Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:05, контрольная работа
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека - от 3 до 7 лет. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.
1.Введение.
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека - от 3 до 7 лет. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.
Д.Б.Эльконин подчеркивает, что на протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития — от отделения себя от взрослого (Я сам) до открытия своей внутренней жизни, самосознания.
А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно поэтому, период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен» .
Особенности воспитания детей дошкольного возраста тесно связаны с психофизиологическими особенностями этого возраста и большой пластичностью психики ребенка. В этот период детства формируются основы личности, и от правильного выбора методики воспитания зависит физическое, интеллектуальное и нравственное развитие будущего члена общества. Ребенок в дошкольном возрасте наиболее восприимчив к информации извне, и от качества поступающей информации о мире и обществе зависит его последующая жизнь. Психологи отмечают, что в дошкольном возрасте дети очень внушаемы и эмоциональны, поэтому следует как можно больше времени посвящать воспитанию ребенка.
2.Развитие психических
функций в дошкольном возрасте.
3.Особенности личности
1.Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребёнка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения. Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции (переживая обиду, ребёнок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.). Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребёнок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему ещё предстоит сделать. Всё, во что включается дошкольник - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится.
Ребёнок,
в силу своего возраста, просто не способен
делать то, что ему неинтересно.
Мотивы дошкольника приобретают разную
силу и значимость. Уже в младшем дошкольном
возрасте ребёнок сравнительно легко
может принять решение в ситуации выбора.
Вскоре он уже может подавить свои непосредственные
побуждения, например не реагировать на
привлекательный предмет. Это становится
возможным благодаря более сильным мотивам,
которые выполняют роль "ограничителей".
Интересно, что наиболее сильный мотив
для дошкольника - поощрение, получение
награды. Более слабый - наказание, еще
слабее - собственное обещание ребёнка.
Требовать от детей обещаний не только
бесполезно, но и вредно, так как они не
выполняются, а ряд неисполненных заверений
и клятв подкрепляет такие личностные
черты, как необязательность и беспечность.
Самым слабым оказывается прямое запрещение
каких-то действий ребёнка, не усиленное
другими, дополнительными мотивами, хотя
как раз на запрет взрослые часто возлагают
большие надежды. Дошкольник начинает
усваивать этические нормы,
принятые в обществе. Он учится оценивать
поступки с точки зрения норм морали, подчинять
своё поведение этим нормам, у него появляются
этические переживания. Первоначально
ребёнок оценивает только чужие поступки
- других детей или литературных героев,
не умея оценить свои собственные. В среднем
дошкольном возрасте ребёнок оценивает
действия героя независимо от того, как
он к нему относится, и может обосновать
свою оценку, исходя из взаимоотношений
персонажей сказки. Во второй половине
дошкольного детства ребёнок приобретает
способность оценивать и свое поведение,
пытается действовать в соответствии
с теми моральными нормами, которые он
усваивает.
3.Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.
4.Самооценка появляется
во второй половине периода на основе
первоначальной чисто эмоциональной самооценки
("я хороший") и рациональной оценки
чужого поведения. Ребёнок приобретает
сначала умение оценивать действия других
детей, а затем - собственные действия,
моральные качества и умения. К 7 годам
у большинства самооценка умений становится
более адекватной. Ещё одна линия развития
самосознания - осознание своих
переживаний. В конце дошкольного
возраста он ориентируется в своих эмоциональных
состояниях и может выразить их словами:
"я рад", "я огорчен", "я сердит".Для
этого периода характерна половая идентификация,
ребёнок осознает себя как мальчика или
девочку. Дети приобретают представления
о соответствующих стилях поведения. Большинство
мальчиков стараются быть сильными, смелыми,
мужественными, не плакать от боли или
обиды; многие девочки - аккуратными, деловитыми
в быту и мягкими или кокетливо-капризными
в общении.
Начинается осознание себя
во времени. В 6-7 лет ребёнок помнит
себя в прошлом, осознает в настоящем и
представляет себя в будущем: "когда
я был маленьким", "когда я вырасту
большой".
4. Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей дошкольного возраста.
В психологической
литературе выделены и достаточно глубоко
проанализированы факторы, оказывающие
влияние на психологическое здоровье
ребенка. Большинство из этих факторов
носят социально-
Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психологическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику.
На эмоциональную атмосферу в семье и на психологическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы, среди которых А.И. Захаров выделяет такие, как неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли. Помещение детей в раннем возрасте (до 3-х лет) в детские дошкольные учреждения или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмирующим событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью. В ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью к трем годам у детей формируется чувство «Я», т.е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь к трем годам у ребенка появляется желание «расстаться» с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте трех лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем.
Специалисты единодушны во мнении, что субъективное состояние ребенка имеет непосредственную связь с окружающей его обстановкой (В. И. Гарбузов, В. А. Гурьева, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская и др.). Основывая свои выводы на анализе исследований, проведенных в различных странах мира, эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) констатировали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, живущих в ситуации дисгармоничных отношений со взрослыми. Эти же исследования обнаружили, что преобладающая часть нарушений психического здоровья в детском возрасте имеет две характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития, во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на психотравмирующие ситуации.
К социально-психическим факторам, влияющим на психологическое здоровье детей, относятся, прежде всего, такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений.
Проблеме супружеских и детско-родительских отношений уделяется пристальное внимание как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Выделяются причины и характер внутрисемейных конфликтов, рассматриваются пути их коррекции. Попробуем посмотреть на дисгармоничные семейные отношения с позиции ребенка, с точки зрения того влияния, которое оказывают подобные отношения на психологическое здоровье детей дошкольного возраста.
Еще раз обратим
внимание на то, что даже возраст
характеризуется тесной эмоциональной
привязанностью ребенка к родителям,
причем не в виде зависимости от
них, а в виде потребности в
любви, уважении, признании. В этом возрасте
ребенок еще не может хорошо ориентироваться
в тонкостях межличностного общения,
не способен понимать причины конфликтов
между родителями, не владеет средствами
для выражения собственных
Большинство психологов считает, что психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей.
Так, например, А. Багадуин выделяет демократичный, контролируемый и смешанный стили родительского воспитания.
Демократичный стиль характеризуется высоким уровнем восприятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей (причем сами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием.
При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случае детям бывают присущи такие черты, как послушаемость, нерешительность, неагрессивность.
При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией.
5.Заключение.
В связи с тем,
что именно в дошкольном возрасте
наиболее часто встречаются дети,
страдающие различными психологическими
заболеваниями, весьма актуальной является
проблема психопрофилактики