Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:41, дипломная работа
Цель работы - изучение психологических особенностей леворуких детей.
Объект исследования – психологические особенности леворуких детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - мышление, память и внимание у леворуких детей младшего школьного возраста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..
3
ГЛАВА I.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛЕВШЕСТВА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ…..
7
1.1.
Изучение левшества в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………….
7
1.2.
Основные теории исследования левшества……………..
11
ГЛАВА II.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ……………………………………………………….
18
2.1.
Ассиметрия полушарий головного мозга у леворуких и праворуких людей…………………………………………..
18
2.2.
Время предпочтения левшества в раннем детстве………
27
2.3.
Функциональная ассиметрия тела человека……………..
33
ГЛАВА III.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ……………………………………………………….
48
3.1.
Организация и методика исследования………………….
48
3.2.
Результаты экспериментального исследования и их обсуждение………………………………………………….
51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..
60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..
63
Исследования Поля Брока интересуют нас потому, что именно он впервые попытался связать предпочтение одной из рук и полушарие, ведущее по речи. Он предположил, что «существует определенное число людей, у которых естественное превосходство извилин правого полушария изменяет явление ... на обратное», т.е. полушарие, ведущее по речи, всегда противоположно ведущей руке.
Согласно этому представлению у всех правшей ведущим по речи должно быть левое полушарие, у всех левшей — правое. Это правило оказалось справедливым для правшей, леворукие, как, оказалось, разделились на две группы: у одних левшей центры речи были, как и предсказывал П. Брока, в правом полушарии (противоположном ведущей руке), но у других, как и у правшей, они были в левом полушарии.
Вскоре другой ученый, Вернике, обнаруживает в левом же полушарии сенсорный центр речи, поражение которого приводит к расстройству понимания речи (сенсорная афазия). Были обнаружены и другие речевые центры в левом полушарии. В конечном счете, оказалось, что нашей способностью говорить и писать, читать и понимать устную речь мы обязаны работе левого полушария [4].
Постепенно накапливались клинические данные, показывающие, что у левого и правого полушарий есть «свои» функции. Было обнаружено, что у людей с повреждениями левого полушария не только нарушалась речь, но страдали и другие функции — письмо, чтение, произвольная регуляция движений и др. [29].
Выявлены были и нарушения деятельности, связанные с повреждением правого полушария, — глубокие нарушения ориентации в пространстве, затруднение в выполнении некоторых самых простых действий, например, застегивание пуговиц или шнуровка ботинок оказывались непосильными, нарушалось представление о собственном теле. Оказалось, что поражение правого полушария приводит к снижению или потере музыкальных способностей и, прежде всего способности к пению, возникает «музыкальная глухота», в отличие от поражений левого полушария, для которого характерна «словесная глухота» [15].
Установлено, что при поражении правого и левого полушарий нарушаются разные виды памяти, появляются или, наоборот, исчезают разные эмоции, по-разному нарушаются процессы мышления.
Эти наблюдения практически легли в основу складывающихся в течение столетия представлений о межполушарной асимметрии, неравнозначности роли правого и левого полушарий в организации и регулировании различных видов деятельности человека. Но следовало учитывать, что судить о роли полушария по столь простой схеме — при повреждении определенной части мозга нарушена такая-то функция, значит именно эта часть (или зона) мозга контролирует функцию — невозможно. Во-первых, потому что обеспечение любой деятельности, даже самой простой, связано с взаимодействием различных структур мозга; кроме того, любая деятельность представляет собой сложный процесс и может нарушаться не деятельность вообще, а лишь один или несколько ее компонентов, создавая эффект нарушения деятельности в целом. Во-вторых, мозг, особенно мозг ребенка, обладает колоссальными компенсаторными способностями, позволяющими ему приспосабливаться, включать в деятельность иные структуры и механизмы и поэтому наши выводы о работе пораженного мозга могут дать нам неверную или неточную картину [15].
Еще одним вариантом изучения особенностей каждого полушария могло бы быть изучение разъединенных полушарий или расщепленного мозга. Клинические наблюдения за больными с расщепленным мозгом подтвердили с одной стороны функциональное различие полушарий, с другой — показали необходимость взаимодействия каждого из них для полноценной и целостной организации деятельности.
При расщепленном мозге правая рука, анатомически связанная с левым полушарием и функционально подчиненная ему, сохраняет способность к письму, но теряет способность к спонтанному рисованию и копированию даже самых простых изображений. Правая рука утрачивает способность сложить элементарную фигуру из кубиков, выбрать на ощупь геометрические фигуры или определенные предметы. С этими задачами относительно легко справляется левая рука, однако назвать предмет, выбранный левой рукой, не всегда просто. Все эти наблюдения относятся к правшам [25].
