Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:41, дипломная работа
Цель работы - изучение психологических особенностей леворуких детей.
Объект исследования – психологические особенности леворуких детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - мышление, память и внимание у леворуких детей младшего школьного возраста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..
3
ГЛАВА I.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛЕВШЕСТВА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ…..
7
1.1.
Изучение левшества в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………….
7
1.2.
Основные теории исследования левшества……………..
11
ГЛАВА II.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ……………………………………………………….
18
2.1.
Ассиметрия полушарий головного мозга у леворуких и праворуких людей…………………………………………..
18
2.2.
Время предпочтения левшества в раннем детстве………
27
2.3.
Функциональная ассиметрия тела человека……………..
33
ГЛАВА III.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ……………………………………………………….
48
3.1.
Организация и методика исследования………………….
48
3.2.
Результаты экспериментального исследования и их обсуждение………………………………………………….
51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..
60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..
63
Леворукость по определению М.М. Безруких, не только «преимущественное владение левой рукой, но отражение межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга» [2].
Психологический словарь под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова дает следующее определение:
«Леворукость – врожденное или вынужденное пользование левой рукой. Человек, которому свойственна врожденная леворукость, называется левшой» [6].
Леворукость – доминирование левой руки, коя становится ведущей – прежде всего в силу врожденного доминирования правого полушария головного мозга (С.Ю. Головин) [11].
Леворукость – «активное использование левой руки, т.е. внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений человека» (А.В. Семенович) [34].
«Левшество – проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека, имеющей кардинальные отличия от таковой у правшей, если это левшество – истинное, генетически заданное» (А.В. Семенович) [34].
Казалось бы, мы немало знаем о левшах, но стоит углубиться в любой вопрос — и тут же сталкиваемся с новыми загадками, противоречиями, тайнами. Не следует принимать леворукость как особенность человека писать левой рукой, важно учитывать то, что вариаций леворукости множество и проявляется она не только в письме, а большинство людей даже не подозревают о своем левшестве.
На протяжении более чем вековой истории изучения праворукости и леворукости взгляды на значение этих особенностей психомоторной сферы человека менялись в связи с уровнем знаний, имевшимся на каждом этапе этого изучения. Морфологи ищут причину в морфологии, клиницисты — в патологии, эмбриологи — в эмбриологии, физиологи — в функции и т.д. [43].
В этом разделе было кратко
представлено отношение к левшам.
Так же мы рассмотрели значение слова
левый и осветили различные подходы
к пониманию определения
1.2. Основные теории исследования левшества
Вопрос о предпочтении человеком той или иной руки давно интересует ученых. Биологи, изучающие жизнь и поведение животных, уделяют внимание проблеме леворукости среди них. Чтобы понять, что праворукость или леворукость — это не ошибка или шалость природы, надо рассмотреть развитие асимметрии в природе и в животном мире.
В органическом мире мышечные белки (аминокислоты), антибиотики тоже имеют асимметричное строение. Начиная с моллюсков, у которых преимущественно правостороннее развитие, асимметричное функционирование найдено на всех ступенях развития животного мира. Птицы стоят преимущественно на одной лапке, роют землю также преимущественно одной лапкой. Крысы и кошки тоже обнаруживают предпочтение одной из лап, когда достают пищу из узких отверстий, куда могла пролезть только одна лапа. Отмечена асимметрия ног у скаковых лошадей, а также наличие предпочтения одной из верхних конечностей у обезьян [28].
Таким образом, функциональная асимметрия присуща всему животному миру и если бы она была нецелесообразна, то вряд ли бы проявлялась на всех ступенях его развития.
Следует, однако, отметить, что у животных предпочтение одной из конечностей все же отличается от предпочтения руки у человека. Это отличие состоит в том, что у них нет явного преобладания выбора одной конечности над выбором другой, как это имеет место у человека.
Историк В. Есаков начал свое исследование после того, как его внимание привлекла информация о том, что изображение рук — один из самых распространенных мотивов наскальной живописи повсюду на Земле. Древнейшим рисункам около тридцати тысяч лет и чаще всего на них изображена левая рука. Некоторые исследователи объясняют этот факт тем, что древний художник в правой руке держал кисть и обводил ею приложенную к скале левую руку (негативное изображение). Но как тогда объяснить изображения левой руки человека, найденные в Австралии [32].
