Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:41, дипломная работа
Цель работы - изучение психологических особенностей леворуких детей.
Объект исследования – психологические особенности леворуких детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - мышление, память и внимание у леворуких детей младшего школьного возраста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..
3
ГЛАВА I.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛЕВШЕСТВА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ…..
7
1.1.
Изучение левшества в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………….
7
1.2.
Основные теории исследования левшества……………..
11
ГЛАВА II.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ……………………………………………………….
18
2.1.
Ассиметрия полушарий головного мозга у леворуких и праворуких людей…………………………………………..
18
2.2.
Время предпочтения левшества в раннем детстве………
27
2.3.
Функциональная ассиметрия тела человека……………..
33
ГЛАВА III.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ……………………………………………………….
48
3.1.
Организация и методика исследования………………….
48
3.2.
Результаты экспериментального исследования и их обсуждение………………………………………………….
51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..
60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..
63
Различия правой и левой руки при выполнении движений являются прямым отражением неравнозначности и специфичности двух полушарий мозга — правого и левого. Однако следует понимать, что это очень грубое и общее понимание асимметрии полушарий мозга. Оба полушария принимают участие в регуляции движений и правой и левой руки [25].
Уточним, что у праворуких людей преимущественно левое полушарие координирует работу мышц правой руки, а у леворуких людей эта функция принадлежит правому полушарию.
Известно, что ведущая
рука, как правило, более ловкая,
способна лучше выполнять
По другим данным совершенствование биомеханических проявлений реакций рук идет по разным направлениям: у праворуких правая рука совершенствуется в точности, а у леворуких аналогичное совершенствование носит менее выраженный характер. Продолжительность формирования моторных программ у праворуких и леворуких короче на ведущей руке.
Отмечена роль латерального профиля ребенка при выполнении сложно координированных зрительно-моторных действий. Уже с семилетнего возраста выделяются различия между выполнением зрительно-моторных реакций ведущей и неведущей рукой как у праворуких, так и у леворуких детей 4—15 лет. Но нет существенных различий в скорости зрительномоторных реакций при работе ведущей рукой как у праворуких, так и леворуких. Думается, что в этих случаях большее влияние оказывает эффект тренировки ведущей руки, а не профиль моторной латерализации [45].
Почти все исследователи подчеркивают, что среди леворуких есть дети с очень высокими показателями выполнения двигательных действий, но есть и очень неловкие, с трудностями реализации движений и формирования новых моторных программ. Это, по-видимому, связано с происхождением леворукости.
Асимметрия ног — феномен еще менее изученный, чем асимметрия рук, а большинство исследователей склоняются к тому, что определенной зависимости между «леворукостью» и «левоногостью» не существует, но есть данные о том, что левой руке чаше соответствует правая нога, есть и противоположные — левой руке всегда соответствует левая нога. Скорее всего, встречаются и те, и другие варианты. С одной стороны это может быть связано с генезисом леворукости, с механизмами асимметрии или доминантности одного из полушарий головного мозга, с другой — это может быть влияние внешнесредовых факторов, связанных с профессиональной деятельностью, особенно у спортсменов. Нельзя исключить и возможность формирования «вынужденной левоногости» из-за дефекта или утраты конечности, так же, как это бывает при формировании леворукости [1].
Авторы, исходившие из перекрестной иннервации верхних и нижних конечностей при локомоции, отстаивали точку зрения, что наряду с праворукостью существует левоногость. При этом считали, что предпочтение одной из ног, как и праворукость, является врожденным феноменом.
Левоногость выражается в доминировании левой ноги над правой по частоте ее использования, скорости и точности движения, длине шага, лучшему произвольному контролю при регуляции движений. Левоногие при ходьбе без видимых ориентиров отклоняются вправо за счет большей длины шага левой ноги. Кривая движения приближается к кругу с направлением по ходу часовой стрелки. Правоногие отклоняются влево, и их движение может быть описано кругом, имеющим направление против хода часовой стрелки [38].
Для выявления ведущей ноги было предложено несколько проб: прыжки (ведущая нога — толчковая), удар по мячу (ведущая нога — маховая), копание лопатой (ведущая нога — стоящая на лопате), работа на швейной машине (ведущая нога — нажимающая на педаль), натирание полов, скольжение по льду (ведущая — передняя нога), надевание брюк ведущая — вдеваемая первой), накладывание ноги на ногу (ведущая — сверху), стояние (ведущая нога — опорная), шаг назад (какая нога сделает движение) [42].
Однако при использовании этих проб сразу стали выявляться противоречивые результаты. При прыжках в качестве толчковой у 93-96 % обследованных ведущей была левая нога, а при ударе по мячу — у 90-98 % обследованных — правая нога [3].
