Психологические особенности леворуких детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:41, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - изучение психологических особенностей леворуких детей.
Объект исследования – психологические особенности леворуких детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - мышление, память и внимание у леворуких детей младшего школьного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..
3

ГЛАВА I.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛЕВШЕСТВА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ…..


7
1.1.
Изучение левшества в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………….

7
1.2.
Основные теории исследования левшества……………..
11

ГЛАВА II.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ……………………………………………………….

18
2.1.
Ассиметрия полушарий головного мозга у леворуких и праворуких людей…………………………………………..

18
2.2.
Время предпочтения левшества в раннем детстве………
27
2.3.
Функциональная ассиметрия тела человека……………..
33

ГЛАВА III.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ……………………………………………………….


48
3.1.
Организация и методика исследования………………….
48
3.2.
Результаты экспериментального исследования и их обсуждение………………………………………………….

51


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..
60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..
63

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 495.50 Кб (Скачать)

Таким образом, была выявлена и анатомическая асимметрия полушарий. Но и это еще не все открытия. Установлено также существование различий в диаметре правой и левой сонных артерий, кровоснабжающих соответственно правое и левое полушарие мозга. У левшей во всех возрастных группах диаметр левой внутренней сонной артерии больше, чем правой.

И еще одно, пожалуй, не менее интересное открытие, которое  было сделано в Санкт-Петербургском  нейрохирургическом институте. Исследования показали, что у человека есть также и температурная асимметрия — левая рука всегда немного теплее, чем правая. Ученые предполагают, что такая асимметрия вызвана теми же особенностями в анатомии человека, которые приводят к асимметрии функциональной активности левого и правого полушарий головного мозга [38].

Мы рассмотрели функциональные различия в работе обоих полушарий  мозга, ознакомились с тем, что существуют физиологические особенности в  строении левого и правого полушарий. Далее перейдем к рассмотрению времени проявления левшества в раннем детстве.

 

2.2. Время появления  предпочтения левшества в раннем  детстве

 

Особенности межполушарной  асимметрии имеют свою специфику  у леворуких взрослых и детей  при разных видах деятельности и  зависят от характера задания. В целом межполушарное взаимодействие у леворуких детей характеризуется большей индивидуальной вариативностью, чем у праворуких детей.

Кроме общих межполушарных  отличий, которые свойственны большинству  людей, отмечаются и индивидуальные особенности. Так, у праворуких людей доминирующим может быть не только левое, но и правое полушарие.

Сама концепция доминантности  полушарий была сформулирована английским неврологом X. Джексоном в 1861 году и  имеет немаловажное значение, поскольку именно доминантность определяет особенности протекания всех психических процессов у человека. Различные авторы на основании результатов многочисленных исследований пришли к выводу, что у детей от трех до семи лет в ситуации произвольного и непроизвольного внимания, активизируется, преимущественно правое полушарие и только начиная с десятилетнего возраста — левое. Сдвиг в сторону преобладания левого полушария становится выраженным к концу пубертатного периода [35].

Установление срока  появления предпочтения одной из рук у младенцев — задача непростая, поскольку многие тесты, используемые на взрослых, на детях неприменимы. В этом отношении интересна попытка некоторых авторов определить силу хватательного тонического рефлекса на обеих руках у младенцев. По этим данным асимметрия по силе не проявилась [39].

По мнению М.В. Безруких некоторые признаки преобладания одной  из рук в деятельности ребенка  можно уловить в самом раннем возрасте. Сила, с которой сжимает  кулачок правой руки будущий правша, больше, чем левой, уже в возрасте 17 дней, чуть позже он будет дольше удерживать погремушку в правой руке. Прогноз будущей леворукости или праворукости дает так называемый тонический шейный рефлекс. К четырем неделям ребенок, лежа на спине, принимает характерную позу, называемую позой «фехтовальщика». Если большую часть времени его голова повернута вправо, правые рука и нога распрямлены, а левые конечности согнуты, то, вероятнее всего, малыш будет правшой. Преобладание левого поворота головы и одновременно согнутых правых конечностей и распрямленных левых дает возможность прогнозировать леворукость [2].

В настоящее время  общепринятым считается мнение, что  младенцев не следует пеленать. Как  взрослому, так и ребенку необходима свобода движений. Ограничение движений ребенка тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. Вот тут-то и появляется проблема правшества и левшества у малыша. Ограничение движений левой руки у новорожденного левши сказывается на ломке заложенной природой моторной системы коры головного мозга, которая называется соматотопической проекцией. У правши соматотопическая проекция всего тела человека, прежде всего его подвижных частей и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба), генетически заложена в левом полушарии головного мозга, у левши - в правом полушарии. Пеленание левой руки у младенца-левши приводит к тому, что возникает пространственная ломка формирования движений: стимулируются движения правой, не основной руки, а основная, ведущая рука остается без стимуляции [41].