Интересна техника их выполнения. Австралийцы растирали зубами краситель, смешивали его во рту с водой и, выдувая смесь наподобие распылителя, набрызгивали ее на руку, приложенную к скале. После снятия руки на скале оставалось ее негативное изображение. В этом случае совершенно безразлично, какую руку прикладывать: они обе свободны. В то же время прикладывалась именно левая рука. Этот факт заслуживает внимания, хотя, конечно, и не является бесспорным доказательством леворукости древнейших людей.
Китайские археологи сообщили, что найденный ими скелет питекантропа (850 000 лет тому назад) принадлежал правше. О том, что неандертальцы были правшами, свидетельствуют наскальные рисунки в пещерах. С.А. Семенов (1960) изучил предметы, обработанные древними людьми с помощью камня (по направлению ударов можно судить о том, в какой руке был у человека предмет труда, а в какой — орудие труда), и пришел к выводу, что они обработаны правшами. Исследование предметов утвари, проведенное учеными, свидетельствует о праворукости человека в неолитическом периоде (8500 лет до н. э.). К такому же выводу пришли ученые, исследуя рисунки на костях мамонта и метательные палки. Правда, данные авторов, о количестве правшей и левшей расходятся. В результате многочисленных исследований учеными была выдвинута гипотеза, что в древности человечество в подавляющем большинстве было леворуким, преобладание же правой руки появилось позднее, в результате эволюции. Пока этот вопрос остается открытым. Ряд авторов считают, что в древние времена левшей было больше — около 30 % [32].
Почему человечество разделилось на правшей и левшей, вопрос до сих пор спорный. Существует множество любопытных гипотез. Некоторые ученые считают, что все решилось еще в те дремучие времена, когда обезьяны с земли перебрались на деревья. Тогда наши предки - гоминиды - правой рукой цеплялись за ветки, а левой подносили пищу ко рту. Прошло около 10 миллионов лет, изменился климат, и пращуры спустились на землю. Правую руку стали использовать для более точных движений - выдолбить каменный топор, хорошо прицелиться дубинкой, охотясь на мамонта. Так как этим занимались преимущественно мужчины, то левшей среди них стало меньше, чем среди женщин. Была и "материнская" версия того, почему люди разделились: у женщин более развита правая рука потому, что они левой прижимали младенца к сердцу, чтобы тот слышал его стук и был спокойным [32].
По теории "щита и меча" в древние времена соотношение правшей и левшей было примерно одинаковым. Но в бесконечных войнах гибли, как правило, леворукие. Они держали меч в левой руке, а щит - правой. Их сердце не было защищено, и они чаще получали смертельные раны. Щит во время сражений должен защищать сердце и поэтому воин держит щит левой (пассивной) рукой, а оружие держит правой. Праворуких, передававших свои гены из поколения в поколение, на земле стало больше [27].
Ряд авторов считают, что причиной «рукости» является асимметричное расположение центра тяжести тела — смещение его вправо или влево. Вследствие большего веса правой половины тела она служит хорошей подпоркой для правой руки и дает большую массу при ее действиях, что приводит к выигрышу силы. Из-за этого человек и избирает правую руку в качестве ведущей, она тренируется, мышцы ее становятся более развитыми, движения — точными. Однако фактические данные не соответствуют и этой гипотезе. А.Ф. Брандт (1928) замечает, что ребенок начинает предпочитать правую руку еще тогда, когда не умеет стоять, следовательно, нет необходимости в уравновешивании центра тяжести тела [9].
Одной из теорий возникновения леворукости была социальная теория английского ученого С. Джексона, считавшего леворукость результатом привычки, влияния социальных условий среды (почти теория щита и меча). Однако Джексон не считал, что такая «натренированная» привычка работать левой рукой передается из поколения в поколение [27].
Оригинальна и генетическая теория Флисса. Автор теории бисексуальности людей, по которой каждый человек состоит из двух половин — мужской и женской (как и хромосомы при оплодотворении), считает, что именно это обстоятельство обусловливает наличие неравного развития рук: у мужчин более слабая женская сторона — левая, а у женщин более сильная мужская сторона — правая. Некоторые ученые не только поддерживали эту теорию, но и развивали дальше. По их мнению, в патриархате почитаемой рукой была правая, а в матриархате — левая [14].
Пока не были известны факты, что в правом полушарии тоже локализованы центры, заведующие жизненно важными для человека функциями, ученые полагали, что левое полушарие руководит функциями «своего товарища» — правого полушария. Писали, что человек использует только половину мозга, оставляя без пользы половину мозговой материи, что правое полушарие выполняет лишь волю левого полушария или, исходя из представлений, что человек думает только одним (левым) полушарием, договаривались даже до того, что честные люди думают левым полушарием, а жулики — правым. Поскольку сторонники центрально-нервной теории происхождения праворукости связывают асимметрию периферических органов с функцией больших полушарий, начали говорить о доминантном полушарии или о «правомозгости или левомозгости», подразумевая превосходство ведущего полушария по всем функциям. Праворукость же стали рассматривать как частное проявление «левомозгости» [9].
