Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:41, дипломная работа
Цель работы - изучение психологических особенностей леворуких детей.
Объект исследования – психологические особенности леворуких детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - мышление, память и внимание у леворуких детей младшего школьного возраста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..
3
ГЛАВА I.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛЕВШЕСТВА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ…..
7
1.1.
Изучение левшества в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………….
7
1.2.
Основные теории исследования левшества……………..
11
ГЛАВА II.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ……………………………………………………….
18
2.1.
Ассиметрия полушарий головного мозга у леворуких и праворуких людей…………………………………………..
18
2.2.
Время предпочтения левшества в раннем детстве………
27
2.3.
Функциональная ассиметрия тела человека……………..
33
ГЛАВА III.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ……………………………………………………….
48
3.1.
Организация и методика исследования………………….
48
3.2.
Результаты экспериментального исследования и их обсуждение………………………………………………….
51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..
60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..
63
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….. |
3 | |
ГЛАВА I. |
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ И НАПРАВЛЕНИЯ
ИССЛЕДОВАНИЙ ЛЕВШЕСТВА В ЗАРУБЕЖНОЙ
И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ |
7 |
1.1. |
Изучение левшества в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………. |
7 |
1.2. |
Основные теории исследования левшества…………….. |
11 |
ГЛАВА II. |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ……………………………………… |
18 |
2.1. |
Ассиметрия полушарий головного мозга у леворуких и праворуких людей………………………………………….. |
18 |
2.2. |
Время предпочтения левшества в раннем детстве……… |
27 |
2.3. |
Функциональная ассиметрия тела человека…………….. |
33 |
ГЛАВА III. |
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ………………………………………………………. |
48 |
3.1. |
Организация и методика исследования…………………. |
48 |
3.2. |
Результаты экспериментального исследования и их обсуждение…………………………………………………. |
51 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….. |
60 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… |
63 |
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении всего исторического развития человечества мы можем проследить существование левшества. Отношение к левшам было не одинаковым в разных странах и в разные времена, но, как правило, имело налет настороженности и негативизма. Нетерпимость общества к леворуким принуждала их подстраиваться под мир праворуких людей.
За рубежом изучение левшества не прекращало свое развитие, в то время, как отечественная наука существенно тормозила процесс ее изучения. Именно в СССР существовала специальная программа по «истреблению» левшей. Их, практически, на государственном уровне «переделывали» в правшей, потому что в стране, занимающейся «правым» делом, все граждане должны быть только праворукими. Каждый понимал свою задачу – переучить любыми методами. Подобную нетерпимость к левшам можно проследить и в некоторых мусульманских странах и по сей день. Кто проповедует ислам, левая рука считается нечистой, используя эту руку можно нанести оскорбление [28].
Однако подобное вмешательство в естественный мир левши наносит непоправимый ущерб психологическому здоровью человека и накладывает неизгладимый отпечаток на его дальнейшую судьбу. Множество невротических заболеваний проявляется среди переученных левшей. Для разрешения проблемы необходимо выявить ее причины, что естественно заставляет вновь открыть двери к познанию леворукого мира.
Только к концу предыдущего столетия, отечественные исследователи начали вновь работать в этой сфере.
Имеются отдельные научные коллективы психологов, физиологов, клиницистов, которые занимаются изучением левшества: М. Аннет, Е. Вебер, И.И. Канаев, М.М. Безруких, С.Ю. Головин, А.В. Семенович, Н.Н. Брагин, Т.А. Доброхотова, М.В. Безруких, М.X. Самибаев, Н.Д. Суворова, С.Т. Александрова, Т.П. Камбиева, И.С. Макарьев, Д.А. Фарбер, Т.А. Стаханова, М.К. Шорох-Троцкая.
С развитием человечества
было выдвинуто множество теорий
и гипотез происхождения
Цель работы - изучение психологических особенностей леворуких детей.
Объект исследования – психологические особенности леворуких детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - мышление, память и внимание у леворуких детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что особенности мышления, внимания и памяти у леворуких детей будут отличны от особенности мышления, внимания и памяти у праворуких детей.
В соответствии с целью, объектом и предметом, поставленной в работе, мы выдвинули следующие задачи:
1. Изучить отечественные и
2. Описать общие cовременные представления о леворукости в отечественной и зарубежной науке.
3. Осуществить подбор психодиагностических методик, направленных на изучение памяти и внимания у детей младшего школьного возраста.
4. Экспериментально изучить
5. Провести качественный и
В нашей работе были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ
2. Психологический эксперимент
с использованием следующих
- методика оценки оперативной зрительной памяти
- методика особенностей
- методика диагностики внимания
- методика «Исключение понятий»
3. Метод беседы.
4. Метод статистической
Практическая значимость исследования
состоит в возможности использо
Экспериментальная база исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе санатория семейного типа «Аквамарин» г. Анапы Краснодарского края. Были исследованы 30 младших школьников 2-го и 3-го классов средний возраст, которых, составлял 9 лет. В исследовании участвовало 2 группы: экспериментальная группа( 15 левшей женского пола), контрольная группа( 15 правшей женского пола). Дети из разных регионов России.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы. Общий объем работы составляет 67 печатных страниц.
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛЕВШЕСТВА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1. Изучение левшества в зарубежной и отечественной психологии
Леворукость веками была
и остается загадкой, загадкой еще
не разгаданной, притягивающей внимание.