В отношении спонтанных движений младенцев данные получены противоречивые. По другим данным о  леворукости ребенка можно судить с трех месяцев. Именно в этот период у детей утрачиваются рефлексы новорожденных, и происходит становление основных поздних и моторных реакций. У будущего левши рефлексы новорожденного исчезают сначала на левой руке, она становится более раскованной и используется для манипулирования предметами и игровых действий. Явное различие в использовании обеих рук наблюдалось у одного 3-месячного ребенка: он немедленно вкладывал в рот леденец, если его клали в правую руку, но если леденец клали в левую руку, то попытка положить его в рот удавалась только через две минуты [21].

Сходные данные получены К.Д. Чермитом (1992): первое превалирование правой руки наблюдается в 5 месяцев, но до 7,5 месяцев продолжается период неустойчивой симметрии в выполнении хватательных движении. Затем предпочтение правой руки усиливается с каждым месяцем [19].

Выявлено, что предпочтение правой руки, начиная с 7,5 месяцев, во многом зависит от того, какой материал предлагается детям (предпочтение было более выраженным при выборе круга  и квадрата, чем при выборе цвета) и на каком расстоянии находится предмет от ребенка. При малом расстоянии предмета от ребенка чаще использовалась левая рука, а при большом — чаще правая. И. Болдуин (1890) клал предмет от ребенка на расстоянии 30-40 см. С 8 месяцев ребенок тянулся к предмету правой рукой даже в том случае, если предмет оказывался слева от ребенка. При расстоянии 25-30 см обе руки использовались одинаково. Но если предмет был цветной (что усиливало его силу как раздражителя), ребенок и при этом расстоянии отдавал предпочтение правой руке [42].

Данные показывают, что предпочтение правой руки отчетливо проявляется у малышей либо при новизне предмета, либо при трудности задачи, обусловленной расстоянием до предмета.

Сроки появления леворукости  по данным ряда авторов (А.П. Демичев, 1949, Р.И. Тамуриди, 1957) совпадают со сроками появления праворукости — на 5-6 месяце жизни ребенка.

Исходя из того, что  праворукость и леворукость начинают проявляться не сразу после рождения, а лишь во второй половине первого  года жизни, ряд авторов, как уже  говорилось, делают вывод о том, что рукость — явление, приобретаемое в течение жизни, а не врожденное. Однако не все склонны считать, что это бесспорный довод в пользу формируемости рукости. Ф. Реньо (1939) связывает появление асимметрии рук с созреванием в 6 месяцев двигательных корковых центров и миэлинизацией нервных волокон. Это имеет основание, так как показано, что развитие двигательных центров коры в морфологическом и функциональном отношении идет параллельно друг другу (М.X. Самибаев, 1957) [20].

Отсюда тот факт, что «рукость» проявляется не сразу, а с момента появления произвольных движений (т. е. сознательных, преднамеренных) можно связать с генетически запрограммированным более поздним созреванием корковых двигательных клеток (которое приходится именно на срок 4-6 месяцев жизни ребенка — Ф. Реньо, Ф Н. Шемякин, 1941).

После первого года жизни  происходит закрепление предпочтения одной из рук при выполнении различных  действий. В результате, с возрастом  процент случаев, предпочтения одной  из рук повышается по некоторым данным — с 58-68 % в возрасте 1,5 года до 94 % в 7 лет [39].

Однако все эти прогнозы в возрасте до 4—5 лет, по мнению большинства  исследователей малоэффективны. Начиная, с 16—20 недель и до 2 лет происходят волнообразные изменения рукости, с 2 до 4—5 лет руки практически равноценны и одинаково активны, причем большая часть действий совершается обеими руками и только в возрасте 4—5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук [4, 20].

Возможно, именно различия в условиях выявления предпочитаемой руки приводит исследователей к различным выводам. Например, Е.Н. Лунева (1976) считает, что от 2 до 4 лет руки практически равноценны и лишь после 4 лет формируется более-менее устойчивая праворукость у большинства детей [38].

Итак, к 4—5 годам определяется преобладание одной из рук. Становится понятно, правша ребенок или левша. Судя по данным А.А. Саидова (1982), стабилизация предпочтения правой руки происходит практически уже в 6 лет, так как в последующие годы процент предпочтения повышается по большинству двигательных проб весьма незначительно и скорее отражает колебательный характер предпочтения. Заметное увеличение предпочтения наблюдается только по пробам «вдевание нитки в иголку», «раздача картинок» и «подметание щеткой». Степень леворукости (праворукости) продолжает нарастать с возрастом ребенка, по крайней мере, до 9—10 лет, а, возможно, и в дальнейшем. В ходе этого процесса совершенствуется координация разнообразных движений, требующих участия обеих рук [36].