Следовательно, будет нога «ведущей» или нет, зависит от того, какую функцию она выполняет в предлагаемых испытуемым пробах: опорную (толчковую) или маховую. Но и в случае выполнения опорной или толчковой функции многое зависит от особенностей действия. Таким образом, говорить о «ведущей» ноге некорректно, так как в каждом двигательном действии обе ноги ведущие, но выполняют они разные функции. При вращательных движениях тела влево (метания, удар ногой по предмету) левая нога у правшей в большинстве случаев является опорной, а правая — маховой. Это свидетельствует о зависимости распределения функций между ногами от праворукости, а точнее — от координации движений тела с учетом использования в действиях правой руки (у левшей, по данным многих авторов, все обстоит наоборот). При прямолинейных движениях толчковой может быть как правая нога, так и левая, причем примерно в равном числе случаев. Следует учитывать, что большинство авторов, нашедших асимметрию ног по психомоторным качествам, обследовали людей со спецификой спортивной и профессиональной деятельности, которая могла привести к функциональным различиям между ногами. В литературе есть данные об отрицательном влиянии переучивания «левоногих» детей в процессе спортивной тренировки, приводящей не только к нарушению функционального состояния детей, но и изменению глубоких процессов роста и развития. Это дает основание полагать, что навязанная, не свойственная человеку моторная асимметрия вне зависимости от части тела имеет негативный эффект [18, 26].
Информация о соотношении
левоногости и леворукости и
их несовпадении противоречива. Известно,
что у детей частота
Как и в отношении двигательной функции при рассмотрении асимметрии зрительной функции выделяют предпочтение одного глаза в качестве прицельного и уровень функционирования того или иного глаза (собственно асимметрию по остроте зрения, величине поля зрения и т. д.).
Прицеливание одним глазом — это фиксация предмета на сетчатке одного глаза (такое расположение головы, при котором ось от предмета идет перпендикулярно к центру сетчатки глаза, которым прицеливаются) [8].
Для определения ведущего (прицельного) глаза используется очень простая проба, которая, кстати, заново «открывалась» три раза. Сначала ее описал португальский монах Ла Порта в 1593 году, затем в 1928 году ее снова «открыл» один из американцев, а в 1963 году это же сделал один наш соотечественник.
По этой пробе выявлено, что для фиксации предмета чаще всего используется правый глаз, однако процент случаев его предпочтения не так высок, как предпочтение правой руки (соответственно 65 % и 95 %). Таким образом, по крайней мере, у 30 % людей предпочтение левого глаза не обусловлено праворукостью и доминантностью левого полушария. На самом же деле, и в оставшихся 65 % случаев нет никакой уверенности, что ведущий глаз «подстраивается» под ведущую руку и доминантное полушарие [37].
В исследованиях особенностей зрительного восприятия широко применяется принцип тахистоскопической подачи информации в левое и правое поле зрения. Этот принцип основан на естественном разделении зрительных путей. Нервные волокна от сетчатки обоих глаз проходят в зрительную кору правого полушария, зрительная информация, вспыхивающая в правом поле зрения, поступает в левое полушарие. Несмотря на то, что информация, поступающая в одно полушарие в нормальных условиях (на нерасщёпленном мозге), почти мгновенно передается в другое, мы все же имеем возможность обнаружить, различия в выполнении зрительных заданий. По-видимому, полушарие, первым получающее информацию, обрабатывает ее более эффективно и имеет преимущество перед полушарием, в которое информация поступает по каналам межполушарного взаимодействия.
С помощью этой методики и была обнаружена асимметрия правого и левого поля зрения. Было установлено, что люди лучше узнают лица, различают цвета, предъявляемые в левое поле зрения, но слова и цифры, если они предъявляются в правое поле зрения. Изучение различий в зрительном восприятии при подаче стимула в левое и правое поле зрения отражает межполушарные различия — преимущество правого поля зрения в основном отмечено для языковых функций, отражающих специализацию левого полушария, а превосходство левого зрительного поля является результатом специфических функций правого полушария, связанных с обработкой зрительно-пространственной информации. Однако эти различия, отчетливо выраженные у правшей, менее четки у левшей [8].
Другой факт, не совпадающий с теорией доминантного полушария, состоит в том, что нет совпадения между предпочтением одного глаза для прицеливания и асимметрией по остроте зрения. Многочисленные измерения остроты зрения не выявили доминирования какого-либо глаза у большинства обследованных, а если таковое имелось, то оно распределялось приблизительно в равных процентах в пользу того или другого глаза. Доминирование одного глаза отсутствует по величине поля зрения, по величине аккомодации, рефракции и другим функциональным показателям [3].
