Психологические особенности леворуких детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:41, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - изучение психологических особенностей леворуких детей.
Объект исследования – психологические особенности леворуких детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - мышление, память и внимание у леворуких детей младшего школьного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..
3

ГЛАВА I.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛЕВШЕСТВА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ…..


7
1.1.
Изучение левшества в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………….

7
1.2.
Основные теории исследования левшества……………..
11

ГЛАВА II.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ……………………………………………………….

18
2.1.
Ассиметрия полушарий головного мозга у леворуких и праворуких людей…………………………………………..

18
2.2.
Время предпочтения левшества в раннем детстве………
27
2.3.
Функциональная ассиметрия тела человека……………..
33

ГЛАВА III.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ……………………………………………………….


48
3.1.
Организация и методика исследования………………….
48
3.2.
Результаты экспериментального исследования и их обсуждение………………………………………………….

51


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..
60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..
63

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 495.50 Кб (Скачать)

 

П –  общее количество правильно указанных слов;

 О –  общее  количество допущенных ошибок.

 

После проведенных исследований, можно сказать, что наша гипотеза в предположении об особенности внимания, памяти и мышления у леворуких детей будут отличны от особенности внимания, памяти и мышления у праворуких детей подтвердилась частично.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Причины происхождения  леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой. Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка. Кроме того, среди них есть сильно леворукие и сильно праворукие, но есть и те, кто выполняют одной или другой рукой только некоторые действия, среди них и амбидекстры (обоерукие), люди, одинаково хорошо владеющие и правой, и левой рукой.

Ученые, занимающиеся проблемой левшества, выдвигают различные концепции его возникновения и соответственно говорят о различных психологических особенностях левшей. Для реализации дифференцированного подхода к леворуким детям, необходимо учитывать различные причины леворукости.

Несомненно, одно: леворукость  нельзя считать причиной нарушений  или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или  нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций. Ценой больших усилий можно научить леворукого ребенка работать правой рукой, но нельзя изменить его биологическую суть.

В данном исследовании участвовало 2 группы испытуемых: одна группа экспериментальная (15 левшей женского пола), вторая группа контрольная (15 правшей женского пола). Были взяты 30 младших школьников, 2-го и 3-го классов, средний возраст, которых, составлял 9 лет. Исследование проводилось на базе санатория семейного типа «Аквамарин» г. Анапы Краснодарского края. Дети из разных регионов России.

После проведенного исследования получились следующие выводы:

В исследовании памяти у  леворуких и праворуких детей  младшего школьного возраста существенных различий не было обнаружено, как показал  критерий Манна-Уитни (Uэмп  97>72 Uкр.). Можно сделать вывод что, слуховая память у детей левшей и правшей не различается.

При исследовании зрительной памяти, где мы рассматривали точности и скорости нахождения фигур на матрице  по результатам Манна-Уитни (Точность - Uэмп  90,5>72 Uкр.) (Скорость - Uэмп 46<72 Uкр.). Можно сказать, что различия в точности не было обнаружено, различие были в скорости выполнения задания. Во времени поиска фигур в матрице, обнаружилась закономерность, что леворукие дети в процессе работы, при неправильном указании на матрице треугольников, показывали на их зеркальное отображение. Леворукие дети дольше ищут и больше колеблются над правильным ответом. Это дает основание полагать, что у исследуемых левшей есть трудности в сфере зрительно-пространственного ориентира.

Исследуя внимание, мы затронули показатель средней продуктивности и показатель средней точности работы над тестовым материалом. Исходя из полученных данных, как показал критерия Манна-Уитни (Продуктивность - Uэмп 95>72 Uкр.) (Точность - Uэмп 35<72 Uкр.) в процессе исследования внимания различия между леворукими и праворукими младшими школьниками было найдено в показатели точности, а по показателю продуктивности различий было не найдено. Следовательно, можно говорить об одинаковой продуктивности, что леворукие и праворукие дети перерабатывали  одинаковое количество информации  за единицу времени. Леворукие младшие школьники отличаются от праворуких детей способностью к безошибочному выполнению деятельности. Левши при выполнении тестового материала оказались более невнимательные, чем праворуки младшие школьники, несмотря на примерно одинаковое количество просмотренного материала.

