Психологические особенности леворуких детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:41, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - изучение психологических особенностей леворуких детей.
Объект исследования – психологические особенности леворуких детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - мышление, память и внимание у леворуких детей младшего школьного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..
3

ГЛАВА I.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛЕВШЕСТВА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ…..


7
1.1.
Изучение левшества в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………….

7
1.2.
Основные теории исследования левшества……………..
11

ГЛАВА II.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ……………………………………………………….

18
2.1.
Ассиметрия полушарий головного мозга у леворуких и праворуких людей…………………………………………..

18
2.2.
Время предпочтения левшества в раннем детстве………
27
2.3.
Функциональная ассиметрия тела человека……………..
33

ГЛАВА III.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ……………………………………………………….


48
3.1.
Организация и методика исследования………………….
48
3.2.
Результаты экспериментального исследования и их обсуждение………………………………………………….

51


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..
60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..
63

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 495.50 Кб (Скачать)

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..

3

     

ГЛАВА I.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ И НАПРАВЛЕНИЯ  ИССЛЕДОВАНИЙ ЛЕВШЕСТВА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  НАУКЕ…..

 

 

7

1.1.

Изучение левшества  в зарубежной и отечественной  психологии………………………………………………….

 

7

1.2.

Основные теории исследования левшества……………..

11

     

ГЛАВА II.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ……………………………………………………….

 

18

2.1.

Ассиметрия полушарий  головного мозга у леворуких и праворуких людей…………………………………………..

 

18

2.2.

Время предпочтения левшества  в раннем детстве………

27

2.3.

Функциональная ассиметрия тела человека……………..

33

     

ГЛАВА III.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ……………………………………………………….

 

 

48

3.1.

Организация и методика исследования………………….

48

3.2.

Результаты экспериментального исследования и их обсуждение………………………………………………….

 

51

     
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..

60

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..

63


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На протяжении всего  исторического развития человечества мы можем проследить существование  левшества. Отношение к левшам было не одинаковым в разных странах и  в разные времена, но, как правило, имело налет настороженности  и негативизма. Нетерпимость общества к леворуким принуждала их подстраиваться под мир праворуких людей.

За рубежом изучение левшества не прекращало свое развитие, в то время, как отечественная  наука существенно тормозила  процесс ее изучения. Именно в СССР существовала специальная программа по «истреблению» левшей. Их, практически, на государственном уровне «переделывали» в правшей, потому что в стране, занимающейся «правым» делом, все граждане должны быть только праворукими. Каждый понимал свою задачу – переучить любыми методами. Подобную нетерпимость к левшам можно проследить и в некоторых мусульманских странах и по сей день. Кто проповедует ислам, левая рука считается нечистой, используя эту руку можно нанести оскорбление [28].

Однако подобное вмешательство  в естественный мир левши наносит непоправимый ущерб психологическому здоровью человека и накладывает неизгладимый отпечаток на его дальнейшую судьбу. Множество невротических заболеваний проявляется среди переученных левшей. Для разрешения проблемы необходимо выявить ее причины, что естественно заставляет вновь открыть двери к познанию леворукого мира.

Только к концу предыдущего  столетия, отечественные исследователи  начали вновь работать в этой сфере.

Имеются отдельные научные  коллективы психологов, физиологов, клиницистов, которые занимаются изучением левшества: М. Аннет, Е. Вебер, И.И. Канаев, М.М. Безруких, С.Ю. Головин, А.В. Семенович, Н.Н. Брагин, Т.А. Доброхотова, М.В. Безруких, М.X. Самибаев, Н.Д. Суворова, С.Т. Александрова, Т.П. Камбиева, И.С. Макарьев, Д.А. Фарбер, Т.А. Стаханова, М.К. Шорох-Троцкая.

С развитием человечества было выдвинуто множество теорий и гипотез происхождения левшества. Однако, несмотря на столь глубокие исторические корни исследуемого вопроса, данная тема и по сей день остается актуальной. За последние десятилетия в мировой науке резко возросло количество научно-практических исследований, психологами разрабатывается множество инновационных программ обучения посвященных левшеству. И, наконец, начинает уделяться должный интерес к вопросу левшества, в отличие от советских программ обучения. Проблема левшества – тема еще сравнительно мало разработана, и включат в себя не только обучения письму, но и исследования психофизиологических отличий и психологических особенностей леворуких людей.

