Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:41, дипломная работа
Цель работы - изучение психологических особенностей леворуких детей.
Объект исследования – психологические особенности леворуких детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - мышление, память и внимание у леворуких детей младшего школьного возраста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..
3
ГЛАВА I.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛЕВШЕСТВА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ…..
7
1.1.
Изучение левшества в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………….
7
1.2.
Основные теории исследования левшества……………..
11
ГЛАВА II.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ……………………………………………………….
18
2.1.
Ассиметрия полушарий головного мозга у леворуких и праворуких людей…………………………………………..
18
2.2.
Время предпочтения левшества в раннем детстве………
27
2.3.
Функциональная ассиметрия тела человека……………..
33
ГЛАВА III.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ……………………………………………………….
48
3.1.
Организация и методика исследования………………….
48
3.2.
Результаты экспериментального исследования и их обсуждение………………………………………………….
51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..
60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..
63
П – общее количество правильно указанных слов;
О – общее количество допущенных ошибок.
После проведенных исследований, можно сказать, что наша гипотеза в предположении об особенности внимания, памяти и мышления у леворуких детей будут отличны от особенности внимания, памяти и мышления у праворуких детей подтвердилась частично.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой. Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка. Кроме того, среди них есть сильно леворукие и сильно праворукие, но есть и те, кто выполняют одной или другой рукой только некоторые действия, среди них и амбидекстры (обоерукие), люди, одинаково хорошо владеющие и правой, и левой рукой.
Ученые, занимающиеся проблемой левшества, выдвигают различные концепции его возникновения и соответственно говорят о различных психологических особенностях левшей. Для реализации дифференцированного подхода к леворуким детям, необходимо учитывать различные причины леворукости.
Несомненно, одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций. Ценой больших усилий можно научить леворукого ребенка работать правой рукой, но нельзя изменить его биологическую суть.
В данном исследовании участвовало 2 группы испытуемых: одна группа экспериментальная (15 левшей женского пола), вторая группа контрольная (15 правшей женского пола). Были взяты 30 младших школьников, 2-го и 3-го классов, средний возраст, которых, составлял 9 лет. Исследование проводилось на базе санатория семейного типа «Аквамарин» г. Анапы Краснодарского края. Дети из разных регионов России.
После проведенного исследования получились следующие выводы:
В исследовании памяти у леворуких и праворуких детей младшего школьного возраста существенных различий не было обнаружено, как показал критерий Манна-Уитни (Uэмп 97>72 Uкр.). Можно сделать вывод что, слуховая память у детей левшей и правшей не различается.
При исследовании зрительной памяти, где мы рассматривали точности и скорости нахождения фигур на матрице по результатам Манна-Уитни (Точность - Uэмп 90,5>72 Uкр.) (Скорость - Uэмп 46<72 Uкр.). Можно сказать, что различия в точности не было обнаружено, различие были в скорости выполнения задания. Во времени поиска фигур в матрице, обнаружилась закономерность, что леворукие дети в процессе работы, при неправильном указании на матрице треугольников, показывали на их зеркальное отображение. Леворукие дети дольше ищут и больше колеблются над правильным ответом. Это дает основание полагать, что у исследуемых левшей есть трудности в сфере зрительно-пространственного ориентира.
Исследуя внимание, мы затронули показатель средней продуктивности и показатель средней точности работы над тестовым материалом. Исходя из полученных данных, как показал критерия Манна-Уитни (Продуктивность - Uэмп 95>72 Uкр.) (Точность - Uэмп 35<72 Uкр.) в процессе исследования внимания различия между леворукими и праворукими младшими школьниками было найдено в показатели точности, а по показателю продуктивности различий было не найдено. Следовательно, можно говорить об одинаковой продуктивности, что леворукие и праворукие дети перерабатывали одинаковое количество информации за единицу времени. Леворукие младшие школьники отличаются от праворуких детей способностью к безошибочному выполнению деятельности. Левши при выполнении тестового материала оказались более невнимательные, чем праворуки младшие школьники, несмотря на примерно одинаковое количество просмотренного материала.
При исследовании мышления
мы рассмотрели способность к
анализу и классификации
Исходя, из проведенного исследования можно говорить о различиях у леворуких и праворуких младших школьников, что по двум методикам были обнаружены различия. В исследованиях прослеживалось большая правильность и точности выполнения тестового задания у праворуких детей. Следовательно, что наша гипотеза в предположении о том, что особенности внимания, памяти и мышления у леворуких детей будут отличны от особенности внимания, памяти и мышления у праворуких детей подтвердилась частично.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Психологические особенности леворуких детей