При исследовании мышления мы рассмотрели способность к  анализу и классификации понятий  у леворуких и праворуких детей  младшего школьного возраста. Как  показал критерий Манна-Уитни (Uэмп 106>72Uкр.) по итогам исследования в данном свойстве мышления различий не было найдено, наша гипотеза не подтвердилась.

Исходя, из проведенного исследования можно говорить о различиях  у леворуких и праворуких младших  школьников, что по двум методикам  были обнаружены различия. В исследованиях прослеживалось большая правильность и точности выполнения тестового задания у праворуких детей. Следовательно, что наша гипотеза в предположении о том, что особенности внимания, памяти и мышления у леворуких детей будут отличны от особенности внимания, памяти и мышления у праворуких детей подтвердилась частично.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Агаян Г.Ц., Хомская Е.Д. Межполушарная асимметрия как показатель состояния двигательных особенностей / Г.Ц. Агаян, Е.Д. Хомская. – Ереван, 1993. – 180с.
  2. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома / М.М. Безруких. – М., 2003. – 320с.
  3. Безруких М.М. Ефимова С.П. Ребенок идет в школу / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М., 2000. – 265с.
  4. Безруких М.М. Князева М.Г. Если ваш ребенок левша / М.М. Безруких, М.Г. Князева. – Тула, 1996. – 304с.
  5. Безруких М.М. Леворукий ребенок в праворуком мире / М.М. Безруких // Наука и жизнь. - 2005. – № 2.- С.145.
  6. Белый Б.И. Нарушение психических прочесов при поражении правого полушария / Б.И. Белый // Вопросы психологии.- 1994. - № 6. – С.124.
  7. Большой психологический словарь. / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М. «Олма-Пресс». – 672с.
  8. Ботуев А.С. Камацев Ф.Г. Соболева М.В. Исследование зрительного представления у детей и ситуации выбора / А.С. Ботуев, Ф.Г. Камацев, М.В. Соболев // Вопросы психологии.- 1995.- № 3. – С.131.
  9. Брагина Н.Н. Доброхотова Т.А. Загадки левшей / Н.Н Брагина, Т.А. Доброхотова //Атеистические чтения.- Вып. № 20. М.: Политиздат, 1991. – С.86.
  10. Голубева Н.И. Опыт изучения ориентировки ребенка в пространстве на первом году жизни / Н.И. Голубева  // Наука и жизнь. - 1994. – № 5. – С.19.
  11. Головин С.Ю. Словарь психолога практика / С.Ю. Головин. – Минск Харвест, 2003. – 976с.
  12. Двирский А.Е. Влияние наследственных и генотипических факторов на проявления леворукости / А.Е. Двирский // Наука и жизнь. - 1990. – № 2. – С.76.
  13. Доброхотова Т.А. Эмоциональная патология при очаговом поражении головного мозга / Т.А. Доброхотова. – М., 1986. – 160с.
  14. Доброхотова Т.А. Брагина Н.Н. Левши / Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина. – М., 1994. – 203с.
  15. Доброхотова Т.А. Брагина Н.Н. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений головного мозга / Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина. – М.: Медицина, 1994. – 359с.
  16. Долженко Ю. Принимайте ребенка таким, какой он есть / Ю. Долженко // Учительская газета. - 2005. – № 47. – С.48.
  17. Ермаков П.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга / П.Н. Ермаков. – Р-н-Д, 1988. – 198с.
  18. Ефимова И.В. Межполушарная асимметрия мозга и двигательные способности / И.В. Ефимова // Физиология человека.- 1996. - № 1.- С. 28.
  19. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. 2 издание / Е.П. Ильин. – М., 2001. – 464с.
  20. Кабардов М.К., Матова М.А. Межполушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей / М.К. Кабардов, М.А. Матова // Вопросы психологии. - 1988. -№ 6. – С. 106.
  21. Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни / М.Ю. Кистяковская. – М.: Педагогика, 1994. – 134с.