По мнению отечественных физиологов Н.Н. Брагина и Т.А. Доброхотовой картина поражений для леворуких отличается тем, что характер нарушений деятельности не связан со стороной поражения мозга и это служит основанием для предположения об отсутствии у неправоруких лиц четкой специализации полушарий мозга. Более того, картина нарушений практически не повторяется, она индивидуальна, вариабельна и изменчива. И в то же время по характеру нарушений картина одностороннего поражения мозга левшей не совпадает с правополушарной симптоматикой у правшей [15].
Изучение функциональной организации мозга у леворуких детей ведется в разных направлениях, одно из них — анализ характера и особенностей межполушарного взаимодействия. Изучение этих механизмов необходимо, т.к. теперь уже ни у кого не вызывает сомнения факт совместной работы полушарий при осуществлении двигательной деятельности. Считается, что предпочтение правой и левой руки связано с различными вариантами функциональной организации мозга и предпочтение правой руки связано с несколько большим функциональным объединением корковых структур, т.е. более жестко «завязаны» не только все зоны каждого полушария, но и полушария между собой. У леворуких — более автономны не только полушария, но и выявлена меньшая жесткость взаимодействия корковых структур в каждом полушарии [44].
Вполне вероятно, что большая вариативность картины функциональной организации мозга в процессе деятельности, разнородность психофизиологических характеристик леворуких связана именно с меньшей жесткостью функциональной организации, с большим количеством «степеней свободы», позволяющим более гибко, разнообразно и незапрограммированно выбирать варианты стратегии деятельности. Гибкость выбора и смены стратегий деятельности (не исключено, что и неустойчивости выбора, и сохранения этой стратегии) несут, безусловно, как положительные, так и отрицательные компоненты деятельности. Очень заманчиво связать эту противоречивость с известными психофизическими характеристиками леворуких людей — повышенной лабильностью, эмоциональной чувствительностью, высоким творческим потенциалом, стремлением к нестандартным ситуациям. В этом случае вполне объяснимы характеристики крайних вариантов «чистых левшей», у которых отмечаются более низкие показатели интеллекта, работоспособности, переключения внимания [37].
Для возможности понимания психологических особенностей леворуких детей необходимо, прежде рассмотреть асимметрию полушарий головного мозга праворукого мира.
Основные функции правого полушария. Главная особенность этого полушария — восприятие выразительности звуков. Все звуки окружающего нас мира меркнут, сливаются в однообразный шум, и человек ничего не сможет о них вспомнить, если не приступит к работе правое полушарие. Воспринимая голос человека, оно занимается и анализом его интонации. Благодаря работе правого полушария, мы способны по голосу узнать близкого человека, отличить мужской голос от женского, только по одной интонации догадаться, хвалят нас или ругают.
Огромнейший мир музыки доступен лишь этому полушарию. При его поражении человек не узнает мелодии хорошо знакомых песен, певец окажется неспособным петь, а музыкант — исполнить даже самое простенькое музыкальное произведение.
К настоящему времени
накоплено достаточно много данных
в пользу преимущественного участия
правого полушария мозга в
обеспечении психической
После прослушивания музыки в стиле «рок» и «диско» время запаздывания двигательной реакции снижается, объем кратковременной памяти на цифры увеличивается, а на образный материал, наоборот, уменьшается. После прослушивания же классической музыки время запаздывания двигательной реакции изменяется незначительно, объем кратковременной памяти на цифры несколько уменьшается, а на картинки, наоборот, увеличивается. Разная по характеру музыка воспринимается с разной степенью участия двух полушарий: классическая музыка вызывает большую активизацию мозга в правом полушарии, ритмическая — в левом. При активной работе правого полушария проявляется высокий уровень ассоциаций и абстрактного мышления, обобщения понятий, а при функциональном лидировании левого полушария облегчаются стереотипные двигательные операции, ассоциации же становятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий [28].
Образная память, способность сохранять длительное время впечатления от увиденного, — это обязанность правого полушария. При нарушении работы этого полушария человек совершенно без всякого удивления будет рассматривать на картинке невероятные изображения: зайца с рогами, розового слона или крылатую корову. Он просто-напросто не заметит на этих рисунках ни малейшего несоответствия. Человеку с отключенным правым полушарием трудно запомнить и затем воспроизвести сложные фигуры и изображения [3].
