Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:41, дипломная работа
Цель работы - изучение психологических особенностей леворуких детей.
Объект исследования – психологические особенности леворуких детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - мышление, память и внимание у леворуких детей младшего школьного возраста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..
3
ГЛАВА I.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛЕВШЕСТВА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ…..
7
1.1.
Изучение левшества в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………….
7
1.2.
Основные теории исследования левшества……………..
11
ГЛАВА II.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ……………………………………………………….
18
2.1.
Ассиметрия полушарий головного мозга у леворуких и праворуких людей…………………………………………..
18
2.2.
Время предпочтения левшества в раннем детстве………
27
2.3.
Функциональная ассиметрия тела человека……………..
33
ГЛАВА III.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ……………………………………………………….
48
3.1.
Организация и методика исследования………………….
48
3.2.
Результаты экспериментального исследования и их обсуждение………………………………………………….
51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..
60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..
63
В соответствии с полученными данными процесса заучивания ребенок получает один из пяти баллов, по пяти бальной шкале [31].
Методика диагностики внимания Э. Ландольта
Тест Э. Ландольта. Эта методика позволяет выявить несколько показателей: точности (А), продуктивности (Р), скорости переработки информации (S), коэффициент выносливости (К).
Процедура тестирования. Перед началом тестирования обследуемому выдается бланк с кольцами. Задание состоит в том, чтобы с максимальной скоростью просмотреть бланк и зачеркнуть в нем кольца с определенным положением разрыва. Бланк лежит перед обследуемым той стороной, на которой снизу расположена пробная строка.
Инструкция обследуемому звучит следующим образом:
"На бланке имеется набор колец с разрывом в одном из восьми направлений: на 13, 15, 17, 18, 19, 21, 23 и 24 часа, если ориентироваться на циферблат часов. Вы должны последовательно слева направо просматривать строки бланка, не пропуская ни одной, и зачеркивать кольца с разрывом на 15 (12) часов. Найдите внизу бланка пробную строку. Зачеркните, пожалуйста, для тренировки все кольца пробной строки, имеющие разрыв на 15 (12) часов". Обследуемый заполняет пробную строку, экспериментатор проверяет правильность работы и продолжает инструкцию: "Через каждую минуту я буду подавать команду "Черта", по которой Вы должны поставить вертикальную черту за последним просмотренным к этому моменту кольцом и, не останавливаясь, продолжать работу дальше. По истечении 5 минут я подам команду "Стоп", по которой Вы подчеркнете последнее просмотренное кольцо. Работать надо как можно быстрее, но вместе с тем безошибочно. Задайте, пожалуйста, возникшие у Вас вопросы. Во время работы никаких вопросов задавать нельзя". После ответов на вопросы экспериментатор просит перевернуть бланк, подписать его. Затем подает команду "Начали" и включает секундомер.
Бланки с результатами теста обрабатываются с помощью специальных ключей, которые совмещаются с бланками при помощи маркеров. Экспериментатор помечает на бланке не вычеркнутые (пропущенные) и неправильно вычеркнутые кольца.
Мы возьмем для рассмотрения два показателя: показатель средней точности и продуктивности. Показатель средней продуктивности (Р) определяет количество работы (информации), выполненной (переработанной) в единицу времени. Показатель средней точности (А) определяет способность человека к безошибочному выполнению деятельности [31].
Методика «Исключение понятий»
Методика позволяет определить способности к классификации и анализу понятий, что можно определить при помощи следующей процедуры. Ребенку предлагается бланк с 17 рядами слов. В каждом ряду четыре слова объединены общим родовым понятием, пятое к нему не относится (на пример молоко, сыр, сметана, сало, простокваша). За три минуты испытуемый должен найти эти слова и вычеркнуть их. Наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого. После окончания тестирования стоит обсудить результаты с испытуемым, чем он объясняет свой выбор. В соответствии с полученными данными ребенок получает один из девяти баллов, по девяти бальной шкале [23].
2.2. Результаты экспериментального исследования и их обсуждение
Наличие или отсутствие различий между психологических особенностями испытуемых контрольной и экспериментальной группы оценивалась с помощью критерия Манна-Уитни (U). Мы выбрали этот критерий, так как он предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественного измеренного. Он позволяет выявить различия между малыми выборками. И является более мощным для нашей группы, чем критерий Розенбаума предназначенный для сравнения различий в больших экспериментальных группах.
После проведения диагностического исследования обеих групп испытуемых, были получены результаты, приведенные в таблицах № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Критерий Манна-Уитни (U) выдвигает две гипотезы Н0: уровень признака в группе 2 не ниже уровня признака в группе 1 и Н1: уровень признака в группе 2 ниже уровня признака в группе 1.Группы разделяются по количеству общего ранга, то есть первой группой (выборкой) называется та группа, в которой общее количество рангов выше, а второй группой, - в которой общее количество рангов ниже[34].
