Психологические особенности неуспеваемости в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Цели курсовой работы: причины психологической неуспеваемости школьников.
Объект: школьная неуспеваемость как психологическая проблема.
Гипотеза: определить является ли низкая мотивация учения причиной неуспеваемости.
База проведения исследования: МОУ СОШ № 42 10 «в», 10 «г» классы.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

Аннотация

     В данной курсовой работе рассмотрена  тема «Психологические особенности неуспеваемости школьников». Курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения. Первая глава посвящена теоретическим аспектам изучения неуспеваемости школьников. Глава состоит из трех подпунктов.  Вторая глава – экспериментальное исследование неуспеваемости. Включает в себя тесты для нахождения детей с эмоциональными расстройствами. 
 

Annotation

     In given term paper is considered subject "Psychological particularities to poor progresses schoolboy". The Term paper consists of two chapters, introduction, conclusions. The First chapter is dedicated to theoretical aspect of the study to poor progresses schoolboy. The Chapter consists of three under-point.  The Second chapter - an experimental study to poor progresses. Comprises of itself tests for finding children with emotional frustration. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Каждый  учитель хочет, чтобы его ученики  хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

     Преодоление неуспеваемости  важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Разрешение этой задачи в условиях общеобразовательной шкоты предполагает широкую пропаганду передового опыта и внедрение результатов педагогических исследований в школьную практику. Не только решение практических и организационных задач может обеспечить преодоление неуспеваемости.

      В данной курсовой работе мы преследуем следующие цели: рассмотреть понятия неуспеваемости и отставания. Разные психологи в своих книгах по-разному трактуют эти понятия. У кого-то они более простые у кого-то развернутые. Так же мы должны выявить причины отставания школьников и более глубже рассмотреть причины отставания подростков.

     Во  второй главе мы проведем исследование. Рассмотрим группу учащихся и определим является ли низкая мотивация к учению причиной неуспеваемости.

     Цели  курсовой работы: причины психологической неуспеваемости школьников.

     Объект: школьная неуспеваемость как психологическая проблема.

     Гипотеза: определить является ли низкая мотивация учения причиной неуспеваемости.

     База  проведения исследования: МОУ СОШ № 42 10 «в», 10 «г» классы. 
 

 

Глава 1. Теоретические аспекты неуспеваемости школьников

1.1 Понятие неуспеваемости и отставания

 

      Если  посмотреть значение слова неуспеваемость школьника в словаре, то мы можем  увидеть такое определение: неуспеваемость - это более низкий по сравнению с предусмотренной учебной программой уровень усвоения учащимися содержания образования. Неуспеваемость служит препятствием для дальнейшего обучения.

     В статьях А.М. Гельмонта мы можем прочитать более расширенное раскрытие понятия неуспеваемости. Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении [10].

     Охарактеризовать  неуспеваемость  учащихся можно как несоответствие подготовки обязательным и специальным требованиям школы в развитии умений и навыков, усвоении знаний, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Для предотвращения неуспеваемости надо своевременно предотвратить и устранить все ее элементы.

     Доктор  психологических наук М.А. Данилов, связывает неуспеваемость с движущими силами процесса обучения, а именно его противоречиями. Он считает, что неуспеваемость возникает в тех случаях, когда возможности учащихся и то, что от них требует обучение, нарушаются. А. М. Гельмонт дал частные характеристики учебного труда. Он указал в своей работе на разные уровни усвоения учебного материала. Под учебным материалом он имеет в виду главы и параграфы учебника, а разные типы усвоения он соотносит с определённым уровнем смысловой переработки и восприятия текста. А.М. Гельмонт делит учащихся на следующие группы [10]:

1. Неуспевающие  учащиеся, которые успевают за ходом объяснения учителя, имеют трудности в восприятии текста учебника.

2. Неуспевающие  учащиеся, которые только частично справляются с анализом-синтезом, когда речь идет о конкретных предметах, не могут связывать смысловые цепочки.

     Обобщает  эти группы нежелание напрягать свои умственные силы, отрицательное отношение к более сложным формам и методам работы, и отсутствие стремления к преодолению трудностей.

     Так же А. М. Гельмонт, соотнес причины неуспеваемости с ее категориями. Им были выделены причины трех категорий неуспеваемости:

     I категория глубокого и общего отставания;

     II категория частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости;

     III категория эпизодической неуспеваемости.

В качестве причин I категории А. М. Гельмонт отметил:

  • низкий уровень предшествующей подготовки ученика;
  • неблагоприятные социальные и общественные обстоятельства (болезнь, физические дефекты, плохие жизненные условия, отдаленность местожительства от школы, отсутствие  родителей, отсутствие заботы и контроля);
  • недостатки воспитанности ученика (лень, недисциплинированность, нетрудолюбие), его слабое умственное развитие.