Проблема левшества возникла в связи
с выполнением крестьянами разл
В христианском мире существовала традиция наделять морально этическими качествами стороны света. Восток воспринимался как олицетворение счастья, запад же считался царством тьмы, источником неудач и болезней. Постепенно восток и запад стали напрямую соотносится с правым и левым. Получалось что левша законное дитя запада, а значит, уже сам по себе приносит несчастье. В средневековье леворукость могла стать причиной пыток и даже смертной казни.
На протяжении всего исторического развития человечества мы можем проследить существование левшества. Отношение к левшам было не одинаковым в разных странах и в разные времена, но, как правило, имело налет настороженности и негативизма. Нетерпимость общества к леворуким принуждала их подстраиваться под мир праворуких людей.
К счастью, в наше время, когда ломаются многие стереотипы, само понятие "норма" приобретает менее жесткие рамки, люди становятся, более терпимы к различным проявлениям индивидуальности. Однако отношение к левшам зачастую не ограничивалось такими эмоциями.
Одним из проявлений негативного отношения к левшам служит отрицательное значение, вкладываемое в слова левый, левша. В работах А. Я. Шайкевич проанализировано нескольких десятков языков и найдено, что у всех народов слова «правый» и «левый» имеют одно и то же смысловое значение: правый — ловкий, левый — плохой, неловкий [27].
Во многих языках «левый» является не только синонимом слов «неловкий», «неуклюжий», но и «неискренний», «разбитый», «зловещий», т.е. имеют, как правило, отрицательное значение. Так, в английском языке синонимами слова «lefthanded» являются не только слова — неуклюжий, неумелый, но и — уклончивый, скрытный, и даже — подлый. Во французском — «gauche» — левый, неловкий, неуклюжий, нескладный, нечестный. Итальянское слово manca (mancino) значит не только левый, но и испорченный, дефектный, лживый. В немецком «link» — левый, а производное — «linkish» — неловкий. Латинское слово dexter означает правый, целебный, а слова sinister — левый, пагубный. В греческом языке дело обстоит так же. Имеются даже религиозные теории, вследствие чего наличие праворукости нашло отражение в обрядах и верованиях («чистая» правая рука и «нечистая» — левая и т. п.) [43].
У многих народов и во многих религиях левая рука считается неуклюжей и беспомощной, а правая — почтенной и порядочной. Это предубеждение прошло через века и не изжито до сих пор. В религиозных обрядах магометан и евреев руки играют весьма различную роль. И сегодня мусульмане считают оскорблением, если им протягивают при встрече левую руку или подают левой рукой деньги, подарок. У тех, кто исповедует ислам, она считается «нечистой», и тем самым можно нанести оскорбление собеседнику. Так же относятся к левой руке представители одной из народностей Нигерии — йоруба, которым категорически запрещено что-либо брать или передавать левой рукой. Это жестокое оскорбление и преднамеренная демонстрация неуважения к человеку. Йоруба называют левую руку «ово оси» — «негодной», а во многих районах, где живут представители этой народности, левшей вообще считают «ненормальными» [43].
В США левшей не переучивали, но отношение к ним всегда носило пренебрежительный характер, конечно, если речь не шла о президенте страны.
За рубежом изучение левшества не прекращало свое развитие, в то время как отечественная наука существенно тормозила процесс ее изучения.
Негативное отношение к левшам в нашей стране также имеет длительную историю. В журнале «Русская клиника» в 1924 году была опубликована статья «Детская леворукость и проблема воспитания левой руки», доктора А.А. Капустина о детях, проходивших неврологическое обследование. Среди них оказалось всего 0,7% левшей, но у большей части из них доктор Капустин отметил нарушения в развитии. Однако вывод, который он сделал, звучал просто как приговор левшам: «Дети-левши в своем большинстве являются дегенератами, отягченными грубыми клеймами вырождения и слабо одаренными» [28].
Именно в СССР существовала специальная программа по «истреблению» левшей. Их, практически, на государственном уровне «переделывали» в правшей, потому что в стране, занимающейся «правым» делом, все граждане должны быть только праворукими. Каждый педагог и каждый родитель четко понимал свою задачу – переучить любыми методами. Только к концу предыдущего столетия, сбросив с себя тяжесть существовавшей государственной политики, отечественные исследователи начали вновь работать в этой сфере.
С подобными взглядами
на леворукость и таким отношением
мы сталкиваемся очень часто. Но все
же решающим, является незнание, непонимание
биологических механизмов леворукости,
а главное — неприятие
Рядовому левше часто сложно приспособится, ведь весь мир вокруг устроен для праворуких и многие вещи переделать под себя просто не возможно. Левше приходится ловко изворачиваться, что бы пользоваться приборами праворукого мира. Существует целая индустрия делающая жизнь левого меньшинства комфортней и безопасней. Для левшей выпускают канцелярские товары, компьютерные мыши, хирургические и швейные принадлежности, спортивные товары, музыкальные инструменты. К сожалению, такая индустрия развита не во всех странах.
Необходимо учитывать различные причины леворукости, а также дифференцировать сами понятия "леворукость" и "левшество". Обозначая человека, предпочитающего действовать левой рукой, его обычно называют левшой. Но если быть строгими в определениях, это не совсем точно. Левшество, в отличие от леворукости, - это предпочтение не только руки, но и ноги, глаза, уха и даже чувствительности левой половины тела [4].
Информация о работе Психологические особенности леворуких детей