  22. Князева М.Г., Безруких М.М. Методика определения леворукости у младших школьников / М.Г. Князева, М.М. Безруких // Начальная школа. – 1995. - № 6. – С. 34.
  23. Кудряшов А.Ф. Лучшие психологические тесты / А.Ф. Кудряшов. – Петроком, 1992. – 318с.
  24. Леви-Гориневская Е.Г. Развитие основных движений у детей 3-4 лет / Е.Г. Леви-Гориневская // Вопросы психологии. - 1998. - № 3. – С. 139.
  25. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека / А.Р. Лурия. – М., 1999. – 405с.
  26. Маркина Н. Мозг правшей и левшей - в чем разница? / Н. Маркина // Наука и жизнь. -  2001. - № 6. – С. 146.
  27. Макарьев И.С. Если ваш ребенок левша / И.С. Макарьев. – М.: Изд-во «Лань», 2003. – 79с.
  28. Майская А. Ребенок левша. Как достичь гармонии с «правым» миром / А. Майская. – М.: Изд-во Питер, 2005. – 96с.
  29. Москвин В.А. Межполушарная асимметрия / В.А. Москвин // Вопросы психологии. -  1999. - № 5. – С. 116.
  30. Москвин В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования / В.А. Москвин // Вопросы психологии. -  1994. - № 6. – С. 120.
  31. Немов Р.С. Психология. Книга 3 / Р.С. Немов. – М., «Владос», 2002. – 640с.
  32. Семенов М.И. Археологические свидетельства праворукости неандертальцев / М.И. Семенов // Вопросы психологии. -  1990. - № 2. – С. 69.
  33. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А.В. Семенович. – М., 1992. – 362c.
  34. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб., 2004. – 350с.
  35. Симетницкая Э.Г. Доминантность полушарий / Э.Г. Симетницкая. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 95с.
  36. Симетницкая Э.Г. Мозг человека и психически процессы в онтогенезе / Э.Г. Симетницкая. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 190с.
  37. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. – М.: Мир, 1998. – 245с.
  38. Стаханова Т.А. Психологически особенности леворуких детей. Школьные проблемы левшей / Т.А. Стаханова. – М., 2001. – 238с.
  39. Смирнова Е.О. Становление межполушарных отношений в раннем онтогенезе / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. -  1994. - № 6. – С. 82.
  40. Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум / Л.Д. Столяренко. – Р-н-Д., 2003. – 704с.
  41. Строгонова Т.А., Ореховая Е.В. Психология индивидуальных различий в младенчестве / Т.А. Строгонова // Вопросы психологии. -  1998.- № 1. – С.72.
  42. Чермит К.Д. Симметрия-асимметрия в спорте / К.Д. Чермит. – М., 1992. – 256с.
  43. Чуприков А.П. История взглядов на леворукость / А.П. Чуприков // Материалы X Российской школы-семинара «Охрана здоровья леворуких детей». – Волгоград, 1995. – 31с.
  44. Хомская Е. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия / Е. Хомская. - М.: МГУ, 1995. – 256c.
  45. Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Л.С. Цветкова. – М., 2001. – 128c.
  46. Шорох-Троцкая М.К. Не переучивайте левшу! / М.К. Шорох-Троцкая // Наука и жизнь. - 2002. - № 8. – С.139.
  47. Шульговский В. В. Основы нейрофизиологии: учебное пособие/ В. В. Шульговский. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 277с.
  48. Шевлякова И. Н. Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста / И.Н. Шевлякова. – М.: Генезис, 2003. – 96 с.
  49. Эрик Г. Эриксон. Детство и общество. – Изд. 2-е перераб. и доп. / Пер. с англ. – СПб: Ленато, АСТ,фонд «Университетская книга», 1996. – 592 с.
  50. Якиманская И. С. Методология и диагностика в психологическом исследовании / И.С. Якиманская. – Оренбург: ОГПУ, 2001. – 43 с.

Информация о работе Психологические особенности леворуких детей