Для II категории  указаны:

  • недоработка в предыдущих классах (отсутствие базы знаний);
  • недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету, нет стимула к работе.

Для III категории выявлены:

  • недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль;
  • непосещение уроков, невнимательность на уроках,
  • нерегулярное выполнение домашних заданий или использование решебников, или помощь товарищей.

Мы видим  в этой группировке проблемы социального характера, общественного и индивидуальных способностей ребенка. Если учащийся не попадает ни в одну из этих категорий, то у него есть все условия для успешного обучения в школе, он будет показывать хорошие или даже отличные результаты, процент успеваемости будет высокий. Если же учащийся попадает, хотя бы в одну категорию процент успеваемости падает. В случае попадания ребенка во все три категории ребенку грозит полная неуспеваемость, нежелание учиться, пропадает мотивация посещать учебное учреждение.

     В педагогике больше рассматриваются сформировавшейся и фиксированные неуспеваемости. Для того чтобы применять на педагогической практике формы и методы работы, направленные на предупреждение неуспеваемости, необходимо следить за ее начальным появлением. Все знакомы со знаменитой фразой: “Болезнь легче предупредить, чем лечить”. Эту фразу могут использовать не только врачи, но и психологи и педагоги.

     В книге В.С. Цетлина можно найти такое определение неуспеваемости: “Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения - изучение темы, конец четверти, полугодия, года” [27, с.243]. Здесь же В.С. Цетлин даёт определение отставанию. “Отставание - это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово “отставание" обозначает и процесс накапливания невыполнения требований, и каждый отдельный случай того невыполнения, т.е. один из моментов этого процесса. Отставание - это перерыв непрерывности”. Эти два понятия как неуспеваемость и отставание связаны.

     Неуспеваемость  связана с индивидуальными способностями учащихся и естественно среды, в которой вырос и воспитывался учащийся. Важным условием педагогики является обучение и воспитание детей в школе. Школа должна следить за каждым учащимся и оказывать ту или иную помощь, дабы предотвратить отставание и неуспеваемость.

     Исследование  проблемы мы можем связать с широким кругом социальных вопросов, для предотвращения требуются знания всех наук, изучающих человека и личность.

     Дидактика дает определение неуспеваемости, другие науки не могут решить данную задачу, так как понятие неуспеваемости есть, прежде всего, дидактическое понятие, связанное с основными категориями дидактики - содержанием и процессом обучения.

     «Один из этих подходов раскрытия сущности неуспеваемости, состоит в анализе условий, порождающих неуспеваемость. Так, А.А. Бударный связывает неуспеваемость с движущими силами процесса обучения - его противоречиями. Согласно этой позиции, в тех случаях, когда противоречивое единство возможностей учащихся и того, что от них требуется, нарушается, возникает неуспеваемость» [7, с.215]. Сходные мысли высказывает П.П. Блонский, который определяет неуспеваемость как нарушение взаимодействия между учениками, учителями и внешними условиями [5].

     В этих высказываниях мы видим только внешние причины неуспеваемости, в них не рассматриваются внутренние факторы, которые мы рассматривали ранее.

     Отставание - это невыполнение требований (или  одного из них), которое имеет место  на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово "отставание" обозначает и процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т.е. один из моментов этого процесса.

     Противоречивость  такого понимания и терминологии заложена в самой сущности исследуемого явления: процесс отставания складывается из актов отставания.

     Отставание  и неуспеваемость, как мы уже определили ранее, связанны. Неуспеваемость состоит из отставаний, она итог процесса отставания. Один раз отстал, не выполнил домашнее задание, не понял тему, не разобрался дома и т.п. все начинает, скапливается как снежный ком. Один раз отстал, как правило другой, третий это и приводит к неуспеваемости. Неуспеваемость совокупность отставаний.

     Для ответа на вопрос, почему возможно отставание, мы должны, прежде всего, разобрать  факторы успеваемости.

     Мы  можем выделить три основных фактора успеваемости:

  • требования к учащимся, вытекающие из целей школы;
  • психофизические возможности учащихся;
  • социальные условия их жизни, воспитания и обучения в школе и вне школы.

   Требования  к учащимся составляют основу для разработки контрольных заданий и критериев оценок. Требования содержания образования считаются выполненными, если они соответствуют физическому и психическому состоянию школьников.

   У учащихся, есть две стороны: физические возможности (состояние организма его развитие, здоровье) и психические (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания). При разработке требований нужно использовать индивидуальный подход. Нужно иметь в виду способности каждого ребенка.

   Локалова  Н.П. считает, что сихофизические возможности детей изменяются, совершенствуются под влиянием социальных условий, в том числе и влиянием учебно-воспитательной работы школы. Содержание и методы обучения повышают (а иногда задерживают, понижают) возможности учащихся [15].

Информация о работе Психологические особенности неуспеваемости в школе