Цель работы - изучение психологических особенностей леворуких детей.

Объект исследования – психологические особенности леворуких детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования - мышление, память и внимание у леворуких  детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования состоит  в предположении о том, что  особенности мышления, внимания и  памяти у леворуких детей будут  отличны от особенности мышления, внимания и памяти у праворуких детей.

В соответствии с целью, объектом и предметом, поставленной в работе, мы выдвинули следующие задачи:

1. Изучить отечественные и зарубежные  литературные источники по данной  проблеме.

2. Описать общие cовременные представления о леворукости в отечественной и зарубежной науке.

3. Осуществить подбор  психодиагностических методик, направленных на изучение памяти и внимания у детей младшего школьного возраста.

4. Экспериментально изучить особенности  памяти, мышления и внимания у контрольной и экспериментальной групп учащихся.

5. Провести качественный и количественный  анализ полученных данных, сделать выводы.

В нашей работе были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы  по данной тематике.

2. Психологический эксперимент  с использованием следующих методик:

- методика оценки оперативной  зрительной памяти

- методика особенностей процесса  запоминания

- методика диагностики внимания

- методика «Исключение понятий»

3. Метод беседы.

4. Метод статистической обработки  полученных данных.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в педагогическом процессе работы детских и школьных психологов с данной категорией детей. Теоретические выдержки работы могут быть использованы в процессе подготовки специалистов психолого-педагогического направления, так же при чтении курсов «Педагогическая психология», «Детская психология», «Специальная психология».

Экспериментальная база исследования: экспериментальное исследование проводилось  на базе санатория семейного типа «Аквамарин»  г. Анапы Краснодарского края. Были исследованы 30 младших школьников 2-го и 3-го классов средний возраст, которых, составлял 9 лет. В исследовании участвовало 2 группы: экспериментальная группа( 15 левшей женского пола), контрольная группа( 15 правшей женского пола). Дети из разных регионов России.

Структура дипломной  работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы. Общий объем работы составляет 67 печатных страниц.

 

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛЕВШЕСТВА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

 

1.1. Изучение левшества в зарубежной и отечественной психологии

 

Леворукость веками была и остается загадкой, загадкой еще  не разгаданной, притягивающей внимание. Проблема левшества возникла в связи  с выполнением крестьянами различных сельскохозяйственных операций. Именно при таком ручном труде выявлялись особенности двигательных функций левши и правши. Левша не мог выполнять работу как все и часто становился изгоем и просто умирал с голоду.

В христианском мире существовала традиция наделять морально этическими качествами стороны света. Восток воспринимался как олицетворение счастья, запад же считался царством тьмы, источником неудач и болезней. Постепенно восток и запад стали напрямую соотносится с правым и левым. Получалось что левша законное дитя запада, а значит, уже сам по себе приносит несчастье. В средневековье леворукость могла стать причиной пыток и даже смертной казни.

На протяжении всего  исторического развития человечества мы можем проследить существование  левшества. Отношение к левшам было не одинаковым в разных странах и в разные времена, но, как правило, имело налет настороженности и негативизма. Нетерпимость общества к леворуким принуждала их подстраиваться под мир праворуких людей.

К счастью, в наше время, когда ломаются многие стереотипы, само понятие "норма" приобретает менее жесткие рамки, люди становятся, более терпимы к различным проявлениям индивидуальности. Однако отношение к левшам зачастую не ограничивалось такими эмоциями.

Одним из проявлений негативного отношения к левшам служит отрицательное значение, вкладываемое в слова левый, левша. В работах А. Я. Шайкевич проанализировано нескольких десятков языков и найдено, что у всех народов слова «правый» и «левый» имеют одно и то же смысловое значение: правый — ловкий, левый — плохой, неловкий [27].

