Группа риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 13:40, творческая работа

Краткое описание

Основной целью такого сопровождения учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе-интернате мы считаем поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала субъектов образовательного процесса, с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в обществе, т.е. их социальной адаптации.

Файлы: 1 файл

творческая работа психолога.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая работа по теме:

«Группа риска»

 

Исследование проблемы и организация

психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выполнила:

педагог-психолог ГОКУ ИО «Специальная

(коррекционная) школа-интернат

№ 28 г. Тулуна»

Шевченко Татьяна Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Тулун, 2015 г.

Вот уже около 5 лет в основе организации работы нашей школьной психологической службы лежит идея психолого-педагогического сопровождения школьников, под которой мы понимаем создание системы профессиональной деятельности школьных специалистов, направленной на решение задач по успешному обучению и психологическому развитию ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.

Основной целью такого сопровождения учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе-интернате мы считаем поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала субъектов образовательного процесса, с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в обществе, т.е. их социальной адаптации. Опыт нашей работы свидетельствует о том, что социальная адаптация умственно отсталых детей и подростков практически всегда определяется не только глубиной психического недоразвития, но и их особенностями поведения. В настоящее время отмечается продолжающийся рост числа детей, которые в силу тех или иных отклонений психофизического и социального характера нуждаются в комплексном психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении. В последние годы выделена особая категория школьников, которая получила определение «дети риска». Это учащиеся, которые отличаются асоциальным поведением, то есть противоречащим принятым в обществе правовым или нравственным нормам, которое проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании. В Концепции модернизации российского образования до 2010 года подчеркнуто, что дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением.

Расстройством поведения считается поведение, обращающее на себя внимание нарушением норм, несоответствием, получаемым советам и рекомендациям и отличающееся от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Диагноз нарушенного поведения обычно основывается на чрезмерной драчливости или хулиганстве, жестокости к другим людям или животным, тяжелых разрушениях собственности, поджогах, воровстве, лживости, прогулах в школе и уходах из  дома, необычно частых и тяжелых вспышках гнева, вызывающем провокационном поведении, откровенном постоянном непослушании. В работе Иванова Е.С. (1992 г.) указываются следующие виды нарушения поведения умственно отсталых детей и подростков при разных психопатологических синдромах:

Синдром

Частота проявления

Формы нарушения поведения

Астенический

43,0%

Аффективная неустойчивость, угнетенное настроение, реакции протеста: крик, плач, агрессия; негативное отношение к учебе, побеги из школы; включение в асоциальные уличные группы.

Психической неустойчивости

10,0%

Психический инфантилизм; отставание в развитии эмоционально-волевой сферы, жестокость, повышенная внушаемость, завышенная самооценка, ложь, хвастовство

Аффективной возбудимости

8,3%

Взрывчатость, агрессивность, раздражительность, неуправляемость во время аффекта, свойственны разрушительные действия; побеги из школы, токсикомания, курение, частые члены асоциальных групп

Неврозоподобный

6,6%

Капризность, возбудимость в пределах школьной дисциплинированности, грубость с учителями, драчливость, курение, эпизодическое использование токсикоманических препаратов, уходы из школы.

Дисфорический

5,8%

Внезапные колебания настроения, напряженность, аффективные разрядки, агрессия, разрушительные действия

Нарушенных влечений

1,7%

Неудержимое стремление к побегам, бродяжничеству, повышенная склонность к воровству

Аутизм

1,7%

Нецеленаправленное и неподдающееся коррекции поведение, характеризующееся отсутствием потребности в общении

Гиперкинетический 

1,7%

Повышенная двигательная расторможенность, неуправляемость поведения, постоянный источник психоконфликтных ситуаций


 

Известно, что при адекватном воспитании дети с легкими интеллектуальным дефектом осваивают правильные формы поведения и в некоторой степени могут контролировать свои поступки. Однако в повседневной жизни мы сталкиваемся с различными видами расстройств поведения у воспитанников школы.

В связи с этим администрацией школы перед психологической службой была поставлена задача: выявить воспитанников, имеющих нарушения поведения, произвести их типологизацию с целью обеспечения индивидуального подхода в коррекционной работе.

Руководствуясь описанием различных видов нарушенного поведения (Д.Н.Исаев, 2003 г.) в 2009 году нами составлена Карта экспертной оценки нарушений поведения, в которой симптомы поведенческих отклонений распределены по синдромам: преобладание психической неустойчивости (ППН: отказ от обучения, параутическое поведение, преобладание игровых интересов, дисфорическое расстройство поведения, двигательная расторможенность, внушаемость, ложь), аффективная возбудимость (АВ: агрессия, чрезмерная драчливость, хулиганство, аутоагрессия, немотивированные колебания настроения, раздражительность, неуправляемость, необычайно частые и тяжелые вспышки гнева, грубость, вызывающее провокационное поведение, недисциплинированность, откровенное постоянное непослушание), патологически измененные влечения (ПИВ: активное, несоответствующее   возрасту половое поведение, поджоги, жестокость к другим людям или животным, бродяжничество, прогулы в школе, уходы из дома, алкоголизация, токсикоманическое поведение, курение). Карты были заполнены на основе наблюдений классных руководителей, учителей и воспитателей.

Обобщенные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1.