После определения U по формуле: U= (n1∙n2)+nx∙(nx+1)/2- Tx где,
n1 - количество испытуемых в выборке 1;
n2 - количество испытуемых в выборке 2;
nx - количество испытуемых в группе с большей суммой рангов;
Tx - большая из двух ранговых сумм.
В таблицах №1 и №2 показаны результаты по тестированию слуховой памяти.
Таблица 1
Результаты особенностей процесса запоминания в экспериментальной группе леворуких детей
№ |
И.Ф. |
Число повторений ряда слов |
Через 30 мин |
Оценка в балах |
Ранг по U | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |||||
1 |
И.К. |
4 |
7 |
9 |
8 |
6 |
4 |
8,5 |
2 |
В.К. |
3 |
3 |
5 |
7 |
4 |
3 |
3 |
3 |
К.С. |
5 |
7 |
8 |
9 |
9 |
5 |
13,5 |
4 |
Е. Ю. |
3 |
7 |
6 |
7 |
5 |
3 |
3 |
5 |
О.А. |
4 |
7 |
8 |
7 |
7 |
3 |
3 |
6 |
К.К. |
3 |
6 |
7 |
6 |
5 |
3 |
3 |
7 |
Н.П. |
7 |
9 |
9 |
10 |
9 |
5 |
13,5 |
8 |
Р.Л. |
4 |
7 |
7 |
8 |
6 |
4 |
8,5 |
9 |
Ж.Щ. |
3 |
6 |
7 |
8 |
6 |
4 |
8,5 |
10 |
И.Б. |
5 |
7 |
8 |
9 |
6 |
4 |
8,5 |
11 |
Д.О. |
5 |
5 |
8 |
6 |
6 |
4 |
8,5 |
12 |
А.Т. |
8 |
9 |
10 |
10 |
9 |
5 |
13,5 |
13 |
Н.Л. |
6 |
7 |
9 |
9 |
9 |
5 |
13,5 |
14 |
Л.Г. |
4 |
6 |
7 |
7 |
5 |
3 |
3 |
15 |
Э.К. |
5 |
7 |
8 |
8 |
7 |
4 |
8,5 |
общее кол-во рангов |
217 |
После сравнения эмпирическое Uэмп и критическое значение Uкр, по результатом тестирования слуховой памяти, получили следующие данные Uэмп 97>72Uкр., Таким образом гипотеза Н1 не подтвердилась, то есть существенных различий процесса запоминания в слуховой памяти леворуких и праворуких младших школьников не было обнаружено. Наша гипотеза о различиях слуховой памяти у праворуких и леворуких детей не подтвердилась.
Таблица 2
Результаты особенностей процесса запоминания в контрольной группе праворуких детей
№ |
И. Ф. |
Число повторений ряда слов |
Через 30 мин |
Оценка в балах |
Ринг по U | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |||||
1 |
Д.И. |
6 |
8 |
8 |
7 |
4 |
3 |
2,5 |
2 |
Н.Н. |
4 |
7 |
8 |
8 |
8 |
4 |
7 |
3 |
Д.С. |
6 |
8 |
10 |
10 |
8 |
5 |
12,5 |
4 |
С.К. |
3 |
5 |
8 |
8 |
9 |
4 |
7 |
5 |
О.Р. |
5 |
6 |
7 |
7 |
6 |
3 |
2,5 |
6 |
С.И |
5 |
8 |
8 |
9 |
8 |
5 |
12,5 |
7 |
Ю.Б. |
4 |
8 |
9 |
10 |
8 |
5 |
12,5 |
8 |
А.К. |
6 |
7 |
8 |
9 |
8 |
5 |
12,5 |
9 |
А.В. |
5 |
6 |
6 |
8 |
7 |
4 |
7 |
10 |
С.Р. |
5 |
7 |
8 |
8 |
7 |
4 |
7 |
11 |
А.М. |
7 |
7 |
8 |
9 |
8 |
5 |
12,5 |
12 |
М.Ж. |
5 |
6 |
7 |
7 |
5 |
3 |
2,5 |
13 |
В.И. |
6 |
7 |
8 |
9 |
7 |
4 |
7 |
14 |
В.Д. |
6 |
8 |
9 |
9 |
9 |
5 |
12,5 |
15 |
Н.П. |
4 |
6 |
8 |
7 |
5 |
3 |
2,5 |
общее кол-во рангов |
248 |
В методике по изучению оперативной зрительной памяти мы рассмотрели точность (Т) и скорость (С) памяти. Результаты тестирования показаны на таблицах №3 и №4. По рассчитанным данным показателя точности (Т) зрительной памяти эмпирического Uэмп и критического значения Uкр, получили данные что, Uэмп 90,5>72Uкр таким образом видно, что гипотеза Н0 ( нулевая гипотеза) подтвердилась, а следовательно в показателе точности зрительной памяти различий не найдено. Значит, гипотеза о различиях в точности зрительной памяти у праворуких и леворуких детей не подтвердилась.