В свое время эта идея сыграла положительную роль, так как способствовала экспериментальному изучению выраженности асимметрии других парных органов и исполняемых ими функций.
В свете этих данных многие ученые стали высказываться за гармоничное (двустороннее) развитие человека и устранение функциональной асимметрии. Высказывались мнения, что у детей нужно развивать обе стороны тела, тогда мы будем иметь сильное и здоровое поколение, как в умственном, так и в физическом отношении. Другие авторы, считая симметрию нормой, полагали, что нужно приучать детей упражнениями или спортом к их «потерянным» спасительным инстинктам — амбидекстрии, т. е. отсутствию ведущей руки (И. Джексон 1905), или что принцип бимануализма должен проникнуть в сознание людей как «закваска» всего организма школьника. Один из ученых полагал, что амбидекстры выше развиты умственно и физически, и приводил в качестве примера японцев, у которых обучение в школах амбидекстрично [28].
Насколько серьезное значение придавалось в начале XX века обоерукому воспитанию, видно из высказывания М. Френкеля в 1910 году, который считал, что перед человечеством могут открыться невиданные перспективы при упражнении и развитии обеих половин мозга. Если сейчас человек уже достиг большого прогресса, используя лишь одно полушарие, то насколько же возрастет его прогресс, если он будет использовать одновременно два полушария, в результате чего удвоятся духовные силы человека. А.И. Масюк (1939) полагал, что интересы равностороннего гармонического развития и воспитания всесторонне развитых людей настоятельно требуют равномерного упражнения всего тела детей с самого раннего возраста [4].
Надо сказать, что приверженцы обоестороннего воспитания не только говорили, но и действовали. Одними из первых начали осуществлять обоерукое обучение педагоги американских школ. Они исходили из положения, что то, что выучивается обеими руками, вдвое прочнее укрепится в мозгу. Затем с быстротой эпидемии это движение «левокультуристов» начало распространятся во многих странах Европы и Азии (в Англии, Бельгии, Германии, Норвегии и других странах). Во Франции даже было издано обращение к народу, и при Академии наук была создана комиссия для проведения в жизнь мероприятий, связанных с обоеруким воспитанием [28].
Если верить сторонникам этого движения, обоерукое воспитание явилось, чуть ли не чудодейственным средством профилактики и лечения многих недугов. У учеников не только появлялась прямая поза и повышалась работоспособность, но и предупреждалось возникновение косоглазия, нарушений речи и даже эпилепсии. Эти результаты, как отмечали некоторые ученые, были сильно приукрашенными, вследствие принятия желаемого за действительное. Многие с самого начала выступали против обоерукого обучения школьников, говоря, что такое обучение — это мучение для детей.
Другие ученые: М.И. Аствацатуров (1923) и А.Ф. Брандт (1928 М. Аннетт (1964)) Д. Леви и Т. Нагилаки (1972) так же занимались исследованиями левшества и выдвигали свои теории.
Вывод: итак в данном разделе
были представлены «теории возникновения
леворукости» многих авторов. На настоящий
момент, как мы видим, их выдвинуто
достаточно много, однако они мало доказуемы
и тайна происхождения
На протяжении более чем вековой истории изучения праворукости и леворукости взгляды на значение этих особенностей психомоторной сферы человека менялись в связи с уровнем знаний, имевшимся на каждом этапе этого изучения. Морфологи ищут причину в морфологии, клиницисты — в патологии, эмбриологи — в эмбриологии, физиологи — в функции и т.д. [43].
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ
2.1. Асимметрия полушарий головного мозга у леворуких и праворуких людей
Анализируя причины возникновения леворукости, нельзя не затронуть один очень важный аспект — асимметрию полушарий головного мозга. Сама по себе эта проблема очень многогранна и сложна.
Мы привыкли говорить о мозге как едином органе, но на самом деле единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий — правого и левого, тесно связанных друг с другом сложнейшей системой нервных волокон, которые называются мозолистым телом. Каждое полушарие, несмотря на почти одинаковое (зеркальное) строение, имеет и свои специфические особенности, и свои функции.
Но разные полушария
неидентичны ни по организации, ни по
функциям, и, прежде всего правое и
левое полушария имеют
Информация о работе Психологические особенности леворуких детей