 

Число обучающихся

Из них с нарушениями в поведении

Из них с отдельно выраженными синдромами

Из них с сочетанием выраженных синдромов

ППН

АВ

Пив

ППН

+АВ

АВ

ПиВ

ППН

+Пив

ППН

АВ

Пив

Начальное звено

42

12 (28%)

1 (2%)

6 (15%)

1 (2%)

0

2 (5%)

1 (2%)

1 (2%)

Старшее

звено

81

34 (42%)

3 (4%)

7 (9%)

5 (6%)

1 (1%)

8 (10%)

1 (1%)

9 (11%)

Всего по школе

123

46(37%)

4 (3%)

13 (11%)

6 (5%)

1 (1%)

10 (8%)

2 (2%)

10 (8%)


 

 

Без нарушений поведения

ППН

АВ

Пив

ППН

+АВ

АВ

ПиВ

ППН

+Пив

ППН

АВ

Пив

Начальное звено

72%

2%

15%

2%

0

5%

2%

2%

Старшее

звено

58%

4%

9%

6%

1%

10%

1%

11%

Всего по школе

62%

3%

11%

5%

1%

8%)

2%

8%


 

Это исследование позволило выделить детей «группы риска» (37% от всех обучающихся), имеющих выраженные расстройства поведения, и определить наиболее распространенные из них.

Мы пришли к выводу, что для воспитанников всех возрастов характерно проявление повышенной аффективной возбудимости, что в старшем звене возрастает количество воспитанников с выраженными расстройствами поведения. Растет  число детей с сочетанными расстройствами поведения, а больше проявляются патологически измененные влечения.

Если говорить о конкретных проявлениях нарушенного поведения, то наиболее часто в группе обучающихся начального звена  встречались двигательная расторможенность (у 41% учащихся).  Несколько меньшее распространение имели недисциплинированность, грубое, вызывающее поведение, прогулы в школе  (у 33% ,  30% и 21%  обучающихся соответственно). В группе воспитанников старшего звена - курение. Так же широко распространены двигательная расторможенность (у 44% обучающихся), недисциплинированность, грубое, вызывающее поведение (у 43%  и 35% обучающихся). В два раза возрастает распространенность бродяжничества, агрессии и отказа от обучения (35-36% по сравнению с 18% в начальной школе).  

Результаты исследования были представлены педагогам на школьном ППМк. Следующей задачей, стоящей перед нами была разработка системы взаимодействия специалистов по работе с детьми «группы риска», т.к. «успеха в коррекционной воспитательной работе можно добиться только при согласованных действиях психологов, социальных работников, педагогов, медиков и членов семьи» (Д.Н.Исаев, 2003 г.).

Были выработаны методические рекомендации по работе с детьми этой группы, которые включили в себя «Характеристики некоторых поведенческих нарушений у подростков», «Классификацию отклоняющегося поведения», «Характеристики типов поведения в зависимости от целей, которые преследует ученик», «Характеристики агрессивных подростков», «Правила работы с детьми группы риска», «Наиболее распространенные типы неправильного воспитания», «Действия педагогов при инцидентах и кризисных ситуациях». Работа по профилактике алкоголизма, наркомании, табакокурения, асоциального поведения в специальной (коррекционной) школе-интернате направлена на достижение конечной цели – сохранение здоровья обучающегося и становление личности проблемного ребенка с адаптацией его в общество.

Школьной методической службой были разработаны профилактические коррекционно-воспитательные программы «Школа без курения», «Коррекция агрессивного поведения». При составлении этих программ мы руководствовались задачами, важными для детей и подростков, стоящими перед ними на каждом этапе развития, и обусловленными возрастными особенностями.

Кроме этого педагогам для практического использования в начальном звене были предложены коррекционно-развивающие программы Г. Семеновой «Развитие учебно-познавательных мотивов у младших школьников», И. Вежновец «Развитие эмоциональной сферы», программа социального тренинга А. Ивашовой «Сотрудничество». Эти программы реализовывались воспитателями. При планировании работы с подростками воспитателям предлагались к использованию «Тренинговая программа развития коммуникативных способностей подростков» Т. Губкиной, психологический тренинг внутригруппового взаимодействия «Профилактика девиантного поведения подростков» Е. Гедзь и Н. Середенко, циклы тренинговых занятий

В. Родионова и  М. Ступницкой «Я и Мы», «Я и Они».  Психолог оказывал помощь в подготовке и проведении этих занятий.

Мы продолжаем мониторинг выраженности поведенческих расстройств у воспитанников школы-интерната.  Результаты, полученные нами в 2009-2010 учебном году, представлены в таблице 2.

Таблица 2.

 

Число обучающихся

Из них с нарушениями в поведении

Из них с отдельно выраженными синдромами

Из них с сочетанием выраженных синдромов

ППН

АВ

Пив

ППН

+АВ

АВ

ПиВ

ППН

+Пив

ППН

АВ Пив

Начальное звено

35

7

(20%)

2

(7%)

1

(3%)

0

3

(10%)

0

0

0

Старшее

звено

73

20

(27%)

2

(3%)

2

(3%)

4

(6%)

1

(1%)

4

(6%)

0

7

(10%)

Всего по школе

108

27

(25%)

4

(4%)

3

(3%)

4

(3%)

4

(4%)

4

(4%)

0

8

(7%)

Информация о работе Группа риска