По вопросу о взаимосвязи леворукости и левоглазости также нет единого мнения. Исследования отечественного ученого Г.А. Литинского, осуществленные еще в 20-х годах нашего столетия, опровергли представление о том, что левая рука функционально связана с правым глазом, а правая — с левым. По мнению Г.А. Литинского, среди левшей чаще встречаются люди, не имеющие ведущего глаза [8].
Предпочтение в использовании одного уха при слушании, прислушивании является твердо установленным фактом. Уже у новорожденного наблюдается предпочтение правого уха при восприятии слов и дискриминации фонем, что свидетельствует о том, что в левом полушарии имеется генетически запрограммированный нервный субстрат, приспособленный для восприятия дискретных единиц, которые составляют основу языка по X. Хекаен (1976). Еще раньше Р. Пирс (1953) определял ведущее ухо по тому, каким ухом человек поворачивается к источнику звука, когда тот плохо слышен. По его данным, правое ухо было предпочитаемым в 65,8 % случаев, а левое — в 34,2 %. Большинство людей (13 из 18), по данным Д. Бродбент и М. Грегори (1964) распознавали речевые сигналы точнее правым ухом [19].
Однако В.Д. Еремеевой (1989) выявлено несовпадение предпочтения руки и уха у половины детей 7 лет. Да и по сведениям других авторов, в том числе и приведенных выше, несовпадение ведущей руки и ведущего уха встречается у взрослых приблизительно в одной трети случаев.
Асимметрия слуха проявляется в остроте восприятия вербальной и невербальной информации, локализации источника звука, латерализации субъективного слухового образа. Левоухость часто сочетается с праворукостью у детей и у взрослых. Левоухость может быть единственным признаком левшества в правом профиле асимметрии.
Асимметрия слуха и восприятия речевой и неречевой информации также существует, причем преобладают люди, у которых отмечается преимущество правого уха. Правое ухо более восприимчиво к речи, восприятию мысли, левое — к восприятию неречевых, эмоционально окрашенных звуков [38].
Острота слуха также различна справа и слева, и слова, произносимые в правое ухо, воспринимаются как более громкие. Эффектом «левого уха» считается преимущество левого уха в восприятии мелодий, ритмических звуков, интонаций речи.
Речевые функции. Начиная с известных работ Поля Брока, утвердилось мнение, что у правшей центры речи находятся в левом полушарии, а у левшей — в правом. Такое мнение сложилось в результате клинических наблюдений за больными с инсультами, о чем за 30 лет до Брока (в 1836 году) сообщил неизвестный широкой научной общественности французский врач Марк Дакс, однако его сообщение осталось незамеченным. При параличе правой руки терялась и речь, т. е. возникала афазия, а при параличе левой руки этого не было. У левшей наблюдались противоположные явления. Однако постепенно накапливались и другие данные, свидетельствовавшие о том, что и правое полушарие у правшей принимает участие в осуществлении речи, только другим способом [29].
В. Пенфилд и Л. Роберте (1965) пишут, что понимание речи возникает после поступления слуховых импульсов в оба полушария, как и восприятие прочитанного — после поступления в оба полушария зрительных импульсов. Правое полушарие, по их мнению, после обучения речи тоже принимает участие в понимании и произношении речи. Авторы считают, что моторный артикуляционный механизм речи зависит от коркового механизма голосового контроля, локализованного в роландовой моторной области обоих полушарий. Идеационный речевой механизм (т. е. словесный двигательный образ, память звучания слов) связан с функцией только одного полушария. Хранилище умений писать и читать тоже находится только в одном полушарии, однако, возможно, что другие речевые умения обслуживаются обоими полушариями. Память понятий не связана, по мнению В. Пенфилда и Л. Робертса, только с одним полушарием, как речь, и независима от речи [35].
Ряд авторов полагают, что правое полушарие берет на себя функцию автоматической речи: за счет него могут повторяться отдельные слоги, ответ «да-нет», серийная речь, пение, репродукция заученного содержания (М.С. Лебединский, 1941), Известен уникальный случай, когда все левое полушарие было сморщено, а больной цитировал и пел тексты песен [19].
При поражении левого
полушария у больных возникает
Предполагается, что зрительно-пространственное восприятие иероглифов осуществляется правым полушарием (в связи с тем, что в отличие от левого полушария, осуществляющего переработку информации аналитически и последовательно, правое полушарие делает то же самое целостно и одновременно).
Информация о работе Психологические особенности леворуких детей