Чрезвычайно интересны данные о  возрастном изменении характера внутри и межполушарного взаимодействия у праворуких и леворуких детей. В возрасте от 8 до 12 лет для леворуких детей характерна правосторонняя межполушарная асимметрия и большая включенность в деятельность правого полушария, которая уменьшается с возрастом. Кроме этого для леворуких детей до 9—10-летнего возраста более значима внутриполушарная интеграция и менее значимо межполушарное взаимодействие, а для праворуких в этом возрасте более важна межполушарная интеграция [18].

Прежде всего, потому, что леворукое меньшинство еще не очень хорошо изучено, да и предубеждение против левшества не изжито. Кроме того, левши вынуждены жить в праворуком мире, писать они, конечно, могут и левой рукой, а все остальное — от дверной ручки до сложнейших станков, почти во всех странах — в основном для праворуких. Поэтому нельзя исключить постоянно действующий декстра-стресс — стресс праворукой среды. Это среда, в которой левша вынужден жить, а значит, левши находятся в менее благоприятных, чем правши, условиях существования [28].

Когда речь идет о значительном проценте левшей среди людей и детей  с нарушениями психического здоровья, стоит, наверное, учесть постоянно действующий  декстра-стресс. Постоянное ощущение себя не таким, другим (даже если и не плохим, не неловким, не неспособным), а просто другим, неудовлетворенность собой, попытки понять себя, оценить объективно, беспристрастно, — задача не из легких. А если к этому добавляются мелкие неудачи, неудобство, чье-то раздражение... И это изо дня в день, каждый день, это завтра не пройдет, а значит, есть ограничения в выборе профессии и еще какие-то проблемы. Это и есть те микрострессы, которые левша избежать не может.

Ежедневные микрострессы не только ведут к появлению нервнопсихических  расстройств, но и искажают развитие личности и эмоциональной сферы ребенка, стимулируют негативные чувства, снижают эмоциональную устойчивость, повышая риск нарушений социальнопсихологической адаптации. Дети-левши с нарушениями в раннем развитии и минимальными мозговыми дисфункциями представляют в этом случае особую группу риска.

Может быть, мы в таких случаях  должны разделить и выделить, «что отчего». Возникают ли нарушения  психического здоровья оттого, что  левши просто к этому более  расположены, менее адаптивны, более  чувствительны, или оттого, что существование левшей в праворукой среде неизбежно создает условия для стрессов, нарушений адаптации, приводящих к срыву здоровья. Разделить влияние этих факторов практически невозможно, и, скорее всего, имеет место и первое, и второе [45].

Мы рассмотрели основные периоды времени проявления левшества в раннем детстве. Ознакомились с теориями появления левшества в раннем детстве. Теперь перейдем к рассмотрению асимметрии тела человека.

 

2.3. Функциональная асимметрия тела человека

 

Человеку издавна было известно, что преимущественное владение одной из рук (леворукость или праворукость) — не единственный вариант асимметрии двигательной активности левой и правой половины человеческого тела и органов чувств.

Асимметрия рук, как правило, сочетается с другими видами асимметрии — асимметрией ног, лица и тела, зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Понятно, что количество сочетаний всех признаков асимметрии чрезвычайно велико и это создает трудности определения (или выделения) «абсолютных левшей» или «абсолютных правшей».

Обозначая человека, предпочитающего  действовать левой рукой, его  обычно называют левшой. Но если быть строгими в определениях, это не совсем точно. Левшество, в отличие от леворукости, - это предпочтение не только руки, но и ноги, глаза, уха и даже чувствительности левой половины тела. Просто в обычной жизни большинство людей редко обращает внимание на то, какую ногу, ухо или глаз предпочитает человек. Казалось бы, мы немало знаем о левшах, но стоит углубиться в любой вопрос — и тут же сталкиваемся с новыми загадками, противоречиями, тайнами [27].

Становится ясно, что не очень  хорошо известно даже, в чем проявляется  моторная асимметрия рук, чем отличается ведущая рука, нога, глаз от не ведущих. Для того чтобы рассмотреть сенсорную асимметрию или асимметрию разных видов чувствительности на правой и левой стороне тела человека, необходимо вспомнить, что правое и левое полушария мозга регулируют чувствительность на противоположной стороне тела (левое полушарие — справа, правое — слева). Так же перекрестно поступает и обратная информация от органов чувств в мозг (от правой части тела в левое полушарие и от левой — в правое).

Информация о работе Психологические особенности леворуких детей