Таблица 3
Результаты общих значений оценки оперативной зрительной памяти в экспериментальной группе леворуких детей
№ |
И.Ф. |
П |
О |
баллы Т |
Ранг по U |
Общее время |
баллы С |
Ранг по U |
1 |
И.К. |
14 |
10 |
3 |
5,5 |
4,5 |
2 |
1 |
2 |
В.К. |
15 |
9 |
4 |
18 |
3,48 |
5 |
24 |
3 |
К.С. |
17 |
7 |
4 |
18 |
3,58 |
4 |
15 |
4 |
Е. Ю. |
14 |
10 |
3 |
5,5 |
4,27 |
3 |
7 |
5 |
О.А. |
11 |
13 |
2 |
1,5 |
4,03 |
3 |
7 |
6 |
К.К. |
16 |
8 |
4 |
18 |
3,36 |
5 |
24 |
7 |
Н.П. |
18 |
6 |
5 |
29 |
4,02 |
3 |
7 |
8 |
Р.Л. |
15 |
9 |
4 |
18 |
4,37 |
3 |
7 |
9 |
Ж.Щ. |
14 |
10 |
3 |
5,5 |
3,29 |
5 |
24 |
10 |
И.Б. |
16 |
8 |
4 |
18 |
4,14 |
3 |
7 |
11 |
Д.О. |
17 |
7 |
4 |
18 |
4,43 |
3 |
7 |
12 |
А.Т. |
16 |
8 |
4 |
18 |
4,05 |
3 |
7 |
13 |
Н.Л. |
17 |
7 |
4 |
18 |
4 |
3 |
7 |
14 |
Л.Г. |
11 |
13 |
2 |
1,5 |
4,12 |
3 |
7 |
15 |
Э.К. |
15 |
9 |
4 |
18 |
3,54 |
4 |
15 |
Общее кол-во рангов |
210,5 |
166 |
П – общее количество правильно указанных фигур;
О – общее количество допущенных ошибок;
Т – показатель точности в баллах;
С – показатель скорости в баллах.
При проведении тестирования обнаружилась закономерность, что леворукие дети в процессе работы, при неправильном указании на матрице треугольников, показывали на их зеркальное отображение.
После сравнения в оперативной зрительной памяти показателя скорости выполнения тестирования эмпирического Uэмп и критического значения Uкр, видно что, Uэмп 46<72Uкр. Таким образом гипотеза Н1 подтвердилась, то есть различия скорости поиска фигур на матрице у леворуких и праворуких младших школьников было обнаружено. Следовательно, гипотеза о различиях скорости выполнения тестирования зрительной памяти у праворуких и леворуких детей подтвердилась.
Таблица 4
Результаты общих значений оценки оперативной зрительной памяти в контрольной группе праворуких детей
№ |
П |
О |
баллы Т |
Ранг по U |
Общее время |
баллы С |
Рангпо U | |
1 |
Д.И. |
14 |
10 |
3 |
5,5 |
4,2 |
3 |
7 |
2 |
Н.Н. |
16 |
8 |
4 |
18 |
3,15 |
5 |
24 |
3 |
Д.С |
15 |
9 |
4 |
18 |
3,36 |
5 |
24 |
4 |
С.К |
17 |
7 |
4 |
18 |
3,35 |
5 |
24 |
5 |
О.Р. |
13 |
11 |
3 |
5,5 |
3,52 |
4 |
15 |
6 |
С.И |
20 |
4 |
5 |
29 |
3,21 |
5 |
24 |
7 |
Ю.Б |
15 |
9 |
4 |
18 |
4,05 |
3 |
7 |
8 |
А.К. |
15 |
9 |
4 |
18 |
3,33 |
5 |
24 |
9 |
А.В. |
16 |
8 |
4 |
18 |
3,51 |
4 |
15 |
10 |
С.Р. |
15 |
9 |
4 |
18 |
3,42 |
5 |
24 |
11 |
А.М. |
15 |
9 |
4 |
18 |
3,24 |
5 |
24 |
12 |
М.Ж. |
14 |
10 |
3 |
5,5 |
3,51 |
4 |
15 |
13 |
В.И |
16 |
8 |
4 |
18 |
3,18 |
5 |
24 |
14 |
В.Д |
18 |
6 |
5 |
29 |
3,41 |
5 |
24 |
15 |
Н.П |
15 |
9 |
4 |
18 |
3,35 |
5 |
24 |
общее кол-во рангов |
|
254,5 |
|
299 |
Информация о работе Психологические особенности леворуких детей