Пока «выключено» правое полушарие, большинство зрительных задач вызывает очень серьезные затруднения. Человеку становится сложно отыскать на столе глазами необходимую вещь, не удается удержать на ней взгляд и совершенно невозможно уследить, например, за едущим автомобилем или бегущим человеком, но слушать репортаж по радио он сможет.
Для того чтобы европейцам научиться писать и читать, правое полушарие совершенно не нужно. А вот японцам, пользующимся иероглифами, письмо без его участия не удается. Дело в том, что иероглиф — это фигурный знак, миниатюрное абстрагированное изображение какого-то предмета, явления или понятия. При нарушении образной памяти разобраться в иероглифах (как, кстати, и в цифрах, нотах, дорожных знаках) становится невозможно [27].
Правое полушарие помогает нам хорошо ориентироваться в пространстве: помнить обстановку в своей квартире, расположение районов и улиц в городе. Именно правое полушарие напоминает нам, где лежит та или иная вещь, как пользоваться различными домашними приборами и приспособлениями.
Имеется еще одно свойство
правого полушария — перерабаты
Некоторые исследователи доказывают связь правого полушария с бессознательным в психике человека. В пользу этого вывода свидетельствует целый ряд наблюдений за поведением лиц, перенесших операцию по разделению полушарий. Так, когда одному из таких испытуемых нужно было явиться на очередное психологическое обследование, он с удивлением обнаружил, что никак не может одеться: его правая рука, связанная с «сознательным» левым полушарием, застегивала пуговицы на пиджаке, а левая рука, связанная с правым полушарием, расстегивала их. Объяснить этот факт можно только как проявление неосознанного желания избежать обследования [25].
Связью правого полушария с бессознательным объясняется и тот факт, что в хорошо, казалось бы, известном художественном, музыкальном или литературном произведении мы с удивлением обнаруживаем новые грани и качества. И это новое не вызывает сомнения или настороженности, а напротив, выглядит убедительным. Это значит, что мы были готовы принять это новое, что в нас «жило» это знание, хотя мы его и не осознавали. Отсюда и происходит неожиданное, удивленное узнавание, благодаря способности правого полушария к улавливанию множества связей, к организации многозначного контекста.
Теперь рассмотрим основные функции левого полушария. Его работа позволяет человеку понимать обращенную к нему речь, как устную, так и письменную, свободно оперировать цифрами и математическими формулами в пределах формальной логики и усвоенных ранее правил. Но это полушарие плохо справляется с распознанием сложных образов, не поддающихся разложению на простые составные элементы. При помощи только одного левого полушария человек не сможет отождествлять изображения человеческих лиц, не воспримет произведения искусства [38].
Попытаемся представить себе человека с временно отключенным правым полушарием. Такой левополушарный человек отлично владеет речью и проявляет весьма повышенную болтливость. Если его не сдерживать (а сделать это очень сложно), то инициатива в разговоре перейдет к нему. Этот же человек, когда ему ничто не мешает пользоваться обоими полушариями, ведет себя совсем иначе. Таким образом, правое полушарие как бы сдерживает своего левого соседа, не давая ему ступить лишнего шага.
Левополушарных людей
не назовешь приятными собеседниками.
Голос у них становится сиплым,
глухим, гнусавым, а речь утрачивает
свой привычный ритм. Нарушается способность
правильно расставлять
Для левополушарного человека не составляет большого труда выучить длинное стихотворение или запомнить два десятка иностранных слов. Он без труда подсчитает количество находящихся перед ним предметов, решит в уме простую задачу.
Левое полушарие человека сопряжено с двигательной сферой, правое — в основном с чувственной. Подобное расширение сферы чувственного познания у левшей приводит к тому, что им становятся доступны некоторые «исключительные», феноменальные способности восприятия, такие как кожно-оптическое чувство или феномен предвосхищения [37].
Используя во время операций метод стимуляции обнаженной коры мозга человека слабым током, ученые установили следующие важные различия. При раздражении левой височной доли на первый план выступали речевые нарушения — запинание, смазанность речи, повторения, ошибки в названиях предметов. Если же раздражалась правая височная область, у больных возникали очень яркие воспоминания. Происходило как бы проигрывание куска прошлого опыта. Так было выявлено, что отпечатки наших непосредственных впечатлений односторонни и связаны преимущественно с правым полушарием.
В 1968 году в результате детального посмертного исследования мозга у ста человек Норман Гешвинд и Уолтер Левитски сообщили о заметных анатомических различиях между полушариями [28].
Информация о работе Психологические особенности леворуких детей