Во многих языках «левый»  является не только синонимом слов «неловкий», «неуклюжий», но и «неискренний», «разбитый», «зловещий», т.е. имеют, как  правило, отрицательное значение. Так, в английском языке синонимами слова «lefthanded» являются не только слова — неуклюжий, неумелый, но и — уклончивый, скрытный, и даже — подлый. Во французском — «gauche» — левый, неловкий, неуклюжий, нескладный, нечестный. Итальянское слово manca (mancino) значит не только левый, но и испорченный, дефектный, лживый. В немецком «link» — левый, а производное — «linkish» — неловкий. Латинское слово dexter означает правый, целебный, а слова sinister — левый, пагубный. В греческом языке дело обстоит так же. Имеются даже религиозные теории, вследствие чего наличие праворукости нашло отражение в обрядах и верованиях («чистая» правая рука и «нечистая» — левая и т. п.) [43].

У многих народов и  во многих религиях левая рука считается  неуклюжей и беспомощной, а правая — почтенной и порядочной. Это  предубеждение прошло через века и не изжито до сих пор. В религиозных обрядах магометан и евреев руки играют весьма различную роль. И сегодня мусульмане считают оскорблением, если им протягивают при встрече левую руку или подают левой рукой деньги, подарок. У тех, кто исповедует ислам, она считается «нечистой», и тем самым можно нанести оскорбление собеседнику. Так же относятся к левой руке представители одной из народностей Нигерии — йоруба, которым категорически запрещено что-либо брать или передавать левой рукой. Это жестокое оскорбление и преднамеренная демонстрация неуважения к человеку. Йоруба называют левую руку «ово оси» — «негодной», а во многих районах, где живут представители этой народности, левшей вообще считают «ненормальными» [43].

В США левшей не переучивали, но отношение к ним всегда носило пренебрежительный характер, конечно, если речь не шла о президенте страны.

За рубежом изучение левшества не прекращало свое развитие, в то время как отечественная  наука существенно тормозила  процесс ее изучения.

Негативное отношение  к левшам в нашей стране также  имеет длительную историю. В журнале  «Русская клиника» в 1924 году была опубликована статья «Детская леворукость и проблема воспитания левой руки», доктора  А.А. Капустина о детях, проходивших  неврологическое обследование. Среди них оказалось всего 0,7% левшей, но у большей части из них доктор Капустин отметил нарушения в развитии. Однако вывод, который он сделал, звучал просто как приговор левшам: «Дети-левши в своем большинстве являются дегенератами, отягченными грубыми клеймами вырождения и слабо одаренными» [28].

Именно в СССР существовала специальная программа по «истреблению»  левшей. Их, практически, на государственном  уровне «переделывали» в правшей, потому что в стране, занимающейся «правым» делом, все граждане должны быть только праворукими. Каждый педагог и каждый родитель четко понимал свою задачу – переучить любыми методами. Только к концу предыдущего столетия, сбросив с себя тяжесть существовавшей государственной политики, отечественные исследователи начали вновь работать в этой сфере.

С подобными взглядами  на леворукость и таким отношением мы сталкиваемся очень часто. Но все  же решающим, является незнание, непонимание  биологических механизмов леворукости, а главное — неприятие многообразия индивидуальных различий детей, разнообразия их способностей, склонностей, различия реакций при действии одних и тех же факторов, неспособность и нежелание принять эти индивидуальные особенности как данность, которую не нужно и нельзя переделывать, изменять по своему желанию.

Рядовому левше часто  сложно приспособится, ведь весь мир  вокруг устроен для праворуких и  многие вещи переделать под себя просто не возможно. Левше приходится ловко  изворачиваться, что бы пользоваться приборами праворукого мира. Существует целая индустрия делающая жизнь левого меньшинства комфортней и безопасней. Для левшей выпускают канцелярские товары, компьютерные мыши, хирургические и швейные принадлежности, спортивные товары, музыкальные инструменты. К сожалению, такая индустрия развита не во всех странах.

Необходимо учитывать  различные причины леворукости, а также дифференцировать сами понятия "леворукость" и "левшество". Обозначая человека, предпочитающего  действовать левой рукой, его  обычно называют левшой. Но если быть строгими в определениях, это не совсем точно. Левшество, в отличие от леворукости, - это предпочтение не только руки, но и ноги, глаза, уха и даже чувствительности левой половины тела [4].

Информация о работе Психологические особенности леворуких детей