучения (35-36% по сравнению с 18% в начальной школе).
Результаты исследования были представлены педагогам на школьном ППМк. Следующей задачей, стоящей перед нами была разработка системы взаимодействия специалистов по работе с детьми «группы риска», т.к. «успеха в коррекционной воспитательной работе можно добиться только при согласованных действиях психологов, социальных работников, педагогов, медиков и членов семьи» (Д.Н.Исаев, 2003 г.).
Были выработаны методические рекомендации по работе с детьми этой группы, которые включили в себя «Характеристики некоторых поведенческих нарушений у подростков», «Классификацию отклоняющегося поведения», «Характеристики типов поведения в зависимости от целей, которые преследует ученик», «Характеристики агрессивных подростков», «Правила работы с детьми группы риска», «Наиболее распространенные типы неправильного воспитания», «Действия педагогов при инцидентах и кризисных ситуациях». Работа по профилактике алкоголизма, наркомании, табакокурения, асоциального поведения в специальной (коррекционной) школе-интернате направлена на достижение конечной цели – сохранение здоровья обучающегося и становление личности проблемного ребенка с адаптацией его в общество.
Школьной методической службой были разработаны профилактические коррекционно-воспитательные программы «Школа без курения», «Коррекция агрессивного поведения». При составлении этих программ мы руководствовались задачами, важными для детей и подростков, стоящими перед ними на каждом этапе развития, и обусловленными возрастными особенностями.
Кроме этого педагогам для практического использования в начальном звене были предложены коррекционно-развивающие программы Г. Семеновой «Развитие учебно-познавательных мотивов у младших школьников», И. Вежновец «Развитие эмоциональной сферы», программа социального тренинга А. Ивашовой «Сотрудничество». Эти программы реализовывались воспитателями. При планировании работы с подростками воспитателям предлагались к использованию «Тренинговая программа развития коммуникативных способностей подростков» Т. Губкиной, психологический тренинг внутригруппового взаимодействия «Профилактика девиантного поведения подростков» Е. Гедзь и Н. Середенко, циклы тренинговых занятий
В. Родионова и М. Ступницкой «Я и Мы», «Я и Они». Психолог оказывал помощь в подготовке и проведении этих занятий.
Мы продолжаем мониторинг выраженности поведенческих расстройств у воспитанников школы-интерната. Результаты, полученные нами в 2009-2010 учебном году, представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Число обучающихся |
Из них с нарушениями в поведении |
Из них с отдельно выраженными синдромами |
Из них с сочетанием выраженных синдромов | ||||||
ППН |
АВ |
Пив |
ППН +АВ |
АВ ПиВ |
ППН +Пив |
ППН АВ Пив | |||
Начальное звено |
35 |
7 (20%) |
2 (7%) |
1 (3%) |
0 |
3 (10%) |
0 |
0 |
0 |
Старшее звено |
73 |
20 (27%) |
2 (3%) |
2 (3%) |
4 (6%) |
1 (1%) |
4 (6%) |
0 |
7 (10%) |
Всего по школе |
108 |
27 (25%) |
4 (4%) |
3 (3%) |
4 (3%) |
4 (4%) |
4 (4%) |
0 |
8 (7%) |